Танец маленьких негритят фортепиано

Танец маленьких негритят фортепиано

Achille-Claude Debussy запись закреплена

Собрание нот произведений

• Две Арабески L 74 (66) Deux Arabesques
• Двеннадцать этюдов. Первый том L 143 (136) Douze Études. Book I
• Двеннадцать этюдов. Второй том L 143 (136) Douze Études. Book II
• Детский уголок L 119 (113) Children’s Corner
• Образы. Первый том L 105 (110) Images. Book I
• Образы. Второй том L 120 (111) Images. Book II
• Прелюдии. Первый том L 125 (117) Preludes. Book I
• Прелюдии. Второй том L 131 (123) Preludes. Book II
• Бергамасская сюита L 82b (75) Suite Bergamasque
• Сюита для фортепиано L 95 (95) Suite pour le piano

• Баллада L 78 (70) Ballade slave
• Героический берсез L 140 (132) Berceuse héroïque
• Штирийская тарантелла (Танец) L 77 (69) Tarantelle styrienne (Danse)
• Из тетради эскизов L 112 (99) D’un cahier d’Esquisses
• Эстампы L 108 (100) Estampes
• Посвящение Гайдну L 131 (123) Hommage a Haydn
• Более чем медленно (Вальс) La plus que lente (Valse)
• Остров радости L 128 (121) L’isle joyeuse
• Маски L 110 (105) Masques
• Мазурка L 75 (67) Mazurka

• Цыганский танец L 4 (9) Danse bohémienne
• Найденный этюд L 143a Étude retrouvée
• Забытые образы L 94 (87) Images oubliees
• Вечера при свете угля золотого. L 150 Les Soirs illuminés par l’ardeur du charbon
• Ноктюрн L 89 (82) Nocturne
• Пьеса для фортепиано L 117 (108) Piece pour Piano (Morceau de Concours)
• Грёзы L 76 (68) Rêverie
• Маленький негритёнок L 122 (114) Le petit Nègre
• Романтический вальс L 79 (71) Valse romantique
• Страница альбома L 141 (133) Page d’album. Pièce pour l’œuvre du «Vêtement du blessé»

• Два танца** L 113 (103) Deux danses
• По белым и черным** L 142 (134) En blanc et noir
• Море (переложение автора)** L 85 (81) La Mer
• Море. I. От зари до полудня на море* L 85 (81) La Mer. I. De l’aube à midi sur la mer
• Море. II. Игра волн* L 85 (81) La Mer. II. Jeux de vagues
• Море. III. Диалог ветра и моря* L 85 (81) La Mer. III.Dialogue du vent et de la mer
• Блудный сын* L 61 (57) L’enfant prodigue
• Маленькая сюита* L 71 (65) Petite Suite
• Маленькая сюита** L 71 (65) Petite Suite
• Послеполуденный отдых фавна** L 87 (86) Prélude à l’après-midi d’un faune

* Версии для игры в четыре руки
** Версии для двух фортепиано

• Марш экосез* L 83 (77) Marche écossaise sur un thème populaire
• Весна. I. Очень умеренно* L 68 (61) Le Printemps. I. Très modéré
• Весна II. Умеренно* L 68 (61) Le Printemps. II. Moderato
• Струнный квартет Op. 10, L 91 (85) Quatuor à cordes
• Шесть античных эпиграфов (переложение автора) L 139 (131) Six Épigraphes antiques
• Шесть античных эпиграфов* L 139 (131) Six Épigraphes antiques
• Соната для флейты, альта и арфы L 145 (137) Sonate en trio pour flûte, alto et harpe
• Соната для скрипки и фортепиано L 148 (140) Sonate pour violon et piano
• Соната для виолончели и фортепиано L 144 (135) Sonate pour violoncello et piano
• Симфония в Си миноре* L 8 (10) Symphony in B minor

* Версии для игры в четыре руки

• Светский танец (версия для фортепиано) L 113 (103) Danse profane (solo piano)
• Священный танец (версия для фортепиано) L 113 (103) Danse sacrée (solo piano)
• Сюита No. 1 для духового квинтета | Suite No. 1 for Wind quintet
• Элегия L 146 (138) Élégie
• «Линдараха» для двух фортепиано L 103 (97) Lindaraja for two pianos
• Первая рапсодия для кларнета и фортепиано L 124 (116) Première rhapsodie pour clarinette et orchestra
• «Сиринкс» для флейты соло L 137 (129) «Syrinx» pour flûte seule
• Фортепианное трио в соль мажоре L 5 (3) Piano Trio in G
• «Ящик с игрушками» L 136 (128) La boîte à joujoux
• Танец куклы из «Ящика с игрушками» L 136 (128) Danse de la Poupée

