Тема урока музыкальный инструмент гитара

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
презентация к уроку по музыке (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
gitara.pptx 2.86 МБ
Рисунок гитары 48.83 КБ
Конспект урока 37.76 КБ
Текст песни «Изгиб гитары желтой» 13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что за звуки! Неподвижен, Внемлю сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Ю.Лермонтов

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Струнный щипковый инструмент

Классическая шестиструнная гитара используется как: Сольный инструмент

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)» Класс: 4

1.Оргмомент
Учитель: (поёт) Здравствуйте

Дети: (поют) Здравствуйте

Учитель: ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с композиторами Шопен и Рахманинов и слушали их прелюдии.

Учитель: А что такое прелюдия.

Дети: -Прелюдия — вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно.

Учитель: Правильно. Я вам также рассказывала, что жизнь Шопена и Рахманинова была омрачена вынужденной разлукой с Родиной, что нашло отражение в их творчестве.

Дома вы должны были подумать и ответить на вопрос: Что для вас значит слово Родина?

Проверка домашнего задания .

Вывод: — Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

Проверка домашнего задания .
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте фрагмент романса на стихи Лермонтова «Выхожу я один на дорогу» и ответьте, какой инструмент звучит?
Звучит фрагмент романса

Учитель: (задаёт вопросы) Какой жанр музыкального произведения прозвучал?

Дети: Жанр – вокальная музыка

Учитель: Какую музыку мы называем вокальной ?

Дети: Музыку, предназначенную для голоса под сопровождение музыкальногоинструмента.

Учитель: А кто помнит что такое романс?

Дети: Романс- это вокальное сочинение на небольшое стихотворение лирическолго характера.

Учитель: А на какой музыкальный инструмент звучал, когда мы слушали это прекрасное произведение?

Дети: Гитара. — М.Ю. Лермонтов посвятил гитаре замечательные строки, послушайте и скажите, как поэт относится к гитаре, нравится ли она ему?

Что за звуки! Неподвижен,

Внемлю сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя. (ответы детей)

Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

— Правильно, гитаре. А что такое гитара? (выясняю первоначальные знания детей об этом инструменте). Итак, гитара – это музыкальный инструмент.

— Скажите, а легко ли играть на гитаре? Нужны ли знания и умения? (ответы детей)

— Как называют человека, который знает свое дело (Мастер), а его умение (мастерство).

— Вот мы и определили тему нашего урока. «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
4. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на уроке?

— Как и где появилась гитара?
— Что может гитара.
— Какие бывают гитары.
Учитель: Ну, вот мы и определили, о чём будем сейчас говорить, но в начале, я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
Дети выполняют задание

5. Актуализация новых знаний

Учитель: Ребята, давайте вспомним

1. Какие вы знаете профессии музыкантов?

2. Дайте определение профессии.

Композитор – музыкант, который сочиняет музыку.

Певец – музыкант, который исполняет голосом музыку.

Дирижёр – музыкант, который руководит хором или оркестром. Пианист – музыкант, который играет на ф-но.

Скрипач – музыкант, который играет на скрипке.

А как называют человека, который играет на гитаре – гитарист.

3. Работа по теме урока
Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре.

I. История инструмента

Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду и побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась, (Слайд перые гитары) постепенно вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы.
— А вот зачем придумали гитару? Это мы узнаем, когда ответим на вопрос Что может гитара? Но прежде чем ответить на этот вопрос давайте узнаем, как называются основные части гитары? А расскажет нам об этом Сербин Илья. Он учится в Давыдовской детской школе искусств по классу «Гитара».

II. ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

Вы сейчас получите листочки с изображением гитары, где и отметите основные части гитары.

Практическое задание. (Каждому ребёнку раздаю картинку с изображением гитары)

(1 раздаточный материал.)

( презентация слайд 1)

— Давайте рассмотрим, как называются основные части гитары.

Илья: Основные части: голова, гриф, корпус.

Илья: На них находятся: колковый механизм, верхний порожек, лады, ладовый порожек, резонаторное отверстие, верхняя дека, подставка, струны

(Дети дописывают в раздаточном материале)

— Как вы думаете, для чего мы выполняем это задание? Как оно вам пригодится? (знания пригодятся на других уроках, пригодится при игре на гитаре, в конкурсах, олимпиадных вопросах и заданиях, для общего развития)

Илья: На гитаре можно сыграть простую народную песню, лирический романс и даже джазовые импровизации.

