Термины по фортепиано все классы

Музыкальные термины по классам для учащихся ДМШ и музыкальных отделений ДШИ.
методическая разработка на тему

Предлагаемый словарь музыкальных терминов включает в себя наиболее распространенные иностранные термины в латинском написании, дается их транскрипция и краткий перевод на русский язык. Словарь предназначен для учащихся Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Все термины распределены по классам, по степени усложнения.

Скачать:

Вложение Размер
Музыкальные термины по классам для технического зачета (2 — 7 классы) 19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальные термины по классам для учащихся ДМШ и ДШИ.

Термины 2 класс

Allegro — Аллегро — скоро, весело

Allegretto — Аллегрэтто — оживленно

Moderato — модэрато — умеренно

Allegro moderato — аллегро модэрато — умеренно скоро

Andante — андантэ — спокойно

Andantino — андантино — скорее Andante, но медленнее Allegretto

Adagio — адажио — медленно

Dolce — дольче — нежно, мягко

legato — легато — связно

staccato — стаккато — отрывисто

crescendo (cresc.) — крещендо — увиличение громкости звука

diminuendo — (dim.) — диминуэндо — уменьшение громкости звука

ritenuto (rit.) — ритэнуто — замедляя

a tempo, tempo I — а тэмпо, тэмпо примо — в прежнем темпе

mp — меццо пиано — не очень тихо

f — фортэ — громко

mf — меццо фортэ — не очень громко

pp — пианиссимо — очень тихо

ff — фортиссимо — очень громко

> — акцент — акцент, ударение

фермата — знак продления длительности звука

sf — сфорцандо — неожиданно громко

Термины 3 класс

Lento — ленто — медленно, протяжно

Molto — мольто — очень

Piu mosso — пью моссо — более подвижно

meno mosso — мэно моссо — менее подвижно

poco — поко — немного, мало

poco a poco — поко а поко — мало по малу

marcato — маркато — четко, подчеркивая

sempre — сэмпрэ — все время

subito — субито — внезапно

cantabile — кантабиле — певуче

legatissimo — легатиссимо — в высшей степени связно

tempo di valse — тэмпо ди вальса — в темпе вальса

tempo di menuetto — тэмпо ди минуэтто — в темпе менуэта

tempo di marcia — тэмпо ди марша — в темпе марша

tempo di mazurka — тэмпо ди мазурка — в темпе мазурки

Da capo al Fine — да капо аль финэ — повторить с начала до слова «Конец»

Термины 4 класс

Vivo, Vivace — виво, виваче — быстро, живо

Vivacissimo — вивачиссимо — в высшей степени скоро

Presto — прэсто — быстро

espressivo — эспрэссиво — выразительно

Agitato — ажитато — возбужденно, взволнованно

Scherzando — скерцандо — шутливо

morendo — морэндо — замирая

simile — симиле — подобно, так же

sostenuto — состэнуто — сдержанно

accelerando — аччелерандо — ускоряя

ma non troppo — ма нон троппо — но не слишком

doloroso — долорозо — печально

con moto — кон мото — с движением

coda — кода — кода, конец

Risoluto — ризолюто — решительно

una corda — уна корда — взять левую педаль

tre corda — трэ корда — взять правую педаль

Leggero — леджьеро — легко

Термины 5 класс

Largo — лярго — широко

Largetto — ляргетто — скорее чем Largo, но медленнее Andante

Grave — гравэ — торжественно, тяжело

Graziozo — грациозо — грациозно, изящно

Giocoso — джокозо — радостно, весело, игриво

Energico — энерджико — энергично

Smorzando — сморцандо — замирая

Assai — ассаи — весьма, очень

Senza — сэнца — без

Con anima — кон анима — с душой, с чувством

Animato — анимато — воодушевленно

con brio — кон брио — возбужденно, живо, весело

con fuoco — кон фуоко — с жаром, страстно

con affeto — кон аффэто — с чувством

allargando — алларгандо — расширяя

rallentando — раллентандо — замедляя

subito — субито — внезапно

mein droite — мэйн друат — правая рука

mein gauche — мэйн гош — левая рука

Термины 6 класс

Appasionata — аппасьонато — страстно

Brillante – брильянтэ — блестяще

Maestoso — маэстозо — торжественно, величественно

Pesante — пэзантэ — тяжело, грузно

Semplice — сэмпличе — просто, естественно

Tranquillo — транкуилло — спокойно, безмятежно

Calando — каландо — стихая

Calmando — кальмандо — успокаиваясь

Rubato — рубато — ритмически свободное исполнение

ad libitum — ад либитум — по желанию

ancora — анкора — еще повторить

attaca — аттака — без перерыва приступить к следующей части

con delicatezza — кон дэликатэцца — нежно, деликатно, утонченно

Bagatella – багатэлла — безделица. Название небольшой пьесы не сложной по содержанию

