- Открытый урок на тему: «Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле». план-конспект урока по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему: «Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».
план-конспект урока по теме
Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vjq.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».
Подготовила преподаватель по классу аккордеона
Бидяк Марина Владимировна
Школа искусств «Ч. Порумбеску» город Бельцы, Молдова .
Дидактический проект урока
Учебное заведение : Школа искусств «Ч. Порумбеску » .
Предмет : музыкальный инструмент (аккордеон).
Учитель : Бидяк Марина Владимировна, 2 дидактическая категория.
Ученики : Челан А. 1/7, Райляну В. 1/7, Букатарь В. 2/5, Войнова А. 3/7, Вакарчук А. 3/7, Горячев С. 4/7, Мереуцэ А.4/5, Кутейников А. 4/5.
Продолжительность урока : 45 минут
Общая тема: «Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка».
Тема урока : » Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».
Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала .
Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию.
- Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- Решение коммуникативных задач;
- Развитие чувства ансамбля;
- Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.
01-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);
02-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;
03-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро — ритма, штрихов, динамики ;
04-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
05-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия ;
06-Формировать навыки общения в коллективе;
07-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;
08-Проявлять активный интерес к занятиям;
а) Виды деятельности учащихся:
- Просмотр презентации к уроку;
- Исполнение на музыкальных инструментах;
- Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
- Анализ и характеристика музыкальных произведений.
б) Методы обучения:
- словесный – рассказ, объяснение, беседа;
- метод показа на инструменте;
- метод показа презентации;
- метод тренировки ;
в) Оборудование : ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.
г ) Музыкальное содержание: детская песенка «Василек», русск.нар. песня «Савка и Гришка», Е. Гнесина «Этюд» С-Dur, А. Панайотов «На лодочке», А. Красев «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», дет. песенка «Утенок», р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», укр.н.п. «Черные брови», А. Доренский «Веселое настроение», А. Зацепин «Песенка о медведях».
- Гажим И. Dimensiunea psihologicâ a muzicii- Timpul, Iaşi, 2003
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
- Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.
Сегодня у нас необычный урок — у нас присутствуют гости, и на уроке сразу несколько учеников. Это ученики разных возрастов и разных лет обучения: ученики 1 класса — Челан Андриан и Райляну Виктор, ученик 2 класса — Букатарь Валентин, ученицы 3 класса — Войнова Аня и Вакарчук Амина, ученики 4 класса — Кутейников Александр, Мереуцэ Андриан, Горячев Серафим.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».
- Восстановление полученных ранее знаний
Давайте, для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).
А теперь посмотрите презентацию. (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и количества его участников; Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)
Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас, мы покажем как вы учились играть в ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе. И я прошу подойти к инструменту ученика 1 класса — Челан Андриана. Пока Андриан готовится , каждому из вас я раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши гости проверят, как вы справились со своими заданиями.
- Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала
Андриан, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса «Василек». И играть мы ее начали тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми дудочку и вместе со мной проиграй ритмический рисунок этой пьесы. (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь возьми бубен, простучи в него ритм пьесы «Василек» и пропой мелодию со словами. Мы должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной, одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры. ( Исполняем; Также прорабатываем пьеску «Савка и Гришка»).
После того, как ты овладел правой клавиатуры аккордеона и научился извлекать первые звуки – мы стали играть эти пьесы вдвоем на аккордеонах. Как называется ансамбль из двух участников? – Дуэт. Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того, чтобы игра была одновременной — надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает «приготовиться» и четкое движение вниз – «начали». Кто у нас дает сигнал к вступлению? — Тот, кто играет 1 партию. А в этой пьесе 1 партию играешь ты, поэтому дай сигнал. (Играем). В следующей пьесе – «Савка и Гришка» мы поменяемся, я буду исполнять 1, а ты 2 партию, поэтому сигнал дам я. (Играем).
Также мы с тобой играли в вопросы и ответы. В каких пьесах? – В «Этюде» и «На лодочке». Как ты можешь охарактеризовать наши партии?- Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете в «Этюде», а во второй пьесе мы меняемся, и на вопросы отвечаете вы. Правильно. (Исполняем два произведения).
Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, как называется в нем твоя партия?- Мелодия. А я играю аккомпанемент. В ансамбле мелодия имеет лидирующее значение, поэтому требует от тебя полного звука и уверенности исполнения. (Играем).
В пьесе «Веселые гуси» ты учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче, интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти еще одного первоклассника – Райляну Виктора. Дайте характеристику своим партиям. Андриан – у меня 1 партия, основная мелодия, Виктор — у меня 2 партия — сопровождение. (Играют вдвоем).
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти к инструменту ученика 2 класса Букатарь Валентина. Дай характеристику пьесе. «Пойду ль я, выйду ль я» – русская народная песня. Размер – 4\4, тональность фа мажор, характер веселый, поэтому пьесу надо играть в подвижном темпе. Андриан играет 1 партию, а я 2- ю – сопровождение. Твоя партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает развитие основная музыкальная тема. (Играют, и при этом 2 партия несколько заглушает первую). Валентин, помнишь, когда мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и заднего плана. То, что видит человек вблизи на картине – это передний план, то, что дальше от себя — это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия, которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая партия – это задний план. Не забывай об этом и играй свою партию немного тише.
