Тетрадь для гитары оформление

Е. Бондаренко. «Гитаринка». Рабочая тетрадь для начинающих гитаристов

Вспомним себя в детстве! Наверняка каждому было интересно читать, рассматривать иллюстрации и разгадывать ребусы и загадки в журнале «Весёлые картинки», смотреть развлекательно-обучающую программу «АБВГДейка» или мультфильм о принцессе Сильвии. Предлагаемая автором работа — во многом отголосок всех этих детских впечатлений, только загадки — о музыке и гитаре.

Потребность в разного рода пособиях для юных гитаристов по-прежнему велика. Поэтому многие педагоги стараются внести свою лепту в общую методическую копилку идей, где можно найти ритмические упражнения, попевки, песенки, теоретические сведения и т.д. Рабочая тетрадь «Гитаринка» тоже предназначена для занятий с начинающими гитаристами детских музыкальных школ и школ искусств.

Цель данного пособия — сделать процесс обучения интересным и доступным. Это нововведение в работу с учениками помогает в развлекательной форме систематизировать, проверить и закрепить базовые знания начинающих гитаристов, а также научить применять теорию на практике игры, расширить кругозор юных музыкантов, активизировать их творческую деятельность.

Рабочая тетрадь «Гитаринка» представляет собой набор разнообразных практических заданий. Вопросы построены на повторении пройденного на уроках материала. Красочное оформление, обучение в игровой форме вовлекают ребят в процесс занятий. Кроме того, смена деятельности на уроке не даёт ученикам устать от непривычной посадки и игры на инструменте, переключаясь на разгадывание ребусов.

Задача данной рабочей тетради — сфокусировать внимание учеников на усвоении основных фундаментальных знаний, которые обязан знать каждый музыкант-гитарист. Процесс усвоения, благодаря этому пособию будет происходить для ребят естественно, без наставлений и указаний. Для детей это игра в «вопрос-ответ». А вместо оценок за выполнение задания и работу на уроке, учитель выбирает медаль, которой на сегодня достоин ученик и ставит возле неё дату и подпись. Страница с медалями находится в конце тетради. По итогам прохождения всего материала и количеству полученных наград делается вывод о качестве старания ученика.

На создание данного пособия меня вдохновила моя шестилетняя ученица Машенька, активная, непоседливая, любознательная девочка, с ярким образным мышлением. Работая с ней, я вновь открыла для себя удивительный мир детства! Потребовались новые подходы к обучению. От урока к уроку стали появляться идеи, которые в итоге и помогли создать «Гитаринку».

Я старалась сделать пособие максимально простым, доступным, красочным и доброжелательным. Для оформления рабочей тетради мною были взяты рисунки, находящиеся в свободном доступе сети интернет (список сайтов прилагается).

«Гитаринка» одобрена методическим советом ДШИ№3 г. Сызрани и успешно апробирована на уроках гитары с учениками 1–2 классов в возрасте от 6 до 10 лет.

Хочется добавить, что для учеников данная рабочая тетрадь уже в решённом варианте, сможет служить напоминанием основных моментов посадочно-постановочной и теоретической базы, когда учителя нет рядом (при занятиях дома самостоятельно или с родителями).

Ниже в прикреплённом PDF-файле приводятся фрагменты пособия, которые дают представление о некоторых вариантах предлагаемых заданий.

Источник

Геннадий Таран. Нотная тетрадь гитариста

Идея создания сборника «Нотная тетрадь гитариста» возникла в результате поиска решения, казалось бы, самой простой проблемы — изучения учениками нот на грифе гитары. Для начинающих гитаристов — это рубеж, который не каждый смог преодолеть. Порой трудности в освоении этой задачи приводят к нежеланию продолжать обучение. Многие печатные нотные издания довольно поверхностно дают общие теоретические данные, не показывая их связи с практическим обучением игре на гитаре. Или же теоретические сведения даны настолько сложно, что нужны разъяснения более опытных гитаристов. Предлагаемая работа — попытка собрать в единую систему те необходимые знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное освоение игры на гитаре.

Цель создания сборника — в лаконичной и понятной форме дать ученику базовый уровень общих теоретических знаний, необходимых на начальном этапе обучения игре на гитаре. По своему содержанию сборник выполняет задачи информационно-справочного характера и будет полезен как начинающему гитаристу, так и молодому преподавателю.

Пособие открывается темой, связанной с изучением нотной грамоты, которая необходима для профессионального обучения музыканта. Эти общие знания ученик обычно получает на уроках сольфеджио, но чтобы применять их на практике при игре на гитаре, нужно полученные знания адаптировать специально для освоения этого инструмента. Гитара имеет свои достоинства и недостатки и считается самым практичным для использования, и, в то же время, достаточно сложным для профессионального обучения инструментом. С помощью практических заданий и упражнений начинающий гитарист сможет быстро усвоить расположение нот на грифе гитары и изучить основы музыкальной грамоты.

