Танцы народов севера ноты

Танцы народов севера ноты

Книга: «Методика преподавания народного танца: танцевальные движения и комбинации на середине зала»

Год издания: 2004

В учебном пособии изложена методика преподавания упражнений народного танца, проводимых на середине зала. Учебный материал, способствующий дальнейшему развитию суставно-связочного аппарата учащихся, расположен последовательно. Даны рекомендации по изучению упражнений, методика разучивания танцевальных комбинаций и построения средней части урока.

Книга: «Методика преподавания народного танца: этюды»

Год издания: 2004

Издание является продолжением пособий «Методика преподавания народного танца: упражнения у станка», «Методика преподавания народного танца: танцевальные движения и комбинации на середине зала». В данном учебном пособии приводятся этюды, разработанные на основе различных народных танцев. Хореографические этюды разнообразны по лексике и композиции.
Учебный материал дан в четкой потактовой раскладке, дополнен схемами, рисунками, нотами, что несомненно облегчит разбор записи, а также поможет точнее передать характер и манеру народного танца.

Книга: «Танцы разных народов»

Автор: Л. Богаткова

Год издания: 1958

В книгу включены народные танцы разных стран, доступные для исполнения самодеятельными танцевальными коллективами. По словам автора, знакомство с национальной культурой разных народов — с музыкой, танцами, живописью, драматургией, декоративно-прикладным искусством, литературой — расширяет кругозор молодежи, помогает ей ближе узнать друг друга, укрепляет стремление молодых людей разных стран жить в мире и дружбе. Недаром творческие коллективы, приезжающие из другой страны, народ называет «.
В книге даются методические пояснения, а также нотный материал.

Книга: «Русский народный танец. Север России»

Автор: А.А. Климов

Год издания: 1996

Русский музыкальный и танцевальный фольклор условно делят на стилевые зоны, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, костюмы, манеру исполнения хороводов, плясок и даже отдельных движений. Одна из стилевых зон — северная часть России, в которую мы объединили Архангельскую, Вологодскую, Костромскую и Кировскую (Вятскую), а также часть Мурманской области. Здесь веками складывалась и развивалась самобытная культура русского народа, рождались песни, танцы, создавались костюмы.
Из всех названных областей основное внимание уделено Архангельской — самой большой области севера России по территории и населению.
Территория нынешней Архангельской области начало постепенно заселяться новгородцами в XI веке, и в конце этого же века земли по Северной Двине были подчинены Новгороду. Новгородские купцы построили здесь населённый пункт — Холмогоры, который впоследствии стал центром Новгородского Заволочья. Бурное и систематическое заселение новгородцами северных земель началось позже, в XIII веке. Они создавали свои поселения по рекам Северная Двина, Вага, Пинега, Мезень, Печора и др. Новгородские вооруженные дружинники — ушкуйники (ушкуй — плоскодонная лодка. — / А. К.) достигали берегов Студёного — Белого моря.

В 1478 году вместе с переходом Новгорода под власть Московского государства в состав его вошли бассейн реки Северная Двина и все другие земли, ранее заселённые русскими людьми.
Архангельская область — огромный край: хвойные леса, болота, озёрки, могучие реки. Города и деревеньки жмутся к берегам больших и малых рек — единственных путей-дорог, связывающих их с миром. Удалённость от больших центров России, где раньше начала развиваться промышленность и раньше нарушилась замкнутость домашнего быта, создали на Севере условия, которые надолго оставили в силе суровый патриархальный уклад жизни.
Север миновало разорительное татаро -монгольское нашествие. Долгие годы торговля России с Западом шла через северные морские и речные порты. Изобилие рыбы, леса, пушнины, строительство морских судов поднимали жизненный уровень северян. Всё это сделало Север независимым, богатым, свободолюбивым краем.
Суровый климат, борьба с природой, охотничий и рыбный промысел, частые встречи с различными опасностями выработали и закалили характер северян — людей смелых, честных, суровых и даже несколько замкнутых. В то же время это очень гостеприимные, приветливые и доверчивые люди, хотя и скупые на слова. До сих пор во многих деревнях ни в одном доме нет замков и, если у двери стоит палка, значит, дом закрыт, никого нет — вот и вся премудрость!

Источник

Обрядовые танцы народов Севера

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила преподаватель хореографических дисциплин КГБУ ДО «Корякская школа искусств им.Д.Б.Кабалевского» Курильчик Анна Александровна пгт. Палана 2018 год Обрядовые танцы народов Севера

Обрядовые танцы народов Севера — это одно из богатейших направлений в искусстве. Эти танцы многообразны, они выражают характер северного народа, их быт, обряды, праздники, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. Танцем можно многое показать — краски природы, крики, повадки птиц, животных, рыб, живущих на Камчатке, какое либо ремесло – выделка шкур, ловля рыбы, метание чаута и др. Своими танцами северный народ рассказывает о своей жизни. В данной работе представлена традиционная хореография коренных народов Севера палеоазиатских народов (ительмены, коряки, чукчи); ВВЕДЕНИЕ

