Техника фламенко для гитары

Испанское фламенко на гитаре для начинающих: уроки, стили, аккорды

Все гитаристы, да и не только, слышали о фламенко. Сейчас это один из жанров гитарной инструментальной музыки, отличающийся ярким и запоминающимся звучанием. А вообще, фламенко представляет собой одно общее наименование народной испанской музыки и танцев.

Фламенко – южно-испанская (андалусийская) народная музыка

Если вы планируете играть в данном стиле, вам будет интересен предоставленный материал.

Какую гитару выбрать

Исполнять произведения в жанре фламенко разрешается на любой акустической гитаре. Но удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. Еще такой инструмент носит название «гитара фламенко». Она имеет нейлоновые струны, деку небольших габаритов и гольпеадор.

Гольпеадор – это защитная пленка или пластиковая пластинка небольшой толщины, которая крепится на верхней деке гитары, как правило, под резонаторным отверстием. Применяется для исполнения приема, о котором я расскажу ниже в данной статье.

Что потребуется для исполнения фламенко

Прежде всего, запомните, что испанскую музыку играют пальцами. Для этого следует развивать их выносливость и подвижность, занимаясь ежедневно. Многие гитаристы даже отращивают ногти на правой руке, чтобы звук во время игры был более звонким и четким.

Каподастр – обязательный элемент, который должен быть в арсенале гитариста фламенко

Вы уже знаете, что на фламенковой гитаре должен быть установлен гольпеадор. Также довольно часто требуется каподастр (капо). Он представляет собой специальный зажим для струн, посредством которого уменьшается мензура инструмента. В результате повышается строй. Каподастр применяют, чтобы избавиться от необходимости менять аппликатуры играемых аккордов.

Основные приемы игры

Фламенко подразумевает использование особых технических приемов, которых больше нет ни в одном жанре гитарной музыки.

Расгеадо

Данный прием еще именуют испанским боем. Играется веерным ударом. Предполагает прохождение каждого пальца по каждой струне. Отработкой такого приема следует заниматься не спеша и аккуратно, чтобы не травмировать пальцы. Постепенно можете увеличивать темп исполнения.

Большой палец правой руки при исполнении расгеадо опирается на шестую струну.

Затем другие пальцы осуществляют скользящий удар по остальным струнам. Звук должен быть чистым и максимально четким.

При ударе вниз звучат все струны с пятой по первую, а при ударе вверх – с первой по третью или четвертую.

Триольное расгеадо

Этот тип исполняется в быстром темпе.

В данном случае большой палец правой руки не опирается на шестую струну, потому что рука должна быть легкой и свободной.

Чтобы сыграть триольное расгеадо:

  • ударьте по струнам вверх большим пальцем;
  • затем удар вниз средним пальцем;
  • потом удар вниз большим пальцем.

Альтернадо

Является вариацией гитарного перебора. Исполняется поочередно большим и указательным пальцем. Большой отвечает за басовую линию, а указательный – за мелодию.

Пульгар

Смысл приема – в игре большим пальцем правой руки. Нужно для того, чтобы выделить отдельные части композиции. Как правило, этого вступление и проигрыш. Применяя пульгар на струнах низкого регистра, гитарист придает звуку некоторую мрачность. В итоге создается мрачная и гнетущая атмосфера.

Легато

Первая нота извлекается правой рукой, вторая звучит в результате удара пальца левой руки по той же струне (восходящее легато), либо сдергивания того же пальца со струны (нисходящее легато).

Легато – прием, который часто используется в испанской гитарной музыке

Гитаристы фламенко применяют данный прием при исполнении быстрых пассажей.

Арпеджио

Данный прием подразумевает восходящее, нисходящее или комбинированное исполнение нот аккорда. Звук из басовой струны извлекается большим пальцем, а указательным, средним и безымянным – остальные ноты аккорда.

Гольпе

Это характерный удар по защитной накладке деки гитары (гольпеадору, о котором говорилось выше) кончиком и ногтем пальца (безымянного или среднего или двух сразу).

Тремоло

Звук тремоло заставляет слушателя испытать приятное впечатление. Этот прием очень часто используется гитаристами фламенко.

Как его сделать:

  • извлеките звук из басовой струны большим пальцем правой руки;
  • а другую ноту на одной струне чередованием указательного, безымянного, среднего и снова указательного пальца.

Это пятинотная секвенция. Каждая нота должна извлекаться с одинаковой силой, а звучание должно быть чистым и слитным.

Аккорды

Пример перемещения аккорда ре-мажор (D) по грифу гитары

В испанской гитарной музыке аппликатуры аккордов содержат открытые струны. Основные формы созвучий:

Данные аккорды исполняются без баррэ. Перемещая их по грифу на нужные лады, вы получите характерный звук фламенко.

