Телепнев ноты для ансамбля лирический напев
Автор: Р. Телепнев
Год: 2012
Издательство: ГУО «Институт культуры Беларуси»
Страниц: 152
Формат: PDF
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский
В пособии представлены авторские сочинения, обработки белорусских народных мелодий для ансамблей струнных смычковых инструментов Телепнёва Р. И. В нотное издание вошли пьесы, различные по жанрам, уровню сложности, ансамблевому составу. Сборник предназначен для использования в образовательном процессе детских школ искусств и в учреждениях дополнительного образования взрослых в сфере культуры.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Нам солнце дарит радугу
- Неторопливая полька
- Воскресная прогулка
- Забавные гаммы
- Як пагнала бабуленька куранятак пасці
- Мелодия
- В мечтах
- В настроении
- Прелюдия
- Вальс
- Ноктюрн
- Признание
- Эскиз-рондо
- Вязанка беларускіх народных мелодый
- На крыльях мечты
- Весёлые смычки
- Вояж в стиле ретро
- Ave, sole
Источник
Телепнев ноты для ансамбля лирический напев
Ай-яй-яй! (из репертуара группы «Белый день»), аранжировка Г. Беляева
А. Абрамов. Рябиновые наигрыши в обработке С. Копанёвой
Л. Андерссон. Джаз-легато в обработке В. Олейникова
Л. Бакалов. Концертный вальс (для трёх баянов)
И. Бах. Менуэт из сюиты № 2 си минор в обработке М. Танского
А. Бородин. Пляска девушек в обработке П. Смирнова
А. Бородин. Хор поселян в обработке П. Смирнова
G. Boulanger. Da Capo в обработке В. Олейникова
А. Вивальди. Концерт ля минор в обработке В. Олейникова
Л. Гаврилов. Зимний вечер в обработке С. Копанёвой
Л. Гаврилов. Лирический хоровод в обработке С. Копанёвой
Е. Дербенко. Баянист играет джаз в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Бег времени в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Ковбой в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Прелюд в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Ритм времени в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Фестиваль в обработке В. Олейникова
А. Долуханян. Ой ты, рожь в обработке С. Моисеева
Ю. Зацарный. Поле русское, родное в обработке Л. Гаврилова
Итальянская народная песня «Тиритомба», аранжировка С. Моисеева
Д. Кабалевский. Прелюдия в обработке В. Гаврилова
Караван в аранжировке для эстрадно-духового оркестра Сергея Дашкевича
Кермес (ярмарка), аранжировка В. Олейникова
Э. Коутс. Сента-вальс, аранжировка С. Моисеева
Ю. Милютин. Сирень-черёмуха, переложение С. Моисеева
V. Monti. Czardas, аранжировка В. Олейникова
Поль Мориа. Менуэт, аранжировка В. Олейникова
М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке в обработке П. Смирнова
О. На Юн Кiн Барыня, концертная фантазия на тему российского танца (Спасибо О. Горожановой! )
А. Рубинштейн. Тореадор и андалузка в обработке П. Смирнова
Русская народная песня «Вьюн над водой» Инструментовка Валерия Разова
Русская народная песня «Плещут холодные волны» в обработке П. Лондонова
Русская народная песня «Солнце красное» в обработке Л. Гаврилова
Rehman B. Schiffsfeger-polka в обработке В. Олейникова
Та же пьеса в формате редактора Сибелиус
Г. Свиридов. Отзвуки вальса в обработке В. Гаврилова
Л. Сидельников. Сарабанда в обработке Л. Гаврилова
Така-така, аранжировка В. Олейникова
С. Туликов. Ты, Россия моя в обработке В. Реутта
Н. Фомин. Берёзонька (муз. картинка) в обработке Л. Гаврилова
А. Хачатурян. Танец с саблями в обработке П. Смирнова
Цыганка в обработке В. Олейникова
П. Чайковский. Вальс из детского альбома в обработке В. Гаврилова
Ф. Шопен. Прелюдия в обработке В. Гаврилова
И. Штраус. Персидский марш в обработке П. Смирнова
Д. Эллингтон. Я собираюсь увидеть свет в обработке Г. Беляева
G. Gerioni, G. Bibiani. Полька Бенедетта в оранжировке В. Олейникова
Миди и ноты .sib прилагаются.
