- «Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах» учебно-методическое пособие на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Требования к техническим зачетам учащихся по фортепиано во втором полугодии
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Программные требования для обучающихся фортепианного отделения (1-8 классы)
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
«Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах»
учебно-методическое пособие на тему
Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.Может использоваться как в домашней подготовке, так и на уроке, чем окажет конкретную помощь преподавателю, избавив его от некоторых поурочных записей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_zachyot_no1.docx | 255.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова
Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.
Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.
Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.
Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!
Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?
Гаммовый комплекс —это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.
Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.
Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.
Аппликатура —это номера пальцев.
Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:
В— си бемоль; F— фа;
Гамма —это поступенный звукоряд.
Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.
Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.
Аппликатура в хроматических гаммах
Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.
Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.
Аппликатура в диатонических гаммах
I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):
Пр. р.– на VII ступени
Л. р.– на II ступени
Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)
II. Бемольные гаммы:
Пр. р.– на си-бемоль
Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)
III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш
Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)
Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)
После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.
Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.
Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.
Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:
При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.
Аппликатура в аккордах и арпеджио
(по четыре звука)
I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:
II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:
III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:
2.Чтение с листа
Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.
Схема для предварительного анализа текста
Некоторые правила чтения с листа
- Надо заранее увидеть как движется мелодия:
- Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.
- Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.
- Глаза всегда должны опережать движения рук.
Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).
Замена знаков — самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.
Мысленно надо поменять ключевые знаки, а ноты оставить без изменения.
Наиболее трудным считается транспонирование на 1 тон, т. к. кроме новых ключевых знаков, приходится мысленно ноты, записанные на линейках представлять между линейками.
Некоторые правила транспонирования
- Глазами познакомиться с произведением как при чтении с листа;
- Точно определить новую тональность (ключевые знаки);
- Точно определить изменится ли аппликатура;
- Исполнить в более спокойном темпе произведение в новой тональности.
4. Подбор по слуху
Умение подобрать на слух аккомпанемент к знакомой мелодии является показателем обще музыкального развития юного исполнителя. Чтобы правильно подобрать аккомпанемент к мелодии нужно :
- Выразительно её сыграть одной рукой;
- Определить её строение (мотивы, фразы, предложения, найти повторные моменты и т. д.);
- Определить тональность ( ключевые знаки, тонику), в ней построить Т, S, D.
- Вслушаться и определить какие из них подходят к опорным звукам мелодии;
- Выставить буквенно-цифровые обозначения;
- Определить жанр (песня, танец, марш);
- Выбрать подходящую фактуру аккомпанемента;
- Выразительно сыграть.
Этюд — это пьеса, направленная на освоение технических формул, например: гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио и др.
Этюды развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой.
6. Знание терминологии
Знание терминов необходимо для того, чтобы уметь точно определить все авторские ремарки (обозначения, указания). Это помогает музыкантам создать художественный образ произведения.
Источник
Требования к техническим зачетам учащихся по фортепиано во втором полугодии
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Ф. Пономаренко»
муниципального образования Туапсинский район.
Технический зачет (требования)
Гаммы : G — dur , D — dur , F — dur ; a — moll , e — moll
Мажорные гаммы – в прямом движении на две октавы двумя руками, расходясь – G и D .
Минорные гаммы – в прямом движении на две октавы каждой рукой отдельно, расходясь — гармонический вид.
Аккорды – по три звука с обращениями каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – в прямом движении каждой рукой отдельно, от ре — расходясь.
Гаммы : A-dur, E-dur, B-dur; a-moll, e-moll
Мажорные гаммы – в прямом движении на две или четыре октавы, расходясь A — dur , E — dur .
Минорные гаммы – в прямом движении на две или четыре октавы двумя руками, расходясь — гармонический вид.
Аккорды – по три звука с обращениями двумя руками.
Хроматическая гамма – в прямом движении двумя руками, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : F-dur, B-dur, Es-dur; d-moll, g-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы. Es — dur – расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь — гармонический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио ломаные каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные от белых клавиш двумя руками, от черных –каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – прямо, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : B-dur, Es-dur, As-dur; g-moll, c-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы. Es — dur – расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь – гармонический и мелодический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие и ломаные двумя руками.
Арпеджио длинные от белых клавиш двумя руками, от черных –каждой рукой отдельно.
Доминантсептаккорд короткие арпеджио двумя руками, длинные — каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – прямо, от ре и соль – диез расходясь.
Гаммы : Es-dur, As-dur, Des-dur; c-moll, f-moll.
Мажорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы и расходясь.
Минорные гаммы – в прямом движении на четыре октавы, расходясь – гармонический и мелодический.
Аккорды – по три или по четыре звука с обращениями двумя руками.
Арпеджио короткие, ломаные и длинные двумя руками.
Доминантсептаккорд короткие и длинные арпеджио двумя руками.
