Тембры голоса по нотам

Типы голоса (по Школе Апподжио)

По школе АППОДЖИО для определения типа голоса основным критерием является переходная нота. Переходная нота или ноты это те ноты, на каких один регистр переходит/переключается в другой.
У мужчин 2 регистра, их можно соотнести с резонаторами (грудным и головным), хотя это будет не совсем точно.
У женщин 3 или 4 регистра, исключение составляют контральто, по старым итальянским правилам у них, как и мужчин, 2 регистра.
Мы все говорим 1-м регистром, а вот петь женщинам лучше вторым регистром и выше, поскольку это является наиболее щадящим режимом для связок. На эстраде мужчины зачастую поют первым регистром, если они задействуют только второй, получаются фальцетисты.
Женщины-народницы поют, как правило, первым регистром, хотя могут использовать иногда и второй, в своей особой технике, отличающейся и от академической, и от эстрадной. Из-за особенностей постановки голоса народницами лучше становиться меццо-сопрано или контральто, их голоса легче справляются с такой нагрузкой. В нашей школе считается, что пение первым регистром больше нагружает голос и является для женщин более провокационным и травматичным. Забегая вперед приведу пример контральто в народной постановке. Это знаменитая Лидия Русланова.

Существует 6 основных типов голосов: СОПРАНО, МЕЦЦО-СОПРАНО, КОНТРАЛЬТО, ТЕНОР, БАРИТОН, БАС. И множество подтипов. Классификации подтипов различаются по школам и даже странам:) Но есть общие характеристики, принятые всеми.

СОПРАНО — (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: СИ — ДО первой октавы — ФА — ЛЯ третьей октавы. Голос яркий, звонкий, с непременной серебристостью в звуке, даже плотное драматическое сопрано должно обладать этой серебристостью.
Различают ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОЕ сопрано. Примеры: Роза Понсель, Саломия Крушельницкая, Ксения Держинская, Агния Лазовская, Надежда Забела-Врубель, Антонина Нежданова.
Переходные ноты: ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы. Высокое сопрано по русской классификации делят на лирико-колоратурное и колоратурное. Это не совсем правильно, поскольку кроме высокого сопрано есть — и они очень редки — ИСТИННЫЕ КОЛОРАТУРЫ. У них длинные толстые связки, как у меццо, очень большой купол (высокое нёбо с маленькой и очень подвижной нёбной занавеской) и поверхностное, ключичное(!) дыхание — переучивать их нельзя! — и повышенная функция щитовидной железы. Зачастую их и принимают за меццо-сопрано, услышав их низы.
Примеры истинных колоратур: Джоан Сазерленд, Дебора Пантофель-Нечецкая, Милица Корьюс.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ФА — ЛЯ малой октавы — ЛЯ второй ДО третьей октавы. Окраска голоса матовая, он льется словно густой мед, в нем нет сверкания сопрано, но есть свои неповторимые красоты.
МЕЦЦО тоже бывает ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ или ЦЕНТРАЛЬНОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ и КОЛОРАТУРНОЕ, в данном случае имеется в виду не диапазон, а именно способность выпевать украшения и трели.
Переходные ноты: РЕ, РЕ # , МИ первой (!) октавы.
P. S. На самом деле и у сопрано и у меццо-сопрано есть и те, и другие переходные ноты, то есть на нотах РЕ, РЕ # , МИ первой октавы женский голос переходит из первого регистра во второй, а на нотах ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы голос переходит из второго в третий регистр. Просто у сопрано гораздо ярче выражен переход из второго в третий регистр, а переход из первого во второй сильно сглажен (если конечно нет никаких фониатрических проблем). У меццо-сопрано же гораздо ярче выражен переход из первого во второй регистр, а переход из второго в третий регистр обычно сглажен, хотя и не всегда.
НО! существуют еще ПЕРЕХОДНЫЕ голоса, у которых ярко выражены оба переходника и внизу, и наверху. У них, как правило, интересный тембр, но постановка таких голосов затруднена, так же как и подбор репертуара для исполнения. Пример: Зара Долуханова, певшая сначала репертуар меццо-сопрано (около 20 лет!), а позже перешедшая на репертуар сопрано, мучительно-искавшая и нашедшая(!) свое вокальное удобство.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: МИ — ФА малой октавы — ФА — СИ второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.
В старой итальянской традиции контральто относят по нюансам постановки к мужским голосам, поскольку считается, что у контральто 2 регистра, как у мужчин.
Переходные ноты: иногда ЛЯ # , обычно СИ первой, ДО второй октавы.

