- Темброблок электроакустических гитар и электрогитар
- Гитарный темброблок
- Что такое гитарный темброблок?
- Темброблоки в электроакустических гитарах
- Темброблоки в электрогитарах
- Муздеталь в ЖЖ
- Page Summary
- Links
- Установка активного темброблока на акустическую гитару.
- « previous entry | next entry » Jan. 26th, 2010 | 10:23 pm
- Модифицирование гитары. Часть вторая — электроника
Темброблок электроакустических гитар и электрогитар
Я думаю, что многим из вас приходилось видеть наличие блока электроники в акустической гитаре. По своей сути этот инструмент уже называется электроакустической гитарой, так как его можно подключать к усилительной аппаратуре. Так вот эта совокупность электроники называется темброблоком. Строго говоря, название только частично отражает основную суть устройства. Также в корпус электроакустической гитары встраивается пьезодатчик (звукосниматель) или миниатюрный микрофон. А теперь давайте вместе разберемся со всем этим подробнее.
Темброблок для акустической гитары – это небольшой прибор, который встроен в гитару. Его часть (панель с регулировками) располагается в верхней боковине гитары. В его передней панели расположены различные органы управления, которые состоят из нескольких регуляторов громкости и тембра (обычно двух- или трёхполосный эквалайзер).
Темброблок в электроакустической гитаре
Также там могут находиться миниатюрный тюнер и индикатор заряда батареи. Источником питания в активном темброблоке, в основном, является девятивольтовая батарейка (называемая еще крона), которая устанавливается непосредственно в его корпус. Если вы долго не играете на гитаре, то инструментальный шнур лучше отключать от неё, чтобы не разряжать батарейку.
Ее главное назначение – соединение звукоснимателей в общую электроцепь, их коммутация и управление тембром музыки. В электроакустических гитарах главное назначение темброблока – изменение тембра и увеличение мощности сигнала. Его внутренняя схема содержит в себе различные усилительные элементы, требующие отдельного питания, по этой причине, подобный темброблок называется активным.
Темброблоки электрогитар, если говорить по-простому, представляют собой совокупность гитарных ручек управления, переключателей звукоснимателей, а также радиоэлементов (резисторы, конденсаторы и т.д.), которые с ними связаны. Управление гитарным темброблоком происходит с помощью резистора, другими словами потенциометра. Поворачивая ручку, вы изменяете сопротивление резистора.
Все потенциометры соответствуют номеру, из которого можно увидеть его максимальное сопротивление. К примеру, потенциометр в 250 к гарантирует 250 000 Ом сопротивления в целиком открытой позиции. Для синглов же (однокатушечных звукоснимателей, (увидеть которые вы можете, например, на Fender Jazz Bass) в большей части случаев используются потенциометры в 250 к, а для хамбакеров — 500 к.
Но здесь разговор ведется о пассивных датчиках. Для активных же, номинальное переменное сопротивление может колебаться начиная от 100 и заканчивая 10 к.
Темброблоки точно также, как и звукосниматели, делятся на 2 типа: пассивные и активные.
Пассивный. Называется он так, потому что не требует источника питания и является наиболее простым темброблоком. Он способен осуществлять регулировку громкости звука, а также коммутацию звукоснимателей.
Распайка пассивного темброблока электрогитары
Активный. Для его работы уже требуется батарейка (крона 9 Вольт). Он способен производить предварительное усиление сигнала от звукоснимателей.
Такие же задачи обычно выполняются активным звукоснимателем. Различие между ними заключается в следующем. Темброблок – это печатная плата с радиокомпонентами, которая монтируется в корпус гитары. А электронные элементы в звукоснимателе активного типа находятся непосредственно в его корпусе.
Источник
Гитарный темброблок
Опубликовано: 2016-01-10 / Автор: Сергей Хмарук
В сегодняшней статье мы с вами продолжим знакомится с устройством гитары и в большей части поговорим об электроакустических и электрогитарах. Здесь мы рассмотрим гитарный темброблок и его основное назначение, а также использование на обоих типах гитар активной и пассивной электроники.
Что такое гитарный темброблок?
