Тэппинг для бас гитары

Как играть тэппингом на гитаре

Тэппинг (англ. tapping – постукивание) – это особая техника игры на струнном инструменте, которая отличается от обычных техник игры тем, что музыкант извлекает звуки, слегка ударяя по струнам между ладов на грифе, и не использует медиатор во время игры, поскольку тэппинг играется исключительно пальцами. Более распространенным видом тэппинга является одноголосный. Нередко гитаристы используют и полифонический тэппинг, но этот вид техники требует больше умения и усилий. В данной статье мы расскажем вам об истории возникновения техники тэппинга, расскажем, как играть тэппингом на гитаре и как научиться тэппингу, выполняя приведенные упражнения.

Игра одноручным тэппингом

Некоторые нотные интервалы очень сложно сыграть одной рукой. В таком случае, выполняемый правой рукой одноручный тэппинг и одновременная нормальная перестановка пальцев облегчают построение сложных нотных интервалов. При этом преимуществом игры тэппингом является сглаженное звучание пассажей, которые при исполнении обычным переменным штрихом имеют более грубое звучание.

Обычно при игре тэппингом присутствуют искажения звука. В данной ситуации гитаристу необходимо приглушить с помощью ладони постукивающей руки все открытые звучащие струны. Одноручный тэппинг предполагает множество способов игры и последовательностей. Но в своей основе они сводятся к использованию и чередованию таких приемов, как хаммер и пул (hammer-on and pull-off). Более подробно вы сможете изучить их в этой статье на нашем сайте.

Техника двуручного тэппинга

Двуручный тэппинг дает возможность исполнения на гитаре полифонической музыки с помощью 8-9 пальцев, что позволяет сыграть даже партии, написанные для клавишных инструментов. При этом двуручный тэппинг применяется иногда для воспроизведения разных видов музыки на гитаре. В данном способе игры на гитаре обе руки гитариста исполняют разные независимые партии. Поэтому этот прием также называют полифоническим тэппингом. Одновременное исполнение партий вызывает у слушателя ощущения, что на гитаре играют двое. Правда, у такого метода есть и недостатки, главный из которых состоит в том, что тембр нельзя изменить, что вызывает побочный эффект «чистого тона».

Тем не менее, такая техника игры на гитаре как двуручный тэппинг требует внимания, ведь может применяться в исполнении сольных пьес, ансамблевой игре, сложных многоголосных соло. А техника исполнения подходит как для любителей акустической гитары, так и для поклонников электрогитары и бас-гитары.

История тэппинга и великие гитаристы

Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.

Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.

Практические упражнения: как научиться тэппингу на гитаре

Многие гитаристы, заинтересовавшись темой тэппинга, начинают исполнять сложные музыкальные композиции в данной технике, еще даже не разобравшись, как играть тэппингом. Поэтому в помощь новаторам хотелось бы привести упражнения на тэппинг, которые помогут настоящим гитаристам-виртуозам. Для начала начнем с упражнений на одной струне.

Упражнение первое. Первый палец левой руки ставим на 5-ый лад первой струны, а третий зависает над 8-ым ладом. Указательным пальцем правой руки необходимо ударить по 12-ому ладу. После сдергиваем палец и слышим звучание ноты ля на 5-ом ладу. Затем ударяем третьим пальцем левой руки по 8-ому ладу, потом снова первым по 12-ому. Повторяем несколько раз.

Упражнение второе. Повторяем все действия из первого упражнения, но только в обратной последовательности.

Упражнение третье. Советуем перейти от триолей к обычным шестнадцатым.

Упражнение четвертое. Похоже на третье, но в обратном порядке.

Упражнение пятое. Начинаем тренировать остальные пальцы. Начнем с четвертого. Основное упражнение составляют первые два такта. Остальное – лишь вариации. Можешь придумать аналогичное упражнение для второго пальца вместо третьего.

Упражнение шестое. Данный пример поможет научиться перемещать руки вдоль грифа электрогитары.

Упражнение седьмое. Небольшой тест – отрывок из соло «Eruption» Эдди Ван Халена, которое необходимо сыграть на второй струне. Все упражнения желательно играть до скорости 100 ударов в минуту.

Источник

Тэппинг для бас гитары

Как Вы помните, в конце прошлого урока мы познакомились с рифом из песни «All Along the WatchTower»:

Давайте усилим музыкальное движение. Для этого познакомимся еще с одним приемом.

