Тесты для бас гитары

15 треков, подходящих для тестирования баса

Танцевальная музыка, контрабас, бас-гитарой и серьезный суббасом: что-нибудь обязательно вас зацепит.

Ознакомиться с треками можно на YouTube по ссылкам ниже или перейти прямо к спискам воспроизведения на Apple Music, Spotify и Tidal, где все треки собраны в одном месте.

Massive Attack — «Angel»

Блестящий, задумчивый басовый риф от трип-хоп королей из Бристоля. У группы достаточно песен, которые могли попасть в этот список, но нам нравится, как медлительно возникают басовые ноты, переключают скорость по ходу движения трека, меняют свою текстуру и становятся громче к финалу. Отличная встряска для сабвуфера .

Бас Питера Хука один из самых узнаваемых в мире музыки. В звуках, взращенных Joy Division и New Order (этим всё сказано, не так ли?) целый ряд классических хуков. Незатейливая, но эффектная — это наша любимая навязчивая мелодия из арсенала New Order. Кажется, что каждые 8 тактов цепляет новый ритм и текстура.

GoGo Penguin — «Raven»

GoGo Penguin просто невозможно отложить и забыть. Группа из Манчестера сочетает в своей музыке джазовые рифы, ломаные ритмы, бесподобные, и в то же время потрясающе сложные и понятные мелодии, которыми можно собирать стадионы. Бас в «Raven» — это быстрая, дёрганая поездка на американских горках с неудержимым контрабасом, требующим пристального внимания, когда он нерешительно скачет вокруг клавишных рифов и беспорядочных барабанов.

Mala — «New Life Baby Paris»

Хотите не только услышать бас, но и ощутить его? Вы обратились по адресу. Дабстеп с отсылкой к гэриджу, драм-н-бэйсу, даб и другим жанрам представляет собой экземпляр зарождения нового звука начала нулевых. Отличающаяся беспорядочными барабанами и суббасом, это образцовый трек периода становления характерного звука от одного из его отцов-основателей, а также отличная проверка баса удержать ритм и контроль. Басовые удары сидят глубоко под синтезаторами и ленивыми барабанами образуя сложный ритм, требующий бережного обращения. Пожелайте удачи своим колонкам.

Miles Davis — «So What»

Один из первостепенных вопросов на который должна ответить хорошая звуковая система: звучит ли инструменты как надо? Это прекрасный трек для проверки, в особенности, когда речь идет о контрабасе. В каждой ноте есть атака, спад, динамика и тонкие детали, которые хорошая система донесёт до слушателя в первозданном виде. Удалось определить размер комнаты и уловить атмосферу? Значит тест пройден.

The xx — «Fantasy»

Перегруженная реверберацией гитара, минимум барабанов и плотный бас — всё то, за что мы любим The xx. И справляются они со своей задачей просто прекрасно. Добрая половина трека пройдёт мимо ушей, если система не вытягивает низкие частоты. При условии, что трек воспроизводится не через динамики ноутбука или чего похуже, можно закрыть глаза и раствориться на несколько минут на фоне перекатывающихся мощных басовых нот и задумчивого гитарного рифа.

Rage Against The Machine — «Bullet in the Head»

Качественный фанк-метал Rage Against The Machine сводится к громким, мощным, низкочастотным басовым рифам. В этом примере басист Тим Коммерфорд сперва спокойно занят своим делом, а затем на пару минут разгоняется на всю катушку.

Внимательная система подчеркнет множество деталей в безбашенном финале. Должен быть слэп, а не просто шум, особенно когда на всё это наслаивается гитара.

Cream — «Badge»

Эрик Клэптон и Джордж Харрисон написали песню, а Джек Брюс исполнил культовую басовую партию. По праву считающийся одним из величайших бас-гитаристов всех времен, именно проворный, подпрыгивающий басовый риф Джека придает этому треку энергию и драйв.

Быстрые ноты проверят динамику вашей системы. Они должны своевременно начинаться и останавливаться, чтобы не замедлять песню и обеспечить баланс и лёгкость восприятия, несмотря на всю глубину низких частот.

Dead Prez — «Hip Hop»

Одна из самых известных басовых партий в хип-хопе, жанре, изобилующем низкими частотами. Вибрирующий суббас c многоуровневым оттенком, характерным для басового синтезатора Roland TB-303, формирует желаемый звук.

Это практически непрекращающаяся атака басов, поэтому низкопробная акустика будет заметна сразу — минутная пауза к концу трека быстро протестирует скорость и динамику. Еще один подходящий трек для поиска нужного уровня на сабвуфере.

The Weeknd — «Wasted Times»

Удачно избежав нынешней моды сверхглубоких, но часто довольно громких басовых партий в r’n’b и хип-хопе, этот трек передаёт вес, рельефность и текстуру баса.

Talking Heads — «Burning Down The House»

Классические Talking Heads движимые бурлящей неумолимой силой басовых партий.
«Burn down the house!» скандировали присутствующие на концерте коллектива Parliament-Funkadelic и под вдохновением от услышанного Дэвид Бирн и басист Тина Уэймут придумали риф и вокальный хук во время следующего фанкового джема. Басовые ноты мотива должны быть полными и глубокими, не смешиваясь друг с другом и в то же время, не подавляя общий темп.

Muse — «Hysteria»

Можно сказать наверняка: лучше послушать, чем попытаться исполнить. Muse отдают предпочтение перегруженным, слегка нечетким басовым партиям, и характерная шероховатость звука подчеркнёт, насколько внимательна к деталям ваша система. Стена звука, в лучшем его виде, придавит к спинке стула, но всё ещё можно будет различить множество деталей. Придавить, кстати, должно весьма сильно.

James Blake — «Limit To Your Love»

Вы, возможно, не ожидаете его появления, но хрупкий вокал и простые фортепианные аккорды в начале трека вскоре сменяются глубоким, басом, который гремит в нижней части регистра и, вдогонку, быстро вибрирует. Гремит так, что диван трясётся и достаточно скоро становится ясно способна ли на такое ли ваша аппаратура.

Thundercat — «Uh Uh»

Скромное вступление сменяется безумной двухминутной нагрузкой на пальцы Стивена Ли Брунера, он же Thundercat.

Помимо колдовства над своей бас-гитарой и написания песен для таких музыкантов, как Эрик Баду и Flying Lotus, на сегодняшний день Thundercat выпустил три студийных альбома в меняющем представления жанре джаз-фанка. «Uh Uh» выполнен в свободной форме и предлагает протестировать время, ритм и правильное представление звука, поскольку басовая партия переходит вверх и вниз по музыкальной гамме в быстром, беспорядочном темпе.

Photek — «The Hidden Camera»

Атмосферный, индустриальный драм-н-бэйс легендарного дебютного альбома Photek. Сегодня жанр отдаёт предпочтение более шумным, искаженным басовым партиям. Напротив, этот трек отличается аутентичным звук контрабаса, придающим басу реальную текстуру и изящность.

Плотности с избытком и со сложными барабанами на высоких частотах, поэтому бас не должен создавать ощущение перегруженности. На хорошей системе обязательно будет заметно, как округлый бас делится приятным теплом.

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Оцените статью