• «Забытые ариетты» L 63 (60) Ariettes Oubliées
• «Песни Билитис» L 97 (90) Chansons de Bilitis
• Пять песен (поэмы) на стихи Бодлера L 70 (64) Cinq Poemes de Baudelaire
• «Галантные празднества», первый том L 86 (80) Fêtes galantes, first book
• «Галантные празднества», второй том L 114 (104) Fêtes galantes, second book
• Три песни (баллады) на стихи Вийона L 126(119) Trois ballades de François Villon
• Три песни Франции L 115 (102) Trois Chansons de France
• Три песни для хора (Карл Орлеанский) L 99 (92) Trois Chansons Pour Chor
• Три песни на стихи Верлена L 85 (81) L 63 (60) Trois Mélodies de Verlaine
• Три песни (поэмы) на стихи Малларме L 135 (127) Trois Poémes de Mallarmé

• «Aimons-nous et Dormons» на стихи Теодора де Банвиля L 7 (16) Aimons-nous et dormons, Theodore de Banville
• «Пьеро» на стихи Теодора де Банвиля L 30 (15) Pierrot, Theodore de Banville
• «Зефир» на стихи Теодора де Банвиля L 19 (12) Triolet a Phillis (Zephyr), Theodore de Banville
• «Лунный Свет» на стихи Поля Верлена L 45 (32) Clair de lune, Paul Verlaine
• «Пантомима» на стихи Поля Верлена L 47 (31) Pantomime, Paul Verlaine
• «В Саду» на стихи Поля Граволле L 107 (78) Dans le jardin, Paul Gravollet
• «Сентиментальный Пейзаж» на стихи Поля Бурже L 55 (45) Paysage sentimental, Paul Bourget
• «Спящая красавица» на стихи Винсента Хиспа L 81 (74) La Belle au bois dormant, Vincent Hyspa
• «Рондо» на стихи Альфреда де Мюссе L 17 (30) Rondeau, Alfred de Musset
• «Прозрение» на стихи Стефана Малларме L 57 (53) Apparition, Stephane Mallarme

• «Прекрасный вечер» на стихи Поля Бурже L 84 (6) Beau soir, Paul Bourget
• «Два Романса» на стихи Поля Бурже L 65, 66 (79) Deux Romances, Paul Bourget
• «Полевые цветы» на слова Андре Жиро L 16 (7) Fleur des bles, Andre Girod
• «Мандолина» на стихи Поля Верлена (с эквиритмическим переводом на русский) L 43 (29) Mandoline, Paul Verlaine
• «Прекрасней соборов стихия морская» на слова Поля Верлена L 85 (81) La mer est plus belle, Paul Verlaine
• «В лесной глуши щемящий зов рожка» на слова Поля Верлена L 85 (81) Le son de cor s’affrige, Paul Verlaine
• «Оград бесконечный ряд» на слова Поля Верлена L 85 (81) L’echelonnement des haies, Paul Verlaine
• «Место прогулки двух влюбленных» на слова Тристана Лермита L 129 (118) Le Promenoir des deux amants, Tristan Lhermite
• «Ангел Господень» на слова Грегуара ле Роя L 88 (76) Les Angelus, Gregoire Le Roy
• Берсез из «La Tragedie de la Mort» на стихи Рене Петера L 100 (93) Berceuse sur une vieille chanson poitevine (La Tragedie de la Mort), Rene Peter