Источник
Сценарий концерта по сборнику пьес Р.И. Телепнёва » От деташе к рикошету»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования сферы культуры детская музыкальная школа №1 г. Вилючинска, Камчатский край
Сценарий концерта по нотному сборнику Р.И. Телепнева
« От деташе к рикошету»
классу скрипки ДМШ№1 г. Вилючинска
Кравченко Светлана Владимировна
Сценарий концерта по репертуарно-методическому сборнику Р.И. Телепнева «От деташе к рикошету»
Цель: Изучение скрипичных штрихов и их классификация на примере сборника Р.И. Телепнева «От деташе к рикошету»
— знакомство со сборником;
— привлечение большего количества учащихся к концертному выступлению;
— систематизация и исполнение скрипичных штрихов на примере образных пьес.
Используемые средства: нотный сборник, скрипки, рояль
Кол-во участников: 16 учащихся, 3 концертмейстера, преподаватель.
Место проведения: ДМШ№1, г. Вилючинск, ноябрь 2015г.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады видеть вас в нашем зале. Сегодня у нас немного необычный концерт. Как-то раз на одном из музыкальных нотных сайтов я обнаружила сборник пьес малоизвестного композитора Роберта Ивановича Телепнева «От деташе к рикошету». Он заинтересовал меня. Изучив подробно содержание, я увидела целый набор интересных и полезных пьес, доступных, для детского восприятия образов с помощью которых, можно познакомить ребят со всей палитрой скрипичных штрихов. Р.И. Телепнев — белорусский композитор, преподаватель ГУО «Детская музыкальная школа искусств № 19 г. Минска».
Итак, что же такое штрихи. Это музыкальные краски. Так же, как у художника, есть палитра красок, так и у музыканта, есть палитра штрихов. Смешивая краски, художник может создавать новые цвета, передавать настроение, характер своих полотен, так и музыкант, используя штриховую палитру, может передавать разные настроения и образы, исполняя музыкальное произведение.
Итак, открываем первую страничку сборника пьес Р.И. Телепнева «От деташе к рикошету», и начинается он , как вы, надеюсь, догадались из названия, с пьесы, написанной штрихом ДЕТАШЕ, что в переводе с фр. означает «отделять». Этот штрих самый главный. Или, если сказать учебным языком, базовый. С него начинается знакомство со скрипкой. От того, как хорошо скрипач его освоит, зависит, насколько красиво и интересно будет звучать инструмент. Деташе, при кажущейся простоте и прямолинейности, может передавать различные, самые тонкие оттенки музыки. От тяжеловесных, плотных звуков, до легких и романтичных. Это зависит, от умения музыканта передать, тот образ, который он рисует с помощью звука. От силы прикосновения к струне. От длительности звучания.
Первая пьеса называется « Часы с маятником»
Как раскачивающийся маятник часов, движется смычок по струне, то в одну, то в другую сторону. А исполнит нам эту пьеску самая юная участница сегодняшнего концерта Виктория
Штрих ДЕТАШЕ, так же может исполняться не только длинными звуками, а более короткими, но от этого не менее певучими. Сейчас мы это услышим, на примере следующей пьесы, с романтичным названием
« Давай помечтаем» в исполнении Ульяны.
Следующий штрих, который мы представим вашему вниманию, называется ЛЕГАТО, что в переводе означает « соединять, связывать». Легато — значит плавно, слитно, без толчков. Когда на одно ведение смычка играется несколько нот. Количество нот, исполняемых на одно ведение смычка, практически не ограничено, так же, как количество бусинок, которые мы нанизываем на нить. В нотах он обозначается дугой, которая называется ЛИГА. Сколько лига объединяет нот, столько мы и сыграем, ведя смычок в одну сторону. Этот штрих очень певучий и нежный.
То, как звучит ЛЕГАТО, мы услышим в исполнении Куркиной Есении « Вальс снежинок». А особо внимательные зрители нам скажут, сколько же ноток соединит Есения на одно ведение смычка.
Есения « Вальс снежинок»
Следующую пьесу из нашего замечательного сборника, исполнит Павел. Она называется «Нежная мелодия». Паша покажет нам сочетание двух штрихов. Он смешает две краски из нашей палитры. А вот какие, надеюсь, вы узнаете сами.
И еще одну пьесу, показывающую всю красоту штрихов деташе и легато в разных сочетаниях, благодаря чему и рождается красивая музыка, исполнит Гриша. Она называется « Лирический напев»
Марр-теле» — с улыбкой картавят скрипачки из предместий Парижа. «Мартелл-лято» — напевают смуглые уроженцы южной Италии. «Мартле» — скажут немцы. Переводы этих терминов едины — «стучать молотком». Однако не стоит воспринимать это в буквальном смысле. Перед нами всего лишь безобидная метафора — пример тонкого английского юмора. Скрипач, таким не обладающий, вызывает искреннее сочувствие. Впрочем, еще большее сочувствие вызывает его обреченный на разрушение инструмент. МАРТЛЕ исполняется, также, как и ДЕТАШЕ, на отдельное движение смычка отдельный звук, но играется отрывисто, резко ( как вы помните перевод «удар молотка»), с небольшой остановкой между звуками. Чтобы отличить МАРТЛЕ от ДЕТАШЕ, под каждой ноткой ставится точка. И с помощью этой краски-штриха из нашей палитры Даниил представит нам образ клоуна. И не просто клоуна, а танцующего.