Термины 7 класс

Deciso — дэчизо — решительно, смело

Spirito — спирито — воодушевленно

Lamentabile — ламэнтабиле — жалобно

Rinforzando — ринфорцандо — усиливая

Stringendo — стринджэндо — ускоряя

a piacere — а пьячере — по желанию

sotto voce — сотто воче — вполголоса

a mezza voce — а мэцца воче — вполголоса

Sopra — сопра — над, сверху

Pochetto Pochettino – покэтто покэттино — немножко, чуть-чуть

Volante — волантэ — летающий, порхающий

con comodo — кон комодо — удобно, не спеша, непринужденно

quasi — квази — как бы, вроде, почти, подобно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом материале я предлагаю кроссворды, чтобы учащимся интересно было изучать музыкальную терминологию. Далее, ученикам можно предложить самим составить кроссворды.

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по п.

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Словарь содержит наиболее употребительные термины.

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею создания данного учебного материала. Предназна.

Пособие предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Ориентировано на программу «Музыка» Сергеевой, Критской, Шмагиной. Представляет систему работы с обучающимися по усвоению музыкальны.

Использовать на обобщающем уроке «В музыкальном театре» в 4 классе.

Данные требования по музыкальной терминологии предназначены для подготовки учащихся 1-8 классов к сдаче тестов на техническом зачете. Материал распределен по классам, по степени усложнения. Иностранны.

Источник

Термины для 5,6,7,8 класса фортепиано

Музыкальные термины

5,6,7, 8 классы

Динамические оттенки (нюансы)

Динамика – изменение громкости звучания в музыкальном произведении.

Нюанс – оттенок звучания.

Обозначения динамических оттенков:

Термин

Произношение

Значение

pp

p

mp

mf

Не очень громко

F

FF

Diminuendo (dim)

Постепенно уменьшая силу звука

Crescendo(cresc)

Постепенно увеличивая силу звука

Акцент (>)

Выделение, подчеркивание музыкального звука или аккорда

Sforzando (sf)

Subito(sub)

Внезапная смена динамического оттенка

Subito piano

Subito forte

Штрихи

Штрих – способ извлечения и ведения звука на каком-либо инструменте (или в пении).

Термин

Произношение

Значение

Legato

Non legato

Отдельно, не связно

Staccato

Темпы

Темп – скорость движения при исполнении музыкального произведения определяемая смысловым содержанием музыки.

Очень медленные

Термин

Произношение

Значение

Largo

Lento

Adagio

Grave

Медленные

Larghetto

Несколько скорее, чемLargo

Andante

Sostenuto

Умеренные

Moderato

Andantino

Подвижнее, чем Andante

Allegretto

Быстрые

Allegro

Vivo

Живо; скорее, чем allegro, но медленнее, чем presto

Vivace

Presto

Prestissimo

Характер исполнения

Термин

Произношение

Значение

Alla Marcia

Animato

Agitato

Cantabile

Dolce

Espressivo

Graziozo

Scherzando

Risoluto

Marcato

Maestoso

Morendo

Con fuoco

Агогические оттенки

Агогика – небольшие отклонения от темпа с целью выразительности музыкального исполнения.

Термин

Произношение

Значение

Ritenuto(rit)

Accelerando(accel)

Allargando (allarg)

A tempo

Tempo I

Piu mosso

Meno mosso

Poco a poco

Tenuto

Con moto

Ritardando (retard)

Ralentando (rall)

Attacca

Исполнять без перерыва (при переходе от одной части к следующей)

Дополнительные слова к обозначению терминов

Термин

Произношение

Значение

Assai

Non troppo

Molto

Sempre

Con

С, при, вместе (предлоги)

Con anima

Дополнителные термины

Термин

Произношение

Значение

Da capo al fine

Да капо аль фине

Повторить с начала до конца

Coda

Simile

Точно так, как раньше

Tutti

Все вместе (артисты оркестра или группы)

Требования к знанию терминов:

— уметь находить музыкальные термины в нотном тексте,- уметь правильно произносить музыкальные термины,- знать значение музыкальных терминов.

