Тематические планы по фортепиано 1 класс

календарно-тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему

календарно-тематическое планирование 1 класс

Скачать:

Вложение Размер
1.doc 151 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе программы «Музыка. 1-4 классы», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т. С. Шмагина, предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, М., Просвещение, 2011 и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Целью реализации музыкального образования и воспитания является формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников через эмоциональное восприятие музыки.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс: Музыка: учебник для учащихся 1 класса начальной школы / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

Изменений, внесенных в авторскую программу нет.

Формы организации учебного процесса:

— Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков, таких как игры- драматизации , уроки-концерты. — Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Целью данной программы в области формирования системы знаний и умений является формирование основ музыкальной культуры ; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами музыки.

— воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству.

— воспитание художественного вкуса

— воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности

— воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине

— развитие образно – ассоциативного мышления детей

— накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке

— формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса

— развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

Содержание программы по музыке базируется на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозных традиций, произведений композиторов – классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», в мир культуры других народов.

Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ «ОО Сорокинская школа» и рассчитана на 33ч. в год: 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально — образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально — творческой деятельности, приобретение знаний, умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно — эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально — эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно — нравственного становления, развивает способность сопереживать, вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно — познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Учащиеся 1 класса научатся:

Музыка в жизни человека

-воспринимать музыку различных жанров;

-ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

-воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Основные закономерности музыкального искусства

-соотносить выразительные и изобразительные интонации;

-воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Музыкальная картина мира

-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение.);

-определять виды музыки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей
  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного искусства России
  • Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
  • Формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • Развитие музыкально – эстетического вкуса
  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • Формирование общего представления о музыкальной картине мира
  • Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
  • Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому – либо виду) музыкально – творческой деятельности
  • Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание программы учебного предмета.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

«Музыка в жизни человека». Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах

«Основные закономерности музыкального искусства». Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

«Музыкальная картина мира». Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Источник

Рабочая программа «Музыкальный инструмент. Фортепиано» (1 год)

Данная программа составлена на основе:

— примерных требований к программам дополнительного образования детей;

-типовых программ «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Министерство культуры СССР Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. М. 1991; «Музыкальный инструмент фортепиано» — М., 2008

Скачать:

Вложение Размер
1.docx 45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре и кино администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»

на заседании Педагогического совета

от «18» сентября 2013года

Директор МБОУ ДОД

«Игримская детская школа искусств»

_________________ В.И. Михеев

Рабочая программа
«Подготовительный класс»
(«Фортепиано»)

музыкального отделения Детской школы искусств

Срок освоения 1 год.

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Составитель: Шагивалеева А.М.,

преподаватель по классу

«Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой, избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка стойкую неприязнь к музыке» А. Ф. Березняк

Данная программа составлена на основе:

— примерных требований к программам дополнительного образования детей;

-типовых программ «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Министерство культуры СССР Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. М. 1991; «Музыкальный инструмент фортепиано» — М., 2008

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом .

Направленность можно определить как художественно – эстетическая.

Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. И если встает вопрос, а нужно ли обучать детей игре на инструменте, то, конечно, ответ будет звучать утвердительный. Ведь занятия искусством развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект.

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что обучение игре на фортепиано способствует активизации мышления ребенка и развитию его способностей, расширению представлений о музыке в целом.

Новизна обусловлена тем, что с ее помощью преподаватель прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

Обучение игре на фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио что, несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и преподавателям, помогая достигнуть поставленных целей.

Учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;

3. Раскрепощение инициативы ребенка;

4. Работа и тесный контакт преподавателя с родителями воспитанника.

Цель : подготовить детей дошкольного возраста к обучению в ДШИ по основной программе, пробудить интерес и любовь к музыке и к избранному инструменту.

— развитие музыкально – творческих способностей обучающихся (эмоциональной восприимчивости, слуховых представлений, чувства ритма, музыкальной памяти);

— формирование элементарных навыков игры на фортепиано;

-изучение нотной грамоты, игра по нотам.

Структура курса рассчитана на 1 год освоения. Основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальный урок продолжительностью 40 минут (с обязательным пяти минутным перерывом в середине урока: 20+5+20) 2 раза в неделю.

Рекомендуемый возраст для начала занятий 6 лет.

Ожидаемые результаты после I года обучения.

На начальном этапе обучающийся должен:

— основы музыкальной грамоты и сольфеджио;

-словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

— играть произведения двумя руками, осуществляя предварительную подготовку (просмотр и определение ключей, размеры такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счётом вслух и с названием нот сначала ладошками);

— применять приёмы звукоизвлечения:non legato, legato, staccato;

— управлять своим мышечно-двигательным аппаратом.

В течение года обучающийся должен пройти очень большое количество мелких произведений – свыше 20 пьес и этюдов различного характера: народные песни, пьесы с элементами полифонии. Ко второму полугодию — должен овладеть основными приёмами игры.

Формы контроля и учета успеваемости.

