Татарская что такое гитара

Новости

Национальные музыкальные инструменты татар

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.


Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты

Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.


Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Из раскопок

Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау, тавышлы асма, таш сыбызгы, шөлдер, шалтыравык и т.д.


Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.


Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”

Источник

«Музыкальные инструменты татарского народа»

Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.

Приобщение к национальной культуре — это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура — неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.

Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества и предназначено детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_muz_instrumenty.docx 52.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыкальные инструменты татарского народа»

номинация «Учебное занятие»

Хафизова Дамира Мунировна, учитель музыки, педагог дополнительного образования

Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.

Приобщение к национальной культуре — это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура — неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.

Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества и предназначено детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.

В вокальном объединении в третий год обучения учащиеся не только поют, но и знакомятся с музыкальными инструментами и учатся игре на музыкальных инструментах. В презентации использован видео материал педагога дополнительного образования Хафизовой Дамиры Мунировны. Текст занятия педагог может сократить по своему усмотрению, может оставить только текст презентации.

Возраст и класс учащихся: 3,4,5 классы (9-11 лет)

Реализуемая образовательная программа: дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности вокального объединения «Сайра, сандугач!»

Тема занятия: « Музыкальные инструменты татарского народа»

Цель: познакомить с татарскими народными инструментами, формировать представление о строении музыкальных инструментов.

  • Формирование представлений о татарских народных инструментах, тембровых возможностях татарских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре татарского народа;
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов татарского фольклора.
  • Образовательные: расширить знания детей о татарских народных инструментах кубыз, курай, мандолина и гармонь.
  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры татарских народных музыкальных инструментов; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
  • Воспитание уважительного отношения к традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
  • Содействовать эстетическому воспитанию

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
  1. Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.
  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке и музыкальных инструментах.

Материально-техническая база: ноутбук, интерактивная доска, фотографии музыкальные инструменты, видео музыкальные инструменты, презентация.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Пропоём нашу приветственную песню «Добрый день».

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети. Мы живем в Республике Татарстан.

Звучит народная музыка

Учитель: Какая музыка прозвучала? Народная или композиторская?

Учитель: Откуда зародилась музыка? Кто ее создавал?

Учитель: Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.

Учитель: Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?

Учитель: А на чём же он исполняет свою музыку?

Дети: На музыкальных инструментах.

Учитель: И где же он их берёт?

Дети: Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

Учитель: Какая тема нашего занятия? (Слайд 1)

Дети. Музыкальные инструменты татарского народа

Учитель: Хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат?

Сегодня на занятии мы познакомимся с историей создания татарских народных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты тесно связаны с историей, характером и образом жизни народа. Неразрывно связанная с песенной культурой, инструментальная музыка существенно ее дополняет и сама оказывает влияние на вокальное искусство народа.

Большинство музыкальных инструментов, которые некогда бытовали у татар, не сохранились до наших дней. Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время.

Учитель: А теперь слово дадим нашим старшим воспитанникам нашего «вокального объединения «Сайра, сандугач!».

1 ученик. Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун , гитара , скрипка , мандолина .

Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. (Слайд 2)

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты гармонично вписались в творческое наследие татарского народа. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

На экране изображен музыкальный инструмент, кто скажет, как он называется? (Слайд 3)

Дети: Кубыз (Слайд 3)

2 ученик. Кубыз-язычковый духовой инструмент(варган) – имел широкое распространение среди женщин. По археологическим данным, он был известен еще в X веке. Кубыз — щипковый музыкальный инструмент: металлический (иногда деревянный) варган волжских татар и башкир. Изготавливается либо из дерева, либо из металла и называется агас-кубыз либо тимер-кубыз . Без усилий исполнителя кубыз не звучит. (Слайд 4)

Кубыз-широко распространен у многих народов. У русских он называется варган или зубная губанка, у якутов-хомус, казахов-шанкобыз, туркмен-гопуз, немцев-маультроммель, хакасские теми-комусы, вьетнамские дан-мои, непальские-мурчунги.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя . (Слайд 5)

Традиционный металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. При игре кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки отчего он приходит в состоянии вибрации издает звук.

Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара

Давайте послушаем, как он звучит (Слайд 6. видео )

3 ученик. (Слайд 7) На экране изображен инструмент, кто скажет, как он называется?

Дети: Курай (Слайд 7)

3ученик.( Слайд 8)

Там, где родились мы,

И тростник поет

Спросите, что это,

Мелодичный мой курай,

Прославляй любимый край.

Татарстан мой, моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край.

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

Мне жаль того, кому не пел курай!

  • Татарстан, родимый край.
    Здесь слышно, как поёт курай.
    Леса и степи и поля
    Богата недрами земля.
    Гордимся родиной своей –
    Она для нас всего родней!

(Слайд 9) Своё название он получил от зонтичного растения (копше кура) с полым стеблем, из которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.

О происхождении курая существуют множество народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Предельная простота конструкции и доступность материала также способствовали его популярности. Отдельные сельские кураисты изготовляли их в большом количестве и по очень дешевым ценам продавали на различных базарах. На курае, как правило, играли мужчины и гораздо реже женщины.

Курай в прошлом имел широкое распространение среди татар и башкир, на что указывает содержание многих татарских народных песен

Җиз курайлар булмаса;

Яшь егетләр җырламаслар,

Моң йөрәктә булмаса.

Кураисты не заиграют,

Коль нет кураев медных;

Джигиты не запоют,

Коль нет напева в сердце

Курай уйный кызлар келәттә

Җырларсың да шунда, еларсың да.

Уйнасалар курай, өзеп шулай,

Играют девушки на курае в амбаре

И запоешь тогда, и заплачешь…

Если заиграют так душевно на курае,

Вспомнишь молодость свою

На небольших и простейших кураях играли также дети. (Слайд 10. Видео)

В народе бытовали самые различные типы кураев. Ввиду того, что среди татар господствовала сольная традиция исполнительства и поэтому не было необходимости в стандартизации строя, каждый любитель – кураист изготовлял инструмент по своему усмотрению и из имеющегося материала.

Выделываются кураи из стебля зонтичного или иного растения, из дерева (калина, клен, орешник, рябина, липовой коры), жести, меди, железа, трубочек алюминия и др. По форме различаются конусные и цилиндрические кураи. Кураи из цельных трубочек и дерева цилиндрические. Более распространены конусные кураи. Само растение тоже конусное.

Курай — инструмент, сохранившийся до наших дней с глубокой древности. Он, естественно, не мог оставаться неизменным.

Усовершенствования в фабричных условиях курай не получил, хотя предложения такого рода делались неоднократно.

Курай у татар бытовал как сольный инструмент. Как аккомпонирующий инструмент он применялся весьма ограничено.

Сольный стиль игры на курае и его поразительная техническая подвижность дают возможность в полной мере выявить орнаментальность мелодики татарской народной музыки. Ни на одном из других национальных инструментов, не говоря о вокальном исполнении, не проявляется так богатство орнамента, как на курае.

Надо отметить, что кураисты для сольного исполнения предпочитают именно протяжные мелодии, в которых наиболее разносторонне выявляется их исполнительское мастерство. (Слайд 11)

4 ученик. Следующий инструмент (Слайд 12) Кто знает, как он называется? (Слайд 12)

(Слайд 13) Мандоли́на ( итал. mandolino ) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней , но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн . Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром , в технике тремоло . Так как металлические струны мандолины издают короткий звук , то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространённым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. В начале XX века, как в Казани, так и в других городах со значительным проценттом татарского населения ( Самара, Оренбург, Уральск, Уфа и др.)» в ансамбли этих инструментов включались также домбы и мандолины.

Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 струнами, имеющими строй скрипки , и еще четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон. Аппликатура скрипичная . Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. К мандолинам часто относят и гитару . Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда в их состав входят также гитары . Такие оркестры носят название неаполитанских.

Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после.

Сейчас послушаем, как же звучат волшебные струны мандолины (Слайд 14 . )

5 ученик. (Слайд 15) А какой инструмент изображен на экране?

5 ученик. Ну-ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на…

И народ идет вприсядку!

А двухрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

Дети: Гармонь, гармошка (Слайд 16)

5 ученик. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Меха у гармоники приводятся в действие вручную.

Разновидностей гармоники очень много; венская двухрядная, русские — тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).

Особенности гармоники еще в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений. (Слайд 17)

В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов.

По-татарски произносится гармун, тальян-гармун, саратовский гармун… как и у многих других народов России, импортированный в середине XIX в. из Западной Европы, инструмент этот получил широчайшее распространение.

Производство гармоник значительное развитие получило в Туле и, что особенно важно для Среднего Поволжья, в Вятке. Уже в 60-х годах XIXв. Гармоника становится существенным атрибутом музыкального быта татарской деревни. Но поистине национальным инструментом татарской деревни гармоника становится лишь в начале XX века и особенно в 20-е годы.

Среди татар получили распространение многие виды гармоник: импортные, а также производимые позже в России, в частности «тальянка», саратовская, русская трехрядка и хромка. Из них наибольшее распространение в сельской местности имели «тальянка» и саратовская.

Пожалуй, ни один из других музыкальных инструментов не занимает столь почетного места в татарском устно-поэтическом творчестве, как гармонь. При этом и в песнях воспевается именно тальян — гармун, выделяемый среди других гармоник. Приведем несколько четверостиший, записанных в различных районах Татарстана.

Тальян гармун яхшы гармун,

Тальян яхшы уйнарга;

Ал чәчәклләр кебек яшик,

Тальян гармун уйнаталар

Безнең урам буенда;

Ятсам, торсам, чыксам, керсәм

Син генә уйларымда.

Тальян-гармонь (лучшая) гармонь,

На ней хорошо играть;

Будем жить как цвветы алые,

Не поддадимся горестям.

На тальянке играют

Вдоль нашей улицы;

В любое время и повсюду

Только ты в моих мечтах.

Тальян гармун матур гармун,

Исләремә төшкән саен

Тальян-гармонь красивая гармонь,

Как вспомню (каждый раз),

Надрывается мое сердечко.

В партии левой руки имеются три кнопки: верхняя — аккорд, нижняя-бас, меняющиеся при изменении направления движения меха.

Средняя кнопка-педальный звук; нередко исполнитель выдерживает его на протяжении целых куплетов и отдельных музыкальных построений. Кроме того, с обратной стороны левого грифа имеется воздушная кнопка для беззвучного движения меха. Она иногда используется для мгновенного беззвучного движения меха с целью получить при обратном движении желаемый аккорд.

Правая крышка гармоники закреплялась за правое плечо исполнителя, левая рука входила под ремень левой клавиатуры. На небольших гармониках большой палец правой руки входил в кожаную петлю в верхней части обратной стороны правого грифа. Это позволяло сохранить устойчивое положение инструмента как при игре сидя, так и стоя. А надо заметить, что деревенские парни на гармониках часто играли стоя-по пути на место хоровода, в хороводе, на сабантуе, на гуляньях.

Гармо́нь (гармо́шка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента : при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд . На правой клавиатуре играется мелодия.
При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).

(Слайд 18). Виды гармоней

Однорядные гармони: «тульская», « ливенка », «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).

Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), « хромка ».

Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.

Сейчас мы с вами прослушаем различные виды гармоней. (Слайд 19-22. видео)

Учитель: Ну как, ребята, понравилось наше занятие? ( Ответы детей).

Учитель: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Дети: С кураем, кубызом, мандолиной, гармошкой.

Учитель: Что особенно запомнилось на занятии?

С каким настроением закончили урок?

1 ученик. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. (Слайд 23)

Учитель: И в заключение занятия хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

  1. Абдуллин А. Музыкальная культура Советской Татарии.-М.: Просвещение, 1959.-384 с.
  2. Абдуллин А.Татарские народные песни.-М.: Просвещение, 1963.-195 с.
  3. Аникин В. Возникновение жанров в фольклоре.-М.: Просвещение, 1956.-276 с.
  4. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е.Этнография.-М.: Просвещение, 1992.- 483 с.
  5. Габяши С. О татарской музыке.-Казань: Просвещение, 1994.-194 с.
  6. Еолян И.Р. Традиционная музыка Востока.-М.Просвещение,1990.-193 с.
  7. Земцовский И. К теории жанра в фольклоре.-М.: Просвещение, 1993.-437 с.
  8. Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество.-Казань: Просвещение, 1997.-249с.
  9. Нигмедзянов М. Татарская народная музыка-Издательство «Магариф»,2003г-68с

Источник

Оцените статью