После ознакомления с нотами первой октавы можно сразу начинать изучать гамму до мажор во второй позиции. Многие преподаватели поверхностно относятся к изучению гамм на начальном этапе обучения, однако, изучая гаммы, ученик гораздо быстрее усвоит расположение нот на грифе и разовьёт технику обеих рук. Автор считает, что осваивать гаммы нужно на самом начальном этапе обучения.

Раздел по изучению гамм — наиболее важный при обучении игре на гитаре. Все ноты на грифе гитары выстроены в единую систему, которую можно понять в процессе изучения гамм, и приобретение навыков учеником по ориентированию на грифе происходит непосредственно при этом изучении. Современные издания очень мало уделяют внимание изучению гамм, некоторые — совсем игнорируют эту тему, и только серьёзные гитарные школы детально рассматривают изучение гамм. Но при этом дают материал очень сложно, и чаще всего — в первых позициях. В итоге ученики оказываются беспомощными за пределами пятого лада, совершенно не ориентируясь в определении нужных нот. Наблюдается и ещё одна особенность: в отличии от пианистов, гитаристы в музыкальных школах играют чаще всего три-четыре гаммы. Этот существенный пробел в знаниях очень замедляет развитие гитариста.

Предлагаемая автором система изучения гамм совершенно проста. Достаточно выучить гаммы До мажор (с тоникой на пятой струне) и Соль мажор (с тоникой на шестой струне) в стандартной аппликатуре пальцев левой руки и продолжить движение тоник вправо по грифу — До — Ре — Ми — Фа — Соль по пятой струне или — Соль — Ля — Си — До по шестой струне и строить от них гаммы методом секвенций. Немного сложнее будет изучить минорные гаммы. Методика использования системы гамм в стандартной аппликатуре при игре на гитаре создана и обоснована на примере многолетней практики пианистов, которые используют «Таблицу гамм и арпеджио для фортепиано» более двухсот лет.

Многие ученики начинают интересоваться современной рок и джаз музыкой, которая часто бывает создана на основе пентатоники и «блюзовых» гамм, поэтому в сборник включён раздел, связанный с этими гаммами. При дальнейшем курсе обучения игры знание пентатоники и «блюзовых» гамм помогут ученикам приобрести навыки импровизации на гитаре.

Существует также система аккордов, которой посвящён следующий раздел пособия. Принцип освоения аккордов в стандартной аппликатуре с «баррэ» тот же, что и при изучении гамм. Выучив аккордовую модель в первой позиции, передвигаясь по грифу, можно быстро построить любой нужный аккорд. Этому помогут навыки, которые ученик приобрёл при изучении системы гамм. Практика показала, что использование для обучения системы гамм и системы аккордов, способствует прогрессивному росту техники игры и существенному развитию учащегося. Внедрение этой системы в музыкальное мышление гитариста кардинально изменит принцип обучения игры на гитаре.

В заключительном разделе содержатся дополнительные сведения по пройденным темам, которые закрепляют полученные знания.

Хочется надеяться, что «Нотная тетрадь гитариста» станет «настольной книгой» ученика, а информация, изложенная в нём, поможет разобраться в сложных вопросах освоения инструмента. Преподавателю же издание поможет в работе с учащимися, давая возможность доступнее, проще, понятнее объяснить многие положения, касающиеся особенностей игры на инструменте.

Сборник «Нотная тетрадь гитариста» является первым в серии сборников для начинающих гитаристов под общим названием «Мастер-класс».

Источник

Графическая запись гитарной музыки. Цифровки, табулатуры, ноты.

Речь пойдет о том, какими способами пользуются современные гитаристы для записи музыки на бумаге. Мы не ставим задачу углубленно разобрать все варианты и трактовки графической записи гитарной музыки, а лишь хотим показать ее разнообразие несмотря на наличие универсальной нотной письменности.

Как известно, самый универсальный и надежный способ графической записи музыки — это запись этой музыки нотами. К сожалению, этот способ доступен не всем гитаристам, и поэтому они пользуются целым рядом других записей. Кстати сказать, современный нотный способ записи также прошел свою длинную историю через табулатуры, цифровки и прочие графичекие вариации, однако, логично пришел к наиболее универсальному варианту, о котором мы поговорим чуть позже. А пока начнем с аккомпанемента и записи гитарной музыки цифровками.

Не для кого не секрет, что гитару повсеместно используют для инструментального сопровождения пению. А самый распространенный способ записи гитарной музыки при этом — запись аккордов или цифровки вместе с текстом. За основу берутся буквенно-цифровые обозначения аккордов из классической гармонии, однако, они порой расходятся с классическим вариантом. Так, например, аккорд B или H может по-разному трактоваться — в одних случаях это си бемоль мажорное трезвучие, а в других си мажорное и т.д. Цифровки очень хорошо знакомы также джазовым музыкантам. В их музыке цифровки — это гармоническая основа для различных импровизаций. Джазовые цифровки также отличаются своим гармоническим разнообразием в отличие от цифровок к популярным песням, гармония которых часто основывается всего на 3-5 аккордах.