Необходимо знать значение слов и понятий: акколада, бекар, бемоль, диез, динамические оттенки, длительности нот и пауз, ключевые знаки, метр, нотный стан, размер (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8), реприза, пауза, сильная доля, слабая доля, случайные знаки, такт, фермата.

Оставьте свой комментарий

У автора в друзьях: 11

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Термины по слушанию музыки для учащихся 1-3 классов и по музыкальной литературе «Вводный курс» и зарубежной музыкальной литературе

Специально для учеников мной созданы своды терминов по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» («Вводный курс» и «Зарубежная музыкальная литература»). Термины я раздаю каждому ученику. Это позволяет не тратить время урока на записывание, освождает его для прослушивания музыкальных произведений и их анализ, помогает при подготовке учеников к занятиям. Особенно актуально это для занятий в первых классах школы, так как ребята еще плохо и медленно пишут, очень часто теряют свои записи. Благодаря тому, что все правила пронумерованы, а в четвертом классе еще и разделены по темам, появляется возможность родителям контролировать подготовку своих детей к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
terminy_po_slush_muz_i_muz_lit_4-5_kl.docx 43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Слушание музыки. 1-3 классы.

  1. Ария — самостоятельный сольный номер в опере, оратории, кантате с оркестровым сопровождением. Имеет законченную форму.
  2. Ариетта – маленькая ария.
  3. Ариозо – подобие арии. Не имеет четких границ, свободную форму и лирическую мелодию.
  4. Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее измененных повторений. ( А, А 1, А 2, А 3 ,А 4 )
  5. Двухчастная простая форма – состоит из двух периодов. (АА 1 ВВ 1 илиАА 1 ВА 1 или АВА 1 В 1 )
  6. Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента.
  7. Динамика – (от греч. – сила) – громкость звучания.
  8. Жанр – вид, род музыки, разновидность музыкальных произведений.
  9. Три основных жанра бытовой музыки (три «кита») — песня, танец, марш.
  10. Календарные песни – исполнялись во время народных праздников, соответствующих народному календарю. Святочные, колядки, масленичные, веснянки, егорьевские, купальские, жатвенные и другие.
  11. Кантилена – широкая, распевная мелодия (как вокальная, так и инструментальная).
  12. Кульминация – точка наивысшего расцвета музыкальной темы.
  13. Куплетная форма – музыкальная форма, состоящая из нескольких куплетов, которые состоят из запева и припева. Чаще всего встречается в песнях.
  14. Марш – музыка, звучащая в темпе шага. Особенности маршей –двухдольный метр, мажорный лад (кроме траурных маршей),темп шага. Различаются детские, праздничные, триумфальные, спортивные, сказочные, траурные и др.
  15. Мелодия (от греч. – напев) – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
  16. Месяцесловы — народные календари, в которых были собраны приметы, обряды, описание народных праздников. Передавались устно из поколения в поколение.
  17. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Доля – единица метра, пульс музыки. Размер – числовое выражение метра.
  18. Монолог – сольный оперный номер в свободной форме.
  19. Мотив – самый маленький элемент музыкальной речи. В нем одна сильная доля.
  20. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения.
  21. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни людей ( праздничный, родинный, свадебный и др.)
  22. Опера (от лат. – труд, произведение) – музыкально-театральный жанр, в котором содержание воплощается средствами сценического и вокального искусства.
  23. Оркестр – коллектив музыкантов.
  24. Оркестр симфонический – состоит из четырех основных групп инструментов: струнно-смычковые ( скрипка, альт, виолончель, контрабас), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые ( труба, тромбон, валторна, туба), ударные (малый и большой барабаны, тарелки, литавры, колокольчики, треугольник, гонг, симфонические колокола, ксилофон и др.) дополнительная группа – фортепиано, арфа, челеста, орган.
  25. Оркестр народных инструментов – состоит из трех групп: струнная (домры, балалайки), духовая ( свирели, рожки, жалейки, волынки), ударная ( трещотки, коробочка, дрова, кокошник, ложки, барабаны и др.)
  26. Либретто (от ит. – книжечка) — текст оперы.
  27. Период – самая простая музыкальная форма. Законченное построение, в котором выражена одна музыкальная мысль. Состоит из двух повторных предложений.
  28. Песня – самый простой жанр вокальной музыки. Имеет запоминающуюся мелодию и несложный аккомпанемент.
  29. Предложение – часть периода, состоит из двух или трех фраз.
  30. Программная музыка – произведение с заданной программой (сюжетом). Вся вокальная музыка является программной, а также произведения, имеющие названия, эпиграфы, заголовки частей.
  31. Регистр – объединение звуков по высоте (высота звучания). Есть высокий, средний, нижний регистры.
  32. Речитатив – (от итал. –читать вслух, декламировать) – особый вид вокальной музыки, когда в мелодии воспроизводятся интонации и ритм разговорной речи.
  33. Прелюдия (от лат. – перед) – вступление к какому-либо музыкальному произведению или самостоятельная пьеса в свободной форме.
  34. Ритм – чередование долгих и коротких звуков.
  35. Рондо (от фр. – круг) – музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами . Рефрен – одна и та же повторяющаяся тема, имеющая быстрый темп и тенцевальный характер . Эпизоды – построения между повторениями рефрена. (А ВАСА или АВАВ 1 А)
  36. Сюита (с фр. –ряд, вереница) – цикл разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.
  37. Тема музыкальная – основная музыкальная мысль произведения. В большом произведении может быть несколько тем.
  38. Тембр (от фр. – окраска) –окраска звучания голоса или инструмента. Тембры певческих голосов: женские –сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские –тенор, баритон, бас; детские – альт, дискант.
  39. Темп – скорость звучания музыкального произведения. Различаются медленные (анданте, адажио, ленто, лярго), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо, виваче) темпы.
  40. Трехчастная простая форма – состоит из трех периодов.(АА 1 ВВ 1 АА 1 –повторная, АА 1 ВВ 1 СС 1 – неповторная)
  41. Увертюра – оркестровое вступление к опере или балету. Может быть также самостоятельным произведением.
  42. Фактура – музыкальная ткань, способ изложения музыкального материала. Различаются: монодическая (одноголосие), полифоническая (многоголосие, в котором все голоса самостоятельны), гомофонно-гармоническая (мелодия с сопровождением) и аккордовая (многоголосие, при котором все голоса движутся в едином ритме. Мелодия, как правило, находится в верхнем голосе) фактуры.
  43. Фольклор — народная мудрость, народное творчество. Фольклор детский – это песни, которые поют взрослые детям и песни, которые поют дети во время игры. Взрослые поют потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные. Дети – считалки, дразнилки, скороговорки, игровые песни.
  44. Форма – строение музыкального произведения.
  45. Фраза – часть предложения, иногда состоит из нескольких мотивов.
  46. Хор – коллектив певцов. Различаются женские, мужские, детские, смешанные. Партии в смешанном хоре называются: сопрано, альт, тенор, бас.

В помощь ученикам памятка

«Говорим о музыке»

Взволнованная приветливая мечтательная мощная

Возбужденная изящная задумчивая победная

грозная сказочная сдержанная торжественная

воинственная фантастическая суровая бодрая

резкая зловещая строгая поэтическая

мужественная простодушная игривая радостная

решительная задушевная задорная

певучая напевная выразительная озорная

лирическая порхающая жалобная искренняя

причудливая широкая гибкая вдохновенная

четкий упругий пунктирный пульсирующий

настойчивый танцевальный синкопированный равномерный

мягкие ласковые умоляющие вкрадчивые

стонущие разговорные настойчивые речевые

призывные злобные повелительные удивленные

вопросительные радостные тоскливые успокаивающие

adagio largo andante lento

moderato andantino allegretto

allegro presto vivo vivace

монодическая полифоническая гомофонно-гармоническая аккордовая

плотная прозрачная легкая воздушная тяжелая

высокий средний нижний

forte piano mf mp ff pp

Термины по музыкальной литературе

4 класс. Первый год обучения

Тема: «Средства музыкальной выразительности»

  1. Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента.
  2. Динамика – (от греч. – сила) – громкость звучания.
  3. Мелодия (от греч. – напев) – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
  4. Кантилена – широкая, распевная мелодия (как вокальная, так и инструментальная).
  5. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Доля – единица метра, пульс музыки. Размер – числовое выражение метра.
  6. Лад – согласованность звуков, различных по высоте, вокруг устойчивого звука – тоники.
  7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.
  8. Регистр – объединение звуков по высоте (высота звучания). Есть высокий, средний, нижний регистры.
  9. Речитатив – (от итал. –читать вслух, декламировать) – особый вид вокальной музыки, когда в мелодии воспроизводятся интонации и ритм разговорной речи.
  10. Ритм – чередование долгих и коротких звуков.
  11. Тембр (от фр. – окраска) –окраска звучания голоса или инструмента. Тембры певческих голосов: женские –сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские –тенор, баритон, бас; детские – альт, дискант.
  12. Темп – скорость звучания музыкального произведения. Различаются медленные (анданте, адажио, ленто, лярго), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо, виваче) темпы.
  13. Фактура – музыкальная ткань, способ изложения музыкального материала. Различаются: монодическая (одноголосие), полифоническая (многоголосие, в котором все голоса самостоятельны), гомофонно-гармоническая (мелодия с сопровождением) и аккордовая (многоголосие, при котором все голоса движутся в едином ритме. Мелодия, как правило, находится в верхнем голосе) фактуры.
  14. Кульминация – точка наивысшего расцвета музыкальной темы.

Тема: «Музыкальные формы»

  1. Форма – строение музыкального произведения.
  2. Период – самая простая музыкальная форма. Законченное построение, в котором выражена одна музыкальная мысль. Состоит из двух повторных предложений.
  3. Мотив – самый маленький элемент музыкальной речи. В нем одна сильная доля.
  4. Фраза – часть предложения, иногда состоит из нескольких мотивов.
  5. Предложение – часть периода, состоит из двух или трех фраз.
  6. Двухчастная простая форма – состоит из двух периодов. (АА 1 ВВ 1 илиАА 1 ВА 1 или АВА 1 В 1 )
  7. Трехчастная простая форма – состоит из трех периодов. (АА 1 ВВ 1 АА 1 –повторная, АА 1 ВВ 1 СС 1 – неповторная)
  8. Куплетная форма – музыкальная форма, состоящая из нескольких куплетов. Куплет состоит из запева и припева. Может иметь вступление и проигрыши между куплетами. Чаще всего встречается в песнях.
  9. Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее измененных повторений. ( А, А 1, А 2, А 3 ,А 4 )
  10. Рондо (от фр. – круг) – музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами . Рефрен – одна и та же повторяющаяся тема, имеющая быстрый темп и танцевальный характер . Эпизоды – построения, в которых звучат другие темы, расположенные между повторениями рефрена. (АВАСА или АВАВ 1 А)
  11. Сюита (с фр. –ряд, вереница) – цикл разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

Тема: «Музыкальные инструменты»

1. Оркестр – большой коллектив музыкантов.

2. Оркестр симфонический – состоит из четырех основных групп инструментов: струнно-смычковые ( скрипка, альт, виолончель, контрабас), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые ( труба, тромбон, валторна, туба), ударные (малый и большой барабаны, тарелки, литавры, колокольчики, треугольник, гонг, симфонические колокола, ксилофон и др.) дополнительная группа – фортепиано, арфа, челеста, орган.

3.Оркестр народных инструментов – состоит из трех групп: струнная (домры, балалайки), духовая ( свирели, рожки, жалейки, волынки), ударная ( трещотки, коробочка, дрова, кокошник, ложки, барабаны и др.)

Тема: «Музыкальные жанры»

1. Жанр – вид, род музыки, разновидность музыкальных произведений.

2.Три основных жанра бытовой музыки (три «кита») — песня, танец, марш.

3 . Марш – с французского – ходьба. Это музыка, звучащая в темпе шага. Особенности маршей –двухдольный метр, мажорный лад (кроме траурных маршей),темп шага. Различаются: походные, детские, праздничные, триумфальные, спортивные, сказочные, траурные и др.

4. Песня – самый простой жанр вокальной музыки. Имеет запоминающуюся мелодию и несложный аккомпанемент.

5. Танец – вид музыкального и хореографического искусства, в котором содержание и чувства выражаются через движение под музыку.

5. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения.

6.Опера (от лат. – труд, произведение) – музыкально-театральный жанр, в котором содержание воплощается средствами сценического и вокального искусства.

7. Прелюдия (от лат. – перед) – вступление к какому-либо музыкальному произведению или самостоятельная пьеса в свободной форме.

8.Сюита (с фр. – ряд, вереница) – цикл разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

9. Балет – с итальянского — танцую. Современный балет – это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном искусстве объединяются и другие виды искусств: музыка, живопись, архитектура, сценическое искусство.

10. Пантомима – язык выразительных жестов и мимики.

11. Дивертисмент – ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

12.Кордебалет — «хор» балета. исполняет массовые танцы

13.Хореограф – сочиняет танцы.

14.Балетмейстер – (с немецкого) – «мастер бала», постановщик балетов.

15.Сольные танцы к лассического балета делятся на два вида:

— классический. Может быть сольным и ансамблевым. Центральный номер балета – Pas-de-deux. Состоит из адажио (дуэт), вариаций (сольные номера героя и героини) и быстрой коды.

— характерный танец – (национальный, комический, сказочный)

Тема: «Программная музыка»

Программная музыка – произведение с заданной программой (сюжетом). Вся вокальная музыка является программной, а также произведения, имеющие названия, эпиграфы, заголовки частей.

Примеры программных произведений:

П.И. Чайковский «Детский альбом»

П.И.Чайковский «Времена года»

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

Р.Шуман «Альбом для юношества»

Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада»

А.К. Лядов. «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро»

Зарубежная музыкальная литература.

  1. Невмы – значки для записи старинных католических богослужебных песнопений.
  2. Григорианский хорал – католическое богослужебное песнопение, названное так в честь папы римского Григория I. Предназначено для исполнения мужским хором в унисон. Написано на текст молитв на латинском языке.
  3. Гвидо д , Ареццо – итальянский монах. Изобрел в XI веке новый способ нотации (записи нот) на четырех линейках. Звуки, соответствующие линейкам, он обозначал буквами, которые впоследствии видоизменились и превратились в ключи.
  4. Нотопечатание появилось в конце XV века
  5. Органум – двухголосное исполнение богослужебного песнопения в октаву, квинту или кварту.
  6. Полифония – ( с греч. — многоголосие) – такой вид многоголосия, при котором одновременно звучат два или большее количество голосов, каждый из которых имеет самостоятельную мелодическую линию.
  7. Гомофония – многоголосие, в котором один голос ведет главную мелодию, а остальные ему подчинены. Гомофонный склад музыкального изложения также называют гомофонно-гармоническим.
  8. Средневековые поэты-певцы XII-XIV веков, исполнители своих песен – трубадуры (юг Франции), труверы (север Франции), миннезингеры (Германия). В XIV-XVI веках в Германии их называли мейстерзингеры.
  9. Месса – полное католическое песнопение на латинском языке. Состоит из 6 частей. 1- «Кирие элеизон» («Господи, помилуй»), 2 –«Глория» («Слава»), 3 – «Кредо» («Верую»), 4- «Санктус» («Свят»), 5- «Бенедиктус» («Благославен»), 6- «Агнус Дэи» («Агнец Божий»). К XV веку превратилась в цикл из сложных полифонических частей.
  10. Цикл – произведение из нескольких частей, объединенных общим замыслом.
  11. Барокко – с ит. «причудливый, странный» — художественный стиль в искусстве конца 16-первой половины 18 века. В этот период на первый план выходят жанры оперы, крупные циклические формы (соната, концерты, кончерто гроссо, сюиты). Для барокко характерно стремление к синтезу различных видов искусства и драматической экспрессии, сочетание несочетаемого. Представители музыкального барокко – Вивальди, Бах, Гендель.
  12. Имитация – (с лат.-подражание) – основной прием развития в полифонии, когда вслед за мелодией, заканчивающейся в одном голосе, другой голос повторяет ее от другого звука.
  13. Каденция или каданс – мелодический или гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его раздел.
  14. Опера – музыкально-театральное произведение, в основе которого лежит синтез различных видов искусств: музыка, литература, художественное искусство, пение и др. появилась в конце XVI века в Италии. Оперные жанры 18 века: опера-сериа (серьезная), опера-буффа (комическая), французская лирическая трагедия (основоположник – Ж.Б. Люлли), зингшпиль (комическая с разговорными диалогами).
  15. Оратория – произведение большого размера для хора, солистов и оркестра с развитым религиозным сюжетом. Тип ораторий – страсти или пассионы (с лат. – страдания)
  16. Кантата – произведение для хора, солистов и оркестра на религиозный или светский сюжет. От оратории отличается более скромными размерами.
  17. Общие черты ораторий и кантат – о развитии сюжета рассказывает хор. В них нет сценического действия, костюмов и декораций. В них, как и в опере, есть хоры, арии, речитативы, вокальные ансамбли.
  18. Фуга – самая сложная форма имитационной полифонии.
  19. Жанры органной музыки – малые полифонические циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), хоральные прелюдии (обработки протестантских хоралов).
  20. Клавирная музыка – общее название произведений для клавесина, клавикорда, фортепиано, органа.
  21. Сюита – один из жанров старинной клавесинной музыки, состоит из нескольких частей, написанных в одной тональности. Основные части сюит – танцы (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Дополнительные пьесы: менуэт, гавот, бурре или ария.
  22. Аллеманда – появилась в 16-17 веках в нескольких европейских страх. К концу 18 века, войдя в сюиту, она превратилась в прелюдию (вступление) в неторопливом темпе, в размере две или четыре четверти.
  23. Куранта – трехдольный подвижный парный танец французского происхождения.
  24. Сарабанда – трехдольный испанский танец, медленный, близкий к траурному шествию.
  25. Жига – стремительный задорный танец ирландского или английского происхождения. В старину это танец матросов. Пишется в размерах три или шесть восьмых.
  26. Менуэт – французский трехдольный танец, подвижный и грациозный.
  27. Гавот — подвижный четырехдольный французский танец.
  28. Токката (с ит. «касаться, трогать») виртуозная пьеса для клавишных инструментов.
  29. Инвенция – (с лат «выдумка, изобретение»)- двух или трехголосная полифоническая пьеса.
  30. Тема – основная музыкальная мысль произведения. В муз.произведении может быть несколько тем.
  31. Противосложение – мелодия, звучащая в одном из голосов во время проведения темы в другом голосе. Противосложение может быть удержанным (повторяющееся в разных голосах).
  32. Интермедия – в полифонии разделы между проведениями темы, где тема в своем первоначальном виде не звучит, а используются только ее отдельные обороты.
  33. Канон или каноническая имитация — точное проведение темы в другом голосе, но с небольшим опозданием.
  34. Классицизм – (от лат. «образцовый») стиль в литературе и искусстве 17-начала 19 века. Эстетика классицизма основана на признании разумности и гармоничности бытия. Название стиля происходит от обращения к классической древности как высшей форме эстетического совершенства. Главные правила эстетики классицизма- ясность, стройность и законченность композиции, стройность форм, сдержанность в выражении чувств. Представители муз.классицизма — Глюк, Боккерини, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Важнейшее достижение этой эпохи – интенсивное развитие инструментальной музыки, формирование и господство сонатной формы и сонатно-симфонического цикла, а также реформирование оперных жанров( сериа и буфа), в которых главными были: действенность развития, ясность и простота выразительных средств, благородный и возвышенный характер музыки. Вершина классицизма – творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена.
  35. Венская классическая школа – художественное направление в музыке второй половины 18 – начала 19 веков. К нему относят творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена. Общие черты в их жизни и творчества позволили музыковедам объединить этих композиторов в данное художественное направление. Каждый из них обладал и яркой творческой индивидуальностью. Творчество композиторов ВКШ тесно связано с народной и бытовой музыкой. Они обобщили весь предшествующий мировой опыт музыкального искусства и выработали универсальный язык, понятный всем людям. Их музыкальному языку свойственны простота, ясность и выразительность, их ритмика естественна, непринужденна и разнообразна. Характерная особенность — четкое членение музыкальной ткани на относительно краткие построения, отвечающие единому структурному принципу, квадратность структуры. Они широко используют созвучия мажоро-минорной системы, свободно используют, диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает искусство модуляции. Композиторы ВКШ внесли решающий вклад в формирование сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. В их творчестве утвердился состав симфонического оркестра, составы струнного и фортепианного трио, струнного квартета, квинтета. Из сольных инструментов первостепенное значение приобрело фортепиано, вытеснившее клавесин и клавикорд. Переосмысливаются жанры церковной музыки ( они превратились в особый род концертной вокально-инструментальной музыки). Творчество этих композиторов оказало огромное влияние на все последующее развитие музыкального искусства. Их произведения до сих пор остаются непревзойденными образцами.
  36. Соната – циклическое произведение для одного или двух инструментов, состоящее из трех частей. 1 часть – сонатное аллегро, 2 часть – медленная, 3 часть — финал
  37. Сонатная форма – высшая форма гомофонно-гармонической музыки. В этой форме обычно пишутся первые части сонат и симфоний. Состоит из трех разделов: экспозиция (показ основных тем), разработка (развитие тем экспозиции), реприза (повторение тем экспозиции). Экспозиция построена на сопоставлении или контрасте двух основных тем: главной и побочной партий. Гл. п. — в основной тональности, побочная – в тональности доминанты (если основная мажорная) или в тональности параллельной (если основная тональность — минорная). Между гл. и п. находится связующая партия. Она может быть самостоятельной темой или может быть построена на материале гл партии. Выполняет роль перехода к тональности побочной партии. После побочной партии звучит либо небольшое заключение, либо самостоятельная заключительная тема. В разработке темы развиваются (дробление, мотивное развитие, тональное, секвенционное, полифоническое, тембровое). Реприза : все темы звучат в том же порядке, что и в экспозиции, но в основной тональности. Темы могут быть сокращены, связующая партия может отсутствовать. В сонатной форме могут быть вступление и кода.

Г.п. – основная тон-ть

Св.п. – переход из Т в Д или параллельную тон-ть

П.п. тон-ть Д или параллельная

Развитие тем (мотивное, секвенционное, тональное, полифоническое, тембровое)

Все в основной тональности

  1. Симфония – произведение для симфонического оркестра. Классическая симфония состоит из четырех частей: 1 – сонатное аллегро, 2 — медленная, 3 — менуэт со средним разделом трио, 4 – финал.
  2. Сонатно-симфонический цикл – форма сонат и симфоний.
  3. Парный состав оркестра – называется так, потому что в нем по два деревянных духовых инструмента. Сформировался в творчестве Гайдна.
  4. Рондо — форма, основанная на чередовании основной темы (рефрена) с контрастными эпизодами. АВАСА
  5. Вариации – музыкальная форма. Состоит из темы и нескольких ее видоизмененных повторений А А1 А2 А3 А4. Могут быть двойные вариации (на две темы). АВА1В1А2В2 (АА1А2А3 ВВ1В2В3)
  6. Увертюра – вступление к о пере или балету. Пишется чаще в сонатной форме или сонатной форме без разработки. Может исполняться как самостоятельное произведение.
  7. Романтизм (от слова роман, романс) – художественное течение в искусстве середины 1810х — конца 19 века. Особый акцент в романтической музыке на воплощение мечтательных, лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений. Композитор передает свои чувства, мысли, впечатления от окружающего мира, природы с повышенной эмоциональной выразительностью. Его герой — часто, он сам. Ведет борьбу за существование, трагически одинок; это своеобразная, глубоко и тонко чувствующая личность с богатой фантазией.
  8. Жанры романтизма – романтическая опера, песни, вокальные циклы, вокальная и инструментальная баллада, симфоническая поэма. Фортепианные миниатюры (прелюдии, ноктюрны, пьесы-танцы (мазурки, вальсы, полонезы, польки), экспромты ,музыкальные моменты, песни без слов). Фортепианные пьесы объединяются в циклы. Большее значение приобретает программность, фантастические образы, обращение к народным преданиям, легендам, народным мелодиям. Появляются национальные музыкальные школы.
  9. Прелюдия — от латинского «вступление». В творчестве Баха предваряет фугу, в 19 веке становится самостоятельным произведением, отражающим один музыкальный образ.
  10. Ноктюрн – в переводе «ночной». В 18 веке так называли многочастные произведения для духовых и струнных, как и серенады, исполняемые на открытом воздухе. В начале 19 века так стали называть одночастные певучие лирические пьесы мечтательного характера. Основоположник – Джон Фильд.
  11. Этюд – в переводе «изучение». В 19 веке так стали называть пьесы, предназначенные для развития техники игры на каком-либо инструменте. Основаны на применении определенного технического приема. Одновременно с этим Шопен сделал этюды высокохудожественными произведениями.
  12. Музыкальный момент, так же как и экспромт – произведения, возникающие как бы в результате импровизации под влиянием какого-либо внезапного впечатления или настроения.
  13. Экосез – старинный шотландский старинный танец
  14. Баллада – произведение повествовательного склада с элементами фантастики, мистики. Возникла сначала в поэзии, затем – в музыке в вокальном и инструментальном вариантах.

Источник

Читайте также:  Бесаме мучо ноты для фортепиано ре минор
Оцените статью