Татьяна ивановна смирнова фортепиано

Татьяна ивановна смирнова фортепиано

Татьяна Смирнова — ведущий методист «Международного центра музыкального образования». Окончила Московский педагогический государственный университет им.Ленина, музыкально-педагогический факультет.

За свою творческую деятельность Татьяна Смирнова работала:
— преподавателем музыкальных дисциплин, фортепиано и музыкальной литературы в МПГУ;
— руководителем и главным методистом музыкальной студии в Доме детского творчества;
— директором «Экспериментального центра эстетического развития»;
— директором «Центра семьи и детства», где ежегодно обучалось более 1000 детей. В рамках центра проводилась научная работа по разработке и апробированию инновационных программ.

Татьяна Смирнова — автор программ и пособий:
1. Программа «Класс специального фортепиано». Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Программа утверждена Министерством культуры Российской федерации и Международной ассоциацией музыкантов-педагогов.
2. Учебное пособие ALLEGRO, состоящее из «Методических рекомендаций», 21 учебника, 9 компакт-дисков. Пособие ориентировано на учащихся 1-7 классов музыкальных школ и школ искусств.
3. Книга «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» с приложением (сборник стихов «Поэзия — музыка слов» и компакт-диск).
4. Обучающий курс для детей от 3 до 8 лет по комплексному эстетическому развитию личности «Воспитание искусством».

По всем программам ведется учебно-методическая и просветительская работа. На протяжении 20 лет Татьяна Смирнова провела более 50 семинаров и лекций в разных городах России, и за рубежом.

«Я считаю, что каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать человека, раскрывать его безграничный потенциал. Преподавателю важно быть внимательным и бережно подходить к воспитанию и развитию личности. Все люди талантливы, нужно глубоко почувствовать ребенка, создать для него комфортную развивающую среду и бесконечно любить «.

Расписание занятий Татьяны Смирновой на Арбате

Источник

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Методика интенсивного обучения «Allegro» Т. Смирновой

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Московский методист Смирнова Татьяна Ивановна – автор «Интенсивного метода преподавания фортепиано», автор и составитель программы «Класс по фортепиано», учебного пособия «ALLEGRO», программы для дошкольников «Развитие личности посредством искусства», книги «Воспитание искусством или искусство воспитания».

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Более 30 лет Т. Смирнова разрабатывает инновационные методы обучения детей младшего и школьного возраста. На своих занятиях Татьяна Смирнова использует системный подход, который учитывает сильные и слабые стороны ребенка, его характер и наклонности, даже особенности воспитания в семье. Занятия по разработанной педагогом методике интенсивного обучения проходят в «Центре музыкального образования Татьяны Смирновой».

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>По словам Татьяны Смирновой, каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать человека, раскрывать его безграничный потенциал. Преподавателю важно быть внимательным и бережно подходить к воспитанию и развитию личности. Все люди талантливы, нужно глубоко почувствовать ребенка, создать для него комфортную развивающую среду и бесконечно любить.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>»Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO» создается Татьяной Смирновой с 1991 года. За это время издание стало широко известно среди педагогов России, Казахстана, Белоруссии, Украины, Германии, Испании, Италии, Японии, США.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Учебное пособие состоит из методических рекомендаций и программы по классу специального фортепиано, адресованные педагогам, а также из 20 тетрадей. Тетради содержат классический, джазовый репертуар, аранжировки, концертные обработки популярной эстрадной музыки, ансамбли, вокальную музыку, облегченные переложения симфонической музыки для учащихся всех классов. К тетрадям 3, 6, 9, 16 прилагаются компакт-диски, содержащие иллюстрации в исполнении заслуженного артиста России, лауреата джазовых фестивалей Даниила Крамера и Никиты Попова. Диски к Тетрадям 10, 15 содержит иллюстрации в исполнении лучших мировых оркестров и исполнителей.

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основы методики «Allegro»

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Данная методика позволяет заниматься музыкой широкому кругу людей, главное — желание играть. 96% людей учатся в ДМШ «для себя», с целью стать музыкантами-любителями. Поэтому главный акцент данной методики — возродить традицию музыкального музицирования, воспитать хороший музыкальный вкус, расширить кругозор..

