Тебе одной плету венок ноты

Тебе одной плету венок

© Леонид НАЗАРОВ. МОЙ ЕСЕНИН.
лит. — муз. композиция
«ТЕБЕ ОДНОЙ ПЛЕТУ ВЕНОК»

Русский вечерний пейзаж, тихая музыка – русский нар. оркестр (Даргомыжский «Меланхолический вальс» — в медл. темпе)
//леонид назаров меланхолический вальс а.даргомыжского//
(музыка тише — громче)

Ведущий читает фрагменты стихов «за кадром» — 1,2,4,6 и далее.
Чтец «наяву» читает стихотворения полностью — 3,5,7,9. и далее.
Песни на стихи поэта исполняются под инстр. аккомпанимент.

1. «Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может в Калуге,
А может в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье
Желтоволосый,
С голубыми глазами»

(музыка громче, тише)

2. «Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами костер метели белой…
Мне девять лет, лежанка, бабка, кот.
И бабка что-то грустное, степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот.

Метель ревела. Под оконцем
Как-будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя вела войну с японцем,
И всем далекие мерещились кресты.

Тогда не знал я черных дел России.
Не знал, зачем и почему война.
Рязанские поля, где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб, —
Была моя страна.»

Чтец в кадре читает стихотворения:
3. «ТЕБЕ ОДНОЙ ПЛЕТУ ВЕНОК…»

Ведущий:
4. Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта, в бога и в царя.
Но им в ответ лишь улыбались дали,
Да наша жидкая лимонная заря»

Чтец: 5. «ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ»

Вед:
6. «Тогда впервые с рифмой я схлестнулся,
От сонма чувств вскружилась голова.
И я сказал: коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплесну в слова»

Чт:7. « ГОЙ, ТЫ, РУСЬ…»

8. Тогда в мозгу, влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья в тайной тишине,
Что буду я известным и богатым
И будет памятник стоять в Рязани мне.

9. «РАЗБУДИ МЕНЯ ЗАВТРА РАНО…»

10. В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок.
И сладко думал, лишь уединюсь,
Что я на этой лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.

11. «ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ …»

12. « Я СНОВА ЗДЕСЬ, В СЕМЬЕ РОДНОЙ…».

13. «НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ..»

14. Года текли, года меняют лица,
Другой на них ложится свет.
Мечтатель сельский – я в столице
Стал первокласнейший поэт.

Россия…Царщина….Тоска….
И снисходительность дворянства.
Ну что ж! Так получай, Москва,
Отчаянное хулиганство.
Посмотрим – кто кого возьмет.
И вот в стихах моих забила
В салонный выхолощенный сброд
Мочой рязанская кобыла.

15. «ИСПОВЕДЬ ХУЛИГАНА»

16. Еще прошли года. В годах такое было,
О чем в словах всего не рассказать.
На смену царщине с воинственною силой
Рабочая предстала рать

17. «ГЕЙ ВЫ, РАБЫ, РАБЫ!»

18. Спите, любимые братья ,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

19. «БАЛЛАДА О 26»

20. « И вот я опять в дороге (из Анны Снегиной»)»

21. «Я ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ…»

22. «ВСЕ ЖИВОЕ ОСОБОЙ МЕТОЙ…»

23.. «ДА, ТЕПЕРЬ РЕШЕНО…»

24. «ТЫ ЗАПОЙ МНЕ ТУ ПЕСНЮ…»

\\
25. Много дум я в тишине продумал,
Много песен для себя сложил
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших.
Никогда не бил по голове.

26. «ПЕСНЬ О СОБАКЕ»

27. Отговорила роща золотая
Березовым зеленым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем под голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей уносит ветер вдаль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

28. «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ. »

29. «Ну, целуй меня, целуй…»

30 «Пускай ты выпита другим…»

31. «Заметался пожар голубой…»

32. « Я помню, любимая, помню…»

33. ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ»

34.»Несказанное, синее, нежное…»

35. « Листья падают, листья падают…»

34. «Эх вы, сани! А кони, кони.

35. « Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость.
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке…»

36. Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело… далече…мимо…
Сердце остыло, выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!

37. « КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ»

38. Не криви улыбку, руки теребя,
Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо –
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно –
Просто захотелось заглянуть в окно.

39. Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка.
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи –
Ты молодая, а я все прожил.
Юношам счастье, а мне лишь память
Снежною ночью в лихую замять.
Я не заласкан – буря мне скрипка.
Сердце метелит твоя улыбка…

40. «СВИЩЕТ ВЕТЕР. »

41. Заря окликает другую
Дымится овсяная гладь.
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.

Как прежде ходя на пригорок,
Костыль свой сжимая в руке,
Ты смотришь на лунный опорок,
Плывущий по сонной реке.

42. «ПИСЬМО К МАТЕРИ»

43. «До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди…»

/к презентации Премии им. Сергея Есенина 8(800)555-11-25 гор.лин./

Источник

Тебе одной плету венок Сергею Есенину

Глаз сиянье с чарующей *просинью,
Кудри — цвета пшеничных полей,
Он родился в багряный мир осени
Под прощальную песнь журавлей.

Ствол берёзок в серебряном инее,
Хмель просторов цветущих лугов
В наше сердце вошли с его именем
Звонких песен в объятьях лесов!

Но душою своею отчаянной
Он не понял Советскую Русь!
Город пыльный дорогою каменной
Навевал ему смертную грусть.

В мир бродяжий, под солнцем бушующий,
С головой, как в пучину, шагнул
И берёзовый ситец чарующий
Заменил на кабацкий разгул.

Бесшабашный угар кружил голову,
В женской ласке, в любви утопал,
Но душа звала в край, где он смолоду
Цвет берёзок в полях прославлял.

Ах, как много сердец разбил девичьих,
Были дни, что от счастья – светло,
Но устал от желаний развенчанных
И в душе омертвело тепло.

Лишь как прежде сторонку любимую
С мягкой нежностью славил в стихах,
Жил с надеждою радость недлинную
Под тальянку испить на лугах!

**«Несказанное, синее, нежное»–
Всё осталось в родной стороне,
Жизнь с тоской ураганно-мятежною
Оборвалась петлёй. как во сне.

Выражение «просини» о глазах взято из стихотворения Есенина
«Матушка в купальницу по воду ходила» 1912г.

«Несказанное, синее, нежное» — стихотворение Есенина 1925г.

Источник

Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение.

Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу, которому приходилось переживать очень сложные исторические потрясения. Однако, большинство своих произведений, он посвящал непосредственно Родине, России, которая была в его молодой, бунтарской душе, и он не мог ее предать, так как был с ней неразрывно связан.

В этом прекрасном стихотворении, он объясняется в любви к своей Родине, которая его воспитала и вскормила. Он очень нежно описывает ее неземную красоту, которая присуща только ей, ей единственной и ненаглядной.

Все свое творчество, он выражает любовь к родной, крестьянской стороне, а в этом произведении, он ей дарит свой венок, который соткан из миллионов соцветий, которые символизируют чистоту и неизмеримую любовь.

Россию, которая переживала очень большие потрясения, ждала новая реальность и наш талантливый поэт это прекрасно понимал, но он не мог себя представить без этой родной стороны, которая была для него всем, всем, что он любил, во что верил.

Любовь и преданность к своей родной земле, ее людям, вот основная тема этого прекрасного и очень патриотического произведения, которое свободно можно назвать гимном и объяснением в любви к своей Родине. Любовь, которая ощущается в каждой строчке, любовь, которую может испытывать только настоящий патриот.

Картинка к стихотворению Тебе одной плету венок

Популярные темы анализов

В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».

Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти

В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.

Стихотворение «Первый снег» написано простым и легким для восприятия языком. Именно эта его «легкость» и создает необыкновенное впечатление от обыденности явления, которое в нем описывается.

Каждого русского человека поражала красота его родного края, пусть все картины и красоты со временем приедаются взгляду, но все равно случаются моменты, когда обыденная даль может показаться под новым взглядом,

Источник

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Тебе одной плету венок»

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Автор
работы:
Горькова

Евдокия, 8 класс

Руководитель:
Новикова Г.А.

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное
наследство

досталось нам от
прошедших веков? Ведь язык

основа основ
духовной культуры, то волшебное орудие,
посредством которого осуществляется связь времен,
связь поколений.

Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал
в себя 2 стихии

стихию языческую и стихию
христианскую. Л.Н. Толстой говорил о русском
языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое,
пышное, неисчерпаемое богатство, умное
поэтическое и трудовое орудие своей национальной
жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд,
своего гнева, своего великого будущего». А язык не
мыслим без Родины.

Удивительно точно передал словами всю любовь к
своей родной земле С. А. Есенин.


