Тедеско концерт для гитары

Тедеско концерт для гитары

Кастельнуово-Тедеско (Castelnuovo-Tedesco) Марио (3.04.1895 — 16.03.1968) — итальянский композитор, пианист.

Родился во Флоренции в итальянской еврейской семье. В 1939 г. уехал в Соединенные Штаты. Писал музыку к кинофильмам (например, к замечательному голливудскому триллеру «Доктор Джекилл и мистер Хайд» 1941 года). Марио Кастельнуово-Тедеско работал очень плодотворно. Под влиянием и благодаря творческому содружеству с Сеговией, начало которому было положено в 1932 году, Кастельнуово-Тедеско написал множество гитарных произведений, внеся значительный вклад в гитарный репертуар. Это, в первую очередь, два концерта для соло гитары и один для двух гитар, а также Capriccio diabolico («Дьявольское каприччио») – дань восхищения и уважения к Паганини.
Первоначально Кастельнуово-Тедеско создал для гитары цикл «Вариации через века» из трех пьес (Чакона, Вальс, Фокстрот), затем 4-х частную сонату «Дань почтения Боккерини», «Дьявольское каприччио». В 1938 году во Флоренции, незадолго до эмиграции в Америку, им под руководством А. Сеговии была написана первая часть гитарного концерта, а позднее созданы и две остальные. Это был первый Концерт для гитары с оркестром (ор. 99), написанный в XX веке. Его я и предлагаю вашему вниманию

В файле вы найдете еще одно произведение Кастельнуово-Тедеско: Квартет для гитары и струнных (op. 143). Исполнители: Андрес Сеговия (гитара) и Новый Лондонский оркестр под управлением Алека Шермана.

Источник

Гитара музыкальная 29. Марио Кастельнуово-Тедеско

Гитара в музыке XX века.

85.
Кастельнуово-Тедеско Марио (Castelnuovo-Tedesco) (1895–1968) – итальянский композитор и пианист. Родился во Флоренции в еврейской семье. В 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты. С 1946 преподавал в Лос-Анджелесе. Наибольшей популярностью пользовался в 1920-1930 гг. В творчестве – черты неоклассицизма.

Читайте также:  Бьет бит ноты для гитары

Марио Кастельнуово-Тедеско, пожалуй, самая яркая личность из композиторской плеяды питомцев Андреса Сеговии. Его музыка до сей поры звучит свежо, а значит, что он заслужил признательность потомков.

«Тонадилья» Марио Кастельнуово-Тедеско посвящена Андресу Сеговии. Эта пьеса пленяет хрупкой, сдержанно-порывистой лирикой. Она прозрачна, как морская вода в тихое утро, когда сквозь ее толщу виден каждый камушек на дне, каждая серебряная рыбка среди водорослей и кораллов. Такое эмоциональное созерцание различных форм жизни является отличительной чертой музыки итальянского композитора – музыкой чистой, нежной, пронизанной яркими солнечными лучами.

В «Меланхолии» Кастельнуово-Тедеско имитирует романтический стиль: звучит умилительная, нежная мелодия – та, что рисует образ влюбленных в голливудских кинофильмах.

«Подражание Боккерини» («Оmmagio a Boccherini» (op.77)) Марио Кастельнуово-Тедеско – многогранное произведение. Возможно, автор, создавая его, преследовал некую цель, хотя это не обязательно. Каждый исполнитель и слушатель волен по-своему трактовать образное содержание. Зато стиль этого 4-частного цикла можно характеризовать более объективно. Он отличается утонченными сочетаниями акварельных красок, ласковыми чертами, доходящими порой до слащавости. Удивительны легкие, тающие световоздушные переходы, свойственные картинам позднего Б.Э.Мурильо (1618–1682). Особенно эта близость явственна, если сравнивать нежную и светлую лирику Кастельнуово-Тедеско с жанровыми сценами живописца, на полотнах которого изображены женщины с детьми.

Слушатель, несомненно, оценит очаровательную сказочность этих пьес, которые связывают воедино три имени: Кастельнуово-Тедеско, Боккерини, Мурильо.

