Три немецких танца
Австрийский композитор. Годы детства и юности связаны с Зальцбургом, где его отец Леопольд, композитор и педагог, автор знаменитой «Школы скрипичной игры», служил в капелле архиепископа. Он стал первым и единственным учителем сына. Гениальная одаренность проявилась у ребенка очень рано. В пять лет он уже сочинял музыку, а в шесть вступил на путь профессионала-концертанта — в 1762 году отец повез его с сестрой в поездку по Европе, принесшую Моцарту широкую известность. Виртуозно владея клавесином, скрипкой и органом, мальчик соревновался с выдающимися артистами. Импровизировал на заданные темы, играл с листа ноты незнакомых сочинений и аккомпанировал по слуху певцам. Моцарт был удостоен ордена «Золотой шпоры» от папы римского, избран членом Болонской и Веронской филармонических академий, а миланский театр включил его в число своих авторов. Он пишет по заказам архиепископа духовную музыку, а также сонаты, концерты, симфонии (Симфонию соль минор N 25, своей мятежностью близкую духу литературного течения «Бури и натиска») и т.д. Желание освободиться от унизительного положения слуги, в которое музыкант поставлен архиепископом, рождают у композитора решение покинуть зальцбургскую капеллу. Сделав это, Моцарт стал первым в истории музыки свободным художником. Это решение он оплатил дорогой ценой — необеспеченностью (в последние годы — нищетой), постоянным перенапряжением творческих и физических сил. В Вене Моцарт создает оперы «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и другое. Пишет сотни шедевров инструментальной музыки — симфонии, квартеты, трио, сонаты, фантазии, концерты. Выступает как пианист, пишет концертные арии, открывает для себя и изучает творения Баха и Генделя. Но чем глубже и индивидуальнее становится его музыка, тем меньшим успехам пользуется она в Вене. Светлыми страницами последних лет остались дни, проведенные в Праге (где был написан «Дон Жуан» и поставлена «Свадьба Фигаро»), а также встреча в Вене с Гайдном, ставшая началом искренней и нежной дружбы. Прощальностью окрашены последние творения композитора, в том числе, писавшийся по заказу реквием.
Жизнь Моцарта и, в особенности, его ранняя кончина окутана тайной. Композитор был похоронен в общей могиле. Так сложилось, что глава города, в котором в последние годы жил Моцарт, издал указ о захоронениях, где граждане среднего сословия могли быть похоронены только в общей могиле. Указ действовал всего два года. Но Моцарта вынуждены были похоронить именно так. Сейчас там неподалеку стоит памятник и скромная табличка с надписью. Но мир именует его космическим, глубоко человечным и солнечно ясным композитором.
Смотрите также ноты произведений композитора Вольфганг Амадей Моцарт:
Источник
Моцарт Вольфганг Амадей / Mozart Wolfgang Amadeus — Три немецких танца
Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart — Йоханн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт; 27 января 1756 — 5 декабря 1791) — один из величайших композиторов мира, один из основоположников классической музыки. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два — имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В 1771 г. в Милане, опять же при противодействии театральных импрессарио, все же была поставлена опера Моцарта «Mitridate, Rе di Ponto» (Митридат, царь Понтийский), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию №31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
В 1783—85 гг. созданы шесть знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Свадьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».
После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Закончил его уже ученик Моцарта Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.
Источник
Моцарт и танец — Mozart and dance
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал много танцевальной музыки как для публичного использования, так и в качестве элементов более крупных произведений, таких как оперы, квартеты и симфонии. По воспоминаниям тех, кто его знал, сам композитор очень любил танцевать; он был искусен и часто танцевал.
СОДЕРЖАНИЕ
Танцевальная музыка Моцарта
Сохранилось около 200 танцев Моцарта. Современное издание танцев, опубликованное Neue Mozart-Ausgabe, насчитывает около 300 страниц в партитуре. Полный список танцев Моцарта см. В этом списке .
