Технологический процесс изготовления гитары

Технологический процесс изготовления гитары

Изготовление щипковых музыкальных инструментов на современном предприятии представляет собой сложный производственный процесс, подчиняющийся точным инженерным расчетам, выполняемый на многочисленных станках довольно большим количеством квалифицированных рабочих. В то же время изготовление музыкальных инструментов в условиях небольших мастерских, а также в надомном производстве, состоит в принципе из тех же технологических процессов, что и на большом предприятии. Разница заключается в том, что мастер по изготовлению музыкальных инструментов решает свои технологические трудности сам, являясь подчас одновременно и исполнителем, и конструктором. Он должен очень четко представлять себе весь технологический процесс изготовления инструмента, правильно планировать ход технологических процессов изготовления отдельных деталей, сборки и отделки инструмента.

На примере изготовления гитары рассмотрим технологические процессы в промышленных и домашних условиях. Прежде всего, следует дать определение основным этапам производства.

Под производственным процессом понимают совокупность всех совместных действий людей и средств производства, в результате чего из исходных материалов, заготовок и составных частей получают продукцию определенного назначения и требуемого качества. Таким образом, производственный процесс включает в себя и снабжение предприятия материалами, и энергообеспечение, и проектирование новых изделий, и совершенствование ранее выпускаемых, и транспортные задачи, и многое другое, а главное — основное производство. Технологический процесс — это законченная часть основного производства, в результате которого достигают изменения формы, размеров, положения, состояния и свойств материалов или заготовок, либо последовательное соединение составных элементов в соответствии с требованиями технической документации. Технологический процесс изготовления музыкального инструмента включает изготовление его деталей, их сборку, окончательную обработку всего инструмента.

Технологический процесс изготовления каждой детали музыкального инструмента разделяют на ряд стадий. Они отличаются друг от друга характером обработки (например, резание, склеивание, лакирование и т. д.) или различием цели, которую ставят на данной стадии (например, раскрой, механическая обработка и др.).

При изготовлении музыкальных инструментов имеют дело в основном с древесиной, для которой, как известно, характерна определенная влажность. Поэтому сушка или досушка древесины, перед тем как она поступит в работу, одна из первых стадий технологического процесса любого деревообрабатывающего предприятия. Саму по себе сушку древесины также считают самостоятельным технологическим процессом. Второй стадией технологического процесса после сушки является раскрой древесных материалов. Раскраивают резонансную ель на дощечки толщиной 4-5 мм для дек инструментов. Ценные породы древесины для клиньев корпусов балалаек, обечаек гитар и других распиливают или сострагивают на специальных станках на дощечки толщиной 3,5-4 мм.

Механическая обработка заготовок имеет, как правило, две стадии. Первая стадия — обработка черновых заготовок — заключается в придании им правильных геометрических форм. Для этого заготовку обрабатывают с четырех сторон по сечению и по длине. В результате получают чистовые заготовки. На второй стадии из чистовой заготовки изготовляют деталь по заданному контуру, сверлят необходимые отверстия, шлифуют и т. д. Например, головку грифа из чистовой заготовки в виде дощечки обрабатывают по шаблону и готовят гнездо под колковую механику. Перечисленные операции составляют вторую стадию технологического процесса изготовления головки грифа.

Сборку гитары из готовых деталей разделяют на несколько стадий. Первая из них — сборка деталей в сборочные единицы. Так, из нескольких дощечек собирают деку инструмента, из 3-4 деталей собирают ручку грифа и т. д. Сборочные единицы предварительно обрабатывают (деки отстрагивают, ручки грифа склеивают и т. д.), а затем они поступают на сборку всего инструмента. Некоторые сборочные единицы, например ладовую проволоку, обрабатывают лишь после установки на готовое изделие.

В технологическом процессе изготовления гитары следующей после сушки стадией является черновая, а затем чистовая обработка деталей корпуса: ручки грифа, дна, обечаек, огибов и т. д. Из перечисленных деталей собирают корпус. Из нескольких резонансных дощечек склеивают деку. Изготовление и обработка деки, приклейка к ней пружинок, оформление звукового отверстия — все это считают технологическим процессом изготовления деки. Результатом этого технологического процесса является сборочная единица — дека гитары, которая поступает в общий технологический процесс. Деку приклеивают к корпусу и называют этот процесс закубровкой. Оформление деки и корпуса заключается в обкладывании штапом (тонкими темноокрашенными реечками) и во врезке уголков. Головку грифа после стадий черновой и чистовой механической обработки приклеивают к ручке. Чистовая обработка деки с последующим нанесением лака и полировкой является очередной стадией технологического процесса изготовления гитары. Изготовление и приклейка накладки , забивка и обработка ладов, изготовление подставки, являются важнейшими заключительными стадиями рассматриваемого технологического процесса. Далее инструмент поступает в отделку. Последней стадией является укомплектование инструмента колковой механикой, струнами, натяжка струн и опробование готовой продукции.