ТЕНОР — это высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: ДО малой — ДО второй октавы, у некоторых теноров выше, вплоть до ФА второй октавы. Пример: итальянец Лаури-Вольпи и наш Иван Семенович Козловский. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические. Но бывают и те, кто может сочетать в себе и своем голосе обе характеристики.
Примеры: Пласидо Доминго, Франко Корелли.
Переходные ноты: ФА, обычно ФА # , изредка СОЛЬ первой октавы.
Кроме того существуют, хотя и довольно редко встречаются, тенора-альтино. Пример: Александр Градский. Именно для тенора-альтино Римский-Корсаков написал партию Звездочета в опере «Золотой петушок».

БАРИТОН (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ЛЯ большой октавы — ЛЯ первой октавы, полный диапазон доходит порой до РЕ второй октавы.
Различают: ЛИРИЧЕСКИЙ баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору по диапазону, но отличающийся по окраске звука, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу. Примеры: Георг Отс, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев. Но кроме того есть еще БАС-БАРИТОН — низкий и мощный. Пример: Ильдар Абдразаков. И высокий БАРИТОН-МАРТИН (МАРТЭН), который очень похож на драматический тенор.

БАС (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Диапазон баса: МИ — ФА большой октавы — МИ — ФА# первой октавы,
Различают: ВЫСОКИЙ бас или бас-кантанто (певучий), имеет рабочий диапазон от фа-соль большой октавы до соль первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритон. Пример: Федор Шаляпин.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа (иногда ми) большой октавы. Пример: Александр Пирогов.
НИЗКИЙ бас ИЛИ БАС-ПРОФУНДО имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона (есть и исключения), обладает глубокими, мощными низкими нотами. В хоровой практике этот голос называют басом-октавистом («октавой»), поскольку здесь максимально используется его нижний регистр, вплоть до СОЛЬ КОНТРОКТАВЫ!
Пример такого баса — Максим Дормидонтович Михайлов. Певец не только с очень ярким голосом, но и с великолепной школой.
Переходные ноты: СИ малой октавы, ДО первой октавы, реже ДО# первой октавы.

Источник

Как найти свой вокальный диапазон

У нас у всех был тот момент, когда мы поем перед своими друзьями, и внезапно мы напрягаемся, чтобы достичь нот, которые кажутся невероятно трудными. А некоторые песни кажутся нам естественными.

Все это связано с вокальным диапазоном.

Разве вы не хотите точно знать, какие песни подходят вашему голосу лучше всего?

Поиск вокального диапазона очень важен для правильного пения. Большинство людей имеют от 1,5 до 2 октав в своем естественном или речевом голосе и около одной октавы в других регистрах. Итак, используя привычный вам музыкальный инструмент, будь то пианино, или гитара, вы можете легко определить свой вокальный диапазон и к какому из семи основных типов голоса вы принадлежите.

Понимание классификаций голосовых типов.

Многие люди слышали слова сопрано, тенор или бас, но могут не знать, что они на самом деле означают.

В классическом вокале, в опере, голос — еще один инструмент, который должен достигать определенных нот по требованию произведения, точно так же, как скрипка или флейта. Следовательно, были разработаны классификации диапазонов, чтобы помочь идентифицировать тип голоса, что упростило подбор оперных певцов для определенных произведений и партий.

В наше время опера и классический вокал не столь популярны. Но осознание своего типа голоса помогает вам лучше понимать свои способности и возможности, каким бы видом вокала вы не занимались. Как ни странно, эти знания могут быть полезными даже при выборе песни в караоке.

Различаются типы голоса, от наивысшего до самого низкого: сопрано, меццо-сопрано, альт, контртенор, тенор, баритон и бас.

Каждый тип имеет свойственный ему ассоциированный вокальный диапазон.

Различать вокальные регистры.

Вы можете классифицировать диапазоны на категории на основе соответствующих вокальных регистров. Каждый регистр имеет отчетливый тембр и создается при помощи ваших голосовых связок. Для более обширной оценки вашего вокального диапазона потребуется изучения возможностей более чем одного типа голосового регистра, в первую очередь, вашего «модального» и «головного» голосов, а в особых случаях — использовать такие приемы, как «фрай» и «свистковые» ноты.

Ваш «модальный» (речевой) голос — это, по сути, ваш удобный диапазон пения, когда вокальные складки находятся в их естественной манере действия. Это те ноты, которые вы можете достичь, не добавляя в свой голос хрипотцы, напряжения, воздух, не опуская гортань, и тд. Диапазон нот, которые вы можете взять в своем модальном голосе, так же включает вашу тесситуру.

Головной голос включает в себя верхний предел вашего диапазона, созданный при помощи растягивания ваших голосовых связок.

Он называется «головным», потому что он относится к тем нотам, которые кажутся наиболее резонансными в голове. Наиболее популярный прием головного регистра-фальцет.

Наиболее низким, грудным голосом мы можем выполнить технику «фрай». Эти ноты создаются расслабленными, вибрирующими вокальными складками. Голос при этом имеет скрипучий, каркающий характер, но при этом довольно располагающий и успокаевающий.

В головном регистре мы можем исполнить и «свистковые» ноты, это сверхвысокие ноты. Это, скорее самые высокие ноты нашего диапазона. При этом наши голосовые связки совсем не смыкаются

Узнай, что такое октава.

Октава — это интервал между двумя подобными нотами (например, До- До), причем более высокий из которых имеет в два раза больше частоты звука нижнего. На фортепиано октавы будут охватывать восемь клавиш (исключая черные).

Один из способов охарактеризовать ваш вокальный диапазон — это выразить количество октав, которые вы можете охватить.

Октава также соответствует стандартным музыкальным шкалам, которые состоят из восьми упорядоченных нот в порядке возрастания или убывания (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До). Интервал между первой и последней нотами шкалы — октава.

Как обозначаются октавы и ноты?

Научное обозначение — стандартизированный способ написания и понимания музыкальных нот с использованием букв (обозначающих ноты, от A до G, соответственно от Ля до Соль) и порядковых номеров (которые определяют октавы от нижней до высокой, начиная с нуля).

Итак, ноты: До — С,Ре — D, Ми — Е, Фа — F, Соль — G, Ля — A, Си — B.

Например, самая низкая нота на большинстве фортепиано — A0, следующая нота Ля будет обозначатся как A1, и так далее.

Отсчет октав можно было бы начинать с Ля Субконтроктавы (A0), потому что она является самой нижней нотой, но так как в тональности До мажор нет ни бимолей, ни диезов (соответственно, используются только белые клавиши), то ее взяли за основу и теперь она выступает, как начальная точка отсчета октав.

Для определения диапазона чаще всего используют 2 точки : самый низкий звук, который вы можете спеть в речевой позиции и самый высокий. Для более полного обозначения диапазона так же можно использовать фрай и свист. То есть, граничной точкой вашего диапазона внизу будет звук, в котором вы еще не перешли на шепот, а верхней – там, где вы еще не перешли на свист.

Промежуток от самой низкой ноты до самой высокой ноты, которую человек может с комфортом петь, называется его вокальным диапазоном.

Найди свой вокальный диапазон.

  1. Найди свой вокальный диапазон. В этом нам поможет настроенный клавишный инструмент (пианино, фортепиано, синтезатор, так же можно использовать симулятор пианино на компьютере или телефоне).
  2. Итак, начните с того, что просто скажите «ДА». Вот это и есть самый комфортный звук вашего диапазона. С него и начнем. Протяните этот звук несколько секунд и отыщите соответствие ему на фортепианных клавишах.
  3. Далее, с этой ноты будем постепенно спускаться в низ, пропевая ноты на любой гласный звук. Не забывайте, что в своих исследованиях мы используем не только белые клавиши, но и черные, так мы сможем более точно определить ваш диапазон, аж до полутона.Найдите самую низкую ноту, которую вы можете спеть в вашем обычном (модальном) голосе. Начните с выяснения того, какой нижний предел вашего естественного диапазона, найдя самую низкую ноту, которую вы можете спокойно спеть без напряжения, срывов, дрожания или добавления лишнего воздуха. Качество звука вашей нижней ноты должно соответствовать качеству остальных, предшествующий нот, которые входят в ваш речевой диапазон.Если вам сложно подобрать соответствие своему звуку «да» на пианино, то, если вы женщина, начните с До первой октавы ( С4) и продолжите свой спуск именно с этой ноты. Мужчинам же лучше начинать с До малой октавы (С3).Целью данного испытания является найти самую низкую ноту, которую вам комфортно петь именно в речевом диапазоне, без посторонних эффектов. Это и есть нижняя отметка вашего диапазона.Но это совсем не значит, что это ваш порог и вы можете петь только до этой отметки.
    Запишите ноту, на которой вы остановились.
  4. Теперь спускайтесь ниже, так же по полутонам, учитывая черные клавиши, но добавьте в звук воздуха. Пусть звук будет более спокойный, душевный. Продолжайте спускаться, пока не дойдете до того момента, что в вашем голосе уже не останется звука, а только шепот. Вот это и есть ваш настоящий предел. Предел вашего звука. Запишите и его.То есть, речь идет о том, что на самом деле, вы вольны петь и выбирать себе репертуар не исключительно в рамках вашего диапазона, а намного — много шире. Нужно научится пользоваться и владеть своим голосом, и умение использовать различные техники непременно расширит ваш диапазон.
  5. Возьмите картинку с изображением фортепианных клавиш. Или нарисуйте ее сами. Отметьте на ней названия октав.Теперь отметьте те две предельные низкие ноты, которые вы нашли.
  6. А сейчас мы пойдем искать ваши верхние ноты. Пойдем опять же, от нашей серединной, самой комфортной ноты. Так же постепенно и спокойно поднимаемся по каждой клавише, оставаясь в речевой позиции. Но не забывайте, что самое главное тут не переборщить и не перейти на крик. Продолжайте, не меняя качество звука. Вы сами поймете, когда ваш звук начнет меняться и вам придется перейти на фальцет, потому что в речевой позиции вы выше пойти уже не сможете.Отметьте эту ноту.
  7. Идем дальше. Переходим на фальцет, звук, наполненный воздухом. Как кокетливая девчонка сказала: «Аааах» и прикрыла ладонью лоб. Вот этот Ааах и будет вашим фальцетом. При фальцетном режиме, происходит краеобразное смыкание связок, тогда как в речевой позиции происходит полное смыкание. Дойдите на фальцете до того момента, пока вы не почувствуете, что ощущения поменялись, а звук становиться похож на свист. На свистковых нотах наши связки не смыкаются вовсе. Отметьте последнюю ноту фальцетного звука. Если вы можете продвигаться еще выше на свисте, -вперед, пока ваш звук опять же не пропадет и не останется только воздух. Отметьте свою самую высокую свистковую ноту.

Так же вы можете поэксперементировать с гласными. Ведь разные гласные по разному формируются, соответственно и звучат по — разному. Например, гласную «а» вы сможете спеть выше гласной «у». Попробуйте, и сами поймете разницу. Вот почему на вокальных тренировках нужно прорабатывать каждую гласную.

Определи свой диапазон.

У вас на клавишной схеме отмечено 4 ноты (свист пока не берем в расчет).

Запишите значения в буквенном формате: если ваша отметки D2, G2, F4 и B4, то правильнее всего нам будет записать то как: (D2) G2-F4 (B4). Данные в круглых скобках представляют ваш полный диапазон, то есть на этом отрезке ваш голос будет звучать . Данные посредине говорят нам о вашей тесситуре голоса, то есть диапазон, в котором вы можете наиболее комфортно петь.

Теперь посчитайте количество нот в вашем речевом диапазоне, не беря в расчет черные клавиши. Помните, что в октаве 8 нот, так что каждые 8 нот — одна октава, а 8 нота начинает следующую октаву. Посчитайте количество нот в вашем полном диапазоне. Определите количество октав.

Самое интересное, что если ваш речевой диапазон состоит из 11 нот, принято считать, что вы владеете 1,5 октавами, т.к. достаточно и трех нот, что бы присвоить вам уже целых пол октавы!

Давайте же определим ваш тип голоса.

Теперь, когда мы определили ваш диапазон, и записали его с помощью клавишной схемы, можем классифицировать и ваш тип голоса.

Каждый тип голоса имеет соответствующий диапазон; найдите тот тип, который соответствует вашему диапазону.

    сопрано B3-G6 меццо-сопрано G3-A5 контральто E3-F5 контртенор G3-C6 тенор C3-B4 баритон G2-G4 бас D2-E4

Ваш диапазон может не идеально вписываться в эти стандартные диапазоны. Выберите тот, который подходит ближе всего. Если после того, как вы сравнили свой диапазон с типами голосов, вы все таки не определили свой тип, используйте тесситуру для более точного определения.

Итак, если ваш диапазон, например, (D2) G2-F4 (A4), вы, скорее всего, будете баритоном, самым распространенным голосом для мужчин.

Давайте рассмотрим каждый из вокальных диапазонов, от высоких до низких.

Мы увидим, какие ноты они включают, рассмотрим их на примере некоторых певцов, с которыми вы, возможно, знакомы.

Сопрано: от B3 до G6

Сопрано, как правило, самый высокий диапазон для женского голоса. Самая высокая нота сопрано может быть где угодно между C6 и G6, что очень высоко!

В этом вокальном диапазоне поют Celine Dion и Mariah Carey.

Меццо-сопрано (Альто): от G3 до A5

Это средний тип женского голоса. Представители этого типа: Кристина Агилера, Тейлор Свифт, Бейонсе и Уитни Хьюстон.

Контральто: от Е3 до F5

Это самый низкий женский вокальный диапазон и на самом деле несколько необычный. Контральто тип имеют Адель, Эми Уайнхаус и Шер.

Тенор: от C3 до B4

Этот довольно высокий мужской голос. Певцы: Фредди Меркьюри, Стивен Тайлер, Майкл Джексон и Джастин Тимберлейк.

Баритон: от G2 до G4

Это самый распространенный мужской вокальный диапазон.

Его представителями являются Элвис Пресли, Дин Мартин, Джон Леннон, Джон Майер или Майкл Бьюбл.

Бас: от D2 до E4

Басовые певцы могут доставать самых низких нот, которые возможны для человека. Некоторые басовые певцы могут даже взять ноты ниже, чем может сыграть виолончель!

Басовых популярных исполнителей не так много, но среди них вы найдете Джонни Кэша, Луи Армстронга и Ларри Грэма.

Еще немного интересной информации про диапазоны:

    Младенец 1-2 ноты Пятилетний ребенок 4-6 нот Двенадцатилетний подросток 1,5 октавы Профессиональный певец 2-2,5 октавы Летучая мышь 7 октав Дельфин 12 октав

Сегодня мы разобрали с вами много понятий и терминов, которые могут помочь вам в достижении наилучших вокальных результатов. Я надеюсь, что эта статья будет вам полезна и вы найдете свой диапазон, тип голоса и эти находки облегчат вам работу над своим голосом. Тем более, что когда мы знаем наши текущие пределы, а спустя какое то время снова диагностируем свой диапазон, нас скорее всего будут ждать приятные сюрпризы в виде новых, наших нот.

Источник

Оцените статью