История
Моцарт начал писать танцы, когда ему было пять лет; см. Nannerl Notenbuch . В 1768 году, когда Моцарту было 12 лет, его отец Леопольд сообщил, что Вольфганг сочинил «много менуэтов для всех типов инструментов». Моцарт продолжал писать танцевальную музыку для различных случаев в Зальцбургский период своей жизни (до 1781 года).
После его переезда в Вену темп создания танцевальной музыки увеличился, так как 7 декабря 1787 года Моцарт был назначен композитором Королевской и Императорской камер для императора Иосифа II . Эта должность, хотя в основном синекура, имела своей основной обязанностью составление танцев для балов, проводимых в Redoutensälen (публичные бальные залы) Императорского дворца . Моцарт скрупулезно выполнил это требование, сочиняя множество танцев. Обычно он писал танцы каждый год с конца декабря до начала марта; это отражало расписание императорских балов, которые, по словам Аберта, проводились «каждое воскресенье во время карнавального сезона, а также в последний четверг перед Великим постом и в последние три дня карнавала». Есть танцы 1788, 1789 и 1791 годов; ни одна из них не датируется 1790 годом, потому что император был болен и умер 20 февраля того же года.
Жанры
Танцы Моцарта преимущественно в трех жанрах.
Менуэт
Менуэт был немного старомоден по времени Моцарта. Он был аристократического происхождения, элегантен и величественен. Моцарт писал свои менуэты в троичной форме ; то есть сначала собственно менуэт, затем контрастирующая часть трио, за которой следует возвращение менуэта.
Моцарт также написал большое количество менуэтов, предназначенных для прослушивания, а не для танцев: они встречаются (обычно как третья из четырех частей) в его симфониях, струнных квартетах и многих других произведениях. Эти менуэты обычно длиннее, быстрее по темпу и менее регулярны в фразе, чем менуэты, предназначенные для танцев.
Немецкий танец
Немецкий танец ( Deutscher Tanz [ de ] ) возник в среде низших социальных слоев. Он был намного живее менуэта и чем-то напоминал вальс . Тесный физический контакт между танцорами вместе с постоянным вращением, вызывающим головокружение, привели к тому, что этот танец был назван аморальным. Тем не менее его широко танцевали. Немецкие танцы Моцарта, как и менуэты, имеют троичную форму, но обычно с добавленной кодой . Аберт отмечает, что кода «в большинстве случаев относится к финальному танцу и часто включает в себя всевозможные оркестровые шутки». Пример немецких танцев см. В Three German Dances , K. 605.
Контреданс
Контреданс был формой, произошедшей от английского деревенского танца . Как и его предок, он был богат фигурами (отдельными движениями и узорами) и был популярен среди всех социальных слоев.
Моцарт составлял контрдансы как последовательность нескольких частей. Иногда они цитируют популярные мелодии; например, К. 609 цитирует арию « Non più andrai » из оперы Моцарта « Женитьба Фигаро» .
Из трех жанров в начале карьеры Моцарта преобладают менуэты, два последних типа — позже.
Приборы
Ядром танцев является упрощенный оркестр, в котором нет альтов, а басовые инструменты (виолончель и контрабас) играют одну и ту же линию. Обычно сюда входят разнообразные духовые инструменты, часто — трубы и литавры. К этим основным инструментам несколько танцев добавляют дополнительные инструменты, которые обычно не встречались в оркестре времен Моцарта: пена и барабан , бубен , настроенные сани , шарманка , почтовый рожок и флаголет , который был пикколо времен Моцарта.
Более поздние танцы, имевшие коммерческий успех (см. Ниже), были переписаны для других инструментов, таких как фортепиано, чтобы люди могли играть на них дома. Эти транскрипции обычно не являются работой самого Моцарта.
Сочинение
Как отмечает Flothuis, танцы Моцарта, как правило, написаны строго восьми- и шестнадцатитактовыми фразами, что отражает их функцию танцевальной музыки. Они также склонны использовать ограниченный гармонический словарь.
