Тема богатырской симфонии ноты

Тема богатырской симфонии ноты

Богатырская симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки. Она предельно афористична: краткий подъем-замах и два притопывающих «шага», возвращающих тему к начальному тону. Это тема-утверждение, тема-приказ, архаически неуклюжий и предельно монолитный. Такое вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство вариационности, и тяготение к сопоставлениям. И, конечно же, грандиозность, размах, широту.

Трудно найти в истории симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты, пожалуй, назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической», настолько велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому симфония Бородина даже несколько «антисимфонична», статична: жанр симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и его динамичное развитие. Оптимисты же, пожалуй, будут подчеркивать явно читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной истории, которой только предстоит совершиться.

Состав оркестра

  • 2 флейты
  • 2 флейты-пикколо
  • 2 гобоя
  • 2 кларнета
  • 2 фагота
  • 4 валторны
  • 2 трубы
  • 3 тромбона
  • туба
  • литавры
  • треугольник
  • арфа
  • струнные

История создания

Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.

Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Музыка

В «Богатырской симфонии» 4 части:

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Видео

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Богатырская Симфония

Перевод: В Сольный концерт, с классической темы — Книга 1. Богатырские ворота Киева от Картинок с выставки. «Сюрприз» Симфония . Начало.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Мусоргский. Оценка только. Начало. Мусоргский. Оценка только. расположены Л. С. Harnsberger. Концерт группы. Для концертного оркестра.

Перевод: 50 Классические темы. Бетховен Симфония № 6. Богатырские ворота Киева. Симфония № 1 до минор, первое движение Выдержка.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Встречи великих мастеров. Богатырские ворота Киевского Мусоргского. Джеймс Курнов. B-Flat Труба ноты. Труба Соло ноты. Начало.

Перевод: Нэнси. Богатырские ворота Киева. Дискета. Нэнси Фабер. Рэндалл Фабер. Содержание включают в себя. Ариозо.

Перевод: Классические пьесы. Тема из симфонии с челка. Богатырские ворота Киева. Скрипка соло ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты.

Перевод: Романтической эпохи. 55 Выдержки из симфоний , балетов, опер. Шуберт Симфония № 8. Малер Симфония № 4.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 1 для кларнета или сопрано саксофон в Bb. Прощание Симфония Симфония .

Перевод: Промежуточный Музыка для Четырех, том 1, часть 4 — Баритон-саксофон. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 3 — Скрипка. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 1 — кларнет. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Саксофон сопрано.

Перевод: Прощание Симфония Симфония . Богатырские ворота Киева. Различный. B-Flat Труба ноты. Кларнет ноты. Виола ноты.

Перевод: Промежуточный Музыка для четырех, том 1, часть 3 — Французский Рога. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 2 — Флейта. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Гобой. Скрипка.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Богатырская Симфония

Перевод: В Сольный концерт, с классической темы — Книга 1. Богатырские ворота Киева от Картинок с выставки. «Сюрприз» Симфония . Начало.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Мусоргский. Оценка только. Начало. Мусоргский. Оценка только. расположены Л. С. Harnsberger. Концерт группы. Для концертного оркестра.

Перевод: 50 Классические темы. Бетховен Симфония № 6. Богатырские ворота Киева. Симфония № 1 до минор, первое движение Выдержка.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Bigtime Классика. Богатырские ворота Киева. из Сюиты де Симфонии № 1. Тема из симфонии 40 Моцарта. Нэнси Фабер.

Перевод: Встречи великих мастеров. Богатырские ворота Киевского Мусоргского. Джеймс Курнов. B-Flat Труба ноты. Труба Соло ноты. Начало.

Перевод: Нэнси. Богатырские ворота Киева. Дискета. Нэнси Фабер. Рэндалл Фабер. Содержание включают в себя. Ариозо.

Перевод: Классические пьесы. Тема из симфонии с челка. Богатырские ворота Киева. Скрипка соло ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты.

Перевод: Романтической эпохи. 55 Выдержки из симфоний , балетов, опер. Шуберт Симфония № 8. Малер Симфония № 4.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 1 для кларнета или сопрано саксофон в Bb. Прощание Симфония Симфония .

Перевод: Промежуточный Музыка для Четырех, том 1, часть 4 — Баритон-саксофон. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 3 — Скрипка. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 1 — кларнет. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Саксофон сопрано.

Перевод: Прощание Симфония Симфония . Богатырские ворота Киева. Различный. B-Flat Труба ноты. Кларнет ноты. Виола ноты.

Перевод: Промежуточный Музыка для четырех, том 1, часть 3 — Французский Рога. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Различный.

Перевод: Промежуточный Музыка для четверки, том 1, часть 2 — Флейта. Прощание Симфония Симфония . Симфония . Гобой. Скрипка.

Источник

Тема богатырской симфонии ноты

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.

История создания

Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.

Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Музыка

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Источник

Оцените статью