- Постановка правой руки.
- Обозначение пальцев правой руки:
- Общее представление о постановке
- 5 правил постановки правой руки:
- Иллюстрации к правилам:
- Комментарии к правилам:
- 1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
- 2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
- 3. Палец p чуть впереди пальца i.
- 4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
- 5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
- Ошибки:
- Иллюстрации ошибок с комментариями:
- Постановка правой руки на электрогитаре
Постановка правой руки.
Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.
Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.
Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.
Обозначение пальцев правой руки:
p | — большой палец |
i | — указательный палец |
m | — средний палец |
a | — безымянный палец |
Мизинец при игре классической техникой не используется.
Общее представление о постановке
Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:
- Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
- Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.
Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.
Теперь рассмотрим более подробно.
Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.
Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.
На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.
Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.
Принципов постановки всего 5.
5 правил постановки правой руки:
- Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
- Ладонь в одной плоскости со струнами.
- Палец p чуть впереди пальца i.
- Пальцы ima к струнам под углом 90°
- Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Иллюстрации к правилам:
Комментарии к правилам:
1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.
А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.
2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.
3. Палец p чуть впереди пальца i.
Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.
Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.
При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.
4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.
5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.
Теперь рассмотрим распространенные ошибки.
Ошибки:
- Изгиб запястья спереди.
- Обратный изгиб запястья.
- Вогнутое к деке запястье.
- Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
- Разворот ладони наружу.
- Разворот ладони к себе.
- Пальцы ima загнуты в ладонь.
- Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).
Иллюстрации ошибок с комментариями:
Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.
Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.
Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.
Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.
Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.
В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.
Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.
Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.
Источник
Постановка правой руки на электрогитаре
В данной статье рассмотрим основные аспекты постановки правой руки на гитаре. Если преподаватель не затрагивает данную тему в самом начале обучения, значит либо студент уникум (как Jason Becker, Yngwie Malmsteen и пр.), уже способный извлекать отличный звук без нареканий, либо сам преподаватель не в теме. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев встречается второй вариант развития событий. По рассказам некоторых моих студентов, обучавшихся ранее в одном известном рок-лицее, на вопрос «как держать медиатор?» преподаватель отвечал «как тебе удобно» и больше этой темы не касался. Большей некомпетентности и пофигизма сложно себе представить. Ведь именно от постановки правой руки в первую очередь зависит качество звукоизвлечения. Однако, доля правды все-таки есть — постановка должна быть удобной. Но прежде, чем «удобное» станет таковым, необходимо пройти период адаптации в среднем 2-3 недели, и только тогда правильная постановка рук осядет в мышечной памяти, и начнет проявляться некий автоматизм. Поэтому уроки игры на электрогитаре для начинающих имеют фундаментальное значение.
На качество медиаторного звукоизвлечения оказывают влияние следующие параметры:
1. Угол наклона медиатора по отношению к плоскости заданной шестью струнами;
2. Угол между медиатором и направлением струн;
3. Скорость и траектория движения медиатора.
Каждый из вышеперечисленных пунктов определяется практически однозначно для большинства людей в мире, а, следовательно, также однозначно определяется и постановка правой руки. Электрогитара в вопросах постановки рук не терпит двоякого трактования. Любители спорить сразу же подумают «А как же Marty Friedman, Zakk Wylde, Joe Satriani? У них рука поставлена не так!». На подобные выпадки уже неоднократно отвечало достаточно большое количество, как отечественных, так и зарубежных преподавателей. Вышеназванные имена — это исключения из правил. То, что подходит для них, вряд ли подойдет среднестатистическому гитаристу. Есть желание это проверить? Вперед! Рекомендую в таких случаях запастись огромным количеством времени и быть готовым к тому, что оно будет потрачено впустую. Попыток было миллион, впрочем, как и разговоров на эту тему, а результат плачевный.
Рассмотрим два наиболее популярных варианта приведения правой руки к нужному положению: а) для людей, обучавшихся по специальности «Классическая гитара«, б) для всех остальных. Сразу отмечу, что оба варианта приводят правую руку к абсолютно идентичной постановке.
Что касается первого варианта, то в этом случае все складывается довольно просто, опять-таки при условии, что преподаватель по специальности «Классическая гитара» был компетентен. Достаточно всего лишь попросить студента взять электрогитару так же, будто это классическая гитара, поставив пальцы правой руки следующим образом: палец p — на 4-ю струну, i — на 3-ю, m — на 2-ю и a — на 1-ю.
Затем необходимо сомкнуть первые фаланги пальцев p и i посередине, согнув палец i во второй фаланге под прямым углом. Далее в левый нижний угол получившегося квадрата вкладываем медиатор. В свою очередь, первая фаланга пальца i представляет собой подобие касательной к биссектрисе медиатора и прижимается к нему боком, в отличие от пальца p, который прижимает медиатор всей площадью подушечки. Далее остается получившуюся конструкцию «опрокинуть» на бридж так, чтобы ребро ладони было перпендикулярно направлению струн и параллельно плоскости, задаваемой ими.
Затем за счет увеличения расстояния между пальцами, сохранив конструкцию квадрата и положение ребра ладони, надо максимально возможно приблизить медиатор к нэковому датчику, двигаясь вдоль 1-й струны.
Теперь рассмотрим второй вариант. Поясню, что целью нижеописанных действий является приведение правой кисти в состояние полного мышечного расслабления. В противном случае данная методика потерпит фиаско. Чтобы этого не произошло необходимо левой рукой взять правое запястье, чтобы исключить вероятность любого напряжения, и совершить несколько взмахов правой рукой с помощью левой.
В состоянии полного расслабления кисть правой руки «живет своей жизнью», будто атрофированная. Характер движения кисти должен быть похож на движение развивающегося флага, а в случае резкого движения на удар хлыста (полная независимость кисти от предплечья). В таком состоянии с помощью левой руки надо соединить первые фаланги пальцев p и i точно так же, как описано в первом варианте, и положить ребро ладони на бридж. Далее все происходит по аналогичному сценарию.
Следует отметить, что медиатор своей плоскостью должен «рассекать» правое предплечье до самого локтя. Чтобы данное условие было выполнено, необходимо откорректировать изгиб первой фаланги пальца p, отвечающий за этот параметр.
Также хорошим ориентиром является лучевая кость предплечья, головка которой при правильном положении кисти должна «смотреть» вертикально вверх, а не в сторону.
В свою очередь, когда возникает необходимость атаковать медиатором вышележащие струны, вся кисть поднимается вверх за счет изгибов в локтевом и плечевом суставах. При этом все обозначенные параметры получившейся конструкции остаются неизменными.
Отдельного внимания заслуживает траектория движения медиатора и движения кисти. Это довольно обширная тема далеко не на одну статью. Гораздо целесообразнее изучить ее вместе с преподавателем, так будет быстрее и качественнее. В общих чертах могу сказать, что кисть совершает вращательные движения с небольшим добавлением кистевых взмахов. Медиатор будто стремится пробиться в деку сквозь струны. Таким образом, угол наклона траектории медиатора к плоскости деки составляет приблизительно 70 градусов, а к направлению струн около 45.
Желающие протестировать качество звукоизвлечения своей правой руки на электрогитаре, могут пройти самостоятельную диагностику, а также посмотреть, как работает рука, поставленная по вышеописанной методике
Постановка правой руки, постановка правой руки фото, как держать медиатор, угол наклона медиатора, траектория движения медиатора, вращательное движение, ребро ладони правой руки, кистевые взмахи, электрогитара для начинающих, уроки на электрогитаре для начинающих
Источник