Технологические процессы изготовления отдельных сборочных единиц (ручки грифа, деки, головки грифа и т. п.) не зависят от общего технологического процесса сборки всего инструмента, поэтому их можно пускать и параллельно и с опережением, т. е. заготовляя детали впрок. Это часто используют в своей практике мастера надомного производства. Большинстве стадий технологических процессов изготовления музыкальных инструментов включает в себя механическую обработку древесины. Кроме опыта и умения пользоваться деревообрабатывающим инструментом, современному мастеру необходимо иметь представление о древесине как конструкционном материале, о сушке древесины, ее отделке и т. п.

Источник

Процесс изготовления гитары

На классном часу ученикам были предоставлены видео и фото материалы процесса изготовления инструмента.

Скачать:

Вложение Размер
protsess_izgotovleniya_gitary.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

Классный час «Процесс изготовления гитары»

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха БеатусаЛьебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.

Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник ГаспарСанс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.
Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;

Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;

Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де лаМаса;

В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.

Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. До этого времени музыка этого инструмента с удовольствием исполнялась и слушалась в домашней обстановке, на молодежных вечерах, в бардовских клубах.

Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).

Некоторое время музыканты повально пользовались электрогитарами, однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.

Как это сделано, как это работает, как это устроено. Как делают акустические гитары. Каким бы сложным не казался процесс производства гитар на первый взгляд, каждый разработчик использует идентичные технологии, которые в совокупности дают привычные для нас инструменты. Именно от соответствия заявленным стандартам и вида исходным материалов зависит стоимость современных гитар.

Несмотря на все убеждения современных потребителей, весь процесс производства гитар начинается далеко не из изготовления корпуса, и даже не из планировки. Производительные действия начинаются во время поставки на фабрику материалов, а заканчиваются попаданием продукции на прилавок. Сам процесс изготовления называется технологическим. На начальных этапах производства гитары специалисты компаний определяют, какие исходные материалы будут задействованы в той или иной модельной линейке, что позволяет уже на данном этапе точно рассчитать стоимость продукта на прилавках магазинов.

Вторым этапом является поставка необходимых материалов, среди которых древесина, металл и уже готовые товары, которые часто задействуются производителями, например струны или порожки. Зачастую многие современные изготовители включают в процесс производства гитар именно создание самого корпуса, а вот в разработке мелких, хоть и не маловажных деталей полностью доверяют проверенным фирмам-партнерам.Материал для изготовления гитары должен быть хорошо высушен, желательно в естественных условиях, чтобы после изготовления гитара не растрескалась. В тот же момент сам материал должен быть относительно гитарным или музыкальным. Долго выдержанные доски на заборе не подойдут по массе причин. Дерево должно быть правильно сохранено и нормально (приемлемо для первого раза) распилено. Также надо учитывать само качество древесины.

Сначала изготавливаются так называемые первичные заготовки, которым просто придается геометрическая форма,а на второй стадии шаблоны доводят до полного соответствия. По окончанию всего этапа все заготовки уже готовы, и начинаются работы по внешнему оформлению (окрас, узоры, нанесение рисунков, логотипов и так далее).Заключительным этапом производства гитар является сборка инструмента, которая также делится на несколько стадий. Сначала готовые детали собирают в так называемые сборочные единицы, к примеру, из нескольких готовых шаблонов собирают гриф, к нему присоединяют головку.Скрепляются между собойчасти деки и крепятся к грифу.

Основные породы деревьев для изготовления гитар. Выбор дерева для гитары зависит от прямого предназначения. Например, для изготовления грифа существует свой ряд стандартных пород, задействовать которые в производстве деки практически запрещено, и наоборот. Для накладки грифа зачастую также используются отдельные материалы, которые в совокупности влияют на звучание. Стоит заметить, что именно от выбора дерева для гитары напрямую зависит качество звука конечного варианта инструмента.

В зависимости от вида гитары, для изготовления верхней деки принято использовать либо ель, либо кедр. Благодаря резонансным качествам ели, производители чаще всего используют это дерево для гитар акустического и электрического плана. Кедровые деки чаще встречаются в классических вариантах.

Независимо от вида гитары, в производстве нижней деки чаще всего используется коа, более известное как красное дерево, клен или палисандр. Стоит обратить внимание, что в качественных гитарах обечайки выполнены из того же материала, что и нижняя дека. Для лирических исполнителей предпочтительней использовать гитары из красного дерева, так как именно этот материал имеет лучшие свойства, придающие звуку мягкости и мелодичности.

Основной частью гитары, подвергающейся износу, является гриф, вследствие чего, при его изготовлении используются твердые и прочные породы деревьев. В большинстве современных гитар встречаются кленовые грифы. Для накладки задействуется палисандр или черное дерево, которые также являются достаточно износостойкими.

Каждый производитель обязуется указывать все задействованные в изготовлении породы деревьев перед запуском инструмента в продажу. Дерево для гитары играет огромную роль, и речь идет не только о звучании инструмента, но и о долгосрочности. Обратите внимание, что многие современные фирмы пользуются своей популярностью, продавая гитары не самого лучшего качества по весьма высокой цене. Обращайте внимание на материалы изготовления, чтобы избежать покупки дорогостоящего, но далеко не качественного инструмента.

Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.

Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.

Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).

Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.

На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.

В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitaranegra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).

Источник

Оцените статью