Термины связанные с гитарой

Словарь музыканта. Часть 1: жаргон

Давайте представим ситуацию: вы попадаете в компанию заядлых геймеров, которые разговаривают об одной из любимых онлайн-игр. Скажите, вы будете понимать все, о чем они говорят? Если не все, то насколько в целом хорошо вы поймете, о чем идет речь? Сколько новых слов вы узнаете? Вам наверняка покажется, будто вы попали в другую страну и пытаетесь понять местный язык: это будет настоящий поток сотен жаргонизмов и еще больше узкопрофессиональных слов.

Подобная история встречается абсолютно во всех сферах деятельности человека. В армии, на МКС, в операционной и на сцене все разговаривают на своем профессиональном сленге.

Специально для вас команда Strunki.ru подготовила словарь жаргонизмов музыканта, который поможет вам «блеснуть» знаниями в любой околомузыкальной комании.

Бенд – подтяжка струны при помощи пальцев левой руки. В другом смысле под словом «бенд» подразумевают музыкальную группу (от англ. band).

Палка – не барабанная палочка, а гитара низкокачественного производства no-name фирмы. Иногда такую гитару еще называют веслом. Акустическую, классическую или полуакустическую гитару часто называют банкой.

«Жирный» звук – насыщенный и тяжелый звук, от которого музыкантам и слушателям хочется пуститься в слэм и мош.

Батарея – гармонь или баян.

Биты – электронный аналог вашего барабанщика в группе.

Сэмплы – оцифрованный фрагмент заранее записанного инструмента.

Подложка – музыка, включающая в себя биты и сэмплы. Довольно часто используется в группах, которые в своих аранжировках используют электронную музыку или заранее записанные инструменты. Как правило, включается с ноутбука.

Грув – труднодостижимый и практически неуловимый момент, недоступный большинству начинающих музыкантов. Означает грамотное сочетание бас-гитары и перкуссии, которое должно заставить слушателя двигаться в такт музыке.

Заливки – они же ушные мониторы.

Клик – звук метронома, направленный в ушные мониторы музыкантов.

Клиппинг – не производство клипов, а всего лишь искажение звука, происходящее при обрезании амплитуды сигнала. Простыми словами, чем мощнее звукосниматели и чем больше уровень «гейна» на звуковой карте, тем больше шанс, что оборудование начнет клиповать. Основные симптомы клиппинга – треск и шипение.

Лид – лидирующий инструмент в композиции (лид-гитара, синтезатор и т.д.).

Лейбл – компания, издающая музыку и занимающаяся продвижением музыкантов с целью получения прибыли для обеих сторон.

DAW-программа – цифровая звуковая рабочая станция (FL Studio, Cubase, Studio One и т.д.).

Машинка – она же тремоло или Floyd Rose. Позволяет плавно ослаблять или усиливать натяжение струн, что ведет к управляемому изменению высоты звука.

Минус – композиция без вокала или какого-либо инструмента.

Песок – умышленное добавление высоких частот с характерным преобладанием шипения в звуке.

Плевалка, или прокладка между вокалистом и микрофоном – поп-фильтр.

Поливалово – невероятно огромное количество нот, извлекаемых в единицу времени.

Примочка – устройство для обработки звука, обычно так называется педаль эффектов.

Рыба – несведенный и сырой материал, записанный за пять минут и на коленке.

Стекло – звонкий и чистый звук электрогитары. Подобный звук повсеместно используется в фанке и в современной поп-музыке.

Стэк – система из усилителя и кабинета.

Цифра – всё цифровое оборудование, включающее в себя гитарные процессоры и обработку звука через компьютер.

Шит-контроль – прослушивания сведенной композиции на заведомо плохом оборудовании.

Источник

Словарь музыкальных терминов для гитариста

В этой статье представляю твоему вниманию словарь основных понятий и терминов, которые должен знать настоящий гитарист.

Distortion/Gain — звуковой эффект, для которого характерна высокая чувствительность к «манипуляциям» со струнами, а также тяжелое, «перегруженное» звучание. Must-Have для любого любителя «Митола».

Аккорд — одновременное звучание трех и более нот.

Акустическая гитара — это струнно-щипковый инструмент, который состоит из грифа, резонаторного корпуса и струн. Один из самых распространенных инструментов на планете.

Арпеджио — это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. Если сказать по простому, арпеджио это «разложенный» аккорд. Иногда это понятие применяется как синоним к слову «перебор» на струнных инструментах, таких как гитара.

Артикуляция — это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Барабан — ударный музыкальный инструмент. Самый распространенный вид барабана — мембранный барабан, который состоит из полого корпуса-резонатора, на который натянута кожаная или пластиковая мембрана.

Баррэ — гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) — гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Бендинг — то же самое, что и бенд.

Блюз — направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX — начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. Изначально появился в среде чернокожих мигрантов, но очень скоро завоевал популярность по всему миру.

Верхняя дека — верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) — нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре — это расстояние через лад. Например, первый лад — третий лад.

Гитарный строй — метод настройки гитары, в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф — это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки — лады.

Демпфирование — приглушение струн.

Динамика — это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр — приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) — устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. Так же, распространён вариант с встроенным процессором эффектов. В «комбик» подключается электрогитара (или другие инструменты), благодаря чему и звучат.

Лад — это слово имеет два значения. Первое — это сложная система звуков и взаимоотношений между ними, в которой каждой ноте отводится определенная роль. Второе — это расстояние между металлическими порожками нагрифе струнных инструментов, например, гитаре.

Легато — это метод исполнения нот на любом музыкальном инструменте. Противоположный игре стаккато. Для этого метода характерна, слитная и плавная смена нот. На гитаре легато исполняется с помощью таких приемов как хаммер-он (hammer-on) и пулл-офф (pull-off).

Медиатор — пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм — это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл — направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном — это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дека — нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия — использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф — гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм — это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара — это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок — зацикленная последовательность длительностей. Например, бой гитары, который повторяется от аккорда к аккорду.

Рок — направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») — это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) — прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло — в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. Например, в симфоническом оркестре, все музыканты затихают, и играет одна скрипка. В рок музыке под эти понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп — в широком смысле, скорость движения музыки. Темп — это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность — это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель — это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка — это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он — гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия — это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара — вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.

Источник

Словарь музыкальных терминов

Альтерация — alteratio — изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия.

Аппликатура —нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны.

Барре — это гитарный прием, положение указательного пальца, при котором он прижимает не одну, а несколько струн одновременно.

Бекар — это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Бемоль — это знак альтерации, обозначающий понижение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония.

Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Диез — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Капода́стр (итал. Capo — головка, верх; и итал. tasto — лад; дословно: верхний порожек) — зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

Колки — Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады — это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор — это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия — это последовательность музыкальных звуков.

Минор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук — это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота— от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец — называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Октава — называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Пение — издавание голосом музыкальных звуков.

Перебор — последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника — первая ступень тонального ряда.

Транспозиция — перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Источник

Читайте также:  Песнопения ксении петербургской ноты
Оцените статью