Конспект музыкального занятия «Знакомство с длительностями»
материал по музыке (старшая группа) на тему
в конспекте описывается ход занятия , направленного на изучение с детьми длительности нот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_dlitelnostyami.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с длительностями»
Цель:- познакомить с понятием длительности нот.
-продолжать знакомить с нотной грамотой,
— развивать координацию слуха и движений,
— развивать мышление – проводить аналогию между дольками яблока и длительностями нот,
-побуждать детей самостоятельно выбирать танец и танцевать его,
— укреплять силу мышц детей через общеразвивающие упражнения,
— развивать быструю реакцию и фантазию в игре.
Заходят в зал под волшебную музыку.
М. р. : Сегодня я вам, ребята, хочу рассказать ещё одну сказку. В волшебном лесу жила-была добрая девочка. Пошла она по лесу гулять и увидела большое красивое яблоко. Подняла его и пошла дальше
Встретился ей зайчик, она поделилась с ним яблоком и пошли они дальше
Встретились им два бельчонка, и с ними они поделились своими яблоками
Пошли они все вместе дальше.
Встретилась им целая семья ёжиков- папа, мама, дочка и сыночек. И с ними опять поделились девочка и звери своими яблоками
Затем проводится аналогия с нотами — выкладываются рядом с яблоками изображения нот.
Сначала была целая нота, потом половинная, четверть, восьмая.
Мелодия, её ритмический рисунок складывается из нот различных длительностей, поэтому музыка такая разнообразная и неповторимая.
Посмотрите,я выложу из нот различной длительности ритмический рисунок песни. (музыкальный руководитель может представить любую знакомую для детей песню)
М. Р. Разнообразная музыка очень нам нравится, особенно когда мы сами играем. поём и танцуем.
Но сначала нам нужно сделать Разминку.
Комплекс упражнений в парах.
1. Ходьба и бег парами по кругу со сменой направления по сигналу.
2. И. п. :Стать спиной друг к другу, держась за руки.
1,2,3,4 – поднять одновременно руки вверх,
3. И. п. : Стать прямо лицом друг к другу, взяться за руки, скрестив их, ноги на ширине плеч.
1,2 – поворот вправо,
5,6 – поворот влево,
4. И. п. :Сидя на полу, взяться за руки, ногами упереться в стопы другого -«Насос».
Наклоны поочередно в сторону одного из детей.
5. И. п. :Стать прямо, лицом другу к другу, взявшись за руки.
1,2 – присесть одновременно,
6. И. п. :стать прямо лицом друг к другу взявшись за руки.
Легкие прыжки на носочках с продвижением по кругу.
Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.
М. р. : Вот теперь мы готовы танцевать. Какой танец вы хотите сегодня вспомнить? Какие в нём особенности, движения? Кто может нам показать? (дети выбирают танец по желанию)
Итог. М. Р. : Что нового, вы узнали сегодня о нотах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие предназначено для второй младшей группы.На занятии используются музыкальные инструменты сделанные из бросового материала.На занятии ярко видна роль музыкального руководителя и непо.
Это занятие направлено на развитие певческих способнстей, формирования навыков слушания музыкии умения словестно выражать свои впечатления. В соответствии с ФГТ присутствует интеграция в образовательн.
Конспект музыкального занятияво второй младшей группе«Ознакомление с музыкальными инструментами».
Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка .
два конспекта нод «Как мы лечили петушка» и «Поем, стучим, играем — музыкальность развиваем!».
Источник
Урок музыки Длительности нот
Целая нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до четырех. 1и 2и 3и 4и.
Если целую ноту поделить пополам, образуются новые ноты, которые называются половинными.
Нота половинная – нота тоже длинная,майлмайлмайл
Но короче целой – штиль у ноты белой.
Половинная нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до двух. 1и 2и. Половинная нота отличается от целой ноты тем, что к кружочку прибавляется палочка, которая называется штиль.
Если разделить целую ноту на четыре, получим четыре четверти этой целой. Четверти проворные это ноты черные.
Штиль их украшает, все под них шагают.
Четвертная нота звучит столько времени, сколько потребуется, чтобы произнести слово «раз и» и т.д.
·Если разделить целую ноту на восемь частей, получим восемь восьмых. Две восьмые приходятся на один счет и звучат по две ноты на счет «раз» и т.д. К штилю восьмой прикрепляется флажок справа (вверху и внизу).
Покороче четвертной ноту назовем восьмой,
Хвостик смело одолжим и под ним мы побежим.
И так, ребята, с какими мы нотами познакомились? Какие ноты бывают по длительности? Какая нота длиннее четвертная или целая, половинная или восьмая?
Попробуем нотки превратить в людей образно.
Это ребята, Они бегают быстро. Вот так. Раз и два и три и четыре и.
Это их мамы и папы. Они ходят так. Раз и два и три и четыре и.
Это две бабушки. Вот так они ходят. Раз и два и три и четыре и.
А это прабабушка. Ой, какая у нее медленная походка! Раз и два и три и четыре и.
Если вдуматься, то жизнь взрослого длиннее, жизни ребенка, бабушка в два раза старше мамы, а прабабушка столько времени живет, что и не сосчитать. Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем и станцуем танец маленьких утят.
Разучивание песни львенка и черепахи.
Сядьте ровно, спинки выпрямите, ротики держите округло, руки на коленях.
IY. Рефлексия.
Чтобы закрепить наши знания о длительности нот, давайте сыграем в игру персонификацию.
(Работа с рисунками)
Придумайте сюжеты с помощью различных ритмических рисунков.
Например: Мамы вышли погулять и взяли с собой детей. У каждой мамы по два ребенка.
Ребята, бегали, а бабушка их остановила: «Нельзя баловаться!»
Ребята помогли прабабушке пройти через дорогу.
Итак, с какими мы познакомились нотами?
Игра в «Хвосты»
Y. Итоги.
YI. Домашнее задание. Придумайте сюжеты с помощью ритмических рисунков.
- WebUrokCom_2653b914ca7c45
Размер файла: 218 kB Загрузок: 2
Источник
Тема урока длительность нот
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
Источник