Техника «Double Stopping» позволяет усложнить композицию, сделать ее более насыщенной. Эта техника заключается в том, чтобы играть одновременно больше одной ноты.

Вернемся к нашему примеру. До этого момента мы извлекали звуки по очереди — один за другим, теперь немного изменим риф, играя некоторые ноты одновременно.

Заметьте, что первая нота в этом упражнении играется безымянным пальцем. Это уменьшает подвижность левой руки. Постарайтесь, чтобы звуки шли последовательно и не наслаивались друг на друга.

Рассмотренный риф имеет достаточно простой ритмический рисунок. Благодаря ему, риф можно играть бесконечно.

Все ноты этого примера входят в аккорды Am, G и C.

(Здесь не закрашенные кружочки, обозначают ноты, которые отличают мажорный аккорд от минорного. Они не имеют отношения к длительности ноты.)

Основной недостаток рассмотренного нами рифа состоит в том, что играя его Вы фактически лишаете произведение басовой партии. Это неплохо время от времени, но совершенно недопустимо, для полной, насыщенной композиции.

Решением этой проблемы может стать разделение функций между вашими руками. Вы можете играть левой рукой басовую линию, а правой — сольную мелодию. Это будет выглядеть примерно так:

Этот достаточно простой прием позволяет добиться более полного звучания. К сожалению в контексте конкретного музыкального произведения он может оказаться довольно сложнореалезуем.

С этим упражнением могут возникнуть проблемы, особенно у тех из Вас, кто смотрит во время игры на гриф. Дело в том, что Вы не сможете следить сразу за обеими руками. (Уж поверьте моему опыту!). Со временем Вы научитесь чувствовать свой бас и сможете играть не глядя. Не огорчайтесь, если у Вас это не получится прямо сейчас. Тренируясь на подобных примерах, со временем, Вы обязательно овладеете этим навыком.

Рассмотрим еще несколько вариантов аккордов.

(Как и прежде пустой кружочек не влияет на длительность нот. Его цель — привлечь ваше внимание.) Сравните этот вариант аккордов с предыдущем и вы поймете почему наш риф стал звучать лучше.

Когда Вы научитесь играть независимо каждой из рук, вернитесь к первому примеру и сыграйте его, сместив басовую линию на октаву вниз.

На первом ладу струна опущена илиже всего к грифу, поэтому играя F на первом ладу струны E, усильте удар.

Рассмотренные в этом уроке рифы довольно сложные, поэтому постарайтесь тщательно проработать их.

Источник

Тэппинг для бас гитары

Обычно этот прием можно увидеть в исполнении соло гитаристов, однако это не значит, что использование тэппинга ограничивается соло партиями. Он великолепно подходит и для создания сопровождения песни. Использование тэппинга может поднять музыку вашей группы на новый уровень. Грамотное его применение обогатит звук и привлечет внимание публики.

Технические приемы позаимствованы у профессиональных бас гитаристов. Однако чтобы освоить этот курс Вам совсем не обязательно быть опытным музыкантом. Если Вы только начинаете играть, то непременно будете тратить время останавливаясь в течение урока на других технических приемах.

Условно тэппинг можно разделить на два стиля — стиль Billy Sheehan (+Eddie Van Halen) и стиль Stu Hamm (Joe Satriani). Чуть позже я коснусь обоих.

Ладно, хватит лирики, давайте начнем урок.

Сядьте, возьмите бас и сыграйте указательным пальцем ЛЕВОЙ руки струну A (3-я сверху) на 12 ладу (не используя правой руки. Извлекайте звук с усилием прижимая струну. Этот прием называется «хаммер-он» [hammer on]).

Трудно? Добейтесь чистого звука. Поработайте над завершением ноты. Нота должна звучать четко определенное время и не должна греметь. Звон может возникнуть если Вы немного приподнимете палец или неплотно прижмете струну к ладу.

Оставьте левую руку в том же положении, а правую перенесите так, чтобы ваш локоть был над бриджем, а пальцы над грифом. Поставьте большой палец сверху грифа, и разместите остальные над 14-ым ладом — указательный над струной D, средний — над G. Это ваша основная позиция. Теперь зажмите указательным пальцем струну так, чтобы извлечь звук. Это ваша первая нота сыгранная тэппингом.