• 12 Песен (с эквиритмическим переводом на английский)
1. «Мандолина» на стихи Поля Верлена
2. Романс «L’âme évaporée et souffrante» на стихи Поля Бурже
3. «Прекрасный Вечер» на стихи Поля Бурже
4. «Зелень» на стихи Поля Верлена
5. «Сердцу сладостно томленье» на стихи Поля Верлена
6. «Плачет мое сердце» на стихи Поля Верлена
7. «Деревьев тень в воде» на стихи Поля Верлена
8. «Колокола» на стихи Поля Бурже
9. «Смерть Любовников» на стихи Шарля Бодлера
10. «Вечерняя Гармония» на стихи Шарля Бодлера
11. «Втихомолку» на стихи Поля Верлена
12. «Волосы» на стихи Пьера Луиса
• «Галантные празднества» на стихи Поля Верлена, том второй (с эквиритмическим переводом на английский) L 114 (104) Fetes galantes (Second Book), Paul Verlaine
• Песни (собрание самых известных песен Дебюсси, среднее качество файла pdf, однако присутствует эквиритмический перевод на
английский)
• Песни (с эквиритмическим переводом на русский)
1. «Звездная ночь» на стихи Теодора де Банвиля
2. «Прекрасный вечер» на стихи Поля Бурже
3. «Любимый сын весны» на стихи Поля Бурже
4. «Полевые цветы» на стихи Андре Жиро
5. «Пьеро» на стихи Теодора де Банвиля
6. «Китайский Рондель» (Анонимный поэт)
7. «Лунный Свет» на стихи Поля Верлена
8. «Сентиментальный Пейзаж» на стихи Поля Бурже
9. «Вечерняя Гармония» на стихи Шарля Бодлера
10. «Размышление» на стихи Шарля Бодлера
11. «Смерть Любовников» на стихи Шарля Бодлера
12. «Сердцу сладостно томленье» на стихи Поля Верлена
13. «Прекрасней соборов стихия морская» на стихи Поля Верлена
14. «Оград бесконечный ряд» на стихи Верлена
• «Мандолина» на стихи Поля Верлена L 43 (29) Mandoline, Paul Verlaine
• «Любимый сын весны» на стихи Поля Бурже L 56 (52) Romance (‘Voici que le printemps’), Paul Bourget
• «Звездная Ночь» на стихи Теодора де Банвиля L 2 (4) Nuit d’etoiles, Theodore de Banville
• «Лирические Прозы» на стихи Клода Дебюсси L 90 (84) Proses lyriques, Claude Debussy
• «Рождество детей, лишенных крова» на стихи Клода Дебюсси L 147 (139) Noel des enfants qui n’ont plus de maison, Claude Debussy

• 12 Произведений для Органа (транскрипции)
1. Две арабески
2. «Затонувший собор»
3. Маленькая сюита
5. Прелюдия из кантаты «Дева-избранница»
6. «Маленький пастух» из «Ящика с игрушками»
7. «Девушка с волосами цвета льна» из первого тома прелюдий
8. Andante из Струнного Квартета
9. Прелюдия из кантаты «Блудный сын»
• Фантазия для фортепиано и оркестра L 72 (73) Fantaisie pour piano et orchestre
• Фантазия для фортепиано и оркестра (транскрипция Гюставa Самазеуилa для двух фортепиано) L 72 (73) Fantaisie pour piano et orchestre (Transc. Samazeuilh for two pianos)
• «Девушка с волосами цвета льна» из первого тома прелюдий
• «Менестрели» из первого тома прелюдий
• Ноктюрн и Скерцо для виолончели и фортепиано L 39 (26) Nocturne et Scherzo pour violoncello and piano
• Маленькая пьеса для кларнета и фортепиано L 127 (120) Petite piece for clarinette et piano
• Соната для флейты, альта и арфы (партия флейты) L 145 (137) Sonate en trio pour flute, alto et harpe (flute part)
• Соната для скрипки и фортепиано (партия фортепиано) L 148 (140) Sonate pour violon et piano (piano part)
• Соната для скрипки и фортепиано (партия скрипки) L 148 (140) Sonate pour violon et piano (violin part)

• «Ящик с игрушками» — сюита (транскрипция Андре Капле для игры в четыре руки) L 136 (128) La Boite a joujoux
• Цветные иллюстрации к «Ящику с игрушками» La Boite a joujoux — Color Illustrations
• «Дева-избранница» на стихи Данте Габриэля Росетти L 69 (62) La Damoiselle elue, Dante Gabriel Rossetti
• «Дева-избранница» (ноты для голоса и фортепиано) L 69 (62) La Damoiselle elue, Dante Gabriel Rossetti (piano and vocal score)
• «Дева-избранница» (редукция для фортепиано) L 69 (62) La Damoiselle elue, Dante Gabriel Rossetti (piano reduction)
• «Мученичество святого Себастьяна» — Фрагменты (версия для игры в четыре руки) L 130 (124) Le Martyre de saint Sebastien
• «Триумф Вакха» — Дивертисмент L 33 (38) Le Triomphe de Bacchus
• «Блудный сын» на стихи Эдуара Гино L 61a (57) L’enfant prodigue, Edouard Guinand
• «Блудный сын» — Кортеж и танцевальная мелодия (версия для игры в четыре руки) L’enfant prodigue, Edouard Guinand — Cortege et Air de Danse (piano 4 hands)
• «Король Лир» (оркестральные фрагменты) L 116 (107) Le Roi Lear (orch. score)

