Театр ленсовета спектакль фальшивая нота

Спектакль «Фальшивая нота»

Дидье Карон
Фальшивая нота
Драма в одном действии

Перевод с французского Ирины Прохоровой и Александра Браиловского
Премьера – 21 февраля 2019

Дидье Карон – современный французский драматург, режиссер, актер, руководит одним из самых старых и популярных театров Michel в Париже. Пьеса «Фальшивая нота» была написана в 2017 году, премьера состоялась на театральном фестивале в Авиньоне.

Всемирно известный дирижер, только что завершивший концерт в Женевской филармонии, недоволен оркестром, раздражен и раздосадован. Но в гримёрку врывается странноватый восторженный поклонник и просит автограф, расточая комплименты. Встреча изменит жизнь каждого, дуэль двух характеров, поединок двух личностей будут держать в напряжении до непредсказуемой детективной развязки.

Говорит Владимир Петров:
«Если говорить о психологии, то пьеса дает возможность актерам прожить широчайший спектр человеческих чувств: от величия до полного падения, от превосходства до раскаяния, пройти путь от торжества до краха. Пьеса заставляет задуматься о соразмерности преступления и расплаты за него, о пафосе справедливого отмщения и безжалостной изощренности мести. Этот вполне детективный сюжет несет в себе неразрешимые вопросы этического плана. Фальшивая нота в пронизанной музыкой пьесе имеет отношение не только к скрипичной аппликатуре, но и к целиком прожитой жизни персонажей. Зритель, как дирижер с тонким слухом, должен будет услышать, кому принадлежит фальшивый звук в головоломной партитуре пьесы. И какова цена достижения гармонии – и в последнем аккорде, и в финальном поступке».

Постановка – Заслуженный деятель искусств России Владимир Петров
Художники – Заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева, Александр Липовских
Художник по свету – Константин Аникин
Ведут спектакль – Людмила Басова, Евгения Петрова, Юлия Смелкина

В спектакле звучат произведения для скрипки:
Wolfgang Amadeus Mozart, Antonio Lucio Vivaldi, Johann Paul von Westhoff, Ian Dominick Fernow, Oliver Davis,
Missy Mazzoli, Georgs Pelecis, Max Richter, Nigel Kennedy, Lera Auerbach

Действующие лица и исполнители:
Миллер – Заслуженный артист России Артур Ваха
Динкель – Народный артист России Семён Стругачёв

Источник

Игра без «Фальшивой ноты». Чем интересен новый спектакль в Театре им. Ленсовета

21 февраля в Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Фальшивая нота» по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона. Его произведение – соло только для двух скрипок, а потому сфальшивить нельзя.

Фото: Юлия Смелкина

Выбор режиссера Владимира Петрова – Артур Ваха и Семен Стругачев. Их имена на афише сразу обеспечивают спектаклю полный зал. Так было и на премьерном показе. В холодный и по-февральски ветреный вечер зрители шли в Театр им. Ленсовета, и те из них, кто с пьесой был не знаком, очевидно, ожидали увидеть на сцене легкую авантюрную комедию в виртуозном исполнении любимых комедийных актеров.

Начало спектакля соответствовало этим ожиданиям. Действие происходит в гримерке Женевского концертного зала, куда после неудачного концерта врывается раздосадованный дирижер по фамилии Миллер (Артур Ваха). Он никого не хочет видеть, всё его раздражает. Радует музыканта только одно – скорый карьерный рост. Недавно его пригласили возглавить знаменитую Берлинскую филармонию.

Фото: Юлия Смелкина

Вдруг в гримерной появляется странный человек, якобы поклонник (Семен Стругачев). Его фамилия Динкель, он смешно расшаркивается и заискивает перед известным дирижером, просит то автограф, то фото на память, подобострастно выговаривая «пжалста!» и «спсибо!». Дирижер терпит его сколько позволяет воспитание, но уже близок к тому, чтобы вышвырнуть непрошеного гостя вон. А сумасшедший поклонник все возвращается и возвращается в гримерку, каждый раз под надуманным предлогом и под заразительный смех зала.

Внимательные зрители, наверное, удивились, почему на программке спектакля скрипичные струны так напоминают колючую проволоку. И почему декорации гримерной решены таким мрачным чередованием черного и белого, а сама сцена погружена в странную морозную дымку.

