Тема музыкальный инструмент фортепиано

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

Урок по музыке 2 класс. Музыкальный инструмент фортепиано

Разработка урока музыки. 2класс, урок 4. Музыкальный инструмент фортепиано.По программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

Вложение Размер
urok42klass_muzykalnyy_instrument-fortepiano.docx 30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Музыкальный инструмент-фортепиано

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа – интернат г.Петровска Саратовской области»

3. Должность учитель музыки

4. Предмет музыка

6. Раздел 2. День полный событий урок №4

7. Базовый учебник

Учебник 2 класса. Музыка. 2класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С.

— формирование представлений об устройстве фортепиано, о значении слов: форте,пиано, фортепиано,рояль,пианино,пианист;

9. Задачи: Метапредметные.

расширить знания о музыкальных инструментах;

объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

ввести понятие «музыкальный альбом»;

познакомить с творчеством П.И. Чайковского;

воспитывать эстетические чувства;

воспитывать интерес к классической музыке;

воспитывать эмоциональное отношение к музыке.

— развивать у учащихся умение находить нужную информацию из различных источников;

-развивать у учащихся умение слушать;

— -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

-развивать у обучающихся интерес к предмету и образные мышления;

-совершенствовать умения находить необходимую информацию содержащуюся в учебнике;

-развивать умение сравнивать звучание музыкальных инструментов пианино и рояля; делать выводы и умозаключения;

— развивать интерес к музыке;

развивать воображение, творческие способности;

10 Тип урока проблемно-диалогический урок.

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах, индивидуальная.

12Необходимое техническое оборудование: учебник, тексты песни «Пианино и рояль», компьютер, мультимедийный проектор. CD П.И.Чайковский «Детский альбом», портрет П.И. Чайковского

Иллюстрации с изображениями пианино и рояля;

13 Структура и ход урока

1.Этап мотивации учебной деятельности;

2.этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы;

8.Этап включения в систему знаний;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА музыка 2 класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С. М.: «Просвещение»

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Готов ли ты начать урок

Все ли на месте?

Все ли в порядке?

Книжки,ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой

Все что надо под рукой.

Сегодня урок начинаем песней, прослушайте ее. (Звучит песня в исполнении учителя «Пианино и рояль»

1.Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом

Припев.Все и взрослые и дети

Инструменты знают эти

Только знай у них давно

Есть название одно

Не забудь фортепиано называется оно.

2.Тронешь клавишу рукой

Зазвенит она струной

А педаль нажмешь ногой

Будет звук совсем другой

3.Форте это значит громко

Заучи,не будь лентяй,

А пиано Это тихо,

Ты дружок запоминай

Самоопределение Личностные результаты : Формирование мотивационной основы учебной деятельности

— Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

— осознают познавательную деятельность.

— Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

— проговаривают последовательность действий на уроке;

Учитель задает вопросы. Понравилась ли Вам песня?

Давайте скажем, о каких инструментах говорится в песне.

С чем идет сравнение в песни.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Посмотрите на слайд 1. Что изображено?

А на этом рисунке? Слайд №2

Давайте прослушаем фрагмент произведения и скажем, какой инструмент звучит.

(П.И.Чайковского «Концерт для фортепиано» Слайд №3

Сейчас прослушаем следующий фрагмент и скажем, какой инструмент звучит? Слайд (Валь9 из к\ф «Амели»)

Давайте сравним эти два звучания, какие слова можно подобрать к эти отрывкам.

Да звучание этих инструментов красиво, насыщено и ярко.

Ребята, а кто мне скажет, о чем же мы сегодня на уроке будем говорить, как Вы думаете, как звучит сегодня наша тема урока. Слайд 5.

Учитель подводит к теме. И показывает слайд с названием темы.

В песне говорится о пианино и рояле.

Пианино — звук менее насыщен, рояль – полон музыкальных красок.

Ответы учащихся. О пианино, рояле, о музыкальных инструментах.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Объяснение нового материала

Пианино и рояль – разновидности фортепиано. Слайд №6

Это клавишно-струнный инструмент.

Какие инструменты называют клавишно-струнными?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента . Слайд №7

Первые фортепиано появились в 18 веке. Слайд №10

Название складывается из двух слов: форте f —

громко и пиано p – тихо. Слайд №9

Как вы думаете, почему этот музыкальный

инструмент так назвали?

А чем отличается пианино от рояля?

Рояль в переводе с французского – королевский.