В гитарах (как в электрогитарах, так и электрокустических) кроме звукоснимателей практически всегда имеется и другая электроника. Называться она может по-разному, все зависит от того, какую функцию эта электронная начинка выполняет. Мы же будем по отношению к ней применять термин «темброблок», хоть слово это и не в полной мере отражает его суть.
Если говорить простым языком, то гитарный темброблок – это коммутационная или коммутационно-усилительная схема, которая расположена непосредственно внутри корпуса инструмента. Его основное назначение – коммутация и подключение в электрическую цепь звукоснимателей, пассивная или активная коррекция громкости и тембра, а также предварительное усиление сигнала (в зависимости от типа установленной электроники).
Темброблоки в электроакустических гитарах
В этих гитарах усиление сигнала и коррекция тембра являются основным назначением темброблока. В его электрической схеме содержатся усилительные элементы, которые требуют дополнительного питания, поэтому для данной схемы применяют термин «активный темброблок».
Конструктивно в электроакустических гитарах он выполнен в виде небольшой коробки, которая встраивается в верхнюю часть обечайки. Регуляторы тембров и громкости расположены на его передней панели. В качестве источника питания чаще всего используется батарека на 9 Вольт (крона), устанавливаемая в корпус темброблока.
Так как при подключении инструментального кабеля к разъему гитары на схему активного темброблока начинает автоматически поступать напряжение, то чтобы избежать ненужного разряда батареи, рекомендуется отключать кабель от гитары в перерывах между занятиями.
Использование одного или сразу нескольких пьезодатчиков, является самым распространенным способом озвучивания электроакустической гитары, но есть фирмы (к примеру, Fishman), которые устанавливают помимо пьезодатчиков еще и миниатюрный микрофон. В темброблоке в таком случае дополнительно предусматривается регулятор, который позволяет выбрать желаемое соотношение сигналов пьезодатчика и микрофона, ибо в обоих случаях звук существенно разнится.
Темброблоки в электрогитарах
По аналогии со звукоснимателями в электрогитарах, темброблоки делятся также на активные и пассивные.
Пассивные темброблоки собраны исключительно на пассивных, не требующих дополнительного питания, электронных компонентах. Это самый простой темброблок, который всего лишь осуществляет коммутацию звукоснимателей, а также функцию регулирования тембра и громкости. Так как усилить гитарный сигнал он не может, то коррекция тембра осуществляется за счет «срезания» (ослабления) тех или иных частот.
Активные же, наоборот, требуют для своей работы батарейку и осуществляют предварительное усиление исходящего сигнала, а также уменьшают различные наводки. Активный темброблок помогает усилить сигнал до достаточного уровня и осуществляет согласование сопротивления на входе усилителя и сопротивления на выходе электрогитары.
Такой темброблок в совокупности может выполнять одновременно три функции:
- Предварительное усиление – повышение сигнала от звукоснимателей.
- Тембровая коррекция – регулировка частот в разных диапазонах.
- Буферизация – понижение сопротивления на выходе темброблока.
Подобные задачи реализует также и активный звукосниматель. Разница между ним и активным темброблоком лишь в том, что радиокомпоненты звукоснимателя расположены внутри его корпуса, а печатная плата темброблока находится в корпусе электрогитары.
Вот собственно и все, что касается гитарных темброблоков. Они же в свою очередь бывают самой разнообразной компоновки и исполнения, но суть остается той же, а назначение их вы уже знаете.
Источник
Муздеталь в ЖЖ
Page Summary
Links
Установка активного темброблока на акустическую гитару.
« previous entry | next entry »
Jan. 26th, 2010 | 10:23 pm
В этой иллюстрированной статье мы подробно опишем операцию по устновке активного темброблока на акустическую гитару.
Итак, у нас имеются гитара Strunal J977 и темброблок Artec AGE-MG. Выбор инструмента и электроники не случаен. Хотя при желании можно установить практически любое оборудование на практически любую гитару, тем не менее для озвучки электроникой предпочтительней выбирать гитару с катавеем, т.к. на живой акустике подобных инструментов врезка оборудования сказывается наименьшим образом-верхний овал корпуса подобных гитар и без того несколько «урезан» катавеем. Из всего многообразия электроники, продающейся в Муздетали мы выбрали блендерный темброблок. Блендерный-означает темброблок, имеющий возможность смешивать сигналы от различных источников. При этом мы руководствовались тем соображением, что сигнал от пьезодатчика хотя и обладает достаточной мощностью, характер его звучания становится более естественным, если добавить к пьезодатчику второй источник сигнала. Для классических гитар обычно используется микрофон, оживляющий несколько «пласстмассовое» звучание нейлоновых струн и отлично передающий гольпе. Для акустической гитары больше подходит электромагнитный датчик. В нашей ситуации-сингл от Artec.
Теперь, когда мы выбрали гитару и электронику, можно приступить к процедуре установки.
Пожалуй, самое важное и самое сложное во всём этом процессе-установить пьезодатчик под косточку гитары. От того, насколько правильно он будет установлен, зависит то, насколько правильно будет он работать.
Паз в дереве подставки, пригодный для установки в него датчика, должен быть во-первых достаточно глубоким для того, чтобы в нём уверенно держалась косточка. Он может быть даже сквозным, в этом случае наш пьезодатчик будет располагаться непосредственно на дереве верхней деки.
Второе главное требование-его нижняя поверхность должна быть идеально ровной, чтобы обеспечить наиболее равномерное распределение давления струн по всей длине датчика.
Чтобы выполнить эти требования мы поступим следующим образом-забъём наглухо старый паз и профрезеруем его по-новой. Это позволит нам также скорректировать мензуру гитары, обеспечив большую точность расположения паза, нежели при фабричной сборке.
Итак, подогнав брусочек из похожей по цвету древесины, мы вклеиваем его в старый паз.
Затем мы обрабатывает его заподлицо с деревом подставки, сострагивая выступающую часть.
Потом можно аккуратно пошлифовать нашу подставочку.
Далее мы располагаем на корпусе гитары специальную оправку для фрезерования.
Располагаем мы её под небольшим углом, направленным против натяжения струн. Это позволит расположить косточку под заданным углом, что позитивно скажется на передаче давления струн на корпус-это улучшит как электронное, так и живое звучание инструмента.
Несколько проходов ручным фрезером-и наш паз готов.
Сверлим отверстие под провод и устанавливаем пьезодатчик на дно нашего паза.
Теперь нам необходимо изготовить новую косточку. Она определит высоту струн, поэтому мы точно контролируем её размеры. Также нам очень важно, чтобы её нижняя поврехность, прилегающая к датчику, была идеально ровной. Это обеспечит так называемый баланс датчика-то состояние, при котором струны звучат с одинаковой громкостью.
Далее мы находим на обечайке то место, где будет установлен темброблок и размечаем по его размерам прямоугольное отверстие.
С помощью специальной насадки вырезаем отверстие под темброблок и тоненьким сверлом сверлим отверстия для шурупов..
Для того, чтобы крепёжные шурупы держались более надёжно мы подклеим под их месторасположение небольшие деревянные сухарики и также засверлимся в них тоненьким сверлом.
Сверлим в нижнем овале корпуса отверстие для джека и закрепим гнездо гайкой.
Прикручиваем темброблок к корпусу.
Соединяем провода.
Для того, чтобы провода не болтались внутри корпуса и не гремели при игре мы плотно свяжем их и приклеим специальной липучкой к внутренней поверхности обечаек.
Устанавливаем электромагнитный датчик в звуковое отверстие инструмента.
Натягиваем струны.
Проверяем звучание электроники через акустический комбик.
Источник
Модифицирование гитары. Часть вторая — электроника
Что такое потенциометр? Это переменный резистор. Электроника устроена так, что когда мы «убираем» громкость – часть сигнала идет на «землю», а оставшаяся часть – в усилитель. Происхождение потенциометра на звук не влияет, а вот их параметры очень даже. И меняя номиналы потенциометров, можно добиться разного звука.
Потенциометры тоже не идеальны. И даже когда они выкручены на максимум, часть сигнала все равно уходит на «землю», из-за чего появляются потери мощности и высоких частот. Потери не очень большие, но тем не менее, слышимые. Поэтому, чем больше сопротивление потенциометра – тем меньше потери. На синглы обычно ставят потенциометры номиналом 250 кОм, на хамбакеры – 500 кОм, поскольку хамбакеры звучат мутнее и высокие частоты там изначально меньше, чем у синглов. Более яркий звук получится при использовании потенциометров номиналом 1 Мом.
Однако увеличение номинала потенциометра не решает проблему потери верхов при уменьшении громкости гитары. А решение проблемы достаточно дешевое и простое, и продается в любом магазине радиодеталей. Достаточно лишь вставить 0,001 мкф конденсатор на два контакта потенциометра громкости и все верхние частоты сохранятся в первозданном виде. Здесь есть один нюанс – для нормальной реализации необходим логарифмический потенциометр. С линейным изменение громкости будет резким и ступенчатым. Кстати, именно благодаря этому старые Fender Telecaster такие звонкие на любом уровне громкости.
Уходя на глубину
Из предыдущего понятно, что конденсатор проводит высокие частоты. Собственно, регулировка тона – это конденсатор и резистор. Обычно на гитары ставят конденсаторы номиналом 0,022 или 0,047 мкф, но можно ставить в принципе любой. Чем больше номинал конденсатора, тем больше высоких утечет в «землю» и тем мутнее будет звук. Хотя, ставить больше 0.1 мкф смысла не имеет, но можно и попробовать.
Одно из интереснейших устройств, которое применялось на некоторых полуакустических Gibson ES, в том числе и на модели B.B.King Lucille и некоторых Blueshawk. К сожалению, я не нашел ни одного точного описания конструкции этой штуки, поскольку в интернете много разного рода мусора на эту тему. К еще большему сожалению, мне не удалось поиграть ни на одной гитаре с этой штукой. Однако из всевозможных описаний и видео понятно, что Varitone «отрезает» определенные частоты из сигнала. Состоит из позиционного переключателя и конденсаторов. Обо всем по порядку.
Простой варитон, каким его рисуют в интернете, являет собой обычную связку конденсаторов, спаянных с позиционником. При выборе позиции сигнал направляется в определенный конденсатор и потом на потенциометр тона. Фактически, это дает возможность выбрать, через какой конденсатор играть и насколько глубокий будет тембр. Подобная штука была реализована в гитарах Gretsch в виде тумблера на три позиции.
Обычный выключатель. Простой двухпозиционный переключатель или кнопка, полностью выключающая сигнал. Можно и в музыке использовать – Buckethead постоянно пользуется такой штучкой.
Вместо того, чтобы заморачиваться с примочками-грелками, почему бы не встроить бустер в гитару? Есть активные бустеры, работающие от батареек, которые увеличат выходной сигнал гитары и раскачают усилок.
Мало кто знает, что бустер может быть и пассивным, и что на него не нужно тратить много денег. Чтобы получить самый настоящий перегруз с самой гитары, достаточно купить в магазине… два диода. Если их правильно соединить, то они будут давать перегруженный сигнал, а если сделать еще и регулировку – то никакие грелки не нужны, и поднимать выходной сигнал можно одним-единственным выключателем.
Оно продается в магазинах даже, правда не в наших. Называется Black Ice и являет собой несколько диодов в одном маленьком корпусе. При разном их соединении можно добиться разного звука. Но оно слишком дорого стоит – купить обычные диоды куда дешевле.
Любители включать два датчика одновременно на гитарах с раздельными регулировками громкости знают, что если выкрутить одну громкость в ноль, звук исчезнет совсем. Тем не менее, проблема решается простой перестановкой проводов на потенциометре, как на схеме. После этого при выкручивании в ноль громкости будет отключен только конкретный датчик. Честно говоря, я не знаю в чем тут магия, но это работает.
Правда, есть и побочный эффект. Дело в том, что при таком подключении два датчика будут работать всегда, но на крайне минимальной громкости — на такой, что второго датчика даже слышно не будет.
Активная электроника: эквалайзеры, преампы и т.д.
Нанотехнологии позволяют встраивать в гитару любую электронную хрень, какую только захочет пользователь. Весь педалборд таким образом можно уместить в корпусе одной гитары, вот только нужно ли оно?
Источник