И тут герой Стругачева запирает дверь гримерки на ключ. Сразу вспомнился рязановский «Гараж», где герои именно таким способом хотели воззвать коллег к совести и найти справедливость. Возможно, в этот момент часть публики еще ожидала веселый спектакль с французским акцентом? Но нет, на этом веселая часть постановки заканчивается.

Господин Динкель обещает напуганному музыканту «незабываемый вечер». Действительно, за этот вечер один из них должен вспомнить то, что сорок лет тщетно пытался забыть. А другой – забыть и отпустить то, что колючей проволокой терзает его больное сердце. Сорок лет назад один из них совершил страшное преступление и должен за него ответить.

Фото: Юлия Смелкина

Впрочем, раскрывать сюжет полностью тоже было бы преступлением – мастерскую дуэль двух актеров, за которым весь зал следил затая дыхание, нужно увидеть своими глазами.

Эту же пьесу (и в эти же даты) привез в Петербург московский Театр им. Е. Вахтангова. По отзывам зрителей Алексей Гуськов в роли дирижера Миллера холоден и надменен. Он сразу вызывает если не отторжение, то понимание, кто здесь палач. У Вахи получился другой персонаж – нервный, эгоистичный, капризный, но внутри известного дирижера все еще живет маленький мальчик, которого отец заставил взять в руки оружие. Совершенный грех каждую ночь мучает и мучает его.

Нет, в нем совсем нет раскаяния. Как нет в душе у Динкеля прощения. Значит, эта встреча нужна обоим героям. Когда-то в результате чудовищной исторической катастрофы они оказались по разные стороны баррикады. Пленники трагедии, они должны поставить в этой страшной истории точку. Или многоточие? Появившийся на сцене пистолет обязательно выстрелит, но. холостыми патронами. И это самый справедливый финал, ведь месть – не удел человека. Удел человека – научиться раскаиваться и научиться прощать. Так думал отец Динкеля, которого он так сильно и искренне любил.

Главная «скрипка» спектакля – Семен Стругачев, который не дает постановке в какой-то момент превратиться в скучный психологический триллер. Почти два часа его трагикомический дар держит в напряжении целый зал. Кажется, родись Стругачев на пару десятилетий раньше, он был бы частью кинематографических шедевров Данелия и Рязанова.

Осиротевший после ухода Юрия Бутусова Театр им. Ленсовета получил хороший и умный спектакль. Причем спектакль, который будет интересен самой широкой публике. Что важно.

Источник

Премьера пьесы «Фальшивая нота» в театре Ленсовета

Теоретик музыки Теодор Адорно говорил: «После Освенцима нельзя писать стихи». Европейская культурная традиция – путь последовательного опровержения этого утверждения.

Трагикомедия о холокосте – так звучал один из отзывов о европейской премьере пьесы «Фальшивая нота». Действительно, французский драматург Дидье Карон написал шлягер по всем театральным канонам. Так, чтобы и посмеяться, и погрустить, и поразмышлять над подлинно великой темой. Что-то вроде детектива, где два ярких персонажа то и дело обманывают ожидания зрителей, и над всем витает эхо минувшей войны, точнее – страшных событий в том самом Освенциме. Свое прочтение пьесы на сцене театра имени Ленсовета представил Владимир Петров. Злодея и жертву играют Артур Ваха и Семен Стругачев. Кто кого? Лично я убежден, что в театре людей удерживает нечто другое, чем интрига: кто же в итоге спустит курок. Поэтому скажу – из пистолета стрелять не будут. А вот центральным вопросом – нет, не про кощунство писать стихи – а про то, можно ли исполнять после Освенцима музыку, задавался Виктор Высоцкий.

В гримерку к известному дирижеру после концерта приходит почитатель его таланта. Разговор начинается с просьбы об автографе, а заканчивается разоблачением музыканта как бывшего наци в концлагере Аушвиц. Действие пьесы происходит накануне падения Берлинской стены, а вся проблематика произведения Дидье Карона представляется очередной попыткой наступить на больную послевоенную мозоль немецкого народа: «поскребите любого» и вы возможно обнаружите там нациста. Вопрос в том, зачем это здесь, сейчас и у нас? Как будто в нашей собственной истории никогда не было достаточно испытаний для совести.

Оформление спектакля черно-белое. Языки на подвесах как клавиши рояля, черный фрак и белый халат дирижера – как две стороны его души. И контрастом к этой черно-белой симфонии выступает цепочка неоднозначных, не черно-белых ситуаций, когда бывший палач становится жертвой, бывшая жертва – палачом. Когда вроде бы наступившее раскаяние в содеянном в следующее мгновение сменяется раскаянием в раскаянии.