Следующую пьеску, которую мы хотели бы представить вашему вниманию, исполнит Настя. Она называется «Неторопливая полька». А кто внимательно слушал и запоминал, нам расскажет, с помощью сочетания каких красок-штрихов получилось изобразить этот замечательный, задорный танец.
Настя «Неторопливая полька»
Перелистнув следующую страничку нашего сборника, мы видим удивительные нотки. Вроде бы ЛЕГАТО, нотки объединены лигой, но под каждой ноткой стоит точка, а это похоже на МАРТЛЕ, но как же это исполнить? И на помощь нам приходит новый красочный штрих, который так же мы добавим в нашу палитру. А называется он СТАККАТО. Даже из названия, можно понять, что это будет что-то легкое и острое. Штрих стаккато отличается от МАРТЛЕ, тем, что мы играем несколько отрывистых нот, на одно ведение смычка. А от ЛЕГАТО, он отличается тем, что нотки соединяются между собой не плавно перетекая одна в другую, а после небольшой остановки. Итак, Софья исполнит нам пьесу композитора Р. Телепнева «Эхо». Сейчас я вам задам сложную задачу. Внимательно послушав эту пьеску, попробуйте угадать, в каком месте звучит эхо. В горах, в лесу и может быть на Северном полюсе. И почему вы так думаете. Ответ вы услышите в партии фортепиано.
Следующая пьеса также будет исполнена штрихом СТАККАТО, но немного с другим оттенком. Это стаккато называется «летучим». Поэтому образ, который покажет нам Агата называется «Полька стрекозы»
Агата «Полька стрекозы»
Перелистнув следующую страничку, мы видим новый образ. Новый штрих-краску из нашей музыкальной палитры. Что же это за штрих? Название его СОТИЙЕ. Штрих необычайно сложный, но очень интересный. В основе его лежит, все тот же ДЕТАШЕ. Но….исполняется он очень-очень короткими движениями в середине смычка, из-за чего смычок, под своей пружинкой, начинает слегка подпрыгивать. Поэтому СОТИЙЕ и переводится как, «подпрыгивающий». При всей легкости и беззаботности своего звучания, он требует от исполнителя выдержки, терпения, трудолюбия и усидчивости. Сейчас Алиса нам его продемонстрирует на примере пьески « Воскресная прогулка»
Спиккато – один из самых бойких и жизнерадостных скрипичных штрихов. Характер звучания этого штриха безграничен: от стрекотания кузнечика и радостных звуков весенней капели до умеренного треска африканского военного барабана или щелканья зубов голодного аллигатора. Опять же, при кажущейся простоте, освоить его и исполнить не так-то просто. В процессе исполнения спиккато смычок может разойтись и начать прыгать по струнам все выше и задорнее, может перелететь через подставку, может слететь вниз по грифу, пачкая канифолью пальцы левой руки. Иногда, распрыгавшись, смычок может вырваться из пальцев скрипача и улететь в зал, неизменно вызывая взрыв аплодисментов. Но со следующей исполнительницей, я надеюсь этого не произойдет. Она хорошо освоила этот штрих и с удовольствием его нам покажет на примере пьески из сборника Р. Телепнева «Весенняя капель»
Эмилия «Весенняя капель»
Итак, потихоньку-помаленьку, знакомясь с самыми главными скрипичными штрихами, перелистывая страницу за страницей нашего сборника, мы подошли к последней страничке. И к последнему штриху нашей палитры- РИКОШЕТУ. Кто из нас в детстве не увлекался отработкой штриха «рикошет», бросая плоские камушки вдоль поверхности воды, будь то пруд, речка, озеро, море или океан? У тех, кто в этой увлекательной забаве преуспевал, и на скрипке рикошет получится. А тем, кто в свое время прошел мимо этой полезной забавы, хотелось бы напомнить, как звучит барабанная дробь. Барабанщик бросает палочку на натянутую кожу барабана, и палочка мелкой дробью отлетает от поверхности, стукнув определенное количество раз. Мастерство исполнителя заключается в том, чтобы контролировать количество звуков и вовремя приподнять палочку. Этот штрих, помимо своей художественно-образной функции, воспитывает в исполнителе координацию, ловкость и внимание. Сейчас Георгий нам все это покажет исполнив пьесу Р. Телепнева «Юный барабанщик»
И вот перелистнув последнюю страницу, мы закрыли этот замечательный сборник. Теперь его необычное название «От деташе к рикошету» стало, надеюсь, для вас более понятным. Спасибо большое талантливому педагогу и композитору Р.И. Телепневу, за такие прекрасные, красочные и образные пьески, которые помогают нашим юным скрипачам осваивать и понимать сложный, но очень интересный и увлекательный мир музыки. Я надеюсь, благодаря сегодняшнему концерту и вы, наши уважаемые зрители, узнали немного больше.