• «Игры» (ноты для оркестра) L 133 Jeux (orch. score)
• «Игры» (ноты для фортепиано) L 133 Jeux (piano score)
• «Игры» (транскрипция Леона Роке для игры в четыре руки) L 133 Jeux (transc. Leon Roques for piano 4 hands)
• «Камма» (транскрипция Дебюсси для фортепиано) L 132 (125) Khamma (transc. Debussy for piano)
• «Камма» (транскрипция Лусьена Гарбана для игры в четыре руки) L 132 (125) Khamma (transc. Garban for piano 4 hands)
• Ноктюрны (ноты для оркестра) L 98 (91) Nocturnes (orch. score)
• Ноктюрны (транскрипция Мориса Равеля для двух фортепиано) L 98 (91) Nocturnes (transc. Ravel for 2 pianos)
• «Пеллеас и Мелизанда» (ноты для оркестра) L 93 (88) Pelleas et Melisande (orch. score)
• «Пеллеас и Мелизанда» — «Волосы» (версия для игры в четыре руки) L 93 (88) Pelleas et Melisande — Les cheveux (piano 4 hands)
• «Пеллеас и Мелизанда» — Интерлюдии (транскрипция Густава Самазейла для фортепиано) L 93 (88) Pelleas et Melisande Interludes (transc. Samazeuilh for piano)

• «Образы» (ноты для оркестра) L 118 (122) Images pour orchestre (orch. score)
• «Образы» (первая и вторая части, транскрипция Андре Капле для двух фортепиано) L 118 (122) Images pour orchestre (transc. Caplet for 2 pianos)
• «Образы» (транскрипция Андре Капле для игры в четыре руки) L 118 (122) Images pour orchestre (transc. Caplet for piano 4 hands)
• «Образы» (транскрипция Люсьена Гарбана для фортепиано) L 118 (122) Images pour orchestre (transc. Garban for piano)
• «Море» (ноты для оркестра) L 85 (81) La Mer (orch. score)

Источник

Разработка Открытого урока по теме: «Особенности работы над художественным образом с учащимися младших классов. К. Дебюсси « Маленький негритенок»

Цель данной разработки: Достичь эмоциональности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_raboty_nad_hud_obr.docx 36.25 КБ

Предварительный просмотр:

преподавателя фортепиано ДМХШ «Апрель»

Гурьевой Екатерины Владимировны

Ученик: Уткина Полина ,3 класс

Тема : « Особенности работы над художественным образом с учащимися младших классов. К. Дебюсси « Маленький негритенок»

Цель урока : Достичь эмоциональности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося.

— научить анализировать музыкальное содержание произведения, грамотно работать над текстом; умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;

— научить применять полученные навыки и умения не только со стороны технического исполнения, но и для создания живого, выразительного образа.

— развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения; способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости; стимулировать творческую активность.

поддерживать интерес к музыке; формировать позицию активного сопереживания исполняемого произведения; способствовать формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность.

Форма : Индивидуальный урок

Тип урока : Урок комбинированного типа, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполнения домашнего задания, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.

Словесные: беседа, объяснение, анализ текста, структуры музыкального произведения;

Наглядные: показ, исполнение педагогом на инструменте.

Практические: работа на инструменте, исполнение отдельных фрагментов произведения вместе с преподавателем.

Форма организации работы: индивидуальное занятие, направленное на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения.

Учебно-методический комплекс: музыкальный инструмент– фортепиано, нотные пособия.

Литература, использованная на уроке: нотный материал.

Структура учебного занятия (этапы учебного занятия)

Вводная часть . 2 мин.

Организация начала занятия.

Мотивация ученика на совместную деятельность.

Основная часть. 34 мин.

Работа над созданием художественного образа в произведении «Маленький негритёнке» К. Дебюсси. Теоретическое и практическое освоение музыкального текста с позиции образного, содержательного, структурного плана произведений. Анализ формы произведения. Совместный анализ средств художественной выразительности. Исполнение с педагогом отдельных фрагментов. Поиск способов для достижения выразительного исполнения. Закрепление знаний и навыков.