Поле эмоционального напряжения в игре актеров колеблется между двумя главными полюсами – унижением и униженностью. Зритель может также поколебаться в размышлении на тему: приходит ли герой Артура Вахи к осознанию собственной вины – вольной или невольной – или внутренне он оправдывает себя?

Иной раз кажется, что в «Фальшивой ноте» Дидье Карон захотел высказаться сразу по всем волнующим его вопросам. Здесь и тема срока давности и меры ответственности, походя касается даже проблемы наличия зла в мире при допущении существовании Бога, а также делается выпад в сторону пресловутой немецкой добродетели – любви к точности. Ведь в предыстории пьесы дирижер убивает в лагере еврейского музыканта из-за одной фальшивой ноты в серенаде Моцарта. Что же все-таки главное во всем этом потоке проблем?

Режиссер Владимир Петров избегает черно-белого в решении нравственных сложностей. Он уходит в этом настолько далеко, что даже испытывает затруднения с тем, на стороне какого героя он находится.

Источник

Фальшивая нота.

Дидье Карон
Фальшивая нота
Перевод с французского Ирины Прохоровой и Александра Браиловского
Драма в одном действии
Постановка заслуженного деятеля искусств России Владимира Петрова
Художник – заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева
В спектакле заняты народный артист России Семён Стругачёв и заслуженный артист России Артур Ваха

В спектакле звучат произведения для скрипки:

Wolfgang Amadeus Mozart, Antonio Lucio Vivaldi, Johann Paul von Westhoff, Ian Dominick Fernow, Oliver Davis,
Missy Mazzoli, Georgs Pelecis, Max Richter, Nigel Kennedy, Lera Auerbach

Дидье Карон – современный французский драматург, режиссер, актер, руководит одним из самых старых и популярных театров Michel в Париже. Пьеса «Фальшивая нота» была написана в 2017 году, премьера состоялась на театральном фестивале в Авиньоне.

Всемирно известный дирижер, только что завершивший концерт в Женевской филармонии, недоволен оркестром, раздражен и раздосадован. Но в гримерку врывается странноватый восторженный поклонник и просит автограф, расточая комплименты. Встреча изменит жизнь каждого, дуэль двух характеров, поединок двух личностей будут держать в напряжении до непредсказуемой детективной развязки.

Говорит Владимир Петров: «Если говорить о психологии, то пьеса дает возможность актерам прожить широчайший спектр человеческих чувств: от величия до полного падения, от превосходства до раскаяния, пройти путь от торжества до краха. Пьеса заставляет задуматься о соразмерности преступления и расплаты за него, о пафосе справедливого отмщения и безжалостной изощренности мести. Этот вполне детективный сюжет несет в себе неразрешимые вопросы этического плана. Фальшивая нота в пронизанной музыкой пьесе имеет отношение не только к скрипичной аппликатуре, но и к целиком прожитой жизни персонажей. Зритель, как дирижер с тонким слухом, должен будет услышать, кому принадлежит фальшивый звук в головоломной партитуре пьесы. И какова цена достижения гармонии — и в последнем аккорде, и в финальном поступке»

Продолжительность спектакля: 1 час 40 минут без антракта

Источник

Спектакль «Фальшивая нота»

Все дни В выходные

Описание

Продолжительность: 1 час 40 минут

В театре Ленсовета спектакль «Фальшивая нота».

По пьесе Дидье Карона.

Эта постановка расскажет историю известного дирижера Миллера. Маэстро только что окончил свое выступление в Женевской филармонии. Он не в восторге от него и музыкантов. Раздражительность героя на пределе.

Внезапно к мужчине в гримерку заявляется зритель. Мужчина прибыл из другой страны только ради этого концерта. Он поклонник маэстро Миллера и ему так хочется взять автограф у кумира и сфотографироваться с ним. Но так ли эта встреча проста и однобока? Быть может у фаната есть план? Встретившись, герои круто меняют жизнь друг друга.

Почти детективная история, в которой жертва и палач могут поменяться местами за секунду, удержит зал в полном напряжении в течение всего действа. Приглашаем на спектакль «Фальшивая нота» в театре Ленсовета с блистательной актерской игрой!

Организатор: СПБ ГБУК «СПБ академический театр имени Ленсовета»

человек просматривали эту страницу за неделю.

Источник

Оцените статью