Техника легато для гитары

Легато на гитаре

Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.

Обозначение приема легато

Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:

  1. Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
  2. Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
  3. Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.

О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.

Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.

Упражнения легато

Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.

Источник

Классическая гитара >Легато

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В сегодняшнем уроке мы с Вами рассмотрим технический прием, который очень часто применяется при игре на гитаре, под названием легато.

Что такое легато?

Для исполняемых на гитаре нот характерно довольно быстрое ослабление звучания. Поэтому, если вы хотите, чтобы мелодия казалась плавной, вы должны будете соединять каждую ноту со следующей, избегая тем самым разрывов в их звучании. Отработайте это на следующих примерах.

Переходя от открытой струны к зажатой ноте, как в примере 1, нужно быть очень осторожным — когда вы проводите первый палец над первой струной, чтобы сыграть С (до), вы не должны коснуться им верхней струны Е (ми) и прервать тем самым ее звучание.

Легато — это прием, который используется при игре, для того, чтобы максимально связать соседние ноты. Чтобы звук был более мелодичный и непрерывный.

При переходе от зажатой ноты к другой открытой струне, как в примере 2, важно не коснуться открытой струны В (си) вторым пальцем и, кроме того, не отпустить А (ля) до того, как зазвучит В (си).

Переходя от зажатой ноты на ту же открытую струну, как в примере 3, нота D (ре) должна продолжать звучать до тех пор, пока палец правой руки не окажется на струне, чтобы сыграть вторую ноту, открытую В (си). D (ре) отпускается только в самый последний момент.

При обратной ситуации, переходя от открытой струны к зажатой ноте, как в примере 4, палец, играющий зажатую ноту (D-ре в данном случае), не должен оказаться на струне слишком рано. В идеале он должен опуститься на струну одновременно с пальцем правой руки, чтобы к тому моменту, когда палец правой руки отпустит струну, зажимающий струну палец уже удерживал ноту.

Переход от одной зажатой ноты к другой выполняется тем же самым образом. В примере 5 С (до) должна удерживаться до того момента, пока В (ре) не будет сыграна правой рукой.

То же самое происходит и в обратном направлении. При переходе от D (ре) к С (до) D (ре) должна удерживаться третьим пальцем до тех пор, пока первый палец не опустится на С (до), а палец правой руки не окажется на струне, готовый сыграть ее.

Хотя на первый взгляд эти перемещения пальцев могут показаться довольно сложными, все они основываются на одном и том же базовом принципе постоянного сохранения звучания струны.

Легато при игре на гитаре

Сначала отработайте отдельно каждый из пяти примеров, предложенныхвыше, а затем объедините их в общую мелодию, представленную в упражнении ниже.

В этом упражнении нам встречаются некоторые новые случаи легато, такие как смена струн при переходе от одной зажатой ноты к другой — от С (до) к А (ля) между первым и вторым тактами.

Здесь вводятся второй и четвертый пальцы. Играйте легато па протяжении всего упражнения; например, играя первые две ноты, удерживайте четвертый палец на струне, пока не зазвучит С (до); в третьем такте удерживайте верхнюю F (фа) до тех пор, пока не сыграете G (соль); G# (соль-диез) удерживайте весь четвертый такт.

Важность легато при исполнении

С этого момента во всех последующих упражнениях играйте легато — очень важно, чтобы оно стало привычной и неотъемлемой техникой левой руки. Хотя вам может показаться, что легато отвлекает вас от изучения других новых техник, с которыми вы встречаетесь, помните, что на этом этапе от вас не требуется сразу же правильно выполнять все новые техники.

Например, если вы разбираете сложное упражнение с несколькими новыми нотами, сначала изучите их, а затем, когда они станут для вас привычными, начинайте оттачивать исполнение упражнения с легато и обращайте внимание на его тональность и темп.

Легато нужно обязательно учиться, так как это средство музыкальной выразительности, которое дает музыкальному произведению особенную красоту. Желаю удачи.

Статья мне очень понравилась ,так как я только учусь играть на гитаре . И такие тонкости мне знакомы не были. Плавный переход между звуками помогает мне облегчая движения пальцев.

Я закончил музыкальную школу и как по мне тема в статье раскрыта не полностью! Нет таких понятий как: восходящее легато, нисходящее легато, смешанное легато, эти термины и способ исполнения их на гитаре особенно важно в музыке.

Спасибо за замечание. О разновидностях легато можно почитать здесь и в продолжении.

Если считать урок первым знакомством с легато, то вполне все раскрыто. Очень подробно и понятно описано.

Источник

Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов

Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.

Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.

Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!

Постановка левой руки при игре легатной техникой

Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.

Движения правой руки при использовании легато

Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.

Глушение струн при легатной технике

Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.

Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.

Упражнения на легатную технику

  • Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.

  • Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.

  • Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!

  • Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.

  • В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).

  • Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.

Легатная техника в соло

  • Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!

  • Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.

  • Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.

  • Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.

  • Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!

  • А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!

  • Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.

Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.

На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.

Источник

Оцените статью