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для домашнего музицирования требуются такие умения, как:

  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>читать с листа
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>уметь петь и аккомпанировать
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>самостоятельно разучивать произведения
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>подбирать по слуху, транспонировать
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>импровизировать
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>обладать хорошей музыкальной памятью и т. д.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Данный курс можно разделить на 3 этапа:

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>интенсивное обучение игре на фортепиано
  2. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей
  3. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Поставленные задачи решаются в течение всего срока обучения.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Одновременное обучение различным составляющим искусства фортепианной игры требуют значительного повышения интенсивности труда ;font-family:’Times New Roman’;text-decoration:underline» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> преподавателя ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. При этом учащимся обучение дается легко и занятия вызывают у них постоянныо растущий интерес.

;font-family:’Times New Roman’;text-decoration:underline» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Важными установками ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> в методике Смирновой являются:

  • Ребенок должен воспринимать занятия музыкой, как свою задачу, педагогу отводится роль помощника.
  • Занятия нужно начинать тогда, когда у ребенка сформирована готовность играть на фортепиано. Говоря словами Г. Нейгауза: «Ребенок должен подойти к инструменту уже готовый играть».
  • Учет возрастных особенностей ребенка. Заниматься с детьми 3-6 лет слушанием классической музыки: А. Вивальди, П. Чайковского, В. Моцарта, М. Мусоргского, Ж. Верди и т.д. На классической музыке учить детей сопереживанию.
  • Развитие эмоционального мира ребенка, его артистических способностей через игру.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В своих рекомендациях Татьяна Ивановна советует педагогам постоянно вселять уверенность ученику в свои силы, учить ребенка радоваться процессу занятий, а не результату. Если ребенок находится в состоянии творчества, уже при разборе произведения он начинает чувствовать музыку, а его воображение рисует образы, то работа приносит удовольствие.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Что же такое ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>методика интенсивного обучения?

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается огромный объем информации, который осваивается им в процессе практической деятельности.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>При обучении игре на фортепиано по методике Т.Смирновой сразу дается весь блок необходимых знаний, умений и навыков: развитие слуха, чувства ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, импровизировать. Каждый следующий этап характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, развитие идет по спирали.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Знания не даются в готовом виде, а добываются самим учеником из практической работы над заданиями. Теоретические сведения даются в минимальном объеме. По этой методике могут заниматься как взрослые, так и дети. Изменится лишь форма занятий, так для маленького ребенка нужна игровая форма занятий. Важно выстроить уроки так, чтобы ребенок сам ставил задачи и по возможности сам их решал.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Учитывая большую загруженность детей в школе, на выполнение домашнего задания отводится 1 час в день занятия – 2 раза в неделю по 45 минут. Система «Allegro» вырабатывает у детей умение сосредоточиться на нужной задаче, что сокращает время занятий, делая их более интенсивными.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>На первых уроках дети играют на инструменте простые песенки и упражнения, знакомятся с клавиатурой, записью нот и ритмической записью. С пятого урока начинается комплексная работа над пьесами, в которой усложняются упражнения по ритму, постановке рук, звукоизвлечению. Уже при втором проигрывании ребенок с помощью учителя решает, каким приемом играть, работает над выразительностью. С 6-8 урока вводится импровизация, которой отводится 2-3 занятия в месяц (в течение двух лет).

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>За два месяца дети получают основные навыки в постановке рук, игре разными штрихами. С 3-го месяца вводится подбор песен по слуху с аккордовым сопровождением. Во 2-й четверти дети начинают играть и читать с листа двумя руками в одной позиции. Со второго полугодия, после освоения джазовых ритмов, вводится джазовая музыка, знакомство с которой происходит в ноябре.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>По системе Т. Смирновой за три года дети в состоянии освоить основы игры на фортепиано.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2. Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки, координации движений зависят от предварительной подготовки учащегося.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>С учащимися не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку.. Благодаря этому, учащийся укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений, не только познакомится с новыми музыкальными произведениями. Но и почувствует их «душой и телом»

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В домашнюю гимнастику (в течение 2-х лет) включать упражнения, поддерживающие мышечный тонус

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Упражнения:

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Новая и сломанная кукла» (для девочек), «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Выполнять сидя за инструментом. Сидеть как кукла на витрине , затем расслабиться. В другом варианте покачаться туловищем с прямой спиной. Затем расслабиться.
  2. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Прежнее упражнение, но добавить размах руками — полет большой, красивой, нежной птицы.
  3. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Подснежник». Преподаватель исполняет пьесу Чайковского «Подснежник»; ребенок под музыку плавно поднимает по очереди руки. Кисть висит расслабленная, как цветок подснежника.
  4. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Поднять руку как в упражнении «Подснежник» и расслабив бросить ее сначала на колени, на крышку инструмента, затем с расслабленным кулачком, затем на подушечки пальцев. Следующий этап — 3-й палец, 1-5, отдельно каждым пальцем.
  5. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Мячик» — преподаватель подбрасывает и ловит руку ребенка как мячик

