LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .
Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.
Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .
31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .
Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Д.Бортнянский «Тебе, Бога славим»
О церковном пении.
Н ичто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. От мирских песен может произойти вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святой скоро нисходит в душу, поющую эти песни. Даже хотя бы ты не разумел силы слов, приучай по крайней мере уста произносить их. И язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием. Если мы приобретем себе такой навык, то уже ни по воле, ни по лености никогда не оставим этого прекрасного занятия, потому что навык будет побуждать нас даже помимо воли каждый день совершать это прекрасное служение.
Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы на 41-й псалом.
Ж елаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ни чего несообразного Церкви: но с великим вниманием приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное.
Из 75 правила VI Вселенского Константинопольского собора
Д ушевное спокойствие и сладость, чувствуемые нами по временам в храме Божием, при стройном пении певчих и внятном чтении чтеца и священнослужителей, есть задаток нам той бесконечной сладости, которую будут ощущать в себе вечно созерцающие неизреченную доброту лица Божия. Надо ревновать о стройном пении и внятном чтении.
Св. прав. Иоанн Кронштадский
А начнем мы наше знакомство с церковным песнопением с одного из самых мною любимых произведений Д.Бортнянского Тебе, Бога славим. Иногда это произведение называют Тебе бога хвалим. Но это как переводить. Произведение написано для двух хоров. Вернее, два хора поют на четыре голоса. Мелодия христианских песнопевцев всегда принадлежала к известному ладу или гласу. Число гласов, как свидетельствует древность и церковный Устав, не простиралось далее восьми. На восемь именно гласов св. Анатолий, Патриарх Константинопольски (449 — 458 г.) пишет свои воскресные стихиры Богородице, существующие и доселе в Октоихе; на восемь именно гласов св. Роман сладкопевец пишет свои кондаки и икосы (V в.); на восемь именно гласов Иаков Еп. Едесский (710 г.) расположил свои песнопения в неделю Ваий. Таким образом основной закон Богослужебного пения христианской церкви состоит в осмогласии, что не должно смешивать с пением на восемь голосов.
Вы прослушали одно из величайших произведений духовной и музыкальной культуры.
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751, Глухов — 28 сентября 1825, СПб; погребен на Смоленском кладбище, могила не сохранилась), певчий, композитор, капельмейстер, директор Придворного певческого хора. Бортнянский родился в семье казака, служившего у гетмана К.Г.Разумовского. Шести лет был отдан в глуховскую певческую школу, где учеников обучали не только пению, но и игре на скрипке, гуслях, бундуре. Проучившись год или два, Дмитрий попал в число десяти лучших учеников-певчих, отобранных для Придворной капеллы, и был отправлен в Санкт-Петербург.
С 1768 г. Бортнянский начал регулярно заниматься композицией под руководством прибывшего на императорскую службу Б. Галуппи, в 1768 Дмитрий был отправлен пенсионером в Италию. Маршрут странствий Бортнянского по Италии, растянувшийся на десять лет. Он побывал во многих городах Италии.
В 1779 году Бортнянский возвращается на родину. Прибытие композитора в Россию и встреча его с Екатериной II прошли удачно. По преданию, он преподнес императрице свои сочинения, которые произвели сенсацию. Это были сонаты для клавесина, оперы, несколько кантат и произведений для хора. Бортнянский получил должность капельмейстера Придворного певческого хора и денежное вознаграждение.
Трудно сказать, как Бортнянский отнесся к своему назначению. Вероятнее всего, принял как должное. В конце концов, он уехал простым певчим, а приехал капельмейстером. Он стал сочинять хоровую музыку.
Обаяние хоровой музыки Бортнянского — в ее возвышенной простоте и сердечности. Однако, чем строже исполняется эта музыка, тем рельефнее выявляются ее детали и тем более она выигрывает. Строгостью исполнения отличался хор Капеллы, к чему немало располагал его состав, в котором верхние голоса пелись мальчиками. Серебристый и звонкий тембр дискантов сливался с глубокими, бархатистыми басами и мягкими тенорами и альтами. К этому прибавлялась богатая динамика с плавными и свободными мазками от тончайшего пианиссимо (которым до сих пор славится исполнительская традиция Капеллы) до форте любой мощности.