И в самом конце концерта небольшой сюрприз. Выступит ансамбль скрипачей. Он исполнит для вас старинный танец композитора Ж. Рамо «Ригодон». Теперь слушая его, вы уже, как профессиональные музыканты, сможете увидеть, услышать и понять, с помощью каких штрихов-красок из нашей музыкальной палитры рисовал композитор музыку, а наши юные музыканты ее исполняют.
Ансамбль скрипачей Ж.Рамо «Ригодон»
Наш концерт подошел к концу. Очень приятно было выступать для вас, наших самых благодарных слушателей. Всего доброго! До новых встреч!
Источник
Телепнев ноты для ансамбля лирический напев
Ай-яй-яй! (из репертуара группы «Белый день»), аранжировка Г. Беляева
А. Абрамов. Рябиновые наигрыши в обработке С. Копанёвой
Л. Андерссон. Джаз-легато в обработке В. Олейникова
Л. Бакалов. Концертный вальс (для трёх баянов)
И. Бах. Менуэт из сюиты № 2 си минор в обработке М. Танского
А. Бородин. Пляска девушек в обработке П. Смирнова
А. Бородин. Хор поселян в обработке П. Смирнова
G. Boulanger. Da Capo в обработке В. Олейникова
А. Вивальди. Концерт ля минор в обработке В. Олейникова
Л. Гаврилов. Зимний вечер в обработке С. Копанёвой
Л. Гаврилов. Лирический хоровод в обработке С. Копанёвой
Е. Дербенко. Баянист играет джаз в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Бег времени в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Ковбой в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Прелюд в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Ритм времени в обработке В. Олейникова
Е. Дербенко. Фестиваль в обработке В. Олейникова
А. Долуханян. Ой ты, рожь в обработке С. Моисеева
Ю. Зацарный. Поле русское, родное в обработке Л. Гаврилова
Итальянская народная песня «Тиритомба», аранжировка С. Моисеева
Д. Кабалевский. Прелюдия в обработке В. Гаврилова
Караван в аранжировке для эстрадно-духового оркестра Сергея Дашкевича
Кермес (ярмарка), аранжировка В. Олейникова
Э. Коутс. Сента-вальс, аранжировка С. Моисеева
Ю. Милютин. Сирень-черёмуха, переложение С. Моисеева
V. Monti. Czardas, аранжировка В. Олейникова
Поль Мориа. Менуэт, аранжировка В. Олейникова
М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке в обработке П. Смирнова
О. На Юн Кiн Барыня, концертная фантазия на тему российского танца (Спасибо О. Горожановой! )
А. Рубинштейн. Тореадор и андалузка в обработке П. Смирнова
Русская народная песня «Вьюн над водой» Инструментовка Валерия Разова
Русская народная песня «Плещут холодные волны» в обработке П. Лондонова
Русская народная песня «Солнце красное» в обработке Л. Гаврилова
Rehman B. Schiffsfeger-polka в обработке В. Олейникова
Та же пьеса в формате редактора Сибелиус
Г. Свиридов. Отзвуки вальса в обработке В. Гаврилова
Л. Сидельников. Сарабанда в обработке Л. Гаврилова
Така-така, аранжировка В. Олейникова
С. Туликов. Ты, Россия моя в обработке В. Реутта
Н. Фомин. Берёзонька (муз. картинка) в обработке Л. Гаврилова
А. Хачатурян. Танец с саблями в обработке П. Смирнова
Цыганка в обработке В. Олейникова
П. Чайковский. Вальс из детского альбома в обработке В. Гаврилова
Ф. Шопен. Прелюдия в обработке В. Гаврилова
И. Штраус. Персидский марш в обработке П. Смирнова
Д. Эллингтон. Я собираюсь увидеть свет в обработке Г. Беляева
G. Gerioni, G. Bibiani. Полька Бенедетта в оранжировке В. Олейникова
Миди и ноты .sib прилагаются.
Источник