Традиционная хореография тунгусских народов эвенов, имеет общую систему круговых танцев-хороводов с пением и обладает жанровой самостоятельностью, функционируя в общеэтнических, семейных и шаманских празднествах. Круговые танцы-хороводы «ХЭДЬЕ», «ХЭДЬЭ», «ХЭДЮГЭ» сопровождались песней запевалы, которому вторили все исполнители. В программу обучения национальным танцам учащихся школ искусств входит изучение движений танцев – хороводов. Слово «Хэдьэ» означает танец. Исследователи эвенского языка В.И. Цинциус и Л.Д. Ришес в «Русско-эвенском словаре» пляску, танец эвенов переводят так: «хэдье», «хэдъэ», «хэдюгэ», «хэдедэй» и др. 1.Обрядовые танцы эвенов

Хореографические жанры ительменов представлены многообразием пластических форм от мимических гримас (своеобразные «танцы лица») до активных танцевальных движений всего тела, определяемых ковранцами к’олкас, тигильцами колхэсхэнэзэн и камчадалами кузелькинга (или камкач), в буквальном переводе означающих «ломаться», «выгибаться». Имитационно-подражательные танцы ительменов, изображающие животных и птиц, сопровождались звукоподражанием и выкриками кильхи к’плесильхч «выйди плясать», кхетэнзахч «плечами и головой пошевели», кулихан к’ынчувих «бедрами пошевели». 2. Обрядовые танцы ительменов

Обрядовые танцы ительменов

Название «Коряки» появилось в русских документах и XVII веке и, по мнению И.А. Вдовина, было заимствовано на северо-западе от юкагиров, которые называли их кэрэкэ, и возможно, от охотских эвенов, называвших оседлых коряков хэкэл. Другие полагают, что слово «корак» означает «оленный» от слова « кор» — «олень». Корякский язык входит в чукотско-камчатскую языковую семью. По переписи 2002 года численность коряков составляет 8743 человека. В основном они проживают на Камчатке, небольшая часть расселена на побережье Охотского моря и в Магаданской области. 3. Обрядовые пляски Коряков.

Традиционный танцевальный фольклор коряков существенно трансформировался в результате взаимовлияния культур соседних народов. Хореография береговых и оленных коряков, как и у других народов северо-востока России, делится на обрядово-ритуальные танцы, танцы-инсценировки, игровые и личные (индивидуальные) танцы. Обрядовые пляски Коряков

Обрядовые пляски Коряков

Многие животные и птицы пользовались у коряков особым почитанием. Множество праздников, посвященным почитанием животных сопровождались обрядово-ритуальными плясками – «Праздник волка», «Добыча Медведя» и др. Движения нерпы

Хореографическое искусство чукчей, как и коряков, можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), а также игровые и импровизационные (индивидуальные) танцы. Такое разделение основывается на единых культурных традициях чукчей и коряков. Во время Нэнрирвун «Праздника осеннего забоя оленей», Кил’вэй «Праздника рогов», Мнэыргын «Праздник благодарения», обрядовых церемоний по случаю удачной охоты на волка, на медведя и др. Чукчи-оленеводы своими танцами и песнями стремились повлиять на духов, от которых зависело благосостояние и благополучие народа. 4. Обрядово-ритуальные танцы чукчей

Народы крайнего Севера на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания.

После анализа все это ведет к тому, что многие обрядово-ритуальные празднества не обходились без танцев. Тесная связь с природой играет важную роль в создании лексики танцев. На характерную, своеобразную пластику оказали и природно-климатические условия: строение тела, формирование корпуса и отдельно пластику рук и ног. Большое влияние на традиционную культуру народов Севера оказывает вероисповедание. Будучи язычниками вышеперечисленные народы имеют свои мифические, реальные представления о тотеме, того или иного народа. В процессе урбанизации были утрачены различного рода обряды, традиции и возможно даже повлияло на мировоззрение этих народов.

Номер материала: ДБ-053089

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая разработка северного танца

специалист в области арт-терапии

Описание и схема танца «Северная полька»

Подготовила педагог ДО Первушина И.А.

Народы крайнего Севера на протяжении веков создавали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания. Описание и классификация традиционного танцевального фольклора народов Севера, вернее того танцевального наследия, которое бытовало на Севере, по крайней мере, еще в конце XIX — начале XX в., позволило показать общее и специфическое в танцах каждого из ее народов. Однако проследить в деталях всю историю народной хореографии крайнего Севера невозможно из-за ограниченности сведении о развитии на протяжении веков каждого варианта танца или игры.

Танец «Ненецкая полька» в игровой форме знакомит детей с жизнью и бытом коренных жителей северных народов, а так же демонстрирует культуру оленеводства.

Участники танцевальной композиции:

В танце участвуют 17 учащихся, (3 учащихся – олени), (14 учащихся – ненки и ненцы).

Малицы мужские и женские с капюшоном из креп-сатина синего цвета с ненецкими орнаментами, обшитые мехом. Серебристые штаны и меховые кисы с орнаментами у мальчиков. Белые колготки и меховые кисы у девочек.

Костюм маленьких оленят.