Г. Берлиоз, который, прослушав много лет спустя после смерти Бортнянского (в 1847 г.) его концерт в исполнении хора Капеллы, испытал потрясение: «.. .Однажды, когда ее императорское высочество великая княгиня Лейхтенбергская оказала мне честь, пригласив прослушать в Санкт-Петербургской дворцовой церкви обедню, исполнявшуюся для меня, я имел возможность судить о той изумительной уверенности, с какою эти предоставленные самим себе певчие модулировали из одной тональности в другую; переходили от медленных темпов к быстрым; неукоснительно соблюдали ансамбль даже при исполнении ритмически свободных речитативов и псалмодии. В этой гармонической ткани восьмиголосных концертах Бортнянского слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце и прервать спершееся дыхание в груди. А вслед за тем все замирало в беспредельно-воздушном небесном decrescendo; казалось, это хор ангелов, возносящихся от земли к небесам и исчезающих постепенно в воздушных эмпиреях. ..»
Благородная жизнь Бортнянского породила красивую легенду о его кончине, происшедшей якобы под звуки собственного концерта, петого певчими. Свидетельство врачей о смерти Бортнянского (28 сентября 1825 года от апоплексического удара) выглядит, конечно, прозаично. Но за врачом послали, когда композитора уже не стало в живых, так что свидетельство само по себе эту легенду не опровергает. Даже если легенда полностью вымышлена, она ценна тем, что в ней проявилось трогательное уважение современников к цельной творческой натуре и жизни этого незаурядного человека и замечательного деятеля русской культуры.
Похоронили Бортнянского на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище. Ни могила, ни скромное надгробие, поставленное «скорбящей женой его», не сохранились (наводнение смыло могилу, и гроб и памятник в речку Смоленка). Скульптурное изображение композитора имеется на памятнике «Тысячелетие России» (скульптор М. О. Микешин, 1861, Новгород), где изображены всего два композитора — М.Глинка и Д.Бортнянский. А строгая мраморная плита, которую можно увидеть ныне в Александро-Невской лавре среди памятников русским композиторам-классикам — это уже дань нашего времени.
Лучшим памятником композитору является, однако, живое, одухотворенное звучание его произведений в наши дни, свидетельствующее о праве музыки Бортнянского на бессмертие.
Стоит отметить, что именно Дмитрию Бортнянскому мы обязаны созданием Капеллы и хорового училища. После возвращения из Италии Дмитрий Степанович был зачислен капельмейстером и отправлен в Гатчину к наследнику престола.
Бортнянский заведовал у Павла Петровича музыкой: писал оперы, во входящем в моду «французском стиле», обучал его супругу Марию Федоровну игре на фортепиано (кстати, этот старинный инструмент-раритет ныне хранится в Павловском дворце-музее). Оперы композитора исполнялись во дворцах Гатчины, Павловска, Петергофа самодеятельными музыкантами, князьями Голицыным, Мусиным-Пушкиным, Долгоруковым, Чернышевым, Волконским, воспитанниками Смольного института, фрейлинами Шау, Ховен, Нехлюдовой. Их изображения можно увидеть на портретах в Русском музее.
На коронации Павла I под управлением Дмитрия Степановича Бортнянского прозвучал торжественный концерт «Господи! Силою твоею да возвеселится Царь!» Император был в восторге, и через 5 дней, 11 ноября 1796 года пожаловал композитору очередной чин и должность директора Придворной Певческой Капеллы.
Дело в том, что царский хор после смерти Полторацкого — первого учителя Бортнянского — был брошен Екатериной на произвол судьбы и представлял из себя жалкое зрелище. Взрослые певчие погрязли в пьянстве, а мальчишки бегали по соседним усадьбам в поисках пропитания. Когда запели молодцы, «кто в лес, кто по дрова», композитор схватился за голову от такого «подарка». Он провел большую работу по отбору, обучению и устройству капеллан. Бортнянский купил у Фельтена усадьбу на Мойке с огромным садом, что простирался до Большой Конюшенной улицы. Построил зал для репетиций и субботних открытых концертов. У пруда, где плавали лебеди, появились бани и домики для певчих, через речку перекинули мостик, чтобы быстрее попадать на службу в церковь Зимнего дворца. Сегодня на этом месте — широкий Певческий мост , красивые дворы и лучший по акустике в Европе зал, что построен на рубеже XX века Леонтием Бенуа.
Бортнянский Дмитрий Степанович руководил Капеллой с 11 ноября 1796 до самой смерти 27 сентября 1825 года.
