Открытый урок в музыкальной школе
Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.
В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность. Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.
Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока. Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.
.
Давайте вспомним традиционные типы уроков:
.
— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний
— усвоение навыков и умений
— применение знаний, навыков и умений на практике
— обобщение и систематизация знаний
— контроль и корректировка знаний, умений и навыков
.
Урок может быть:
— комбинированный урок
— тематический (моно урок)
Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.
Комбинированный урок состоит из трех основных частей:
.
1 Проверка самостоятельной работы ученика:
— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам
— определение дальнейших задач в работе с учеником
.
2 Основная часть урока:
— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов
— определение дальнейших учебных задач
— выявление причины неудачи и способов её преодоления
— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков
— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений
.
3 Подведение итогов и домашнее задание
— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач
— оценка работы ученика и его успехов
— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.
Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.
Моно урок, или тематический урок, посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.
Темы открытых уроков
1 — Организация игрового аппарата у начинающих
2 — Работа над штрихами
3 — Работа над кантиленой
4 — Работа над выразительными средствами музыки
5 — Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика
Планирование урока
Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.
.
При составлении плана урока следует:
— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками
— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения
— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока
Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.
.
При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения:
.
— словесное пояснение
— показ-демонстрация (живое исполнение)
— подпевание
— дирижирование
— демонстрация того, как не следует играть
Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово. Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление. С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы. Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики. Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.
Один из главных принципов обучения – принцип наглядности. Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели. Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение. Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.
.
Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.
И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.
.
Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы. Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.
Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу. Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика. Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.
.
Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.
Открытый урок в педагогической практике играет большую роль и используется как:
.
— форма повышения квалификации преподавателя
— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя
— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя
— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей
— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:
а) распространение профессионального опыта преподавателя
б) возможность оказания методической помощи молодому преподавателю
В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:
.
— причина и мотив выбора данной темы
— цель и задачи урока
— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем
— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения
.
В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока
При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:
— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)
— организация урока во времени, его структура и темп
— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя
— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения
На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока, куда входят следующие разделы:
— Дата урока
— ФИО ученика, с которым проводится урок
— Класс, инструмент
— Тема урока
— Цель урока
учебная
воспитательная
— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока
— Тип урока
— Структура урока
— Ход урока (по пунктам)
— Итоги урока, домашнее задание
.
Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.
.
Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.
.
Успехов!
С уважением, Ирина Анищенко
.
Не забудьте поделиться сообщением с друзьями в социальных сетях – буду благодарна Вам!
И напишите в комментариях под статьей — как Вы проводите открытый урок.
Источник
Конспект открытого урока по фортепиано
специалист в области арт-терапии
Тема: Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить градации в звучании музыкального материала.
– продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato;, тембрами, исполнение произведений в различных темпах)
-закрепить изученные теоретические знания (динамика средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, , темп, ритм, тембр, мелодия);
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
–развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
– воспитывать эстетический вкус;
–воспитывать любовь к музыке;
–воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Орг. момент
Повторение пройденного материала
Работа над музыкальным материалом
Итог урока
Домашнее задание
-словесные (беседа, рассказ);
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, стул, стол.
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «змейка»
Акцентировать первую ноту в триолях.
Выдерживание первой ноты и быстрые перебежки к следующей первой триолях.
— Гамма «до мажор» игра октавами в 2 октавы.
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания.
. Играя гамму «звуковысотной динамикой»: вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Можно придумать разные образы: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз — катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.
— повторение нотного текста,
III. Работа над музыкальным материалом.
Работа над пьесами:
-Краткая биография композитора,
-история создания произведения,
-рассмотрение динамических оттенков во всем произведение Л.Бетховен «К Элизе»
-раскрытие музыкальной линии внутри фразы– определить наивысшую точку интонационного тяготения, для распределения силы звука ( в 1.2,3 частях «К Элизе»)
-В 4 части работа над аккордами и терциями выделение верхних звуков т.е. ведение мелодии.
— беседа о динамических закономерностях исполнения при движении мелодии вверх и вниз.
2. Разбор нового произведения «Вальс» Е.Дога:
-История создания произведения
-Произведение предполагает в себе 2 части:
Определение тональности, рассмотрение ритмического рисунка.
Сравнение левой руки в частях, приходим к выводу, что в 1 части аккомпанемент написан разложенными звуками аккорда играющиеся по отдельности, а 2 часть аккомпанемента разложенный аккорд по терциям.
Проигрывание правой руки, соединение двумя руками 1 часть.
-рассмотрение динамики, определение кульминации.
Вместе с ученицей определяем сложные моменты:
синкопированный ритм в партии правой руки.
проведение мелодии в терциями (2часть).
IV .Приобретение знаний и навыков.
В наших произведениях есть знаки, определяющие динамику или динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.
Что такое mf и mp ? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.
Хочу обратить твое внимание на те места, где в наших произведениях не стоят динамические оттенки, наблюдается во всех частях. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются. В зависимости от мелодической линии в таких местах может использоваться либо сгеscendo или diminuend o .
Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, Для этого так же важно запомнить, как правильно их играть.
1. C геscendo – начиная с самого тихого звука и постепенно добавляя силу привести к громкому звучанию.
2.Diminuend o – тоже самое только наоборот, только при этом расслаблять мышцы.
1.Ты поняла, что нужно делать, чтобы получилось mf , mp , крещендо, диминуэндо?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение зазвучало интереснее?
4.А ты довольна результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то будешь слышать громкость звучания, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
Динамические оттенки — самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала. Работа над 1 частью вальса.
МКОУДО «»Кореневская детская школа искусств им.А.М.Руденко»
Кореневского района Курской области
по предмету: специальность (фортепиано)
«Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой»
Обучающаяся: Анопреева Ирина, 2класс
Преподаватель: Гавриш А С.
Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор.
Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец,
Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.
Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. По распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у Й. Гайдна, А. Сальери и И.
Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе»
В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.
Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять струнных квартетов и др.
Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.
Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.
Скончался в Вене 26 марта 1827 г.
Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений Бетховена. Ее формальное название — Багатель («К Элизе») является подзаголовком.
Произведение было опубликовано через 40 лет после смерти композитора, Людвигом Нолем, биографом и исследователем творчества Бетховена, который обнаружил рукопись . Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик.
Точно не известно, кто такая «Элиза», которой посвящено произведение. Существует версия Макса Унгера (Max Unger), выдвинутая в 1923 году, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена «К Терезе», и, таким образом, посвящена уже упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение , однако получил отказ.
Всемирную известность получил романтический вальс из мелодрамы «Мой ласковый и нежный зверь», поставленной в 1978 году Э. Лотяну по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте». Самое популярное своё произведение композитор написал, импровизируя на съёмочной площадке в подмосковной усадьбе Валуево, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого и была поражена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое.
Вальс далеко шагнул из фильма, где впервые прозвучал: с тех пор многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, произведение часто звучит по радио и ТВ. «Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» — вспоминал композитор.
Вальс неоднократно использовался в масштабных зрелищных шоу: он звучал в массовой гимнастической композиции (2000 спортсменов) на открытии Олимпиады-80 в Москве, спустя 34 года под этот вальс исполнялась сцена первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады 2014 в Сочи .
В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр Рональд Рейган, находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги вальсом века . Многие десятилетия эта мелодия исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, ежедневно звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду. Произведение называют самым известным в мире киновальсом .
Источник