Терция это какая нота

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так: Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Источник

Терция

Терция (переводится как третья) — интервал равный 3 ступеням и имеющий две разновидности малую и большую, поэтому терции являются несовершенными консонансами.

Малая терция (м3) равна расстоянию в три полутона или 1, 5 тона. В нотной записи звуки терции всегда находятся на равнозначных позициях нотного стана. То есть если основание записано на линейке, то вершина будет также на линейке, если основание между линеек, то и вершина между линеек:

Малые терции

Другое название для малой терции — минорная терция, так как она является основой и отличительной чертой минорного трезвучия. Малая терция звучит грустно, печально. Мелодически терции рассматриваются, как переходные интервалы между поступенным движением и скачками.

Минорная терция является естественным интервалом, так как легко получается из натурального звукоряда, где она образуется между 5 и 6 обертонами.

В тональной музыке мы можем построить минорные терции на 1, 4, 5 ступенях натурального минора:

Если хотите вспомнить, как звучит малая терция то напевайте мелодию Маленькой елочке холодной зимой или Подмосковные вечера.

Мажорная или большая терция (б3) на полутон шире малой, так для того, чтобы получить большую терцию из предыдущих малых нам нужно повысить на полтона верхний звук или понизить нижний. Большая терция строится на 1, 4,5 ступенях мажорного лада и является основой мажорного и увеличенного трезвучия.

Большая терция звучит радостно, светло, как в гармонии, так и в мелодии.

Как известно, из строения обертонового ряда большая терция это первый несовершенный консонанс, который появляется в цепочке обертонов. Что частично объясняет укрепление мажорного лада, как главного в классической музыке.

Прочие виды терций

Терция, как и другие интервалы может быть увеличена и уменьшена. Увеличена равна 2,5 тонам, уменьшенная 1 тону. В чистом мажоре или миноре эти интервалы построить нельзя. Они возникают в результате альтераций лада или аккорда. Например, в септаккорде с повышенной квинтой получаем ув3, а в септаккорде с пониженной ум3:

Источник

Терция (интервал)

Те́рция (лат. tertia — третья) — музыкальный интервал шириной в три ступени, обозначается цифрой 3.

Разновидности терции

  • Большая терция — интервал в три ступени, содержащий два тона, обозначается б. 3. Является нижним интервалом большого (мажорного) трезвучия и иногда может заменять его, производя примерно то же впечатление.
  • Малая терция — интервал в три ступени, содержащий полтора тона, обозначается м. 3. Является нижним интервалом малого (минорного) трезвучия, и, подобно большой терции, также может иногда его заменять.
  • Увеличенная терция — интервал в три ступени, содержащий два с половиной тона, энгармонически равен чистой кварте. Строится на II пониженной ступени мажора и минора (в обоих случаях с участием IV повышенной ступени) и разрешается в тоническую квинту.
  • Уменьшённая терция — интервал в три ступени, содержащий один тон, энгармонически равен большой секунде. Строится вокруг устойчивых ступеней мажора и минора, то есть:
  • на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре (в обоих случаях с участием II пониженной ступени), разрешается в чистую приму на I ступени;
  • на II повышенной ступени в мажоре и на II (с участием IV пониженной ступени) в миноре, разрешается в чистую приму на III ступени;
  • на IV повышенной ступени в гармоническом мажоре и в натуральном и гармоническом миноре, разрешается в чистую приму на V ступени.

Акустика терции

Частоты звуков могут по-разному соотноситься в разных строях.

  • Пифагорейский строй — большая терция 64:81, малая терция 27:32.
  • Равномерно темперированный строй — большая терция , малая терция (в подавляющем большинстве современных музыкальных инструментов).
  • Натуральный строй — большая терция 4:5, малая терция 5:6.

Звучание

Восходящая последовательность Помощь по воспроизведению

Нисходящая последовательность

Помощь по воспроизведению
  • Большая терция:

Восходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Нисходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Примечания

Музыкальные интервалы
Простые Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава
Составные Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима
Особые Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Терция (интервал)» в других словарях:

ТЕРЦИЯ — (лат. от tertius третий). 1) шестидесятая часть секунды. 2) род крупного типографского шрифта. 3) технический термин в фехтовальном искусстве. 4) в музыке: интервал третьей ступени. 5) третий класс в прежних средних учебных заведениях. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

интервал — См … Словарь синонимов

ТЕРЦИЯ (музыкальный интервал) — ТЕРЦИЯ, см. Интервал (см. ИНТЕРВАЛ) … Энциклопедический словарь

Интервал в музыке — Интервал музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Терция — Терция: Терция типографский шрифт, кегль которого равен 16 пунктам. Терция третья ступень диатонической гаммы и интервал к ней от первой ступени. Терция единица времени, равная 1/60 секунды. Терция боевое построение пехоты … Википедия

ТЕРЦИЯ — [тэ ], и, жен. В музыке: третья ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий три ступени звукоряда. Большая т. (интервал в три ступени и два тона). Малая т. (интервал в три ступени и полтора тона). | прил. терциевый, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

ТЕРЦИЯ — [тэрция], терции, жен. (лат. tertia третья). 1. Третья ступень диатонической гаммы (муз.). В гамме до мажор терцией является ми. || Тон, отстоящий от принятого за исходный на две ступени вверх или вниз. Терцией вверх от соль является си. Взять… … Толковый словарь Ушакова

Интервал — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте)одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммыобразуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ТЕРЦИЯ — ТЕРЦИЯ, смотри в статье Интервал … Современная энциклопедия

ТЕРЦИЯ — см. Интервал … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Оцените статью