Очевидно, Моцарт очень быстро умел сочинять танцы. Его биограф Георг Николаус фон Ниссен рассказал эпизод из визита Моцарта в Прагу в начале 1787 года. В версии, данной Абертом (2007), Моцарт пообещал графу Иоганну Пахте набор контрдансов. Но «его неспособность поставить эти пьесы побудила графа вызвать его к себе домой за час до еды и дать ему письменные принадлежности с инструкциями, чтобы он написал танцы там и затем так, как они должны были быть исполнены в тот же день». к моменту начала трапезы девять танцев для полного оркестра были исполнены с полной партитурой ». Ниссен в другом месте рассказывает похожую историю о Моцарте, сочиняющем четыре полностью оркестрированных контрданса менее чем за полчаса; аналогичный темп.
Возможно, неудивительно, что Моцарт, кажется, чувствовал, что композиция танцев не очень сложна: он однажды сказал, что его зарплата как композитора императорской камеры была «слишком большой для того, что я делаю, слишком мало для того, что я могу делать».
Прием
Танцы Моцарта, особенно те, которые были сочинены в его официальном качестве при императорском дворе, были популярны. Обычно они печатались вскоре после их появления, и, по словам Соломона, доходы от танцев частично помогли Моцарту оправиться от финансовых затруднений, в которые он впал в конце 1780-х годов. В последующие годы они часто переиздавались.
Сегодня, однако, кажется, что танцы мало исполняются или записываются, по крайней мере, по сравнению с другими произведениями Моцарта, такими как зрелые симфонии или концерты. Тем не менее, критики хвалят их. Алекс Росс писал о танцах (2006 г.): «Их неприятно слушать в большом количестве, но они полны живых, даже нелепых деталей и служат напоминанием о том, что композиторы восемнадцатого века должны были быть искусными в продюсировании. и «популярная», и «серьезная» музыка, и что между ними нет категоричной разницы ». Аберт (2007) писал: «Самым поразительным аспектом этих танцев является их практически неисчерпаемый фонд изобретений. Хотя их форма предлагает лишь ограниченные возможности для экспериментов, каждый танец отличается от других». Линдмайр-Брандл (2006) пишет, что «[танцы], доступные сегодня, воплощенные в жизнь в концертном зале или в записях, представляют собой драгоценное сокровище, непосредственное выражение радости жизни».
Танец в операх Моцарта
Моцарт включил солидный балет в конце своей оперы « Идоменей» (1781); он пошел против прецедента в то время, чтобы написать музыку для балета сам, а не поручать ее другому композитору.
«Свадьба Фигаро» (1786) включает в себя важную танцевальную сцену, в которой Сусанна передает притворную любовную записку графу Альмавиве во время фанданго . Танцевальная сцена на премьере вызвала сопротивление театрального менеджмента, и Моцарт и его либреттист Лоренцо да Понте с трудом сумели включить ее.
Возможно, самой сложной танцевальной сценой в операх Моцарта является сцена вечеринки в конце первого акта « Дон Жуан» (1787): гости на его вечеринке танцуют одновременно три танца, каждый под свою музыку в взаимосвязанном ритме. Как описывает это Линдмайр-Брандл (2006), танцы присваиваются персонажам систематически: социальный класс каждого персонажа сопоставляется с традиционными классовыми ассоциациями его или ее танца. Таким образом, «представители знати — Донна Анна, Донна Эльвира, Дон Оттавио с Дон Жуаном — начинают менуэт, затем Дон Жуан приглашает [крестьянскую девушку] Церлину танцевать контраданс; и, наконец, слуга Лепорелло танцует немецкий танец с крестьянин Мазетто «.
Моцарт как танцор
Моцарта учили танцевать, когда он был маленьким. Его первое публичное выступление в качестве исполнителя состоялось в пятилетнем возрасте, когда он танцевал в латинской пьесе «Sigismundus Rex», поставленной в честь окончания учебного года в Зальцбурге (1 и 3 сентября 1761 года). (Его публичная карьера инструментального исполнителя началась всего несколько месяцев спустя.) В 1770 году (14 лет) он написал письмо своей сестре Наннерл из Италии, в котором сообщалось, что «мое единственное развлечение на данный момент состоит из английских [контрдансных] шагов. , и Capriol и spaccat «.