С. Есенин рос в атмосфере народной поэзии: волшебных
сказок и грустных народных песен. «В бога верил мало. В
церковь ходить не любил». Но как истинно русский
человек в минуты душевного разлада вспоминал о вере.


«Прежде всего я люблю выявление органического.
Искусство для меня не затейливость узоров, а самое
необходимое слово того языка, которым я хочу себя
выразить… Сейчас я отрицаю всякие школы. Только
свободный художник может произнести свободное слово».

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветет болотная купель,

Куга зовет к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Волхвов, потайственно волхвующих.

Стихотворение С. Есенина

это лирическое
произведение, близкое к посланию. (Послание

произведение, написанное в форме письма
или обращения к какому

нибудь лицу). Вместо
конкретного лица здесь выступает Россия.

Текст исповедального характера. (Исповедь

(перен.) откровенное признание в чем

либо,
откровенное чистосердечное изложение чего

либо). Этот текст содержит признание в любви.

Тема в узком смысле (предмет
изображения)

Русь через
восприятие поэта. Тема в
широком смысле (проблема,
поставленная в
произведении)

отношение
поэта к Руси, России, в том
числе через описание ее
природы, признание поэта в
своих чувствах к Руси.

Идея (выражение авторского
отношения к изображаемому)

воспевание, своеобразный
дифирамб Руси как своей
Родине, обожествление ее
природы, духовного
состояния, выражения
бескрайней любви к ней,
утверждение патриотизма.

Текст состоит из 16 строк.
Автор дал его как цельный
текст, не делимый на
четверостишия.

Стихотворение делится на 3
части: 1

признание в любви,
выражение чувства любви.
Следующие 8 строк

восприятие пространства и
природы Руси: визуальные
(простор полей, цветет,
болотная купель),
звуковые (посвист
журавлей, зовет, звенит
капель), сенсорные
(склизкая, холодной).
Последние 4 строки

оценка духовного
состояния Руси.

С точки зрения фонетики особняком
стоит последняя строка. В ней 30
звуков, тогда как в других строках от
19 до 26.Имеется наличие сочетаний
трудно произносимых согласных:
(лхв ) , (ств).Здесь всего 3 слова, но
они многосложные. Это для того,
чтобы медленно произносить. Автор
как бы заставляет замедлить темп
для чёткого проговаривания, чтобы
вслушаться, актуализировать
содержание, чтобы создать магию
звучания, торжественность ,
таинственность. Возвышенные
чувства.

Из всех особенностей текста на
первом месте стоят лексические.
С. Есенин использует слова
различных тематических групп.

Лексика природы: фитонимы (
куга, цветы, кусты.
Редкоиспользуемое слово «куга»

народное название некоторых
водных растений семейства
осоковых (камыш) ), зоонимы
(журавлей), ландшафтная
лексика (поля, простор, тропинка,
болотная), метеорологическая
лексика ( ветры, туман, роса,
капель).

В стихотворении имеется
разговорная лексика:
сродни, стёжка, склизкая.

Наряду с этим имеется
авторский неологизм

Удивительно красивы
эпитеты: стёжка серая,
уголок покойный,
тропинка склизкая,
вечерня длительная, роса
холодная и целительная,
ветра крылато дующие.
Автор использует
необычные метафоры:
болотная купель, крылато
дующих, капель звенит, а
также олицетворение:
куга зовёт.

Автор буквально наполняет текст антонимическими
парами: далёкая и близкая. Но больше здесь
контекстуальных антонимов. С одной стороны, холодная и
целительная роса, цветы, с другой,

стёжка серая ; с
одной стороны смирна и ливан (христианские слова), с
другой,

волхвы (язычество, противоречащее
христианству ); с одной стороны журавли( это небесная
мечта), с другой,

тропинка склизкая ( это что

то
приземленное ).

Очень интересно слово «посвист» в сочетании «посвист
журавлей». Журавли не издают свист, они курлыкают, Но
Есенин употребил именно слово «посвист», которое как бы
подтверждает связь далёкого и близкого.

Обращает на себя внимание
церковная лексика:
вечерня (вечерняя
церковная служба), купель
(сосуд в форме большой
чаши), смирна
(ароматическая смола,
употребляющаяся для
курения (мирра),
ливан

(дерево, источающее
ладан).

Противостоят церковной
лексике слова, связанные с
язычеством: волхв (колдун,
кудесник, прорицатель,
маг), волхвовать
(заниматься чародейством,
колдовать). Это все то, что
осуждается христианством.