Оленята одеты в серые комбинезоны, серые шапочки с коричневыми рожками. Расшит костюм меховыми широкими манжетами белого цвета по ногам и рукам. На ногах черные балетки.

Источник

Танцы народов севера ноты

Дата публикации: 30.10.2019

Должность: педагог хореограф

Населенный пункт: Республика Саха Якутия

Тема дипломной работы: «Особенности постановки северного танца».

Актуальность. Изучение быта, нравов, традиций танцевальной культуры северных народов, развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждает способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и искусстве: развивает воображение и творческие способности, закладывает основы художественной культуры современного человека.

Целью работы является: рассмотреть особенности постановки севе�

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

— изучить традиции, обычаи северных народов;

— рассмотреть быт, обряды эвенков, юкагиров и долганов;

— описать в общих чертах программу МБОУ «ЦДОД»;

— дать оценку практической значимости программы МБОУ «ЦДОД»;

— сделать анализ постановки танца «Орончикан»;

Объект работы: северный танец

Предмет работы: постановка северного танца «Орончикан».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Практическая значимость: данная работа может быть использована руководителями хореографических коллективов в качестве методического пособия.

Северный танец – уникален и древен, самобытен и своеобразен. Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила культуре танец с уникальной пластикой, заимствованной у животных и птиц. В первой главе рассмотрели обычаи, нравы и быт северных народов. Общим для танцевально – пластической культуры северных народов оказывается то, что танцы не только выполняют ритуальные функции, но и могут исполняться в любое время по желанию собравшихся для достижения какой-то цели.

В практической части дипломной работы было создание Общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Северные танцы» на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «Мегино – Кангаласского района»».

Программа была составлена по хореографическому направлению в 2017 году. Она соответствует и базируется на основных нормативных документах устава ЦДОД. Целесообразность программы обусловлена рядом обстоятельств:

Во – первых, особенно важно решение данной задачи в связи с тем, что последние годы эстетическому воспитанию и образованию уделялось незаслуженно мало внимания;

Во – вторых, программа является составной частью образовательной программы Батаринской средней общеобразовательной школы и обуславливается реализацию эстетического компонента школьного образования;

В третьих, возникает необходимость поддержки высокого уровня хореографической подготовки обучающихся.

Идея программы – диалог с танцевальной культурой народов Севера, позволяющий обучающимся познакомиться с культурой и обрести себя как субъект культуры.

Содержание программы направлена на изучение характерных особенностей, манера и техника исполнения танцев Северных регионов России.

На первый год обучения были реализованы постановки танцев, как Корякский, Орончикан и Северное сияние.

При постановке северного танца «Орончикан» был использован материал разных народов севера.

Исходя из изученного материала, поставленный нами танец «Орончикан» имеет два характера: подражательный, где мама олени имитируют движения, показывая своим детям, оленята повторяли за мамами оленями. Для составления сюжетной линии танца опирались на традиционное мировоззрение северных народов, в котором преобладает чувства слитности с природой, корящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйства.

Идея этого танца – сохранение танцевальной культуры малочисленных Народов Севера. Целью танца является: показать мир оленей, их взаимоотношения. Трудности встретились в поиске музыкального материала, который должен был сопровождать танцевальный номер. В основном, как мы знаем, северные народы танцуют под живую музыку: исполнители поют, издают звуки природы, крики птиц, играя на бубнах. В качестве исполнителей танцевального номера были дети танцевального коллектива «Кунчээн».

На первое занятие рассказала сюжет танца, дала прослушать музыку, и начинали мы изучать основные движения танца. Дети заинтриговались северным танцем. В начале были трудности с учением движений так, как они никогда не танцевали северные танцы. Дети сами дополнительно занимались, упорно трудились над техникой и манерой исполнения танца. Этим танцем мы участвовали в различных танцевальных конкурсах и стали лауреатами 1-ой степени Республиканского конкурса «Первые шаги».

Работая над номером «Орончикан», узнала много нового о северных народов, об их быте и образе жизни, танцевальной культуре разных народов севера, что в дальнейшем поможет мне в творческой деятельности.

Выбрав эту тему, поняла, как важна знать культура, быт и традиции народов Крайнего Севера. В наше время много забыто обрядов и традиций, и мы считаем, что только бережное отношение к народному творчеству, обработка и использование его при создании сценических танцев обеспечивают успех.

Лукина А.Г. Танцы саха. Якутск «Бичик» — 1995;

Румянцев М.Н. YнкYYлээ о5о саас. Дьокуускай – 1997;

Жорницкая М.Я. Северные танцы. Москва – 1970;

Гурвич И.С. культура северных народов. М., 1975;

Иванова – Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо – Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: изд-во Якутского ун-та 2005;

Кривошапкин А.В. Хотугу норуоттар культуралара. Хрестомания. Ч. 1 Якутск, 1993.

Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения северо – востока Сибири. М., 1983;

Нилов В.А. Северный танец. Традиции и современность, 2005;

Нилов В.Н. Традиционная хореография коренных народов Севера и дальнего Востока. Якутск 2005.

Источник

Читайте также:  Иван смирнов гитара биография
Оцените статью