Жил он неподалёку, в доме №9 на Миллионной улице. В эти же годы в капелле служил певчим полковник Андрей Фёдорович Петров. Женат он был на Ксении Григорьевне, которую оставил вдовой, когда ей было 26 лет. С этого началась история одной из покровительныц Петребурга святой Ксении Блаженной.
Тебе Бога славим (Капелла им. М.Глинки, дир. Владислав Чернушенко) Это исполнение мне меньше нравится, чем первое, которое я вам показал.
Те Deum laudamus (лат.) — «Тебя, Бога, славим», начальные слова древнего латинского церковного гимна.
Бортнянский познакомил нас с так называемым Амвросианским пением — это древнейший вид пения в церкви. Его возникновение связано с именем святителя Амвросия.
АМВРОСИЙ Медиоланский (340-397) — святитель, миланский епископ, проповедник и гимнограф.
Один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина.
В 373 году Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом.
Перу св. Амвросия приписывается от 12 до 18 поэтико-музыкальных гимнов, дошедших до наших дней. Четыре из них («Aeterne rerum conditor», «Deus creator omnium», «Jam surgit hora tertia», «Veni redemptor gentium») ему приписывал уже Августин. Наиболее известен гимн «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»).
До Амвросия церковное песнопение в западной церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на которое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом.
Вот еще несколько образцов Амвросианского песнопения, которое сохранилось только в Миланской епархии.
А это Te deum Моцарта
А это Te Deum Гайдна
В Вестминстерском аббатстве тоже звучит Te Deum
Te Deum laudamus
Текст на Латыни | Русский перевод католического молитвослова (1999) |
Te Deum laudamus: te Dominum confitemur. Te aeternum Patrem omnis terra veneratur. Tibi omnes Angeli; tibi caeli et universae Potestates; Tibi Cherubim et Seraphim incessabili voce proclamant: Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth. Pleni sunt caeli et terra maiestatis gloriae tuae. Te gloriosus Apostolorum chorus, Te Prophetarum laudabilis numerus, Te Martyrum candidatus laudat exercitus. Te per orbem terrarum sancta confitetur Ecclesia, Patrem immensae maiestatis: Venerandum tuum verum et unicum Filium; Sanctum quoque Paraclitum Spiritum. Tu Rex gloriae, Christe. Salvum fac populum tuum, | Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем. Тебя, Отца вечного, вся земля величает. Тебя ангелы и архангелы, Тебя небеса и все силы; Тебя херувимы и серафимы непрестанно воспевают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф; Полны небеса и земля величества славы Твоей. Тебя восхваляет собор апостолов, Тебя восхваляет пророков множество, Тебя восхваляет пресветлое мучеников воинство, Тебя по всей вселенной святая Церковь исповедует, Отца безмерного величия, Воистину достойного поклонения Единого и истинного Твоего Сына, И Святого Духа Утешителя. Ты Царь славы, Христос, Спаси, Господи, народ Твой, |
Церковнославянский перевод
Нижеследующий текст гимна Te Deum в церковнославянском переводе («Тебе, Бога, хвалим») используется в богослужении Русской православной церкви, поётся традиционно на 3-й тропарный глас.
Символ «/» здесь обозначает деление на колена, употребляемое при пении.
Тебе Бога хвалим,/ Тебе Господа исповедуем./ Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/ Тебе вси Ангели,/ Тебе небеса и вся Силы./ Тебе Херувими и Серафими непрестанными гла́сы взывают:/ Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф,/ по́лны суть небеса и земля величества славы Твоея./ Тебе преславный Апостольский лик,/ Тебе пророческое хвалебное число,/ Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,/ Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/ Отца непостижимаго величества,/ покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына/ и Святаго Утешителя Духа./ Ты, Царю славы, Христе,/ Ты Отца Присносущный Сын еси./ Ты, ко избавлению приемля человека,/ не возгнушался еси Девическаго чрева./ Ты, одолев смерти жало,/ отверзл еси верующим Царство Небесное./ Ты одесную Бога седи́ши во славе Отчей,/ Судия́ приити́ ве́ришися./ Тебе убо просим:/ помози рабом Твоим,/ ихже Честною Кровию искупил еси./ Сподоби со святыми Твоими в вечней славе Твоей царствовати./ Спаси люди Твоя, Господи,/ и благослови достояние Твое,/ исправи я и вознеси их во веки;/ во вся дни благословим Тебе/ и восхвалим имя Твое во веки и в век века./ Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./ Помилуй нас, Господи, помилуй нас;/ буди милость Твоя, Господи, на нас,/ я́коже упова́хом на Тя./ На Тя, Господи, уповахом,// да не постыдимся во веки. Аминь.