Надеюсь, вам была интересна данная статья. В ней я показал, как пользоваться основными приемами фламенко. Чтобы их освоить потребуется время.

  1. Не переживайте, если какой-то из приемов у вас не получается сразу
  2. Наберитесь немного терпения и больше практикуйтесь
  3. Не давайте рукам слишком уставать. Если в руках возникла боль, лучше отложите инструмент и сделайте перерыв.

Тема, касающаяся игры фламенко на гитаре, очень обширна. После освоения приведенных выше приемов можете приступать к разучиванию композиций. И помните:

  • не стоит сразу же браться за сложные произведения;
  • лучше начинать с чего-нибудь простого, постепенно поднимая свой уровень игры.

О фламенко также в видео:

Источник

Хуан Мартин (Juan Martin) >Урок фламенко 1. Начало

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В первом уроке мы научимся в первую очередь правильно настраивать гитару. После того как инструмент настроен, мы изучим правильную посадку и постановку рук. Имея эти знания и навыки Вы сможете быстро прогрессировать в изучении различных типов расгеадо фламенко. Так же в конце урока мы разберём небольшую Malagueña. Единственное требование к инструменту на данном этапе то, что Вы должны иметь в своём арсенале испанский тип гитары с нейлоновыми струнами.

Для начала Вам нет смысла приобретать именно инструмент фламенко. Таким образом вопрос о правильности выбора фламенко-гитары мы оставим до лучших времён. Покупка дорогого инструмента с неправильными параметрами может оказаться серьёзной ошибкой. Поэтому для начала будет достаточно приобрести достаточно скромный инструмент. А впоследствии, когда уровень Вашей игры вырастет, можно претендовать на приобретение более дорогого и профессионального экземпляра.

Если Ваша «простенькая гитарка» не оборудована гольпеадором, то Вам придётся купить его в музыкальном магазине. Это необходимо для сохранности Вашего драгоценного инструмента. Хотя в первом уроке это не играет роли. Но помните, удалить приклеенный гольпеадор без риска повредить поверхность корпуса гитары практически невозможно.

Большая часть гитаристов фламенко мало знакомы с нотной грамотой и предпочитают играть на слух. Вам так же не обязательно изучать все тонкости нотной записи чтобы пользоваться разделом Фламенко на Гитаршколе. Если же Вы всё таки пожелаете повысить свой уровень нотной грамотности — Приложение А содержит краткое введение в предмет.

Настройка гитары

Настройку гитары мы начинаем с пятой струны, которая является средней из трёх басовых струн, покрытых канителью.

Нота Ля (А). Эту ноту можно сыграть на пианино или другом имеющемся инструменте. Так же можно использовать камертон, который так же издаёт ноту Ля (но на 2 октавы выше).

Отрегулируйте колок (см. иллюстрацию) так, чтобы 5-ая струна звучала максимально одинаково со
звуком пианино или инструмента, который Вы используете.

Как только у Вас это получится, Вы сможете использовать пятую струну как основу для настройки остальных струн. Как это сделать — читайте ниже.

Не исключено, что сначала Вы будете испытывать некоторые сложности в настройке. Однако, единственным выходом из сложившейся ситуации является постоянная практика. Со временем Вы почувствуете уверенность в своём слухе. Самый простой и быстрый способ настройки любой струны заключается в том, чтобы настраивать струну на повышение тона.

Если Вы чувствуете, что уже перетянули струну, опустите её ниже той, относительно которой настраиваете. Но не опускайте слишком сильно. Лишь на столько, чтобы почувствовать разницу в тоне. После чего снова повторите настройку на повышение тона.

Детали настройки гитары

Самый простой и распространённый способ настройки относительно пятой струны изображён на следующей диаграмме. Точками показано на каком ладу должна быть зажата та или иная струна чтобы звук совпал со звуком более высокой открытой струны.

→Если пятая струна зажата на пятом ладу мы получим звук Ре (D), что соответствует звуку открытой (незажатой) четвёртой струны. Для того чтобы правильно извлечь звук на пятом ладу пятой струны умеренно сильно прижмите пальцем левой руки струну сразу за пятым порожком (см. схему). Кончик пальца должен быть непосредственно за порожком, но никак не на нём. Ударяйте по зажатой пятой струне и открытой четвёртой
пальцем правой руки. Настройте четвёртую струну по пятой.

→Повторите ту же самую процедуру, настроив третью струну по зажатой на пятом ладу четвёртой струне.