Интересны в стихотворении слова
«верую» и «покойный». Оба они
многозначны. В слове «верую» автор
реализует третье значение: «быть
религиозным, верить в Бога», т.е.
верую в тебя, Русь, как в Бога.

В слове «покойный» реализуются второе
и третье значения: 2) ничем не
нарушаемый, не тревожимый; 3) не
испытывающий тревоги, волнения. (О
Русь, покойный уголок)

В плане синтаксиса можно
выделить особенности в
управлении слов.

Гляжу в простор. Глагол
«гляжу» требует
винительного падежа:
гляжу на что?. Но Есенин
употребляет предлог «в» и
этим самым указывает на
проникновение в глубину,
духовность.

Цветами сыплю стежку.
Сыпать (что?)

что

то
сыпучее. Слово «стежка» к
сыпучему отношения не
имеет. Здесь слово «сыплю»
употреблено в значении
«осыпать».

В интонационном плане
выделяется последняя
строка.(Волхвов,
потайственно

волхвующих). Ее нужно
произносить медленно.

Происходит
акцентирование
постпозиционных
определений (стежка
серая, тропинка
склизкая, вечерня
длительная, роса
холодная и
целительная). Это
актуализирует признаки.

Логическим ударением
отмечается слово «одной»
в первой строке. Одной

в смысле «единственной».
Это доминанта текста.

В стародавние годы, не озаренные светом веры
Христовой, люди молились многим богам,
обращались за помощью к волхвам, кудесникам.
Но пришла в языческую Русь лучезарная заря
христианства. Шли годы, из годов слагались века.
И вот

потускнели облики древних богов;
перенесло живучее народное суеверие
приурочивающиеся им свойства на святых
угодников Божиих. Зазвучали в крылатом слове
некогда чуждые русскому сердцу, но с течением
времени сроднившиеся с ним, как бы приросшие к
нему имена новых, более надежных заступников
народа. Но не исчезла с течением времени, не
изгладилась в народе даже самая память о
древнеязыческих, вызванных из окружающей
природы богах.

Последние 4 строки стихотворения Есенина говорят
о христианско

языческом синкретизме. Вот что
характеризует духовность русского народа.

С. А. Есенин облек в слова и образы, и то
«несказанное, синее, нежное», что наполняет
русское сердце. В своих стихах он тонко, точно и
бережно выразил, казалось бы, самое заветное и
потаенное, что есть в душе русского человека. То, из
чего сплетена поэзия Есенина, до него находило
выход только в народной песне.

С помощью слов родного русского языка поэт может
высказать всю сокровенную любовь к Родине.
Поэтому русский язык действительно

1.
В. Цыплаков «Сергей Есенин» 1. С. А. Есенин. Собрание сочинений

2.
Т. Юшманова «Тишина». в 2

х томах, т.2./ М., «Советская

3.
Н. Сергеев «Яблони в цвету». Россия», 1991 г.

4.
Н. Сергеев «Летний пейзаж». 2. Аполлон Коринфский. Народная

5.
Ю. Сергеев «Русь языческая. Волхв». Русь./ М., Белый город, 2007 г.

6.
Н. Крыжицкий «Перед полуднем». 3. Владимир Соловьев. Золотая

7.
И. Шишкин «Полдень». Книга русской культуры./ М.,

8.
О. Штыхно «Небесный цветок». Белый город, 2007 г.

9.
Д. Белюшкин «Сказка». 4. Г. В. Черникова. Живите так, как

10.
А. Герасимов «Конец августа». вас ведет звезда. / Журнал

11.
С. Иванов «Христианство и язычество». «Читаем, учимся, играем», № 5

12.
Б. Ольшанский «Берегиня». 2000 г.

13.
Е. Волков «Заход солнца перед озером». 5. Ю. Г. Маркина. Я сердцем
никогда

14.
И. Остроухов «Речка в полдень». не лгу./ Журнал «Читаем, учимся,

15.
А. Куинджи «Степь». играем», № 8, 2005 г.

16.
М. Вишняк «Васильковые поля».

17.
Б. Ольшанский «Клятва Сварожича».

18.
Б. Ольшанский «Рось великая».

19.
В. Васнецов «Песнь о вещем Олеге».

20.
В. Маковский «Иисус Христос».

  • file71.
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 21

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Оцените статью