Что касается взрослого Моцарта, биограф Ниссен сообщил, что «он страстно любил танцы и не пропускал ни публичных балов в театре, ни домашних балов своих друзей. И он действительно танцевал очень хорошо, особенно менуэт». Предположительно, Ниссен полагался здесь на показания жены Моцарта Констанции , на которой он женился через несколько лет после смерти Моцарта. Другой отчет поступил от друга Моцарта, тенора Майкла Келли , который в своих Воспоминаниях писал: «Каким бы великим ни был гений Моцарта, он был энтузиастом танцев и часто говорил, что его вкус заключался в этом искусстве, а не в музыке».
По крайней мере, как указывает одно из его писем, Моцарт предпочитал танцевать с партнерами, которые могли соответствовать его собственным способностям. 6 октября 1777 года он написал своему отцу Леопольду из Мюнхена (где он искал работу) и сообщил:
Были танцы, но я станцевал всего четыре менуэта и к 11 часам вернулся в свою комнату; потому что со всеми этими девушками была только одна, которая могла танцевать в такт ритму, и это была мадемуазель Кезер.
У Моцарта было много возможностей пойти потанцевать в свое время, так как бальные танцы были чрезвычайно популярны. Кроме того, в юности его собственная семья устраивала танцы в своем доме в Зальцбурге. В 1773 году Леопольд перевел семью Моцарта из квартиры на Гетрайдегассе , где родились Вольфганг и Наннерль, в более просторное новое помещение в Доме Танцующего Мастера (нем. Tanzmeisterhaus ). Эти комнаты, ранее занимаемые учителем танцев, включали довольно большой зал, который Моцарты использовали для танцев (а также для концертов и других мероприятий).
В 1783 году, после переезда в Вену, Моцарт сам устроил бал, несмотря на несколько тесноту, которую он занимал со своей женой Констанц (три комнаты). Это событие записано в письме, которое он написал Леопольду (22 января 1783 г.):
На прошлой неделе я устроил бал в своих комнатах; — но само собой разумеется, что молодые красавцы заплатили по 2 флорина; мы начали в 6 вечера и остановились в 7 — что? всего час? — Нет, нет — в семь утра.
Далее в письме объясняется, что бал проводился в больших пустых комнатах, примыкающих к собственной квартире Моцарта, и на нем присутствовало много людей.
Рекомендации
- Аберт, Герман (2007) В. А. Моцарт . Новая версия переведена Стюартом Спенсером и снабжена комментариями Клиффа Эйзена . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
- Браун, Брюс Алан (2006) «Балет» в Клиффе Эйзене и Саймоне Кифе , редакторах Кембриджской энциклопедии Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Deutsch, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Эльверс, Рудольф (1961) Предисловие к Vol. 1 из танцевального издания Neue Mozart-Ausgabe . На немецком. Доступно онлайн; см. ссылку ниже .
- Flothuis, Marius (1988) Предисловие к Vol. 2 из танцевального издания Neue Mozart Ausgabe . На немецком. Доступно онлайн; см. ссылку ниже .
- Heartz, Daniel (1990) Иконография танцев в бальной сцене Дон Жуана . Глава 10 его книги Оперы Моцарта . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. Выдержки доступны в Интернете в Google Книгах.
- Линдмайр-Брандл, Андреа (2006) «Танец», Клифф Эйзен и Саймон Киф, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Плат, Вольфганг (1998) «Эскизный лист контрданса Моцарта» La Bataille «. У Алана Тайсона и Зигхарда Бранденбурга , ред., Гайдна, Моцарта и Бетховена: исследования музыки классического периода. Очерки в честь Алана Тайсона . Издательство Оксфордского университета. ISBN0-19-816362-2 .
- Розен, Чарльз (1971/1997) Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон.
- Раштон, Джулиан (1981) В. А. Моцарт: Дон Жуан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN978-0-521-29663-2 .
- Соломон, Мейнард (1995) Моцарт: Жизнь .
Источник