Данная программа предполагает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Регулярный текущий контроль за развитием детей по предусмотренным программой направлениям, учет успеваемости обучающихся осуществляется преподавателем на уроках. В нем учитывается старание, прилежание ребенка, проявление самостоятельности как на уроках, так и во время выполнения домашней работы. Также текущий контроль носит стимулирующий и поощрительный характер. Отметки выставляются в дневник и в журнал, на основании текущего контроля выводятся четвертные отметки. Промежуточная аттестация проводится в конце учебных полугодий в форме контрольного урока. На них демонстрируют приобретенные в течение учебного года знания, умения, навыки; исполняют сольную программу, состоящую из двух разнохарактерных пьес. По итогам промежуточной аттестации обучающийся зачисляется в 1 класс. Программой предусмотрена возможность участия обучающегося в концертах, организуемых преподавателем.

По окончании курса обучающиеся должны иметь представление об исполнительских возможностях инструмента, уметь свободно ориентироваться на клавиатуре, овладеть первоначальными навыками игры на инструменте, знать элементарные теоретические понятия. Также должны уметь узнавать на слух и определять характер, настроение изучаемых пьес и основные музыкальные жанры (песня, танец, марш).

Начальный этап обучения

Донотный период. Развитие творческих навыков.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

Динамические и темповые характеристики музыкальных произведений

Чтение нот с листа

(Игра двумя руками)

Игра в ансамбле с преподавателем.

Всего часов в год

I года обучения

I года обучения

  • Вводное занятие ( организационное занятие)

— Первое знакомство с обучающимися, ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

— Проведение инструктажа по технике безопасности;

— Опрос-беседа по теме «Правила дорожного движения»;

— Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

  • Начальный этап обучения

— Знакомство с фортепиано: виды – рояль и пианино,

— Выработка правильной посадки ученика перед фортепиано;

-Работа над постановкой рук, организация целесообразных игровых движений, упражнений «Радуга», «Домик», «Держу мяч», «Купол» поочерёдно каждой рукой;

— Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры

( маховые упражнения по системе Артоболевской А.Д.).

  • Донотный период. Развитие творческих навыков

— этот раздел подразумевает игру (подбор) обучающимися мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении преподавателя (с небольшой пояснительной беседой);

Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки. Простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен исполняются ребёнком под аккомпанемент преподавателя.В данном случае обучающийся должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать её на фортепиано. На материале подобранных мелодий можно развивать простейшие творческие навыки обучающихся.

С этой целью предлагается:

— заполнить (доиграть – додумать – сыграть ) недостающие фразы, придумать другой вариант мелодии для II куплета, определить метроритм

— регулярно знакомить обучающегося с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию.

  • Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

Нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура;

Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет ,формы изложения;

Длительности нот, паузы;.

Динамические оттенки (f, p, ,mf, mp и т.д.);

Лад (мажор, минор, пентатоника);

Тональности, знаки альтерации;

Знакомство с музыкальными образами в музыке;

Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор, минор), уметь правильно интонировать.

Занятия упражнениями в виде различных последований пальцев на non legato, затем legato, staccato; в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

  • Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры .

Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых пальцев ( 4-го и 5-го), а также ловкости руки. Поэтому с этим периодом работы связано прохождение технических упражнений – игра гамм каждой рукой в одну октаву, затем двумя руками в прямом движении, в расходящемся движении от одного звука. Игра аппликатуры, чёткое её соответствие при игре гамм.

Первые пьески очень простые, состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем поочерёдно каждой рукой на non legato.

Главная задача этого периода – научить ребёнка при игре non legato слышать связь между звуками, мелодию, которую они составляют. Затем переход к игре legato и введение более мелких длительностей нот — восьмых, а позже и шестнадцатых. Пьесы играть в порядке их усложнения.

  • Этюды, пьесы (Игра двумя руками).

Осмысленный разбор технических произведений и пьес, переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании наизусть пьес и этюдов — обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи legato, non legato, staccato, на фразировки и т.д. – то есть на то, что было пройдено ранее в течение первого года обучения.

Игра в ансамбле с преподавателем — обязательный компонент обучения пианиста. Изучение ансамблей активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (обучающийся играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). При исполнении ансамблей, обучающийся привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет преподаватель. Обучающийся исполняет свою партию, при помощи плавного движения всей руки, свободно, мягко, опуская руку на клавиатуру и легко поднимая её после того, как он извлёк нужный звук третьим, вторым, четвёртым пальцами.

