Тема урока фортепиано с начинающими

Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано

Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Тема: Первое знакомство с фортепиано

(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)

Подготовила преподаватель фортепиано:

Эбубекирова Мельха Абрековна

Первое знакомство с фортепиано

Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

  1. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
  2. Развивать внимание и концентрацию.
  3. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

  1. Знакомство с инструментом – фортепиано.
  2. Знакомство с регистрами фортепиано.
  3. Знакомство с клавиатурой.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Игры – загадки.
  6. Вывод, оценка занятия.
  7. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,

Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».

Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;
  • наглядно – образное;
  • словестно – логическое.

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:

«Где же Ля , а где же Си ?»

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .

Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано

Источник

Открытый урок «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_ayaana.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Оленекская ДШИ» МР «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутии)

«Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Филиппова Айталина Владимировна.

Урок проводится с учащейся 2 класса фортепианного отделения, занимающейся по программе дополнительной общеразвивающей программе «Фортепиано».

Дата проведения: 07.05.2019 г.

Место проведения: МБУ ДО «Оленекская ДШИ».

Возраст ученицы: 9 лет

Тема урока: «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Цель урока: Совершенствовать технические навыки, знания, умения на материале изучаемых гамм и этюдов.

1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

Тип урока: урок — обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

3.Работа над техническими формулами.

Оборудование: фортепиано, ноты.

На уроке используется материал:

1.Гамма до мажор — прямой вид, расходящийся, аккорды и хроматическая.

2.Упражнения: «Колобок», «Говорящие пальцы», «Наперегонки».

3.К. Черни «Этюд» ре мажор.

Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.

Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.

Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?

В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы понимаем, что развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть систематичность приобретения навыков. Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.

С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа — работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.

В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.

Педагог: Скажи мне пожалуйста, что такое техника в жизни человека? У вас какая дома есть техника? Машина есть? Холодильник есть? Стиральная машина есть? Что делают все эти предметы, для чего они служат? Помогают они людям?

Педагог: Вот, например машина — средство передвижения, которая помогает нам добраться из пункта «А» в пункт «Б». Также и фортепианная техника это средство для достижения выразительной и качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает развить руку, кисть и пальчики, так, чтобы они были сильными и умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой. Самое главное при развитии техники на начальном этапе является работа над правильной постановкой руки. Спина должна быть прямая, плечи опущены, кисти наши на клавиатуре не жесткие, а гибкие и упругие. Для того, чтобы рука находилась правило на клавиатуре, мы выполняем упражнение колобок.

Упражнение «Колобок»: Крутим запястье, затем поднимаем руку и она должна свободно упасть на руку преподавателя.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Следить, чтобы ребенок кончиками пальцев простукивал стишок.

Педагог: У пражнение помогает ориентироваться на клавиатуре. Пальчик рядом нотка рядом, через пальчик — через нотку и т.д.

Педагог: Далее мы покажем упражнение наперегонки. Для этого мы ставим на ноту «До» машинку — это будет «Финиш», и начинаем бежать наперегонки. С начала мы бежим 2 и 3 пальцами, затем 3 и 4,далее 4 и 5. Чтобы было удобнее бежать необходимо опустить локоть, чтобы пальцы были одинаковой высоты.

Педагог: Далее мы с тобой будем разыгрываться на гамме, в которой написан у тебя этюд. Всем известно, что гаммы являются фундаментом фортепианного обучения на всех этапах обучения, не только на начальном этапе. В какой тональности написан твой этюд?

Ученица: До- мажор.

Педагог: А что такое гамма?

Ученица: Это упражнения.

Педагог: А для чего нужны эти упражнения?

Педагог: Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

А сейчас сыграй мне гамму в прямом движении. Для начала давай вспомним, 4 палец в правой руке, на какую ноту приходится? Чтобы это узнать, мы берем октаву, и смотрим, на какую ноту попал палец?