Хорошо звучит Te Deum Бортнянского в исполнении нескольких певчих.
У Екатерины II служил и великий итальянский композитор Джузеппе Сарти. Он тоже написал ораторию «Тебе бога хвалим» на взятие русскими войсками города Очакова для 300 певцов, колоколов и пушек. В письме Екатерине упомянув о Сарти, всегда бывшем при князе Потемкине, граф Энгельгардт замечает: «Он положил на музыку победную песнь: «Тебе, Бога, хвалим», и к оной музыке прилажена батарея из десяти пушек, которая по знакам стреляла в такт; когда пели: «свят! свят!» — тогда производилась из оных орудий скорострельная стрельба При исполнении оратории пушками командовал граф Потемкин» .
Сарти позже написал еще одну замечательную ораторию, которую назвал Русской. Послушайте русскую ораторию Сарти. Какая потрясающая музыка!
Полностью русскую ораторию можно послушать здесь
Кстати, Сарти был знаком с Моцартом, и, по мнению некоторых исследователей, оказал на оперное творчество последнего значительное влияние.
Сарти Джузеппе (1729-1802)
Сарти занимался теоретическими изысканиями в области музыкальной акустики, представив в 1796 году в Санкт-Петербургскую академию наук доклад об измерении высоты звука и соответствующий инструмент, так называемый «петербургский камертон». Он установил частоту «петербургского камертона» (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796). Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц). Учениками Сарти были некоторые российские композиторы — в частности, Степан Дегтярев, Степан Давыдов, Даниил Кашин и Лев Гурилев (отец Александра Гурилева);
В 1801 году Сарти вышел в отставку и отправился в Италию, но умер по дороге в Берлине.
Как мало мы знаем о великих композиторах! Надеюсь, что вам понравилось наше знакомство с церковным песнопением.
Разбирая биографию Сарти, я наткнулся на интересную историю города Екатеринослава (Днепропетровска).
Известно, что Екатеринослав был задуман не только как третья столица огромной Российской империи, Южная Пальмира, но и как воплощение самых сокровенных чаяний Светлейшего князя Григория Потемкина. В 1786 году он собственноручно сотворил «Начертание города…». И профессиональным архитекторам оставалось лишь беспрекословно следовать его указаниям.
Большинство ученых пытаются увязать упорство, с которым Потемкин отстаивал идею постройки города на гранитной труднодоступной и безводной горе, с его эстетическими воззрениями. Возможно, что Потемкин был масоном, ибо план города, который он начертал, очень походил на главный символ массонов — циркуль и мастерок. В горе он видел некую аналогию с храмовой горой Иерусалима.
Преображенский храм
Потемкин приказал спроектировать его «в подражание Святаго Павла, что вне Рима». 9 мая 1787 года Екатерина ІІ и император Священной Римской империи германской нации Иосиф II собственноручно уложили в его основание первые два камушка.
Потемкинский дворец
Первое каменное сооружение новограда было тоже построено по типу базилики. В нем Светлейший никогда не жил, но обустраивал капитально. А вот для каких целей – не совсем понятно. Вся внутренность одноэтажной, вытянутой постройки представляла собой один длинный холл.
Очень интересно, что Потемкин был очень подвержен идеям масонства.
У масонов музыка несет особую нагрузку, поскольку, по их мнению, способна перевернуть мир.
За год до основания города Потемкин подал Екатерине доклад по поводу создания в Екатеринославе “университета купно с академией музыкальной или консерваториею“, почти на 80 лет опередив ее открытие в Петербурге. Место для университета было определено тоже на горе, между нынешней областной больницей Мечникова и казармами бывшего Симферопольского полка. А в качестве дирижёра оркестра ему удалось заполучить… самого Вольфганга Амадея Моцарта. Русский посол в Вене Андрей Разумовский доносил: «Хотел было я отправить к Вам первого пианиста и одного из лучших композиторов в Германии, именем Моцарта. Он недоволен своим положением здесь и охотно предпринял бы это путешествие». Однако приехать в Екатеринослав венскому виртуозу помешала болезнь, во время которой он (кстати, по заказу одной из лож) спешно писал «Волшебную флейту» — оперу, насыщенную масонскими идеями.