Хроматическая гамма – в прямом движении и расходясь.
Этюды — на мелкую технику во всех классах.
И. Королькова «Дразнилка» — 2 класс
В. А. Моцарт «Колокольчики» — 3 класс
И. Парфенов «На реке бобер» — 4 класс
В. Коровицин «Прогулка» — 5 класс
Е. Ботяров «В полях» — 6 класс
Требования к техническим зачетам разработала заведующая фортепианным отделением Криворотова С. А.
Во втором полугодии на технических зачетах проверяется знание бемольных гамм и более усложненных технических видов.
Кроме этюдов на мелкую технику добавляется чтение с листа.
Чтение с листа один из важнейших разделов в курсе обучения игре на фортепиано, представляет собой исполнение произведения без предварительной подготовки.
Номер материала: ДБ-1146499
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Программные требования для обучающихся фортепианного отделения (1-8 классы)
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное учреждение
«Школа искусства № 65»»
пгт. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: директор МБУ ДО ШИ № 65 на заседании пед.совета на заседании
приказ №_____ протокол № ________ протокол №_____
_________________ ___________________ ___________________
« » августа 20___ г. « » августа 20___ г. « » августа 20___ г.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Худякова Ольга Анатольевна,
Программные требования для учащихся фортепианного отделение (1-8 классы)
В течение учебного года учащиеся обязаны публично исполнить выученную с педагогом программу, в которой представлен весь репертуарный комплекс: полифония, крупная форма, пьеса, этюд. Количество произведений, исполняемых сверх этого минимума, выбор музыкальных форм для каждого выступления, а также форма выступления определяются преподавателем в зависимости от возможностей учащегося.
Программа выдвигает общее требование ко всем учащимся: на переводном экзамене должно быть исполнено не менее двух произведений.
10-15 мелких пьес и этюдов на освоение нотной грамоты, различных штрихов, ритмических рисунков и навыков правильного звукоизвлечения.
2-4 этюда на разные виды техники;
5-7 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, а также – легкие сонатины и вариации (для более подвинутых учащихся.
3-4 разнохарактерные пьесы;
1-2 полифонических произведения;
1 произведение крупной формы (в качестве ознакомления для сильных учеников) .
2-4 этюда (половину из них можно на класс ниже) ;
1-2 произведения крупной формы (разной трудности) ;
3-4 пьесы на различные штрихи (можно с элементами полифонии) .
2 этюда на разные виды техники (+ 1 самостоятельно выученный) ;
2-3 пьесы (одна обязательно cantilena ) ;
1-2 полифонических произведения (для более подвинутых учеников – 2-х голосная инвенции Баха) ;
1 полифоническое произведение (для переводного экзамена) ;
1 произведение крупной формы;
3-4 разнохарактерные пьесы (1-2 из них для самостоятельного изучения) .
1 полифоническое произведение (желательно инвенции Баха) + еще одно произведение на два класс ниже;
2-3 разнохарактерных пьесы (из них одна пьеса – советского и современного композитора) ;
1-2 этюда (Черни соч.299, Крамер, Лешгорн – для сильных учеников) ;
1 произведение крупной формы (для ознакомления) .
1 полифоническое произведение;
2-4 пьесы (для сильных учеников повышенной трудности) ;
1-2 этюда (+ 1-2 мелких этюда в качестве упражнений) ;
1 произведение крупной формы.
(требования на весь учебный год)
1-2 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
3-4 пьесы (развернутая пьеса композитора-романтика или русского композитора, пьеса советского композитора) ;
1-2 этюда (черни соч.299, соч.740; Крамер; Лешгорн; Мошковский) .
Подбор программы осуществляется по желанию преподавателя и учащегося. Поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения готовят программу, соответствующую требования музыкального училища.
Примерные варианты программ (репертуарные комплексы), рекомендуемые для исполнения учащимися на академических прослушиваниях и переводных экзаменах в течение года
Салютринская «Пастух играет»
Берлин Пони «Звездочка»
Украинская песня «Ой, ты, дивчина»
Лонгшамп-Друшкевичова «Из бабушкиных воспоминаний»
Александров «Дождь накрапывает»
Кригер «Менуэт» a-moll
Гречанинов «В разлуке»
Моцарт «Менуэт» C-dur
Черни-Гермер Этюд C-dur
Назарова Вариации «Пойду ль я, выйду ль я»
Накаде «Танец дикарей»
Украинская песня «На горе, горе»
Шорская песня «О Ленине»
Майкапар «В садике»
Моцарт «Менуэт» d-moll
Персел «Ария» d-moll
Кабалевский «Легкие вариации»
Штейбельт «Сонатина» C-dur
Канэда «Марш гусей»
Украинская народная песня «Ой, из-за горы каменной»
Шуман «Веселый крестьянин»
Шуман «Первая утрата»
Щуровский Степная песня»
Бах «Менуэт-трио» d-moll
Чайковский «Новая кукла»
Клементи «Сонатина» C — dur 1ч.