Педагог: Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой — бегать, прыгать, приседать. На уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника «Веселая музыкальная гимнастика» С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и с разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.

Вот, например, ряд упражнений, которые помогают работать над одновременным звучанием всех голосов. В них очень важно уделять внимание пианистическому «дыханию» Упражнение №42, 62,63.

Учитель : А теперь сыграй аккорды. В аккордах вес руки откуда идет?

Реб . От плеча, опираемся всем весом руки.

Учитель: Аккорды играем так: со счетом ( показ) 1,2, наверх; 1, 2, наверх. Пока рука идет наверх, глазками ищем следующий аккорд. Пальчики чтобы не путались, нужно выучить железно и сначала надо поиграть их на столе или закрытой крышке инструмента. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев.

Учитель: Далее идет хроматическая гамма . Мы видим, что клавиши у нас двух цветов. Какие цвета?

Реб. Черные и белые.

Учитель: Белые – 1 этаж, черные — 2 этаж. Представим, что черные клавиши это цветочки растут (3 и 2), к которым подлетела пчелка и своими усиками стала собирать нектар(Показ учителя 3 и 1 пальцем), с трех цветочков и с двух. Покажи мне усики (ребенок показывает). Сыграй. (Играет) Между цветочками белые клавиши – это лужок, где ползают гусеницы. Покажи мне это расстояние, где лужок занимает. А теперь сыграй мне правой рукой, 2и 1пальцем начиная с 3октавы. А теперь левой рукой снизу вверх 2 и 1 пальцем. А теперь давай подружим всех бабочек, которые собирают нектар и гусениц, которые ползают по лужку (соединить). С 3 и малой октав. А теперь в обратном направлении.

Учитель: Ну а теперь мы переходим к этюду. Скажи, кто написал этюд, который мы с тобой учили?

Учитель: Посмотри на портрет Александра Федоровича Гедике. Александр Федорович Гедике родился в немецкой семье, которая давно обосновалась в России. Дед и отец Александра были музыкантами. Он окончил московскую консерваторию по классу фортепиано. Но органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах.

Учитель: Я попрошу тебя сыграть этюд. (Играет) Какие мы с тобой ставили задачи, над чем работали, что нам не сразу давалось?

Учитель: Работали над звуком, окончаниями фраз, которые все время разрывала. Мы даже сочинили песенку, чтобы было понятней.

1 .Я хочу учиться,

Хочется на сцене мне

Я играю каждый день

Пальцы укреплять не лень,

Потому что хочется играть

2. Научилась я играть,

Скоро буду выступать,

Мне пятерки получать

Буду я для вас играть,

Буду песни распевать

Потому, что очень рада видеть

Учитель: Также пришлось потрудиться над аппликатурой, динамикой, муз штрихами. Скажи, все ли у тебя сейчас получилось? Что не получилось? (Работа над этюдом)

Учитель: Давай поиграем в медленном темпе, чтобы бы был слуховой контроль каждого звука, играем таким способом: правая рука играет на стаккато, левая на легато. Для чего мы это делаем, правая рука, более подвижная, чем левая, поэтому при игре необходимо идти за левой рукой. Когда наши пальчики не слушаются, мы играем на неровный ритм.

В работе с начинающими очень важно правильно выстроить урок. На каждом уроке ученик получает новые знания и умения – и урок должен стимулировать его желание заниматься, урок организует его работу, поэтому тонус каждого урока должен быть бодрым, оживлённым, а атмосфера, царящая на нём, должна быть приятной, располагать к общению. Необходима не только заинтересованность педагога, но и его умение добиться заинтересованности и активности со стороны ученика.

Первый год для педагога–музыканта с учеником самый трудный и важный в выявлении индивидуальных способностей ученика, и нужно быть особенно внимательным к тем или иным проявлениям его характера.

Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».

Источник

Читайте также:  Переборка генератора аккорд 7
Оцените статью