Подведение итогов . 4 мин.

Самоанализ ученика работы над произведением. Оценка результатов урока педагогом. Домашнее задание.

К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

1. Вводная часть. Приветствие, представление ученика, сообщение темы урока.

Вступительное слово педагога:

Наш урок посвящен художественному содержанию произведения «Маленький негритёнок» французского композитора К. Дебюсси. Основные задачи при работе над художественным образом:

— выявить структуру произведения, основные разделы, характер тем, их выразительное значение; то есть провести анализ строения, формы произведения;

— проследить динамику развития: определить линии подъема и спада напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

— проанализировать используемые в произведении средства музыкальной выразительности — гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру изложения, исполнительские штрихи и т. д. — с точки зрения их эмоционально — смыслового значения.

Сочинения композиторов — импрессионистов с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами способны разбудить детскую творческую фантазию. Пьеса «Маленький негритенок» была написана в 1913г. В произведении изображён маленький весёлый негритёнок, который танцует и поет песенку.

Исполнение ученицей произведения. После задаются вопросы обучающейся: «Расскажи о жанре этого произведения. Какой характер музыки? Сколько в нем частей?»

Эти вопросы активизируют, заостряют внимание и приучают ученика прислушиваться к своему исполнению.

Работа над фразировкой, интонированием, характером частей.

3. Подведение итогов урока.

Правильное воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не эмоциональная, не увлекает слушателя. Необходимо, чтобы ученик не только изучил произведение, но и внутренне «пережил» его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту. Вывод: достигнуть успеха в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, и пианистически.

Данное занятие является продолжением работы над произведением на предыдущих уроках. Приобретенные знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как выразительность исполнения, наряду с технической и исполнительской базой, является важной составляющей в работе музыканта над созданием художественного образа произведений.

На уроке мы попытались разобраться с формой произведения, тематическом развитии музыкального материала. Были закреплены теоретические и практические знания учащегося. Ученица имеет ясное представление о структуре произведения, о характере, фразировке, штрихах. И в домашних занятиях может выполнять осознанные исполнительские действия в связи с музыкальными задачами.

Полине 10 лет. Учитывая ее возраст, музыкальные и исполнительские данные, я старалась своевременно переходить к более серьезному, взрослому тону занятий, реже давать готовые решения и чаще ставить перед ним проблемы, требующие продумывания.

Атмосфера сотрудничества при решении поставленных задач благотворно влияла на усвоение музыкального материала.

Занимаясь на уроках фортепиано с учащимися младшего возраста, постоянно приходится учитывать особенности их психики и физиологии, которые оказывают определяющее влияние на поведение.

При переходе от детского сада к школе ребенок начинает кардинально меняться, у семилетнего ребенка меняется рост, вес, уходят наивность, непосредственность, появляется некоторая манерность в поведении. Если раньше внешняя и внутренняя сторона личности были одним целым, то теперь они начинают обособляться, потому что между ними появляется интеллектуальный момент.

Данные интеллекта, воображения, слуха, темперамента каждого ребенка индивидуальны, как и двигательные способности. Чем выше природные данные ученика, тем большего результата может добиться педагог, но цель любого обучения – развитие личности, и, независимо от данных, в процессе работы над техническими приёмами и музыкально-художественными образами, идёт развитие всех названных способностей и ученик развивается музыкально и интеллектуально.

У одарённых детей очень трудно провести точную грань между работой над техникой и работой над художественным образом, нет особой необходимости детально расписывать содержание, сюжет. Способный ученик сам придумает и название, и образ, тот, что представляется его воображению.

Из практики занятий с детьми можно заметить, что ученики со средними способностями с большим интересом играют программные произведения, чем инструктивную литературу, где преследуются чисто «технические» и умственные задачи, не затрагивающие его воображение. Хотя развитие техники всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.

Чем ниже музыкально — художественный уровень, то есть данные интеллекта, воображения, и особенно слуха, темперамента, а также технические способности ученика, тем труднее добиться художественно значимого исполнения. Даже при условии владения хорошей техникой исполнения.

Ученикам младших классов целесообразно давать для разучивания яркие образные сочинения, включающие классические произведения, джаз, ансамбли, чтобы одновременно с технической работой ученика развивать музыкально, интеллектуально, артистически, чтобы достигнуть как можно большего успеха в работе над «художественным образом».

Вывод: достигнуть успеха в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, и пианистически.

Что такое «художественный образ произведения»?

Это сама музыка, музыкальная речь с её закономерностями и её составными частями — мелодией, гармонией, полифонией и т. д., с определённым формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием. Музыкальная речь не может существовать без интонации. Благодаря интонации речь оживает, и мы можем услышать, как «нотки начинают разговаривать», как заметила одна ученица.

При работе над художественным образом эмоциональное состояние ученика будет совсем иное, повышенное по сравнению с тем, какое бывает при разучивании этюдов, учащемуся значительно проще объяснить, каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами, и, следовательно, какими «игровыми» приёмами надо будет исполнять данное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, т. е. – соответствовало своему содержанию. Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. Обращается внимание на исполнительские трудности, которые отрабатываются отдельно.

В педагогической практике можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности, метричности, «корявости». Тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития. Исполнение в этом случае раздроблено на мелкие элементы.

Основные задачи при работе над художественным образом:

— выявить структуру произведения, основные разделы, характер тем, их выразительное значение; то есть провести анализ строения, формы произведения;

— проследить динамику развития: определить линии подъема и спада напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

— проанализировать используемые в произведении средства музыкальной выразительности — гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру изложения, исполнительские штрихи и т. д. — с точки зрения их эмоционально — смыслового значения.

В практической работе над произведением целесообразно также пользоваться также приемами дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и сопоставлений. Так, при определении эмоционального настроя основных тем произведения полезны пропевание, жестовое воспроизведение музыкальных интонаций; дирижирование, с помощью которого понимается общая логика музыкального развития, его драматургия;

Ассоциации и сравнения помогут более глубокому пониманию музыки, осознанию различий между частями, основными разделами произведения.

К. Дебюсси. Маленький негритенок

Сочинения композиторов — импрессионистов с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами способны разбудить детскую творческую фантазию.

Пьеса «Маленький негритенок» была написана в 1913г. В произведении изображён маленький весёлый негритёнок, который танцует и поет песенку (рисунок 1).

Главным выразительным средством становится синкопированный ритм — с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле. Джазовые ритмы пронизывают эту фортепианную миниатюру. в пьесе использованы наиболее яркие признаки этого жанра — четкая, механистически точная ритмика с синкопами, острые секундовые звучания в аккордах, резко контрастная динамика.

В пьесе звучит кэкуок — модный в начале века танец американских негров, название в переводе с английского означает шествие с пирогом ( награда лучшему танцовщику). Это был танец-соревнование, где каждая пара старалась превзойти соперников в чередовании высоких замахов ногой, быстрых шагов и подпрыгивании. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кек — уок» (или дословно «Кэкуок Голливога»). Сюита была написана К. Дебюсси и посвящена своей маленькой дочери Эмме. Девочка была очень веселой, подвижной, и, как все дети, любила играть со своими игрушками, разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. К. Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькой дочери. Куклы «голливоги» были чрезвычайно популярны у детей в Америке, Британии, Австралии и странах Европы до 60-х годов XX века. Вроде плюшевого мишки (рисунок 2)

Кукла изображала участника музыкального представления, в котором белые актеры и певцы красили лица черным, оставляя губы и глаза (темнокожие, наоборот рисовали глаза и рот белым).

Ритм кейкуока имеет характерные острые синкопы. Музыкальный размер — 2/4, исполняется в темпе быстрого марша. Фортепиано представлено как инструмент ударный, переносит принципы ансамблевой игры на банджо, подчеркивая и утрируя их. Техника основывается на стаккатных звучаниях, на аккордовых кляксах, на жестких и ярких ритмических акцентах.

Первоначальный образ — представление прочно запоминается, и от того, насколько он будет ярким, верным, соответствующим авторскому замыслу, зависит во многом результат всей последующей работы. Исполнитель прежде всего должен почувствовать образ сочинения, его архитектонику, как подчеркивал. Яркость первого впечатления несет в себе индивидуальное, особенное переживание, что впоследствии будет определяющим. После предварительного знакомства с произведением за инструментом –полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального образа. Слово, заключенное в нем понятие способствует более ясному и четкому осознанию переживания.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения.

При определении характера произведения следует изучить имеющиеся в нотном тексте авторские и редакторские указания — обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т. п. Эти указания в пьесе «Маленький негритенок» даются на итальянском языке и французском, нужно знать точное значение этих иностранных терминов.

