Темы методической работы для гитары

Методическая работа: «Основные приемы игры на гитаре»
методическая разработка на тему

Основы гитарной техники – это в первую очередь овладение основными приемами игры на гитаре. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. Чем большим количеством приемов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_rabota_osnovnye_priemy_igry_na_gitare.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С. В. Рахманинова

Детская музыкальная школа им. С. М. Старикова.

Основные приемы игры на гитаре

Отделения русских народных

Основы гитарной техники – это в первую очередь овладение основными приемами игры на гитаре. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. Чем большим количеством приемов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Гитара – щипковый инструмент и длительность ее звука лимитирована, т. к. после щипка колебания струны начинают затухать, а затем полностью прекращаются. Если струна прижата, то ее звучание моментально глушится, как только прижимающий ее палец приподнимается. Отсюда понятна необходимость постоянного внимания гитариста к действиям пальцев левой руки. Каждый палец может занимать по отношению к струнам активное или пассивное отношение. Оно является активным, если палец прижимает струну к грифу и пассивен, если он не производит нажима. При активной позиции палец воздействуя на струну, придает звуку чистоту, длительность и силу звучания. Пассивное положение способствует устойчивости кисти и облегчает смену позиции. Небольшое расстояние, отделяющее струну от грифа, позволяет пальцам, сила которых в результате упражнений увеличилась прижимать струну к грифу незначительным усилием.

По окончании длительности звука палец, который прижимал струну, уменьшает свое усилие, возвращая мышцам их естественную гибкость. Принимая пассивное положение, палец получает возможность перехода с одной струны на другую или с одного лада на другой. Эластичность пальцев при пассивной позиции способствует их беглости и позволяет им точно и быстро занимать соответствующее место для извлечения требуемых звуков до того, как угаснет звучание предыдущих. Эта различная работа пальцев левой руки, которая может быть выполнена только при внимательной игре, в процессе длительной тренировки становиться инстинктивной. Когда кисть переходит из одной позиции в другую, она не должна слишком удаляться от грифа, пальцы в новой позиции располагаются таким образом, чтобы одним движением занять соответствующие лады. Линия, образуемая суставами оснований пальцев должна постоянно сохранять параллельное положение по отношению к грифу и струнам при любом движении кисти.

Для того, чтобы пальцы могли свободно действовать на любом участке грифа, необходимо приучить левую руку плавно переходить с одной позиции на другую посредством естественного движения локтевого сустава, сохраняя при этом перпендикулярное положение кисти по отношению к грифу. При восходящем движении большой палец скользит по обратной стороне грифа таким образом, чтобы способствовать свободной постановке пальцев на лады. При нисходящем движении большой палец, слегка отделяясь от шейки грифа ставится на соответствующее место в новой позиции, с тем чтобы нейтрализовать давление других пальцев.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то играть музыкальные произведения включающие кантилену (певучесть звука) исполнять довольно сложно. Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются приемы легато , вибрато, глиссандо и тремоло.

Легато — это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо сыграть связано соединяются лигой.

Легато может быть восходящее, нисходящее, смешанное.

Ничто так не развивает силу и самостоятельность пальцев левой руки, как упражнения на легато, при условии, если над ними работают усидчиво и внимательно. Это своего рода гимнастика для развития гибкости суставов, эластичности и силы мышцы руки и пальцев.

В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому, облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность.

Легато — восходящее, нисходящее, смешанное.

Восходящее легато – палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук, затем палец левой руки с силой опускается на соответствующий лад, извлекая, таким образом, второй звук.

Нисходящее легато — требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой палец левой руки, прижимающий струну должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук.

Смешанное легато — используются оба приема.

Глиссандо, портаменто – прием, при котором один или несколько пальцев левой руки прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой, исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Так же для того чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приемом вибрато, этот прием получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки. Этот прием увеличивает длительность звучания и придает ему мягкость и певучесть, напоминающий человеческий голос.

Прием баррэ (большое и малое). Трудность взятия приема баррэ в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Прием флажолет. Название приема связано с тем, что извлекаемый с его помощью звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а коснуться ее над 12, 7, 5 ладами, то получится мягкий, воздушный звук. Это натуральный флажолет.

Искусственный флажолет октавный — звучит на октаву выше для этого необходимо — прижать струну, а указательным пальцем правой руки касаться на 12 ладов выше от места ее прижатия.

Пиццикато – (итальянское – « щипать») — извлечение звуков заглушенных у подставки ребром ладони большим пальцем. Этот прием дает характерный приглушенный тембр. Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и миниатюрные гаммы в 1 позиции.

Расгеадо – (испанское — перебирание струн). Это удар по струнам пальцами правой руки, часто используется не только в народной испанской и цыганской музыке, но и часто композиторами в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

  1. Фризэ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем с мизинца поочередно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам с внешней стороной ногтя.
  2. Индекс – удар по струнам указательным пальцем правой руки.
  3. Пус – удар по струнам большим пальцем.

Тамбурин – прием игры на гитаре, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (народный ударный инструмент). Правая рука, основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

Тремоло – самый сложный и красивый прием. Используется в старших классах и то довольно редко. Это имитация непрерывно льющейся мелодии путем частого повторения одной и той же ноты. Равномерность удара должна быть одинаковой во всех пальцах.

Источник

Темы методической работы для гитары

Автор: Клементьев Виталий Вячеславович

Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган

Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган

Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.

Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).

Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.

Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.

Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.

В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.

Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.

Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.

Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.

Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.

Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.

Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:

1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.

Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:

— из трёх звуков №29-32;

— из четырёх звуков №85-90;

— из шести звуков №91-92.

В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:

М. Каркасси Прелюды (e), (С);

— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;

— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;

2. Интервалы и Аккорды

Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.

3. Гаммы

Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).

Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.

4. Тремоло

Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).

Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.

Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.

Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.

Список пьес с приёмом тремоло:

М. Каркасси — Этюд (Am)

М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)

Х. Виньяс — Фантазия (E)

Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)

Фр. Таррега — Грёзы (E)

А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).

5. Техническое легато и мелизматика

Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.

В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.

Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.

Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.

Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.

Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.

Список литературы:

1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);

2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;

3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;

4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;

5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;

6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.

Источник

Читайте также:  Мою тетю под гитару
Оцените статью