Тембр гитары от чего зависит

Как повысить качество звучания акустической гитары. Советы и примеры для начинающих.

О чем пойдет речь?

Даже к такой маловариативной по своей настройке вещи, как акустическая гитара, вполне применима фраза «звук в руках». Несмотря на то, что в ней практически отсутствуют различные регуляторы громкости и частот, вы все равно сможете улучшить ее звучание. Именно этому и посвящена данная статья – тому, как получить хороший звук акустической гитары без покупки нового инструмента.

Чего вы сможете добиться, используя советы этой статьи?

Вы сможете заставить свою гитару звучать ярче, более полно и звонко. При этом вам не придется тратить для этого много денег – и уж точно не придется покупать новый инструмент. Все советы здесь можно применять как для восстановления звучания старой гитары, так и для обслуживания вашего постоянного инструмента.

Основные факторы, влияющие на звучание гитары

Разумеется, существуют различные факторы, которые объективно влияют на звук вашего инструмента. На некоторые из них можно повлиять, а на другие – нет. Все они перечислены ниже.

Материал инструмента

В отношении звучания акустической гитары первостепенный фактор – это материал инструмента. Разное дерево по-разному резонирует, поглощает и отражает разные частоты, а также окрашивает сам звук. При принятии решения, какую акустическую гитару выбрать, стоит обратить максимум внимания именно на этот фактор, поскольку если вам не нравится сам окрас звучания инструмента, единственным выходом будет его непосредственная замена.

Комплектующие гитары

Менее критично, но все же влияет на звук, фурнитура инструмента. Например, разболтавшиеся колки могут давать довольно неприятный резонирующий призвук, или же вообще не давать струне качественно звучать. Выход – замена фурнитуры, или же ее профилактика.

Техническая готовность инструмента

К этому фактору относятся острые лады, цепляющие струны, различные недоделанные порожки, и подобное. Техническая готовность гитары влияет на то, будут ли дребезжать струны, будет ли гитара держать строй и подобное. На то, чтобы исправить огрехи мастера, придется потратить деньги, поэтому при покупке инструмента – особенно если вы приобретаете его с рук – обязательно убедитесь в том, что с технической стороны с ним все в порядке.

Ваши навыки игры

Один из самых критичных факторов. В первую очередь, как уже было сказано выше, звук вашей гитары находится у вас в руках. Поэтому просто учитесь играть на ней. Если струны дребезжат при зажимании аккордов и боксов гамм – то вполне возможно, что кривой не гриф, а просто вы плохо зажимаете свои позиции. Старайтесь играть максимально чисто.

Мотивация и желание получить нужный вам звук

Это больше относится к владельцам электроакустических инструментов. В подобных гитарах при игре в линию или звуковую карту огромное значение придается грамотной эквализации сигнала, а также распределению частот. И если вы хотите выжать из инструмента максимум – уделите пристальное внимание этому вопросу. Посмотрите на то, как другие, более опытные звукорежиссеры, эквализируют акустические гитары, почитайте про то, что вообще такое звук и частоты – и тогда вы сможете сформировать нужный вам саунд из любого инструмента и оборудования.

Советы как улучшить звучание акустической гитары

Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими

Как уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.

Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука. Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше.

Разумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом.

И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.

Попросите сыграть другого человека

Послушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.

Поменять струны, сменить их калибр, материал

Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект. Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким. То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре , возможно, они стали слишком грязными.

Проверка фурнитуры и состояния гитары

Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары. Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть. Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару

Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.

Проблемы с электроникой

Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.

Проблемы с техникой игры

Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.

Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды, обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами. Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше. Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.

Заключение

Звук в ваших руках – именно этот тезис действует практически на все инструменты. Конечно, стоит внимательно относиться к тому, что происходит с вашей гитарой, и в случае реальных поломок, стоит отвезти ее гитарному мастеру для починки. Однако все равно не спешите с этим – поскольку вполне возможно, что просто ваша техника недостаточно хороша для чистого звукоизвлечения.

Источник

Методическая работа «Динамические и тембровые оттенки на классической гитаре»

«Динамические и тембровые оттенки на классической гитаре»

«Музыка – искусство звука»

Музыка – это особый язык, многообразный и бесконечный в своих формах выражения, но, в любом случае, это мир красиво организованных во времени звуков. Идеи и формы организации различны в каждом произведении, но существует стилистика, жанровость, фразировка, интонация и т. д. Всё это предъявляет определённые требованияк звуку. Конечно, не всякий звук извлекаемый на инструменте, может стать средством художественной выразительности, а только звук музыкальный, т. е. организованный в высотном, временном, громкостном и тембровом отношениях.

Звук как физическое явление представляет собой колебательное движение какого-нибудь материального тела (струны, трости, воздушного столба, пластины, мембраны и т. д.), создающего звуковые волны. Отражение физических свойств звука в наших ощущениях, есть качество звука. К качествам относятся – высота, длительность, громкость и тембр. Объектом нашего внимания в данной работе, являются — громкость (динамика) и тембр на классической акустической гитаре.

Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний.

Тембр (окраска) зависит от состава звука, т. е. от наличия обертонов, унисонов и унтертонов (звуков расположенных ниже основного тона). Благодаря разнице в тембрах мы различаем голоса людей и звучание музыкальных инструментов.

Цель работы – показать какими техническими приёмами можно добиться расширения диапазона динамических оттенков и увеличения тембровой палитры акустической гитары, а значит и художественных возможностей инструмента.

ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

В своей книге «Новое о гитаре» 1928г., русский гитарист, один из основоположников отечественной гитарной школы, Пётр Агафошин писал, что до приезда к нам Сеговии гитара считалась в широких кругах хотя и приятным, но довольно однообразным по тону инструментом. А между тем ещё испанский гитарист Д. Агуадо ( ) утверждал, что гитара один из наиболее многокрасочных инструментов и может служить для выражения музыкальных идей самого различного характера.

Своё мнение он основывал на следующем:

— каждая струна в зависимости от толщины и материала имеет свой особый тембр,

— каждый звук допускает множество оттенков по силе, от pp до ff,

— при перемещении правой руки от грифа до подставки характер звука меняется от «арфообразного» до «острого»,

— при ногтевом способе игры все указанные различия преобретают особенную яркость и делают звуки гитары совершенно непохожими на звуки какого — бы то ни было другого инструмента,

— гитаре вообще свойственны сладкие, гармоничные, меланхоличные звуки.

Великий испанский гитарист Андрес Сеговия блестяще доказал все эти положения на практике, в его руках гитара предстала нам в новом, совершенно преображенном свете, как в высшей степени интересный и богатый инструмент.

Звук на гитаре извлекается посредством «щипка» струны кончиком пальца правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для «щипка» палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придаёт силу звучанию струны, делая его при этом, и более насыщенным обертонами.

Существует два способа игры на гитаре:

— ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки,

— способ извлечения звука подушечками пальцев правой руки.

Первый способ считается наиболее употребительным, но и более сложным (он также подразумевает постоянную «шлифовку» ногтей пальцев правой руки). При игре этим способом звук делается сильным, ярким и насыщенным.

Второй способ состоит в том, что кончики пальцев правой руки при «щипке» касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей, при этом инструмент звучит гораздо тише и глуше, чем при ногтевом способе. Этот способ считается более простым.

Существует два основных приёма звукоизвлечения, на которых построена вся техника правой руки. Они обозначаются испанскими терминами «апояндо» и «тирандо».

«Апояндо» — это «щипок» с последующей опорой пальца на соседнюю струну (на которую он соскальзывает). Направление движения пальца – сверху вниз. Приём даёт более громкое, плотное, яркое и чистое звучание, а также устойчивость, уверенность и точность правой руки, благодаря дополнительной точке опоры.

Ларичев в статье «Техника Сеговии» отмечает, что приём «апояндо» применяется в трёх случаях:

— при исполнении гаммообразных пассажей,

— при исполнении мелодии на одной струне,

— при выделении мелодического голоса в арпеджио.

Не применяется при исполнении фигураций на разных струнах.

«Тирандо» — свободный «щипок», без опоры, не касаясь соседних струн. Направление движения пальца – снизу вверх. Правая рука менее устойчива, звучание тише, мягче и беднее по обертонам. Это основной приём звукоизвлечения на классической гитаре.

ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТЕМБРОВЫЕ ОТТЕНКИ

Извлекать звук на струне можно на отрезке, от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно передвигая руку от подставки к грифу, то громкость и тембр инструмента будут заметно изменяться. Эту игровую зону можно разделить на три части:

— верхнюю, у грифа (мягкое и тихое звучание),

— среднюю, у нижней части розетки (яркое и сильное звучание),

— нижнюю, у подставки (резкое и сильное звучание).

Самое сильное и тембрально насыщенное звучание – в середине, у нижней части розетки. Это основная зона звукоизвлечения при игре на гитаре, зона максимального компромисса между мягким и резким звучанием, так называемое «стандартное положение».

«Верхней» и «нижней» частями игровой зоны пользуются для перемены тембра и громкости звучания.

Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить следующее:

— «щипки» пальцев ( i, m, a) по одной струне должны быть сосредоточены в одной точке (это относится к каждой струне),

— при «щипках» по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) пальцы должны располагаться по прямой линии перпендикулярно струнам.

В противном случае инструмент звучит хуже.

В целом, чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время «щипка», тем сильнее и ярче звучит инструмент.

Направление движения пальцев к себе ( i, m, a ) и от себя (палец “p”) должно составлять 45 градусов по отношению к струнам.

Выравнивание силы звука при игре «апояндо» и «тирандо» происходит путём ослабления звучания при «апояндо» и усиления его при игре «тирандо», что достигается путём многократных тренировок.

ГИТАРА КАК ОРКЕСТР

Гитара – это инструмент богатейших тембровых и технических возможностей. Благодаря свободному положению правой руки можно извлекать звуки в игровой зоне от грифа до подставки, имитируя звучание практически всех инструментов симфонического оркестра. Поэтому гитару можно рассматривать как небольшой оркестр.

В начале 19-го века гитаристы-композиторы Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Джулиани заложили основы понимания гитары как оркестра.

Затем эту традицию продолжил Ф. Таррега, который был блестящим пианистом, но увидел в гитаре те краски, которых нет у фортепиано, и воплотил их в своих произведениях для гитары.

Гитарное искусство 20-го века полностью связано с именем великого испанского гитариста Андреса Сеговии, который поднял гитару на необычайную высоту. Впервые, в его исполнении, прозвучала «Чакона» , которую он рассматривал не как пьесу для скрипки-соло, а как оркестровое, монументальное произведение.

Источник

Оцените статью