Следующую пьесу я приглашаю помочь мне сыграть ученицу 3 класса Войнову Аню. Аня, что ты можешь сказать об этом произведении? «Черные брови» – это украинская народная песня, размер 3\4, тональность ми минор, это произведение относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и переживаний человека. Это произведение относится к жанру песни, поэтому ты должна стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу. Чтобы у слушающих тебя людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играем).
Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный «багаж».
Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во — первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный «багаж» знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов. В сегодняшнем случае это фортепиано и синтезатор. И я прошу приготовиться квинтет аккордеонистов. Использование синтезатора помогает в решении такой проблемы. Как отклонения от темпа. Задаваемый им единый темп, метр и ритм помогает лучше организовать выступления такого ансамбля. И сейчас мы покажем вам промежуточный результат работы над «Песенкой о медведях» композитора А. Зацепина. (Играют, делаю поправочные остановки, во время которых уточняем значение каждой партии в каждой цифре произведения).
Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.
Ваше домашнее задание следующее – продолжать работать над своими партиями и слушать исполнение самых разных видов ансамблей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент различных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить.
Урок подготовлен для проведения на отделе «Инструментальное исполнение» нашей школы, по плану работы отдела 2013 — 201ё4 учебного года.Цель урока:Совершенствование исполнительского мастерства уч.
На уроке использованы игровые методы, закрепление правил игры баскетбола в игре «»упрощенный баскетбол»основана на передачах , без ведения мяча (в игре используются следующие правила.
Открытый урок по русскому языку, 5 класс «Времена глаголов».
Конспект открытого урока.
Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.
Творчество- это удел избранных. Воспитание и обучение музыканта певца и концертмейстера — сложный многогранный процесс.
Источник
Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».
Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона.» Преподавателям народного отделения ДШИ по классу аккордеона, баяна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока 2016г.
Открытый урок по классу аккордеона преподавателя народного отделения ГБОУДОД г.Москвы «Вороновская ДШИ» Токаревой Елены Валерьевны с учеником второго года обучения.
Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».
Характеристика урока: открытый урок.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте, развитие художественного образа в процессе работы над произведениями.
Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков на инструменте.
Работа над художественным образом в произведениях.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению
музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим и художественным развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков.
Здоровьесберегающая: развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
Методы: словесные, практические, наглядные, демонстрация видеоматериала.
Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, компьютер.
План урока
1. Организационный момент:
— приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
— диалог об успеваемости ученика.
2. Основная часть:
— работа над гаммой ре мажор, этюдом и музыкальными произведениями.
— закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.
3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
1. Гамма ре мажор.
2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur
3. А. Холминов «Колыбельная».
4.р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова.
5.р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского.
Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а так же работе над художественным образом в произведениях. Задача педагога показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места и следил за звуком.
1.Урок начинается с проигрывания гаммы ре мажор в 1,2,3 октавы, различными группировками и штрихами, арпеджио, аккордов. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца . Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха и динамическими оттенками. Работа над динамикой. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.
2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur . Проигрывание этюда в медленном темпе разными штрихами: две легато, 2 стаккато и наоборот, необходимое для независимости работы пальцев, а так же отрабатывается аппликатурная гибкость. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Затем предложено ученику исполнить этюд в оживленном темпе.
3. А. Холминов «Колыбельная». Рассказ преподавателя о происхождении слова «колыбельная», показ картинок с изображением старинной колыбели. Исполнение учащимся колыбельной правой рукой, уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим, работа над художественным образом. Повтор левой рукой на выборной системе. Игра произведения двумя руками.
4. р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова. Уделяем особое внимание работе над фразировкой, звуковедением, динамикой, отрабатывая трудные места. Каждую фразу педагог просит активнее подводить к моменту кульминации. Эта пьеса на народной основе, носит подвижный, веселый, шутливый, радостный характер. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.
5. Ученику предложено отдохнуть и посмотреть видео с Международного конкурса «Аккордеон плюс».
6. р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского. Повтор в медленном темпе сложных мест. Концертное исполнение произведения.
7. Подведение итогов урока, оценка, домашнее задание.
Преподаватель: Завершить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением Елены Матвиенко, которое ты должен выучить.
Клятва юного музыканта
Вступая в мир, который музыкой зовется,
Клянусь я — эту музыку любить всегда!
И ту, что в песнях весело поется,
И ту, что ветер напевает в проводах.
Клянусь я ноты знать во всех октавах,
И вслух считать и заполнять дневник.
И заниматься, чтобы не заставляла мама,
Я – музыкант, я не обычный ученик!
Клянусь учить сольфеджио прилежно,
Не пропускать уроков никогда!
Не списывать диктанты у соседа,
А быть самостоятельным всегда!
Клянусь настойчивым, упрямым быть и смелым.
Источник