→Следующий шаг немного отличен от предыдущих двух. Для настройки второй струны (нота Си) третья струна должна быть зажата не на пятом, а на четвёртом ладу. Дело в том, что интервал между всеми струнами составляет пять полутонов, кроме интервала между третьей и второй — он составляет четыре полутона.

→Первая струна настраивается по зажатой на пятом ладу второй струне. Для того, чтобы настроить шестую струну, самую низкую струну на гитаре, Вы должны зажать её на пятом ладу. Шестая на пятом должна звучать как открытая пятая струна. Это немного более сложно чем для других нот, поскольку Вы не можете одновременно слушать зажатую струну и пытаться настроить её вращая колок.

Если после настройки у Вас есть какие либо сомнения по поводу правильности строя, повторно проверьте каждую струну относительно соседних. Кроме того звук открытой первой струны должен быть ровно на две октавы выше звука отрытой шестой. После того, как Вы изучите аккорды, будет весьма полезно проверять настройку гитары проигрывая основные аккорды и проверяя ими правильность звучания инструмента.

§ Новые струны быстро потеряют свой строй. Не пугайтесь, это нормальное явление. Просто инструмент нужно как можно чаще настраивать. Это будет происходить до тех пор, пока струны не вытянутся. Обычно этот процесс растягивается на два-три дня.
Для того чтобы добиться максимально хорошего звука Вашего инструмента струны должны быть всегда в хорошем состоянии, а инструмент должен быть всегда настроен.

С помощью духового или вилочкового камертона Вы сможете настраивать свой инструмент в любом месте и в любое время. Открытые струны гитары имеют следующие названия от первой к шестой: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми. В нотной записи они изображаются следующим способом. (как на картинке).

Во всём мире принято следующее соглашение: гитарная музыка записывается в скрипичном ключе, т.е. октавой выше, чем это звучит фактически. Если бы Вы настраивали гитару по фортепиано, то в нотах это выглядело бы следующим образом. (как на этой же картинке ниже).

Точная настройка гитары по флажолетам

Использование натуральных флажолетов может существенно повысить точность настройки инструмента. Эти звуки (натуральные флажолеты) получаются путём деления всей длины колеблющейся струны на равные части (возникновение узловых точек). Если струна делится на две части — звук повышается на октаву, на три части — на две октавы и т.д.

Этого эффекта можно добиться путём неполного зажима струны. Т.е. палец касается струны непосредственно в середине мензуры (12-ый лад) в момент, когда правая рука извлекает звук. После чего необходимо резко отдёрнуть палец от струны. Так же флажолеты есть на пятом и седьмом ладах. Таким образом флажолет на пятом ладу шестой струны звучит как открытая первая струна, а на двенадцатом — как четвёртая струна зажатая на втором ладу.

Флажолет на двенадцатом ладу четвёртой струны соответствует второй струне на третьем ладу и третьей струне на седьмом. А третья струна, зажатая на втором ладу соответствует флажолету на две-
надцатом ладу пятой струны.

И всё же окончательная проверка строя гитары должна быть проведена на слух по аккордам какого либо отрывка произведения, которое Вы собираетесь играть.

На этом Урок №1 не закончился, продолжение будет в следующем посте. Если Вы действительно хотите научиться играть фламенко, важно изучить все этапы, поэтому подписывайтесь и совершенствуйте свою игру на гитаре. В продолжении урока №1 мы поговорим о правильной посадке гитариста-фламенко, о некоторых аккордах и базовой постановке кистей рук и пальцев.

Я только начала учится игре на гитаре. Но правда настраиваю гитару с помощью тюнера, я самоучка, для меня это начало познания игры на гитаре. Но есть но, у меня со временем, гитара стала звучать по другому, и те же аккорды, звучат по другому. В чем может быть проблема? Уточнусь, пыталась покрутить гриф анкером, для удобства, может нарушила, строй гитары?!

Здравствуйте. Конечно, после регулировки анкера строй гитары изменяется. Попробуйте подстроить гитару с помощью тюнера вновь.

Начинающий гитарист. Освоить Фламенко — мечта на будущее. Спасибо, было интересно.

Источник

Классическая гитара >Гармонии фламенко

Звучание гитары фламенко всегда привлекало меня. Возможно, причина этому — мое испанское происхождение. Мне очень нравится особая окраска аккордов этого стиля. Долгое время я думал, что гармонии фламенко это что-то очень сложное и доступное только избранным.