Чайковский «Старинная французская псенка
Клементи «Сонатина J — dur 1ч.
Кабалевский «Медленный вальс»
Моцарт Вариации из оперы «Волшебный стрелок»
Цильхер «У гномов»
Хачатурян «Вечерняя сказка»
Гендель «Сарабанда с вариациями»
Чайковский «Полька» из цикла «Детский альбом»
Павлюченко «Инвенция» f-moll
Чайковский «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
Глинка «Двухголосная фуга» a-moll
К.Хачатурян «Старый вальс»
Бах «Маленькая прелюдия» № 8 F — dur
Григ «Вальс» e-moll
Бах «Маленькая прелюдия» c-moll
Чайковский «В церкви» из цикла «Детский альбом»
Бах «Маленькая прелюдия» c-moll
Дюссек «Сонатина» J-dur
Бах «Маленькая прелюдия» F-dur
Клементи «Сонатина» C — dur 3ч. Соч.36 № 3
Григ «Листок из альбома» e — moll
Чайковский «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом»
Мясковский «Двухголосная фуга» d — moll
Мясковский «Двухголосная фуга f-moll
Чайковский «Песня жаворонка» из цикла «времена года»
Гендель «Алеманда» g-moll
Беркович Вариации («Во поле береза стояла»
Бах «Маленькая прелюдия» № 9 F-dur
Шпиндлер «Сонатина» (в старинном стиле)
Калинников «Грустная песенка»
Щуровский «Инвенция» f-moll
Григ «Поэтическая картинка»» e — moll соч.3 № 1
Гюрленис «Фугетта» h-moll
Бетховен «Сонатина» с- moll (для мандолины)
Маттесон «Менуэт» (из сюиты g — moll )
Конюс «Грустная песенка»
Бах «Двухголосная инвенция» F — dur
Шопен «Детский полонез»
Бах «Маленькая инвенция» № 15 h — moll
Чайковский «Песенка без слов»
Бах «Маленькая прелюдия» а- moll
Кулау «Сонатина» C — dur 1ч. ор.55 № 3
Бах «Двухголосная инвенция» Е- dur № 6
Кулау «Сонатина» ор.55 № 3 2ч.
Бах «Двухголосная инвенция» № 15 h — moll
Кулау «Сонатина» C — dur 1ч. Соч.20 № 1
Бах «Трехголосная инвенция» № 4 d — moll
Примерные программы выпускного экзамена
Бах «Двухголосная инвенция» № 6 Е- dur
Моцарт «Соната» № 1 С- dur 1ч.
Черни-Гермер Этюд А- dur № 32
Кабалевский «Прелюдия» № 4 а- moll
Бах «Двух голосная инвенция» № 9 f — moll
Клементи «Сонатина» D — dur 1ч. соч.36 № 6
Мендельсон «Песня без слов» № 6 g — moll
Прокофьев «Мимолетность» № 10
Бах «Трехголосная инвенция» № 3 D — dur
Бетховен «Сонатина» № 1 1ч. f — moll
Черни Этюд № 29 соч.740
Шопен «Ноктюрн» соч.9 № 2 Е- dur
Бах «Трехголосная инвенция» № 7 e — moll
Черни Этюд № 21 счо.299
Шопен «Вальс» № 3 ор.34 № 2
Щедрин «Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок»
Примерный репертуар для поступающих в музыкальные училища на специальность «Фортепиано»
Черни Этюд соч.299 № 7,24
Черни Этюд № 31, 32, 41 соч.740
Крамер Этюд № 1, 10
Машковский Этюд J-dur
Бах «Трехголосная инвенция» № 8 F-dur
Бах «Трехголосная инвенция» № 4 d-moll
Прелюдия и фуга c-moll
Гайдн «Соната» D — dur I — III ч.
Бетховен «Соната» F — dur I ч.
Бетховен «Соната» f — moll I ч.
Чайковский «Русская пляска», «Песенка без слов» соч.401, пьесы из цикла «Времена года»
Григ «Шествие гномов»
Шопен «Ноктюрн»: соч.55 № 1 f-moll
Шопен «Прелюдия» № 15 соч.28
Кабалевский «Прелюдия» № 6 соч.38
Прокофьев «Прелюдия» C — dur ; «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»
В течение учебного года учащиеся обязаны публично исполнить выученную с педагогом программу, в которой представлен весь репертуарный комплекс: полифония, крупная форма, пьеса, этюд. Количество произведений, исполняемых сверх этого минимума, выбор музыкальных форм для каждого выступления, а также форма выступления определяются преподавателем в зависимости от возможностей учащегося.
Программа выдвигает общее требование ко всем учащимся: на переводном экзамене должно быть исполнено не менее двух произведений.
Номер материала: ДБ-1260077
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник