Темы для открытых уроков по фортепиано 3 класс

Конспект открытого урока по «Фортепиано» в 3 классе ДШИ
учебно-методический материал по музыке

Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_2.docx 18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по «Фортепиано» в 3 классе ДШИ

Тема: « Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Тип занятия: урок — отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Оборудование : инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C — dur, a — moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1мин.
2. Основная часть урока — 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм — 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.
3. Закрепление материала — 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание — 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке :
— словесный (беседа, объяснение),
— практический,
— творческий,
— репродуктивный,
— игровой метод,
— метод наблюдения,
— метод самостоятельной работы,
— метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Приём работы: объяснительно — показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания :
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C — dur, a — moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы :
— метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
— предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
— анализ проведённой работы,
— полезная самокритика и критика исполнения,
— похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца : правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача — исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например : а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина — непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы : работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
— метод контроля за исполнением,
— предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
— анализ проведённой работы,
— полезная самокритика и критика исполнения,
— похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» — М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» — М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» — М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. — Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист — виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт — Петербург, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит.

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к.

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока «Восстание декабристов».

О традициооных ценностиях семьи на Кубани.

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

Источник

Конспект урока по фортепиано. 3 класс . Работа над образом и характером на заключительном этапе. Подготовка к публичному выступлению.
план-конспект урока по музыке на тему

Материал представляет собой конспект урока с учеником 3 класса на материале произведения Роберта Шумана «Дед Мороз». Показан завершающий этап работы. Раскрытие образа и характеров в произведении. Знакомство с композитором и его высказывания о музыке и музыкантах (в приложении ). Различные варианты осмысления образного строя произведения, технические и музыкальные задачи.

Скачать:

Вложение Размер
2017g_plan-konspekt_uroka.docx 32.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Дороховская детская школа искусств»

Конспект урока по фортепиано

Работа над образом и характером

на заключительном этапе.

Подготовка к публичному выступлению.

Абаева Наталья Эггертовна

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление пройденного материала, отработка разнообразных приемов звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры. Формирование компонентов музыкальной компетентности.

1. Приобщение к лучшим образцам классической музыки;

2. Развитие общего культурного уровня;

3. Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса.

1. Развитие полифонического слуха;

2. Развитие навыков самостоятельной дифференциации фактуры;

3. Развитие самостоятельности пальцев;

4. Развитие навыков слухового контроля.

1. Продолжение формирования практических пианистических навыков: умения распределять вес между руками, распределять вес в одной руке;

2. Совершенствование взаимосвязи слуховых представлений с пианистическими приёмами в процессе исполнения;

3. Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в исполняемом сочинении.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ: Индивидуальная работа с обучающимся.

ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальные инструменты.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1. Словесное пояснение;

2. Исполнительский показ;

3. Сравнительный анализ.

1. Использование образных ассоциаций для нахождения необходимых тактильных ощущений;

2. Использование комплекса методов и приёмов работы для развития полифонического слуха.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Индивидуализации и дифференциации обучения — индивидуальный подход к подбору репертуара, исходя из музыкальных способностей данного ребёнка и его личных музыкальных предпочтений.

РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН УРОКА: Р. Шуман «Дед Мороз» из Альбома для юношества.

1. Организационный момент (≈ 5 мин.).

2. Краткие сведения о композиторе, об особенностях его музыкального стиля, рассказ о цикле «Альбом для юношества» (≈ 5 мин.).

3. Работа с музыкальным материалом (≈ 30 мин.).

4. Итог урока (≈ 2,5 мин.).

5. Домашнее задание (≈ 2,5 мин.).

Краткие сведение о композиторе, об особенностях его музыкального стиля, рассказ о цикле «Альбом для юношества»

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г. в г. Цвиккау. Умер 29 июля в г. Эндених.

Шуман – немецкий композитор и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как самый выдающийся композитор эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Роберт станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Шуману пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения.

Роберт Шуман среди своих современников – романтиков занимает особенную нишу. Он – композитор-новеллист, непревзойденный мастер миниатюр.

Так как Шуман сам был пианистом, писал для своей супруги Клары Вик, то все его произведения очень удобны для исполнения в пианистическо-физиологическом плане.

Но, несмотря на краткость форм и удобство, для исполнения произведений Шумана необходим определённый пианистический опыт.

Самыми большими проблемами при исполнении произведений Роберта Шумана являются: легатность и певучесть мелодической линии в условиях полифоничности фактуры.

История создания «Альбома для юношества» ор.68 тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Первое упоминание об «Альбоме» относится к 1848 г. в дневнике жены композитора Клары имеется запись от 1 сентября: «Пьесы, которые обычно должны разучивать дети, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать что-то вроде альбома пьес исключительно для детей».

Первые пьесы, которые вошли впоследствии в Альбом Шуман написал ко дню рождения старшей дочери Марии.

Первая часть альбома включает несложные пьесы, возможные для исполнения начинающими музыкантами, а пьесы второй части требуют уже хорошего владения инструментом.

Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.

Работа с музыкальным материалом

1. Исполнение произведения целиком. Анализ качества исполнения. Беседа с учеником об образах и художественном содержании данного произведения. Название в русскоязычном варианте не соответствует оригиналу. В сборнике эта пьеса называется «Кнехт Рупрехт» это своеобразный слуга Святого Николая, который ходит с розгами и перед рождеством наказывает тех непослушных детей, которые плохо вели себя в прошедшем году. Но ученик Бондаренко Дании не очень согласен с таким образом. Он провел свои исследования и в статье в интернете нашел такой перевод – не «слуга» Рупрехт, а рыцарь Рупрехт. Мы попробовали трактовать первую часть пьесы исходя из этого образа. Это не кто-то злой и вредный, а гордый и серьезный рыцарь, который сопровождает Святого Николая и может быть защищает его, помогает. И тогда начало звучит таинственно и торжественно. В музыке важно передать поступь рыцаря. Музыкальные фразы не должны сникать и не должно быть ненужных акцентов, «подпрыгиваний», ведь рыцарь вряд ли прыгает. Важно выдержать первую часть в одном характере и качестве звука.

В средней части перед нами совсем другая картина. Здесь есть множество задач. Техническая сложность – в движении шестнадцатых. Скрытая и явная полифония. Возникает задачи дифференциации фактуры и умении слышать полифоничность голосов

2. Работа над мелодией — работа над качеством звукоизвлечения. фразировкой, интонацией, динамикой. Проведена большая работа над техническими трудностями, аппликатурными задачами.

На данном этапе возникают задачи звуковые и образные. Средняя часть это образ заснеженного города, падает снег, и звучат колокола или пение в церкви через снежную пелену. И все технические трудности должны быть подчинены этой задаче – раствориться в звуках, добиться очень ровного мягкого звучания и ,одновременно, прослушивания и проведения скрытой мелодической линии.

3. Работа над дифференциацией фактуры.

Есть в средней части и полифонические эпизоды – где важно услышать голоса в разных регистрах. Для работы над дифференциацией фактуры очень важно добиться того, чтобы ученик чётко представлял каждый голос как самостоятельный. Здесь в партии одной руки сочетается мелодия и сопровождение и важно научиться распределить вес .

Когда работа над всеми голосами в отдельности завершена, необходимо пробовать соединять фактуру: сначала по два голоса в различных вариациях, а затем – вся фактура целиком. При этом необходимо слушать голоса в сочетании и выполнять задачи, которые были поставлены при проучивании каждого голоса в отдельности.

Так же при сборе фактуры в единое целое, должна вестись работа над балансом: на первом плане мелодическая линия, затем линия баса и аккомпанемент (средний голос).

3. Третья часть возвращает нас к образу Кнехта Рупрехта. Рыцарь идет дальше в снежную мглу. Образ повторяет первую часть целиком.

Итог урока: Проигрывание всей пьесы целиком в полном фактурном изложении, выбор удобного и правильного для раскрытия образа темпа. Четкое представление и реализация художественных задач.

Домашнее задание: В ходе урока ученик получил чёткие указания о способах и методах работы над пьесой. Важно в домашних занятиях прорабатывать каждую из частей в отдельности и помнить о задачах технических и звуковых, не играть в быстром темпе. После прорабатывания частей допускается один раз сыграть пьесу целиком в темпе и максимально добиться нужного исполнения. После обязательно опять проиграть пьесу в сдержанном темпе с хорошим слуховым контролем.

Список использованной литературы

1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.

2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – Москва: Музыка, 1985.

3. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – Москва: Просвещение, 1984.

«Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.

Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Источник

Читайте также:  Балет конек горбунок ноты для
Оцените статью