Итак:
1. Allegretto con spirito – это загадочное, таинственное оцепенение;
2. Andantino quasi canzone – это печальная, но светлая песня-раздумье;
3. Tempo di Minuetto – лирическая песня-серенада с чувствительными интонациями;
4. Vivo e energico рисует картину решительных действий, перемен, которая завершается маршеобразными ритмами и торжествующим финалом.

Так или иначе, несомненно одно: хрупкую лирику средних частей обрамляет гипнотическое оцепенение первой и энергичная воля последней.

Концерт для гитары и оркестра № 1 (ор.99) Марио Кастельнуово-Тедеско примечателен тем, что произведение в этом жанре сочинялось при участии Андреса Сеговии, что его автор обратил свой взор к старинной музыке, используя или воссоздавая мелодии Ренессанса. Опытные слушатели, вероятно, услышат испанские интонации и колорит «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго. Это значит, что музыка итальянского композитора в какой-то мере стала предтечей гениального творения Хоакино Родриго. Не потому ли воображение рисует нам образы далеких веков:

1. Allegretto создает мрачную, гнетущую атмосферу, в которой звучат воинственные призывы рыцарей;
2. Andantino alia romanza – это романс рыцаря, переходящий в величественную испанскую тему (оркестр и гитара вместе);
3. Ritmico e cavalleresco – это апофеоз народного праздника.

Правда, в произведении Кастельнуово-Тедеско нет того темброво-красочного богатства, которым отличается шедевр Хоакина Родриго.

Романс ор.170 №37 Кастельнуово-Тедеско прежде всего показывает, насколько композитор плодовит. Подумать только: несколько десятков пьес в одном опусе! Само же это произведение говорит о незаурядном мелодическом даре автора.

«24 прелюдии и фуги для двух гитар» (ор.199) Кастельнуово-Тедеско образуют мозаику преимущественно светлого и радостного колорита. Сами по себе пьесы небольшие, в них нередко просматривается трехчастность. Их эмоциональный диапазон невелик из-за отсутствия драматических столкновений и резких контрастов. Два качества в одинаковой мере свойственны прелюдиям и фугам: мелодичность и изящество. Первые скорее напоминают рахманиновские этюды-картины, вторые – это свободная полифония. И все они итальянские по духу и характеру.

Следует выделить из 24 пьес скерциозную 12-ю прелюдию, токкатную 2-ю фугу, игривую фугу №8. Эти блестящие произведения украсят любой концерт!

Тарантелла ор.87 в аранжировке Андреса Сеговии представляет собой виртуозную концертную пьесу. В ней столько изящества, блеска, жизнеутверждающей энергии, что невольно вспоминаешь о солнечном Россини.

Сюита «Platero у Yo» («Богач и я») ор.190 Кастельнуово-Тедеско состоит из пяти номеров. Названия пьес не позволяют до конца постичь авторский замысел – конечно, в силу недостаточной информации об этом произведении. Да и сами пьесы носят импровизационный характер. Однако можно смело утверждать, что яркая образность сюиты неотделима от некоего видеоряда, будто она специально написана для кинофильма.

Что же «изображено» в каждой из частей?

1. «Богач и я» воплощает состояние подавленности, безысходности;
3. «Возвращение» передает легкую, несколько манерную танцевальность;
4. «Весна» вполне конкретна: это картина радостно пробуждающейся природы;
5. «Воробьи» – здесь есть нечто от арабески, меланхолического вальса, марионеточности; в ней замечательно изображены повадки непоседливых пташек, будто эта пьеса иллюстрирует финальные кадры какой-то из феллиниевских мелодрам.

Свою Элегическую фугу или Фугу-элегию для двух гитар Кастельнуово-Тедеско посвятил памяти Иды Прести.

Последовательность скорбных экспрессивных аккордов Прелюдии сменяет лирическая тема Фуги, в которой столько света, нежности, теплоты, что умершая представляется нам в образе сказочной царевны-красавицы, усыпленной злой колдуньей. В конце вновь появляются скорбные аккорды, которые возвращают слушателей к суровой реальности. Интонационной ремаркой от первой части к последней композитор еще раз подчеркивает целостность музыкальной формы произведения.

В Сонатине для флейты и гитары ор.205 Кастельнуово-Тедеско верен себе: он пишет музыку образно яркую и мелодически прелестную. Выделяется третья часть — Скерцо-рондо, которое кружит нас в вихре счастливой радости.

86.
Сайнс де ла Маса Рехино (Regino Sainz de la Maza y Ruiz) (1896–1981) – испанский гитарист и композитор. Первоначально изучал игру на фортепьяно, но после знакомства в Мадриде с известным испанским гитаристом Даниэлем Фортеа перешел на гитару.

В молодости Рехино Сане де ла Маса произвел огромное впечатление на Федерико Гарсиа Лорку. Поэтому есть смысл соотнести его музыку со стихами великого испанского поэта. Есть еще одно обстоятельство: именно Сайнсу де ла Масе посвящен «Аранхуэсский концерт». Возможно, Хоакин Родриго находил нечто общее с ним в подходе к гитарному искусству, в частности — к старинной испанской музыке. И, видимо, это тоже позволяет соотносить произведения Сайнса де ла Масы с творчеством прославленного композитора.

Итак, Санйс де ла Маса, Лорка и Родриго – вот те фигуры, которые существенны для нас.

Оригинальна пьеса «Boceto Andalus» («Андалусский эскиз») Сайнса. Ее песенно-танцевальная мелодия радостна и одновременно трогательна.

Не менее интересна «El vito» по мотивам испанской народной песни «Жизнь». Действительно, в ней чувствуется трепет полнокровного бытия и печаль в ту пору, когда «плачет горький олеандр сквозь тишину».

«Petenera» («Цыганка») явственно перекликается с лорковским циклом стихов «Силуэты Петенеры», а ее альтовая грустная мелодия – со словами из стихотворения «Шесть струн»: «Гитара, / и во сне твои слезы слышу, / рыданье души усталой, / души погибшей. »

«Rondena» и «Zapateado» – танцевальные пьесы, брызжущие радостью, весельем, озорством и, конечно же, отмеченные оттенком грусти.

В Испании нет такого уголка, где в венок жизни не была бы вплетена нить вековой скорби, чтобы в искрометных ритмах народных танцев не застыло бы застывшее страдание, а в зычных песнях – мотив отчаяния (или, как сказал Гарсиа Лорка, «беззвучных мелодий»).

Источник

В Доме музыки – концерт «Vivat! Маэстро» к 60-летию Валерия Полянского

23 июня в Концертном зале имени П.И.Чайковского и 25 июня в Светлановском зале Московского международного Дома музыки дирижер Валерий Полянский, отмечающий 60-летие, завершает юбилейный сезон программой музыкальных премьер.

Дирижер Валерий Полянский, возглавляющий Государственную капеллу России, всегда восхищал коллег и широкую публику своим первооткрывательским талантом. Ему подвластно так исполнить только что написанный в сложнейшей технике опус, будто это давно знакомая всем музыка. Именно поэтому крупнейшие авторы современности, среди которых Альфред Шнитке и Николай Сидельников, доверяли свои премьеры исключительно Полянскому.

А еще дирижер способен вдохнуть новую жизнь в незаслуженно забытые шедевры или познакомить публику с настоящими музыкальными раритетами. К таким относится и концерт «Romancero Gitano» для хора и гитары Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968), который хор капеллы, гитарист Юрий Нугманов и органист Константин Волостнов исполнят в Концертном зале имени П.И.Чайковского (23 июня) и в Светлановском зале Московского международного Дома музыки (25 июня). Это выступление хора капеллы завершит юбилейный для Валерия Полянского сезон — маэстро исполнилось 60 лет, и этой дате была приурочена серия концертов «Vivat! Маэстро».

На создание колоритной, наполненной буйством красок партитуры «Romancero Gitano» Марио Кастельнуово-Тедеско вдохновило одноименное «Цыганское романсеро» Федерико Гарсиа Лорки. Написанный в 1928 году поэтический цикл стал импульсом для целого ряда живописных полотен Пикассо, Матисса, Модильяни. И, конечно, вдохновил композиторов на создание вокально-инструментальных циклов.