Сейчас я исполню вам на гитаре выученное произведение.

(Илья, объявляет название автора и произведение, которое будет исполнено)

-Спасибо, Илья. Скажите, кто-нибудь из вас хочет научиться играть на гитаре. (Ответы детей)

— Илья, много ли сил и времени нужно потратить на то, чтобы достичь высокого мастерства? (Ответ Илья). Все с этим согласны?

Испанский композитор и гитарист Лоусон Роллинз (Lawson Rollins) с восьми лет приобщился к музыке. Уже более 20 лет основой его собственного стиля является скоростная техника пальцев.

Предлагаю вам посмотреть и послушать фрагмент выступления Лоусона Роллинза

— Лоусон Роллинз мастер? (Ответы детей)

— Что нужно, чтобы достичь такого мастерства? (Ответы детей)

Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами. Мы с вами попробуем играть в ансамбле с гитарой на инструментах, но сначала проведём с вами физкультминутку и поиграем на воображаемых инструментах.

Физминутка «Игра на музыкальных инструментах»

Чтоб играть в оркестре ловко,

Инструмент постичь любой,

Нужно чаще нам с тобой.

Чтоб на клавишах играть,

Нужно пальцы развивать.

Беглость, ловкость им нужна,

Нота каждая важна. (делают разные движения падьцами)

Чтобы на трубе сыграть,

Надо воздуха набрать.

А чтоб воздуха хватило,

Тренируй дыханья силу. (вдох – выдох, руки вниз)

На гитаре чтоб играть,

надо пальцы укреплять,

Чтоб освоить арфы суть,

Надо руки растянуть.

Чтоб до струн до всех достать,,

И на них легко и грать. (вытягивают руки вперёд и играют на арфе)

На тарелках чтоб суметь.

Чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши)

Хлопай в нужные моменты,

Привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу)

Учитель: Под гитару может не только петь песни, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов , но и играть сложные классические произведения в ансамбле. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

Учитель: Вам понравилось это музыкальное произведение?
— Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель: Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
— Ребята, а кто из вас подскажет, как называют музыкантов, которые в совершенстве владеют техникой игры на музыкальных инструментах?

Дети: Ответа нет.

Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько струн у гитары?

Дети: 6,7 струн
III. КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ

Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите картинки гитар на экране.
Шестиструнная — это ребята та гитара, игру на которой мы сейчас слушали. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка — А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте, что нам расскажет Илья, о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.

Илья: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом слайдов с портретами) ИГНАЦ ГЕЛЬД — чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.

МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ — он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими инструментами, например с балалайкой, баяном, или шумовыми инструментами.
— Давайте мы с вами попробуем сыграть в ансамбле с этими инструментами.

Шумовой оркестр под гитару.

Электрогитара. ( Показать инструмент)
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
— Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.
Просмотр видео игры на соло, ритм, бас гитарах

И в завершении нашего урока мы продолжим учить песню «Как здорово, что все мы здесь сегодгя соброались»

Распевки и скороговорки
Однажды автор песни Олег Митяев отдыхал на Ильменском озере и случайно попал на Ильменский фестиваль авторской песни, который его очень сильно впечатлил. На следующий год он вернулся на фестиваль уже со своей первой песней — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев

Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
— Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока .
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
— Когда и где она появилась?
— Что она может?
— Сколько у нее струн?
— Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, которые мы сегодня раскрасили, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится. А также, я вам предлагаю сделать рисунок вашей авторской гитары. Кто знает, может быть и вы внесете свой вклад в историю гитары.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. — И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. — И если кто — нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в музыкальную школу, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока.

Источник

План-конспект вводного занятия «Знакомство с гитарным искусством»

Знакомство с гитарным искусством

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога – для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название — испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается «золотой век» гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 — 1829), Ф. Карулли (1770 – 1841), М. Каркасси (1792 — 1853). Испанская школа — это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг – параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку – апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) — правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент – музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. – М.: 2004.

Источник

Оцените статью