Надо определить форму пьесы (написана в трехчастной форме с контрастирующей серединой), её строение, деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины, необходимо выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Обозначение темпа и характера (Allegro giusto) тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки. Предварительно определив тональность произведения, отметить наличие случайных знаков альтерации, что также характерно для джазовой музыки.

Исполнительски трудна в первую очередь сама тема. Основная тема звучит очень ритмично, звучание должно быть четким, механичным и резковатым при продуманной, минимальной педализации, где прямая педаль берется в основном на сильные доли.

Большого внимания требует правильное выполнение ритма — следует избегать ускорений и «проглатываний» ритмических долей, нужно до автоматизма запомнить пульсацию – с помощью хлопков, выбивания дроби и т. п.

Постоянного внимания требует смена штрихов легато и стаккато. Характерная авторская фразировка требует очень точных пальцевых движений. Во время работы над ритмом, артикуляцией придумали подтекст, чтобы понять ритмический рисунок, так как синкопы, ломают классическую ритмическую картину. В работе над синкопами невозможно добиться успеха, не поняв деление на мотивы.

То есть работа над художественным образом идет параллельно с работой над техникой.

В работе над пассажами требуется точная аппликатура, умение подкладывать 1 палец. Необходимо контролировать свободу и пластичность руки, активную работу пальцев, точное выполнение штрихов, ритма, пауз. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения. Требует особых усилий соединение партий правой и левой руки.

Эффективным средством работы над художественным образом произведения является дирижирование. Замечательный фортепианный педагог писал, что для него понятие «пианист» включает в себя понятие «дирижер», и советовал при изучении произведения для овладения его «. ритмической структурой, то есть организации и временного процесса, поступать совершенно так же, как поступает дирижер с партитурой: поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца»

Партия правой руки в середине пьесе представляет собой достаточную трудность, рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Необходимо дослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Выразительность, эмоциональная яркость исполнения зависит во многом от исполнения мелодической линии, так как именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Большую пользу в работе над мелодией приносит метод пропевания. Полезно поучить правой рукой только мелодическую линию (без аккомпанемента ), затем с аккордами, проверяя баланс соотношение звука «мелодия-аккомпанемент». Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Мелодию и звуки подголоска надо научиться играть на одном движении. Затем можно приступать к прослушиванию нижнего голоса и его присоединения к верхнему голосу и аккомпанементу. Как и везде, выдержанные звуки и аккорды следует брать с таким расчетом, чтобы они тянулись и были дослушаны до конца, а не заглушались мелодическим и гармоническим движением. Необходимо вслушиваться в тонкие гармонические сдвиги.

Обращение к пению как к эталону музыкального интонирования, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» играют, по мнению Б. Асафьева, важную роль в формировании навыков выразительного произнесения мелодии, умения «петь на фортепиано». Еще советовал «. для правильного исполнения фразы (Gedanken) пропеть ее самому. , замечательный русский пианист и педагог, всегда «. добивался, чтобы пианист постиг то особое мускульное ощущение интервала, которое знакомо каждому поющему человеку. «.Метод пропевания особенно эффективен в работе над пьесами кантиленного характера, где требуется певучее, выразительное исполнение мелодического голоса.

В пьесе, в средней части, и в переходе к ней важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Надо провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью.

Так как композитор точно выписывает динамику, наша задача все точно выполнить. Определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Необходимо добиться в исполнении ученика нарастания эмоционального напряжения к кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы. Динамический план, выстроенный от pp до ff позволяет играть смело, ярко выражая характер главного героя.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Можно попробовать отразить эмоциональную программу в виде схемы, условного графического изображения, план интерпретации, должна отражать «стратегию и тактику» исполнения, его общую логику, закономерную смену выражаемых музыкой чувств и настроений, линию драматургического развития музыкального образа.

В заключение хочется повторить, что достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения.

1. Алексеев обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка,1978.

2. Асафьев форма как процесс. –М.: ЕЕ медиа, 2012.

3. Баренбойм фортепианной педагогики и исполнительства.-Л., 1969.

4. ГинзбургЛ. О работе над музыкальным произведением: Метод, очерк.-2-е изд. — М., 1960.

5. ортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианнойигре. — М.: Классика

6. КоганГ. Уврат мастерства. М.: Классика XXI, 2004

7. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и доп. — М.:Дека-ВС,

8. Николаев по истории фортепианной педагогики и теории пианизма.

Источник

Оцените статью