«Романсеро» Кастельнуово-Тедеско — одно из наиболее оригинальных по исполнительскому составу. Хотя звучание гитары в сопровождении стихов Лорки предопределено самой природой этой поэзии. Называя свои миниатюры «романсеро», Лорка обращался к стилистике циклов испанских народных романсов, возникших в эпоху Средневековья и Возрождения и получивших тогда свое название. Как никакой другой жанр, романсеро воплотили глубинные черты испанского духа. Гарсиа Лорка стремился в своих стихах «слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Столь же огненный сплав наполняет и музыку концерта Кастельнуово-Тедеско: ритмы испанского фольклора и фламенко, аргентинского танго и модных танцев ХХ столетия – фокстрота, твиста, босановы, самбы. Такая полистилистика свойственна многим произведениям Кастельнуово-Тедеско. Будучи уроженцем Флоренции, он впитал богатейшую культуру Италии, принадлежа к древнему еврейскому роду, он впитал духовные традиции своей нации (им создано множество религиозных произведений на библейские темы). А в 1939-м году, спасаясь от фашизма и эмигрировав из Италии в США, в полной мере ассимилировался в современной музыкальной жизни Америки, плодотворно работая в Голливуде и создавая музыку для кино и театра.

Кастельнуово-Тедеско считается автором первого в истории концерта для гитары с оркестром. До этого произведения этого жанра для гитары являлись переложениями. А на его создание композитора вдохновила встреча с известным испанским гитаристом Андресом Сеговией, который был истинным энтузиастом гитарного искусства и вдохновлял многих композиторов на создание специальных произведений для гитары. Именно так родилась знаменитая «Легенда» Альбениса, которая откроет предстоящие концерты в исполнении Юрия Нугманова. Как и Валерий Полянский, этот гитарист покоряет слушателей не только исполнительским мастерством, виртуозностью и артистизмом, но и редким репертуаром, что и продемонстрирует в первом отделении.

Наряду со знаменитой «Легендой» Альбениса, написанной в оригинале для фортепиано, а в переложении Андреаса Сеговии вошедшей в репертуар едва ли не каждого гитариста, открывает концерт впервые исполняемая в России пьеса для гитары «Дань моей любви к Богу» парагвайского композитора середины ХХ века Августина Барриоса Мангоре (1885-1944). Он сам себя на индейский манер называл «Вождь Нитсуга Мангоре — Паганини гитары из джунглей Парагвая». Его творчество в полной мере было оценено только спустя полвека после смерти, а эта пьеса считается последней, созданной композитором и с ней связана занимательная история. Регулярно прогуливаясь по одному маршруту, Барриос подавал милостыню нищенке. Как-то, идя другим путем и обойдя попрошайку, музыкант уже пришел домой, но раздался стук в дверь. Удивлению Барриоса не было предела: на пороге стояла та самая нищенка, выследившая музыканта и пришедшая за подаянием. «Так судьба стучится в дверь» — эти слова Бетховена, сказанные им о своей Пятой симфонии, сполна можно отнести и к последнему творению Барриоса – стучащий мотив пронизывает всю пьесу. А история, предшествующая написанию пьесы стала для композитора, воспитанного в строгой католической морали, символом неотвратимости высших сил.

Также впервые в нашей стране прозвучат «Три картины Апокалипсиса» («Landscapes of Patmos») для органа и ударных известного чешского автора второй половины ХХ века Петера Эбена (1929-2007). Еще ребенком он пережил ужасы Бухенвальда, после войны заявил о себе как о ярком пианисте и органисте, талантливом композиторе, тяготеющем к крупным формам. Еще одна российская премьера — концерт для гитары и органа «Бог — это наше искупление» Криса Де Блазио (1959-1993), американского композитора конца прошлого столетия, написавшего множество киномузыки, песен, вокально-инструментальных циклов для различных исполнительских ансамблей. Проживший всего 34 года, он стал известен в основном как автор песенных циклов, с его инструментальными опусами в России почти не знакомы. Партию органа исполнит Константин Волостнов, ударных — Светлана Соболева.

Необычные исполнительские ансамбли и оригинальная, стильная программа, несомненно, возводят этот концерт в ранг событийных явлений в концертной афише столицы и станут запоминающимся финальным аккордом в череде юбилейных концертов, посвященных 60-летию Валерия Полянского.

Источник

Оцените статью