Попрактикуйтесь над началом и завершением ноты также, как и для приема хаммер-он.

Теперь соединим два звука вместе.

Повторяйте пока не почувствуете что у вас получается. Прислушивайтесь к звуку в интервале между нотами. Я начал делать это через несколько недель, но Вы можете начать сразу как только будете готовы.

Вернемся к другим пальцам, а именно — к среднему пальцу вашей правой руки. Он должен находиться над 14-ым ладом струны G. Попробуйте извлечь звук этим пальцем.

Добейтесь комфортного звучания и сыграйте эту ноту вместе с другими.
Сначала:

Повторяйте упражнение, пока не получится ровный звук. Вы должны научиться играть эту последовательность вслепую, не глядя на гриф.

[Настало время сделать перерыв. Если у Вас возникли трудности с упражнениями, постарайтесь преодолеть их перед тем как двигаться дальше.]

Порядок. Теперь давайте переместимся на тон вниз

И в качестве последнего упражнения давайте сыграем все три куска вместе, чтобы получить наше первое законченное произведение.

В следующий раз, когда ваша группа будет играть «All Along the WatchTower» (в тональности A), Вы сможете поддержать аккорды и обогатить звук соло. 🙂

Источник

Специальный рок >Тэппинг. Примеры. Упражнения для тэппинга

Приветствую всех читателей и учеников Гитаршколы. В прошлых уроках мы ни раз с Вами поднимали тему тэппинга. Сегодня хотелось бы расставить все точки на И. Изучить максимальное количество упражнений на тэппинг или просто научиться играть тэппингом.

Если эти упражнения покажутся Вам слишком легкими, Вы можете усложнить себе задачу и совместить тэппинг со свипом, либо поиграть арпеджио при помощи совмещения тэппинга и хаммер-онов.

А если Вы новичок или только начали заниматься тэппингом — этот урок для Вас.

В изучение тэппинга нам поможет знаменитый отличный гитарист — Дженифер Баттен. Что ж, начнём разучивать упражнения для тэппинга.

Упражнения для тэппинга на электрогитаре:

Пример 1

В 1-м и 2-м тактах правая рука при движении по пентатонике вверх повторяет аппликатуру левой, только на квинту выше (А-минорная пентатоника в левой руке и Е-минорная в правой). В следующих 2-х тактах демонстрируется техника исполнения форшлагов при помощи тэппинга. Тэппинговые ноты должны извлекаться быстро и легко.

Пример 2

В этом примере обеим рукам приходится менять позицию. В 1-м такте левая рука располагается в 9-й позиции, а правая — в 16-й. Во 2-м такте левая рука перемещается в 7-ю позицию. Не убирайте указательный палец левой руки с ноты Е до тех пор, пока мизинец не окажется на ноте А. Ваша правая рука, отслеживая аппликатуру левой, также переместится из 16-й позиции в 14-ю.

Пример 3

Здесь использована популярная техника исполнения триолей при помощи хаммеров. Сначала делается хаммер пальцем правой руки, затем пул к ноте в левой руке, и, наконец, хамер пальцем левой руки. Этот пример строится на основе двух мажорных трезвучий (G и Db), которые чередуются ,при переходе к каждой следующей струне (т.е. трезвучие G играется на 6-й, 4-й и 2-й струнах, а трезвучие Db — на 5-й, 3-й и 1-й). При помощи такой линии можно создать напряжение в соло, перед разрешением добавив в арпеджио b5-ю или b9-ю ступени.

Пример 4

Этот пример представляет собой движение вверх по С-мажорной гамме с использованием коротких тремоло между правой и левой руками. Чтобы испонить бенд в конце фразы, расположите правую руку параллельно грифу, далее возьмите ноты Е и С на 1-й и 2-й струнах, и немедленно подтяните 2-ю струну левой рукой на целый тон. При исполнении бенда с использованием тэппинга, основную работу выполняет левая рука, правая лишь прижимает струну к ладу и двигается вместе с ней в направлении, определяемом усилием левой руки.

На следующем уроке мы продолжим с Вами изучение примеров тэппинга, так же будет и третья часть этого курса. Для тех кто действительно хочет научиться играть тэппигом, я бы посоветовал следить за уроками, либо подписаться на бесплатную рассылку уроков.

Отличные упражнения на теппинг. Как раз искал табы с развернутыми трезвучиями.

Источник

Оцените статью