Так было до тех пор, пока я не начал слушать и изучать творчество джаз— и рок-гитаристов, которые использовали аккорды фламенко в своих композициях. Около 15 лет я активно занимался разбором произведений Эла Ди Меолы (Al Di Meola), и это буквально раскрыло мне глаза. Я понял, что для того, чтобы овладеть этим стилем, совсем необязательно уметь играть традиционное фламенко. Конечно, чтобы стать настоящим мастером в этой области, нужно учиться всю жизнь, ведь это нечто очень необычное, но вы всегда можете хотя бы познакомиться с фламенко и сделать свою музыку еще разнообразнее. Оно придаст вашему звучанию новый характер и даст вам возможность поднять свой уровень игры.

Ритмы фламенко

Ритмический аспект фламенко — тема весьма интересная, но сегодня мы сконцентрируемся в первую очередь на левой руке (гармонии и аккорды), упомянув о звукоизвлечении лишь вкратце.

Я считаю, что характер фламенко лучше всего передается мажорным аккордом b9. Это может быть аккорд баррэ с тоникой на шестой или на пятой струне. В первом случае просто возьмите аппликатуру аккорда F и поднимите тонику средней октавы на полтона (обычно эта нота зажимается мизинцем). Эту аппликатуру можно применять по всему грифу. Во втором случае зажмите аккорд Bb и вновь поднимите тонику средней октавы на полтона. Это потребует некоторой перестановки пальцев (см. Примеры 1 и 2 ).

Чтобы понять, как применять эти аккорды и выжать из них как можно больше, важно разобраться в том, как они вписываются в гармонический контекст. Пример 3 — простая прогрессия в тональности А минор, включающая два аккорда вне тональности. Это аккорды G и F.

Следующая прогрессия (см. Пример 4 ) основана на фригийском ладу с аккордом bII (Db) в тональности С.

Аккорд maj(b9), о котором мы говорили выше, может играть роль аккорда V (как в Примере 3) и аккорда I (как в Примере 4). В Примере 3 аккорд V выполняет функцию доминанты, так как он разрешается в тонику. Это напоминает джазовые гармонии, и такой аккорд можно заменить на любой аккорд V, разрешающийся в аккорд I.

Пример 5 — традиционная нисходящая прогрессия, включающая аккорд maj(b9).

Пример 6 — отличный вариант прогрессии D минор в джазовом контексте ii-V-I.

Пример 7 немного отличается от того, о чем мы говорили выше, потому что в данном случае особенным, нестабильным аккордом является тоника. Тоническое движение между I и bII слегка напоминает металлическое звучание, что очень интересно и необычно.

Фламенко на электроакустике

Если вы хорошо отработали новые аппликатуры и привыкли к звучанию, приступайте к Примеру 8 . Не забывайте о глушении струн там, где это требуется, чтобы добиться максимального эффекта.

Аккордам maj(b9) можно придать еще больше напряжения. Важную роль в этом играет аппликатура аккорда. Начнем с аппликатуры с тоникой на шестой струне. Добавим к ней одиннадцатую ступень, чтобы сделать звучание еще плотнее (см. Пример 9 ).

Что касается аппликатуры с тоникой на пятой струне, можно, конечно, просто добавить одиннадцатую ступень к нашему аккорду maj(b9), а можно пойти другим путем и добавить к нему пониженную седьмую ступень в качестве самой высокой ноты (см. Пример 10 ).

Поэкспериментируйте со всеми этими вариантами и выберите для себя те, которые больше нравятся именно вам. Не следует зацикливаться на одном и том же. Просто положитесь на свой слух и вкус. Аккорды можно играть боем, арпеджио или применять комбинации этих способов, как в Примере 11 .

Табы и ноты к этому упражнению можно скачать по ссылке:

И в заключение коснемся техники звукоизвлечения, близкой к традиционному фламенко. Она разработана специально для гитаристов, играющих на акустических и электрогитарах приемом «флэтпикинг» («flatpicking»), поэтому подчеркну, что эта техника — скорее просто попытка передать звучание фламенко. Истинные фламенко-гитаристы обычно играют несколько по-другому.

С ее помощью вы сможете сделать свое звучание объемнее и необычнее. Зажмите аккорд на грифе левой рукой. Правой (звукоизвлекающей) рукой играйте вниз и вверх быстрым свипом. В момент, когда вы меняете направление, нужно вновь ударить как по первой, так и по шестой струне. Не выбивайтесь из ритма — это очень важно. Совет: старайтесь извлекать самую нижнюю ноту на сильной доле.

Конечно, этот урок нельзя назвать подробным разбором гитары фламенко, но я надеюсь, что он поможет вам открыть для себя новые горизонты и вдохновит вас на дальнейшие эксперименты с этой красивейшей музыкой.

Источник

Читайте также:  Ремонт замок зажигания аккорд 7
Оцените статью