Вместо Моцарта в Екатеринослав приехал его друг Джузеппе Сарти – известный итальянский композитор. Его Екатерина еще в 1784 году пригласила в Петербург на должность придворного капельмейстера.
Но Сарти сделал ошибку: вместо того чтобы по-мужски отблагодарить милостивую к нему царицу, Сарти увлекся певицей Тодди. За что и был удален от двора, оставшись практически без средств существования. Григорий Александрович вернул опальному музыканту все почести и назначил директором зарождающейся консерватории.
16 марта 1787 года Потемкин выдал ему «ордер», в котором значилось: «При настоящем отправлении вашем в Екатеринослав рекомендую употребить ваше старание и труд: 1-е. Чтоб устроить лучшим образом вокальную музыку, дав певцам пример плавного пения и отуча их от крику».
Были ли Потемкин и Моцарт масонами, судить трудно, но примечательно, что Потемкин и Моцарт умерли с разницей в два месяца — первый в октябре 1791 года, а второй – в декабре. Причем от сходной болезни.
Планам Потемкина не суждено было сбыться.
После смерти князя указами Павла I приказано было «все строения во всей губернии остановить». Материалы, предназначенные для построек, были проданы чрез казенную палату с публичного торга. Часть домов, построенных для чиновников и купцов, погибли от пожаров, часть пришли в ветхость и развалились. И ни грандиозного 12-престольного Преображенского собора, ни «прекрасного» университета, ни музыкальной консерватории, ни художественной академии жители Екатеринослава так никогда и не увидели.
Кстати, Павел 1 тоже был масоном.
Масонство – организация людей, мотивированных на духовный поиск. В разной степени и в разных направлениях. Понимание духовности у членов ордена может как полностью оставаться в рамках широких социальных конвенций, так и выходить за пределы этих рамок. Потому что масонство не дает предписаний для ведения внутреннего духовного поиска в определенном направлении. Масонство лишь ставит задачу поддерживать ищущего в его стремлении, поместить его в ту среду, в которой он будет не одинок, хотя даже внутри масонской организации он не найдет сразу однозначных ответов на великие вопросы о смысле.
Вот и прикоснулись мы к таким тайнам, о которых мало что известно. Массонство во многом — это загадка для непосвященных. Здесь вы можете посетить их официальный сайт и узнать кое-что.
Пусть поведает вам об этих тайнах великий магистр великой Ложи России А.Богданов
«Масонство у нас было стремлением к внутренней церкви, на видимую церковь смотрели как на переходное состояние». Н.А.Бердяев
Небольшая справка. Само слово «масон» в переводе с английского и французского значит «каменщик». «Вольные каменщики» в XI—XII веках формировали цеховые организации — ювелиров, оружейников, врачей, актеров. Профессиональные цехи, в свою очередь, были тесно связаны с религиозными братствами. Из этого соединения рождались разного рода магии. Так закладывались масонские ритуалы, идеи, традиции.
В России масоны появились еще при Екатерине II. Она поставила преданного Ивана Елагина во главе всех масонских лож (их было тогда 14). Ей многие вельможи советовали запретить «навеянные западным ветром масонские общества», но императрица решила, что контролировать масонство через доверенных лиц куда более эффективно, чем запрещать его.
«Вольным каменщиком» был Петр III, а Павел I воспитывался масонами. Масоном являлся и его сын Александр I.
Раз уж мы заговорили о масонах, то ходят слухи, что и Дмитрий Бортнянский им был. Написанный им Гимн «Коль славен» русские масоны считают своим гимном.
Мелодия, которую Бортнянский написал для гимна, еще в XVIII столетии очень понравилась вольным каменщикам, и Гимн прослыл «масонским» (как известно, поэт М.М. Херасков, автор текста, был масоном, однако о Д.С. Бортнянском этого нельзя сказать, так как ни в каких известных по сию пору списках масонских лож в России он не значится; скорее, композитора можно отнести к разряду знакомых, друзей, понимающих и сочувствующих масонам, что было распространено практически среди всей придворной и мыслящей публики той эпохи). Так мелодия быстро распространилась и в Европе еще в XIX столетии.
Знаменитый Гимн «Коль славен» до сих пор считается Гимном русской эмиграции. Известно много печатных нот этого Гимна. Некоторое время, в начале XIX века он считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. Эта версия его назначения активно поддерживалась еще со времен правления Павла Первого, для которого гимновое песнопение Державина-Козловского «Гром победы раздавайся!» было не очень приемлемым, в связи с тем, что это был гимн времен его матери — Екатерины, с которой у него, как известно, отношения были не лучшие. Да и знаменитый припев песни, во время которого обычно все офицеры вставали и поднимали бокалы — «Славься сим, Екатерина! Славься добрая к нам мать!» — вызывал у Павла раздражение. Не поэтому ли новый Гимн Бортнянского, который долгие годы служил придворным композитором семьи Павла Петровича и выучил музыке его детей, стал активно распространяться и, в первую очередь, не только в церковной, но и в военной среде. Потому и «Гром победы» был забыт довольно скоро. А «Коль славен» не был подвергнут забвению даже во время правления сына Павла Первого — императора Александра, который чтил своего музыкального наставника — Бортнянского.
В начале XIX столетия, а также временами и до самого Октября 1917-го года, мелодия Гимна Бортнянского «Коль славен» исполнялась (вызванивалась) 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день — в полдень (есть также версия, что он исполнялся ежедневно в 15 часов и 21 час, тогда как в 12 часов и 18 часов звучала знаменитая мелодия марша Преображенского полка). Исполнялась эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге (с помощью 38 колоколов, куранты были сделаны голландцем Крассом) вместе с мелодией Гимна «Боже, царя храни», также вплоть до 1917 года. Однако обе мелодии были вновь исполнены часами Петропавловки в празднование 300-летия города, построенного Петром Великим.
Официально Гимн Бортнянского был заменен лишь в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн «Боже, царя храни». При этом гимн Михаила Глинки, также созданный по просьбе императора, к сожалению, принят не был
Из наиболее удивительных историй, связанных с Гимном Бортнянского «Коль славен», можно выделить несколько. Вот они.
1. То, что Дмитрий Шостакович незаметно воспользовался мотивом «Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина знает» (слова Евгения Долматовского), до сих пор является предположением. Однако мелодический анализ песни может полностью это подтвердить.
Родина слышит, Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает…
Послушайте и сравните. Выводы делайте сами.
Известно, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин насвистывал эту песню прямо перед стартом в космос, уже когда отсчитывались минуты до начала исторического события. А затем, после полета вокруг Земли (во время приземления), очевидцы засвидетельствовали: «Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает»»…
2. Гимн «Коль славен» был исполнен во время похорон писателя А.И. Солженицына в Донском монастыре в Москве 6 августа 2008 г. военным церемониальным оркестром, в тот момент, когда гроб был уже опущен и могила засыпана землей. Исполнение мотива первого куплета и припева произошло в присутствии семьи писателя и Президента России.
«Коль славен» стал популярен в Великобритании еще в 18 веке, где он был известен (на другие слова) под названием «Russia, St. Petersburg» (Россия, Санкт-Петербург) или «Wells». Наибольшую популярность песнопение получило в Германии («Ich bete an die Macht der Liebe»), где его можно услышать и сегодня. Этот Гимн превратился в известное хоровое произведение в Германии, которое, например, традиционно исполняли в заключительной части специального воинского ритуала Groß e r Zapfenstreich (Церемониальное посвящение). Делается это и по сей день в войсках Бундесвера.
Исполнение гимна "Коль славен" Д. Бортнянского
на воинском Церемониальном посвящении
(Großer Zapfenstreich) в современной Германии.
Участвует почетный караул Бундесвера, в присутствии канцлера и
правительства страны. У реконструированного Рейхстага.
Берлин, запись 2005 г.
Примечательно, что Гимн Бортнянского «Коль славен» исполняется после команды «Шапки долой!» и перед исполнением Государственного гимна Германии (который исполняется следующим, уже при отмены команды «Шапки долой!»).
Краткий комментарий происходящего события на немецком языке прилагается после видеосюжета. Здесь разъясняется, что показана историческая церемония, существовавшая в Германии столетиями, а также — что данное действо происходит во время празднования 50-летия войск Бундесвера (1945-2005), и никакого отношения оно к церемониалам времён III Рейха не имеет.
А закончим мы стихотворением Лермонтова «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
«> И прозвучит для вас торжественно Молитва, которую написал М.И.Глинка на стихи М.Лермонтова
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник