Татарские ноты для хора

Юный баянист

Учебный репертуар детской музыкальной школы


Юный баянист
Учебный репертуар дмш 1-3 классы
составители-редакторы Р.Бакиров, И.Шарипов
Казань, 1985г.
номер с2515к

I Татарские народные песни и танцы в переложении для баяна Р. Бакирова
1. Апипа (имя девушки)
2. Танец
3. Танец
4. Пуговица
5. Гусиное крыло
6. Ах, соловей
7. На стрельбище
8. Танец «Тройка»
9. Сабантуй
10. Спляшем впятером
11. Райхан (имя девушки)
12. Песчаная буря
13. Черемуха
14. Уммугульсум (имя девушки)
15. Вдоль реки
16. Аниса (имя девушки).
17. Словно птицы.
18. Песня о родном крае
19. Дождик
20. Рамай
21. Ручеек Фазыла
22. Танец
23. Колыбельная
24. Мотылек мой
25. Сарман (название района)
26. У окна
27. Пусть будет прекрасно
28. Шугуры (название района)

II Произведения для готово-выборного баяна в переложении И. Шарипова
1. ДЖ. ФАЙЗИ. Напев
2. М. МУЗАФАРОВ. Деревенский напев.
3. ДЖ. ФАЙЗИ. Дудочка
4. Две девушки. Татарская народная песня. Обработка М. Музаффарова
5. ДЖ. ФАЙЗИ. Колыбельная
6. М. МУЗАФАРОВ. Плясовая
7. ДЖ. ФАЙЗИ. Песня бабушки
8. Зятюшка. Татарская народная песня. Обработка М. Музафарова
9. ДЖ. ФАЙЗИ. Кукушка
10. ДЖ. ФАЙЗИ. Друзья
11. Гусенок и лягушка. Татарская народная песня. Обработка Дж. Файзи
12. ДЖ. ФАЙЗИ Скакалка
13. И. ШАМСУТДИНОВ. В лесу
14. И. ШАМСУТДИНОВ. Петух
15. Гусиные крылья. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
16. М. МУЗАФАРОВ. Рассказ
17. Башкирская народная плясовая. Обработка Дж. Файзи
18. Р. ЕНИКЕЕВ. Из сюиты «В мире кукол»:
1. Ленивая собачка
2. Танец зайчика
3. Танец медведя
4. Марш кукол

19. Ф. АХМЕТОВ. Петушок-золотой гребешок.
20. Ф. АХМЕТОВ. На коне
21. Тяфтиляу. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
22. Ф. ЯРУЛЛИН. Четыре свахи (из балета «Шурале»)
23. Деревенский напев. Татарская народная песня. Обработка А. Валиуллина
24. Л. БАТЫРКАЕВА. Дедушка пляшет.
25. И. ЯКУБОВ. Полька
26. X. ВАЛИУЛЛИН. Вальс
27. Н. ЖИГАНОВ. Колыбельная.
28. М. ЯРУЛЛИН. Вальс

Скачать ноты

Источник

Татарские ноты для хора

Бир хорозым вар эды

Бир хорозым вар эды быр керекке.

Еды метий эт тузладым чиберекке.

Бир хорозым вар эды фырылдап учты.

Санки дерсынъ къыркъ самолёт еринден учты

Бир хорозым вар эды кулюкте йатар.

Докъсан чипче чыкъарам деп форса сатар.

Бир хорозым вар эды йыктырыш сойдым

Бутюн джемаат гъаркъ алгъан сон озюмде тойдым

Хорозымы йымыртасы тюшти йувадан

Он эки адам котерип къойды зар-зор надан.

Хорозчыгым пек семирген кокреги йагълы

Ич къоркманыз достларым зынджырга багълы.

Хорозым ашаттым мен миллетке.

Алтмыш кило джен вердым укюметке.

Хорозыма айттылар «Ай, маладес!»

Баш айагъындан йаптырдым мен «халадес».

Български срещи в Крыму


Болгарский танец

Болгарское гостеприимство

Женский болгарский костюм

сочетает в себе славянские и тюркские элементы.

Балканский элемент в мужской одежде болгар —

туникообразный узкий крой верхней одежды.

Болгарский костюм — шерстяной.

Нательной одеждой была «риза».

У мужчин это рубаха с узким воротником — стойкой и разрезом на груди, украшенным вышивкой с растительно-геометрическим орнаментом. Она заправлялась в штаны «гашти», повязывали цветной пояс красного цвета. Головной убор — смушковая шапка «колпак», а летом — соломенная «паралия».

Азбука, объединяющая народы

Кирилл и Мефодий

Ватаным Къырым

Гаспралы Исмаил

Песня создана совместно с крымско-татарским музыкантом, поэтом и композитором Якубом Аппазовым. Песня посвящена памяти выдающегося просвятителя крымско-татарского народа Исмаила Гаспринского и приурочена к 160-летию этого великого человека.

Первый исполнитель — хор «Эбедиет», художественный руководитель Наджие Филимонова. Песня исполнялась при большом стечении гостей со всего мира (в том числе из США и Турции) возле памятника великому Исмаил беку в Бахчисарае.

(Хор пока ещё не сделал студийную запись этой песни, поэтому здесь предлагаем минусовку).

Ене кельдым

аранжировка крымско-татарской мелодии+баглама

(Четыре угла Карасубазара)

Карасувнынъ дёрт кошеси, (Четыре угла Карасубазара)

Вай, чардагъы, домпулдай!(Вай, какой чердак,домпулдай)

Ози киши бегенмез, (Ему никто не нравится)

Май бардагъы, домпулдай!(Пустой кувшин, домпулдай!)

Алек-мелек куль-дабла,(Ты ни туда, ни сюда, как дабла)

Комурь чувалды, домпулдай!(Мешок из-под древесного угля, домпулдай!)

Авызынъ, бурнынъ къыйшайтма,

Чарпунырсынъ, домпулдай!(Не морщись,не кривляйся,)

(Останешься кривым, домпулдай!)

Къызлар машина ишлейлер,(Девушки сидят у швейных машин,)

Эр кунь тикиш, домпулдай!(Все шьют и шьют, домпулдай!)

Мен омуримде корьмедим, (Я в жизни не встречал)

Бундай эриш, домпулдай! (Такого упрямого лентяя, домпулдай!)

Селям алейкум

С. Ананьев_Хайтарма на болгарскую тему для духового оркестра, аккордеона и кавала

Фатиме

Минусовка Сергея Ананьева (Бахчисарай)

Эй, гузель

Эй, къыз (Эй, девушка)

обработка народной мелодии

Друзья! Заполнение сайта будет происходить постепенно. Тут только те произведения, над которыми я работал.

Произведения располагаются в алфавитном порядке

Слева — фонограммы и тексты, справа — ноты

Бахчисарайская хайтарма — крымско-татарский танец. Размер 7/8. Темп очень быстрый: М.М.=220 — 230. В таком темпе правильнее было бы считать на «раз» (т.е. размер 1/1) и ноты записывать септолями. Фактически музыканты так и исполняют хайтарму.

Артикуляция. В такте семь нот. На первую ноту — акцент, первые четыре ноты исполняются staccato, а остальные три — legato. Встречаются и синкопы. Они обязательно акцентируются. Но, как говорится, восток — дело тонкое, и не всегда ноты точно отражают нюансы исполнения. Своеобразный, как бы «фальшивый», нетемперированный лад: с небольшим «занижением» и «завышением» некоторых ступеней. Отсюда своеобразный, неповторимый колорит. Для «европейского» слуха есть также некоторая «загадка» в мелизматике и «тайна» в ритме: что-то вроде свингования на второй доле.

«Бахчисарайская» — особая, «столичная» хайтарма. Ведь Бахчисарай — столица Крымского ханства. Здесь — святочтимые могилы предков крымских татар.

Все крымские татары прекрасно знают и хорошо танцуют Бахчисарайскую хайтарму. Но в разных частях Крыма, разные музыканты Бахчисарайскую хайтарму играю немного по-разному. А некоторые таланливые музыканты сочиняют новые «колена» этой хайтармы.

Я собрал и записал наиболее популярные части Бахчисарайской хайтармы и опубликовал здесь. Ещё я сделал переложение этого очень популярного в Крыму произведения для балалайки(!). С этой обработкой виртуоз-балалаечник Андрей Кучер (ансамбль Черноморского флота, г. Севастополь) выступал на концертах, в том числе в Испании и во Франции.

Источник

Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Обработки татарских народных мелодий.docx

«Обработки татарских народных мелодий»

— «Эй, икегез, икегез»

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),

инструментальное сопровождение – авторское творчество.

Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке 1

Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:

Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:

104(+ Dual) Ocarina

Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

— ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)

— гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)

— агогические (фермата, ritenuto , a tempo )

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» ( C dur , a moll , e moll , d moll , G dur ) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано ( legato , staccato , non legato ), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

1 Р едакция выполнена Настаушевой Л.Г.

«Описание материала:

«Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни. Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество. Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Выдержка из материала:

««Обработки татарских народных мелодий»

«Содержание

  • «
  • «Пояснительная записка
  • «Туган тел»
  • «Золайха»
  • «Зайнабем»
  • «Жамиля»
  • «Шогер»
  • «Эй, икегез, икегез»
  • Методические рекомендации

«Пояснительная записка

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

«Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество.

«Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке.

«Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Методические рекомендации

«Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

«Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

«Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано – вокал
Фортепиано – скрипка
Фортепиано – флейта
Фортепиано – синтезатор

«Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

«Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

«Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения.

«Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

«Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

«Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

«В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

  • «ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
  • гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
  • агогические (фермата, ritenuto, a tempo)

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

Источник

Оцените статью