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Более сложные упражнения на координаци., цепкость, глубину звукоизвлечения:

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Вертикальное движение — 2 лифта
  2. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Горизонтальное движение — «Машинка» — водить машинку вправо и влево
  3. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Марширующие гномы» — разные пальцы шагают ножками, как гномы сидящие на стульчиках.
  4. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Краб» или «Паучок» — шагают пары пальцев, но разные в левой и правой руке.
  5. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Паучки пошли в поход» — все пальцы подряд, отдают тяжесть другому паучку.
  6. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Угадай номер пальца — ребенок угадывает с закрытыми глазами.
  7. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«Вешалка» — поставить пальцы на стол с ощущением, что повесил на них руки.
  8. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Знакомство с клавиатурой. «Донотный период»

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ориентироваться на черные клавиши — окошечко ( 2 черные) и балкончик ( 3 черные)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Квартира, в которой живут 7 нот. Нота ре смотрит в окошечко, на балконе стоят соль и ля. Ре играть 3-м пальцем, соль и ля — 2-3 пальцем.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>До и ми — 1-3; 3-5 пальцы; фа-си — сигнал скорой помощи или пожарной машины

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Знакомя ученика с клавиатурой, выучить буквенные обозначения нот. Это понадобиться им в цифровках.. Смирнова советует сразу объяснить, что буквами обозначаются не только ноты, но и аккорды, которые от них строятся. Трезвучия играются как в тесном, так и в широком расположении, знакомятся и с обращениями трезвучий. (игра аккордов с обращениями дается позже)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>С первого прикосновения к клавише нужно начинать работать над характером звука. Следует оживить звуки. Придумать игровую форму, например, ноты веселце или загрустили, хотят петь или поспорили друг с другом. Важно, чтобы ученик искал в звуках образ, настроение.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Нужно использовать проблемное обучение, чтобы ученик не выполнял то, что говорит учитель, а искал совместно с ним решение.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Игру на инструменте нужно начать до игры по нотам, чтобы интерес к занятиям не угас. Обучение начинать с игры «с рук». На уроке он играет с помощью педагога, а дома подбирает по слуху. Надо писать ему подсказки, с какой ноты начинать, какие ноты брать левой рукой. Использовать буквенное обозначение нот.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Подбор «подходящей» ноты развивает гармонический слух.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Темп, динамику. Фактуру, аккомпанемент одной и той же песенки можно менять.

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ритм, метр, внутренняя ритмическая пульсация.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Активная работа по развитию метро-ритмического чувства ученика начинается с первых уроков. На 3-4 уроке нужно показать ученику ритмическую запись и начать выполнять с ним серию ритмических упражнений. Цель этих упражнений — выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомиться со сложными ритмическими фигурами, подготовить ученика к исполнению современных и джазовых произведений. В первую очередь отказаться от традиционного счета всух, т. к. такой счет ассоциируется у учащегося с подсчитыванием количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Начинать с понятия — музыка — искусство временное. Беседа — темп и пульс в музыке. Двигаться под музыку, в которой меняется темп, жанр, появляются остановки движения.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Длительности — шаги взрослого, ребенка. Слоговая поддержка — «та; ти-ти»

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Работать над ритмическими схемами предлагается в следующей последовательности:

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Берется маленький блок и отрабатывается до автоматизма (одна рука стучит пуль, другая ритм и наоборот) Записывать блоки можно в любом размере, в том числе 5\4, 9\4, т. к. пока нет тактов и размера. Но учащийся научится свободно переходить с размера на размер.
  2. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Из блоков составляются длинные и разнообразные схемы. Можно написать блоки на карточках и ученик будет сам раскладывать их в разных комбинациях. После выполнения простых ритмических упражнений можно дать общепринятую систему длительностей. Показать ее на полоске бумаги. Нужно нарисовать целую ноту, далее ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>тройное действие ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>: вести карандашом по полоске бумаги, голосом тянуть звук, отстукивать пульс ногой. Затем бумага делится пополам и т. д. Разъясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое воприятие записи. Обязательно показать ученику, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Затем можно познакомить детей с более сложными ритмическими фигурами. Рак, простукивая триоль, надо обязательно проставить акценты, чтобы ученики лучше почувствовали триоль и дуоль, т. к. счет произносится одинаково. Далее можно смело давать синкопированные ритмы и паузы.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Короткие блоки нужно собирать в длинные схемы, чтобы «перебить» автоматизм и активизировать внимание, так необходимое при чтение с листа. Пульс остчитывает нога, а ритм стучит то левая, то правая рука.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сложные ритмические схемы нужно давать с пульсом, простые с одной ритмической строчкой — без пульса и без счета. От слоговой поддержки следует постепенно отойти. В простых ритмических схемах, но с двумя ритмическими строчками пульс лучше отсчитывать левой ногой.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Постепенно нужно прекратить постукивание ногой , использовать его только в тех случаях,когда в пьесах синкопированные ритмы будут одновременно в двух руках. Ритмические упражнения должны постоянным домашним заданием.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Работа над ритмическими схемами должна вестись параллельно с игрой песен и пьес. Их ритм гораздо проще ритмических упражнений и не вызывает сложностей. При разучивании пьес и песен нужно предлагать играть и петь их то с названием ритма, то с названием нот, то со словами песен. Если пьеса без слов нужно придумать подтекстовку вместе с учеником. Или предложить ему сочинить слова дома.

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Графическое восприятие нотной записи

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймете, что воспринимаете нотный текст графически, т. е. Не высчитываете на какой линеечке находится нота, а видите по какому принципу построено движение: гамма, арпеджио. Интервалы, аккорды и т. д. Не всматриваетесь в каждую ноту аккорда, а видите его расположение и пальцы сами выстраивают его. Благодаря тому. Что вы воспринимаете не отдельную ноту, а общий рисунок, вы можете охватить текст вперед, анализировать его, т. е. видеть графически.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту — нажимаю на клавишу, не вспоминая. Как называется эта нота; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Достигается такой результат следующим образом. С первого урока ученики знакомятся с записью нот — 11 линеечная система.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>От ноты «до» записываются поступенно ноты-бусинки. Они то поднимаются вверх, то опускаются вниз, то остаются на месте. Ребенок играет, смотря на запись, названия нот не произносятся. Далее дается освоение легких мелодий, желательно начинающихся с «до». Играть не менее 10 номеров дома ежеурочно.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Затем номера играются и поются нотами, опираясь на знание клавиатуры.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Следующий этап – освоение нот на линейках и между линейками. Закрепляется умение играть через звук. На 4-6 уроке происходит знакомство с двумя ключами и игрой на двух строчках.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для освоения двойных нот применяются двойные бусы. Тройные бусы или «Снеговики» помогут в освоении трезвучий. «Снеговики» – обращение трезвучий. Снеговики разваливаются на части, собираются в другом порядке, одевают шляпу – септаккорды и т.д. Освоив данные упражнения важно закреплять полученные навыки.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>6. Работа над техникой чтения с листа

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для наращивания техники читки с листа необходимо:

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Играть огромное количество песенок с анализом движения мелодии. На дом — 5-10 номеров из сборника «Сольфеджио» с пропеванием счета, нот, слов песни
  2. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Более сложные номера объяснять на уроке (тетрадь №1, №№ 23,32)
  3. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Включать в работу песни с буквенными обозначениями аккордов, играя их с аккомпанементом
  4. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Если произведения на двух строчках не получаются, играть на уроке с педагогом, но следить за второй строчкой. Дома играть только двумя руками.
  5. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Изучать пьесы в одной позиции. Сыграть все указанные номера.Объяснять значение аппликатуры. Играть не глядя на руки, следя глазами за нотным текстом.
  6. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Наращивать количество пьес до 10-12, закрепляя пройденные. Старый номер играется по одному разу, новый – два раза. Только трудные места следует проиграть отдельно по 2-3 раза (отметьте эти такты карандашом)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>На классных занятиях у вас не хватит времени прослушать весь материал, сделайте это выборочно (выделенные вами места, отдельные строчки). Можно основываясь на своем опыте дать новое задание по каждому номеру, например, прибавить темп, обратить внимание на лиги, поработать в некоторых тактах над нюансировкой и т.д.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Работая по методу интенсивного обучения, нужно настроиться на то, что в работе будет большое количество произведений, но только 3-4 из них будут оттачиваться для выступления на концерте. Работа ведется над отдельными элементами, которые выделяются во всех пьесах. Затем берутся во внимание другие элементы и т.д. Работа идет на разном музыкальном материале, что делает занятия более увлекательными. К концу определенного нами срока все произведения будут готовы разом, распустятся как тюльпаны, посаженные в один день.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Главный результат проделанной работы в том, что все последующие номера ребенок будет играть с листа сразу двумя руками, не считая вслух , практически без ошибок и достаточно образно, показывая в крупных чертах динамику пьесы.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Задача второго полугодия — развить зрительную память, научить читать на один такт вперед. Сначала закрывается пол такта, затем такт. Постепенно усложняйте задания.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Только на 3-4 году обучения количество произведений сокращается, ребенок более тщательно отрабатывает каждое произведение.

  1. ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Работа над чистотой интонирования и вокальной импровизацией

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Некоторым ученикам. прежде чем развивать их тесситуру, надо объяснить, что мелодия песни — это не только произнесение слов в ритме, а еще и определенная последовательность звуков разной высоты. Другим — помочь научиться слушать себя и активизировать слуховой анализ. Иногда бывают проблемы с артикуляцией. Например на гласную «у» всегда получается низкий звук.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Первое, что надо сделать — создать ученику психологическую комфортность, раскрепостить, дать уверенность в своих силах, избавить от возможных комплексов.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Здесь можно придумать разноообразнейшие упражнения, начиная с танцевальных, чтобы почувствовать ритмические особенности стиля (автоаккомпанемент синтезатора). Можно предложить ребенку спеть за различных персонажей из сказок.. Упражнение «Ракета» — передать голосом гул от самого низкого звука до самого высокого. Упражнение «Вьюга» — делать плавные волнообразные движения руками и так же плавно менять высоту голоса. Петь в разных тональностях попевки, построенные на терции. Затем вокальные: сольное выступление, а также сольное, переходящее (типа «диалог») в ансамблевое с передачей солирующей партии. Потом сочинение слов непосредственно в момент исполнения импровизации или «укладывание» знакомых стихов, т. е. сочинение песен.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Такие упражнения расширят вокальный диапазон, помогут перейти от непроизвольного чистого интонирования к произвольному. Они воспитывают слух, организуют импровизаторское мышление в четкие метроритмические рамки на основе звучащей гармонической сетки, подготовят ученика к подбору по слуху не только мелодической линии, но и гармонии.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>8. Подбор по слуху и транспонирование

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Начинать импровизировать на инструменте ученик должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы ее внутренним слухом) и следующая задача — исполнить ее на инструменте, т. е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно импровизировать может лишь тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. В системе интенсивного обучения навыки подбора по слуху и по импровизации развиваются параллельно, что и способствует их обоюдному ускоренному продвижению.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кроме обычной задачи — подбирать по слуху понравившуюся музыку, ставится перед учениками цель — учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>По мнению автора методики, работу по развитию звуковысотного ощущения лучше начинать на подготовительном этапе, одновременно развивая гармонический и тембровый слух, способность слышать нижнй голос и партии отдельных инструментов по всей фактуре симфонического оркестра. С подготовленными учениками можно сразу приступать к подбору песен двумя руками (мелодия и бас — основные функции лада)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>С самого начала обучения учащемуся необходимо давать теоретические знания по гармонии в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, что играет, из чего складывается музыка. Теоретические знания начнут постепенно расширяться и закрепляться по мере усложнения произведений, которые выстроены в тетрадях таким образом, чтобы в них многократно повторялись определенные гармонические и другие музыкальные закономерности. Особо ценно, что теория теснейшим образом связана с практической деятельностью.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Несомненно, что получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребенка. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания преподаватель должен уделять его развитию. Именно со слабыми учениками подбор по слуху должен стоять на проиритетном месте.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Говоря о развитии навыков подбора по слуху необходимо остановиться на таком методе, который позволит постоянно совершенствовать музыкальных слух. Это заучивание произведений наизусть.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Нотный репертуар должен в большей степени развивать слуховую память, чем пальцевую и зрительную.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Методика интенсивного обучения «Allegro» устраняет элемент «зазубривания», формального подхода к изучению произведений. Освоив весь комплекс предложенных знаний, умений и навыков, ребенок может через некоторое время перейти на самообучение.

Источник

Оцените статью