пианино расположены вертикально, у рояля–

Фортепиано может изобразить голоса самых

разных музыкальных инструментов, его звуками

можно выразить самые разные чувства, передать

Творческая работа в группах класс делится на две группы. Сейчас возьмите карандаши и зарисуйте первая группа рисует пианино, вторая группа рисует рояль. Под музыку П.И.Чайковского пьесы «Детский альбом» «Зимнее утро» Слайд №10

Нарисовали, а сейчас давайте сравним ваши рисунки и кластер фортепиано на доске. У кого какой инструмент получился.

Учитель записывает слова на доске.

Физкультминутка. Под музыку повторяют движения учителя. Слайд №11.

Ребята, скажите под музыку какого композитора мы выполняли творческое задание?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента .

Ответы детей. Потому что оно звучит то тихо, то громко.

Рояль звучит громче, чем пианино.

Обучающиеся работают в группах. Делают зарисовки инструментов.

Дети высказывают свое мнение по поводу рисунков. Красивый, ровный,большой, клавишный, струнный, подходят записывают на доске слова, составляя кластер.

П.И.Чайковский. «Детский альбом» «Зимнее утро»

Познавательные: Осуществляют прослуштвание. Работают в группах делают зарисовки инструментов.

Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

А сейчас найдите в учебниках информацию о композиторе П.И.Чайковский.

Какие пьесы он написал?

Кто еще из композиторов писал фортепианные пьесы.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми пьесами

«Детского альбома» П.И.Чайковского.

Первая пьеса называется « Зимнее утро». Представьте себе, что маленький ребенок проснулся утром а за окном зима и белый снег лежит повсюду и воздух прозрачный и всё спокойно. Какие интонации помогли « услышать» изображенное время суток. Каково настроение ребенка? Почему вы так подумали? Давайте послушаем еще раз. Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Чем- же любят заниматься маленькие детишки после того, как проснулись, что для них самое важное, что они делают? Конечно играют в игрушки. А сейчас мы послушаем музыку изображающую игру детей.

А ещё во что, в какие игрушки обычно играют мальчики? Послушайте и отгадайте, какназывается следующая пьеса («Марш деревянных солдатиков»).Почему вы дали её такое название? Как звучит музыка? А почему она звучит именно так? На что похожа: марш, танец, песня? Пьеса наз. «Марш деревянных солдатиков»

Давайте послушаем еще раз и помаршируем пальчиками на ладошке вместе с маленьнькими деревянными солдатиками. Понравилась ли вам пьеса?

Какая любимая игрушка у девочек?

Прослушивание. Чайковский «Болезнь куклы»

Что рассказала музыка? Что чувствует кукла?

Пьеса называется «Болезнь куклы».

Послушайте еще раз и постарайтесь посочувствовать и пожалеть куклу. А теперь представьте, что почувствовала девочка, когда ей подарили новую красивую куклу?

Какие чувства выражает музыка и что изображает? Что почувствовала девочка? Что-же она делает, танцует? Пьеса называется « Новая кукла». Понравилась ли она вам?

Но вот наполненный разными впечатлениями день подходит к концу и дети и игрушки ложатся спать. Вечером няня рассказывает детям сказку «Нянину сказку». Посмотрите мультфильм. Скажите о чем-же эта сказка.

Как вы думаете, какая это сказка, что произошло с героями? Как вы поняли? Расскажите свою сказку.

Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Мы с Вами сегодня много говорили о пианино, о рояле, давайте сейчас разучим песню «Фортепиано и рояль» неизвестного автора. На столах у Вас текст песни давайте петь. Включает минус песни.

( Учитель контролирует время на уроке если есть несколько минут можно разучить песню, если нет, то раздать текст со словами на дом, или разучить песню на следующем уроке, на этапе актуализации знаний.

Учащиеся рассматривают портрет композитора зачитывают информацию о нем.

Работа с текстом продуктивное чтение с пунктом информация о композиторе. Читают, делают вывод.

Проговаривают что композитор П.И. Чайковский русский композитор. Написал много фортепианных пьес.

Пьесы для фортепиано из «Детского альбома»

С.С.Рахманинов писал фортепианные пьесы для детей.

Записывают понятия в тетрадь.

Настроение ребенка радостное. Звуки музыки подсказывают нам об этом. Пьеса называется «Зимнее утро». Очень понравилась нам.

Дети любят играть. Мальчики играют в машинки, в лошадки.

Источник

Оцените статью