  • Наличие специального кабинета
  • Фортепиано
  • Парты
  • Стулья
  • Доска
  • Магнитофон
  • Аудиотека (русская, зарубежная музыка);
  • Нотная библиотека;
  • Иллюстративные материалы (портреты композиторов)
  • Выставочный стенд с познавательной литературой (музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги)

Варианты программ контрольного прослушивания

  • Во саду ли, в огороде. Русская народная песня;
  • Веселые гуси. Русская народная песня.
  • Там за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня;
  • Цыплята. Филиппенко А.
  • Калинка. Русская народная песня
  • Ладушки. Русская народная песня

Примерный репертуарный список

Александров А. 6 маленьких пьес для ф-но:

Когда я был маленьким

Антюфеев Б. Детский альбом:

Грустная песенка, Русский напев,

Барток Б. Детям. Тетрадь 1./по выбору/

Беркович И. 25 лёгких пьес:

Украинская мелодия, Вальс,

Волков В. 30 пьес для ф-но / по выбору/

10 пьес для ф-но/по выбору/

Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом:

Маленькая сказка, Мазурка,

Скучный рассказ, В разлуке

Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II(сборник)

Слонов Ю. Пьесы для детей:

Шутливая песенка, Рассказ,

Разговор с куклой, Сказочка,

Беренс Г. Соч. 70. №№ 1-30

Беркович И. Маленькие этюды: №№ 1-10

Гедике И. Соч. 32 №№ 2,3.7

Гнесина Е. Фортепианная азбука(по выбору)

Черни К. Избранные этюды Ч.1 №№ 1-6

Примерный репертуар для игры в ансамбле

«Петушок» русская народная песня. Обработка А. Гречанинова

  • «Пастушок» русская народная песня. Обработка И. Красева
  • «Тень-тень» В. Калинников
  • «Скок, скок, поскок» русская народная песня. Обработка Е. Туманян
  • «Про Петю» Д. Кабалевский
  • «Дед Мороз» В. Витлин
  • «Мой конёк» чешская народная песня
  • «Киска» В. Калинников
  • «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко
  • «Во саду ли, в огороде» русская народная песня. Обработка П. Вейса
  • «Два немецких танца» Л. Бетховен
  • «Как под горкой, под горой». Русская народная песня
  • «Весёлые гуси». Русская народная песня
  • «Журавель». М.Красев
  • «Ёлочка». М.Красев
  • «Едет, едет паровоз». Г.Эрнесакс
  • «Светит солнышко». А.Березняк
  • «Восьмое марта». Е.Тиличеева
  • «Две трубы». Л.Хереско
  • «Листопад». А.Березняк
  • «Сорока». Русская народная песня
  • «Идёт коза». Русусская народная песня
  • «Корова». М.Раухвергер
  • «Маленькая Юлька». Словенская народная песня.
  • «Маляр». Ф.Лещинская.

Примерные репертуарные сборники:

  1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой / А.Д.Артоболевская. М.,Советский композитор 1992.
  2. Гнеcина Е. Фортепианная азбука. Музгиз 1959.
  3. Королькова И. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Ростов-на Дону: Феникс,2009.
  4. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор , 1980.
  5. Королькова И. Крохе – музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на Дону: Феникс,2009.
  6. Леонтьева Е. Музыкальный букварь. Саратов: Лицей, 1999.
  7. Маленький пианист: Учебное пособие для начинающих /Составитель М. Соколов. М.: Музыка, 1985.
  8. Малыш за роялем / Составители Лещинская И., Пороцкий В. М.: Советский композитор, 1989.
  9. Новая школа игры на фортепиано / Составители Г. Цыганова, И. Королькова. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.
  1. Первые шаги маленького пианиста /Составители Г.Баранов, А.Четвертухина. М.: Музыка, 1995.
  2. Пора играть, малыш. Учебно-методическое пособие для учащихся подготовительного отделения ДМШ. Igraj-poj.narod.ru.2005.
  3. Современный пианист: учебное пособие для начинающих /Составители Кончаловская Н, Натансон В, Соколов М. М.: Музыка, 1979.
  4. Милич Б. Фортепиано. Сборник пьес для подготовительного отделения. М.: Кифара, 2006.
  5. Николаев А. Школа игры на фортепиано. М.: Кифара 1996

Список используемой литературы:

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алекссев. – М., 1978.
  2. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Классика, 2005.
  3. Доровская Н.Б. Методическое пособие для преподавателей ДМШ по работе с учащимися подготовительной группы в классе фортепиано. Москва, ДМШ №10 им. Д.Б.Кабалевского.
  4. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В.Крюкова. – Ростов-н/Д, 2002.
  5. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой / Е.Либерман. – М.: Классика ХХI, 2003.
  6. Лобанова М.Р. Артикуляция и основы пианистических движений в начальный период обучения. М. 1996.
  7. Милич, Б.Е. Воспитание ученика – пианиста / Б.Е.Милич. – М.: Кифара, 2002.
  8. Стрельбицкая Е. Начинаю играть на рояле или 30 первых уроков маленького пианиста (записки педагога). Учебно-методическое пособие М.: Прест 2007.
  9. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Тимакин, Е. Воспитание пианиста / Е.Тимакин. – М., 1984.
  11. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано / Г.Цыпин. – М., 1984.
  1. Юдовина–Гальперина, Т.Б. За роялем без слез / Т.Б.Юдовина–Гальперина. – СПб., 1996.

Источник

Читайте также:  Как учить длительности нот
Оцените статью