Когда записывается джазовая цифровка, то она порой записывается вместе с нотами. Нотами, в этом случае, может быть записана мелодия или полные аккорды, и цифровка лишь помогает лучше ориентироваться гитаристу в нотах. Кроме того, одна и та же цифровка уже сама по себе содержит импровизационный стережнь, так как один и тот же аккорд, записанный цифровкой для гитары, можно сыграть многими способами, в разных расположениях и регистрах гитары.

Ещё один способ записи музыкального материала для гитары — запись табулатур. Этот способ также пришел к нам из классической музыки. Основная идея — указание музыканту, где должна находится каждая конкретная нота на инструменте. Каждая горизонтальная линейка табулатуры здесь означает струну гитары, а цифры на этих линейках — на каком ладу прижать эту струну для получения соответствующего звука. В записи гитарной музыки табулатурой существует много вариантов как самой записи, так и возможных толкований уже записанной музыки. Так, например, порой в табулатурах нельзя определить длительность звуков, что вносит разнотолкование исполняемого произведения. Если произведение известное и, что называется, «на слуху», то проблемы может не возникнуть, однако, иначе может обстоять дело с музыкой неизвестной. К слову сказать, это одна из причин разного прочтения старинной музыки, которая записывалась не просто табулатурой по одним канонам, а порой разные ее варианты могли встречаться уже в соседних населенных пунктах. И несмотря на это, табулатура до сих пор пользуется популярностью у гитаристов (как правило, непрофессионалов), которые ещё не разучили обыкновенные ноты.

В вышеприведенном примере табулатуры, хотя и не стоит размер, но прослеживается длительность нот. Но вот в следующем примере о длительностях нот ничего не известно. Скорее всего, подобную табулатуру можно правильно воспроизвести лишь зная описанную музыку.

И вот в табулатуре уже появляются первые описательные пояснения. К сожалению, это не решает основную проблему — в этой табулатуре не понятна длительность нот, и музыку прочитает лишь знающий, а описания говорят о способах звукоизвлечения и предостерегают исполнителя о возможных трудностях.

Так может выглядеть запись музыки электрогитары (см. ниже). Здесь мы видим тоже вариант табулатуры. Различными стрелочками указаны, так называемые, приемы подтяжки струн и пр. И снова же главный недостаток — отсутствие длительностей нот. С другой стороны — это дает исполнителю полную свободу в ритмическом отношении. Настолько полную, что можно исполнить сходу совершенно другое произведение, хотя и повторяя указанные ноты (как говорилось выше, цифрами указаны лады, на которых следует прижимать струны-линейки).

Ввиду вышесказанного об отсутствии длительностей в табулатурах, гораздо более привлекательно в этом отношении смотрится комбинированная запись, где на одной линейке записываются полноценные гитарные ноты, а на другой линейке, сразу под первой — табулатурный вариант этих же нот. Таким образом, гитарист, не знающий нотной грамоты целиком, но который уже отличает длительности нот, может гораздо более уверенно осваивать подобно записанный материал. Расположение нот на грифе без знания их названия можно найти благодаря табулатуре, а длительность подсмотреть строкой выше.

Вышеописанный способ записи будет особенно полезен для начинающих гитаристов, а также в музыке, в которой важное значение занимает аппликатура пальцев (т.е. где и как прижимать каждый конкретный лад), например, в классической музыке или в музыке фламенко. Обратите внимание на то, что подобный способ записи позволяет автору точно определить положение каждой ноты на грифе. Ведь одну и ту же ноту на гитаре можно извлечь в нескольких разных местах. Верным будет утверждение, что подобные возможности дает классичекая запись гитарной музыки, и будете абсолютно правы. Речь, конечно же, идет о записи нотами, которые в процессе длительной эволюции стали мощным и универсальным инструментом записи музыки. Здесь и длительности, и паузы безоговорочно присутствуют, а специальные гитарные обозначения определяют все нюансы положения пальцев гитариста обеих рук и т.д. и т.п. Подробную информацию о гитарных нотах можно найти в любой гитарной школе. Но, все ли под силу простым нотам?

Оказывается, что есть ситуации, в которых обычных нот также не хватает для записи музыкальной мысли автора. Ведь классическая гитара — один из самых богатых в тембровом отношении акустических инструментов. А как же все эти возможности записать, если требуется зафиксировать в нотах музыкальный материал, выходящий за пределы общепринятых приемов?

И вот в этих ситуациях авторы вносят новые обозначения в нотные записи, некоторые из которых при частом использовании в разных произведениях «приживаются» и становятся всем понятными без дополнительных пояснений. Или почти всем.

Если же автор чувствует свое полное новаторство и новизну используемых им приемов, то, для лучшего понимания его задумок, для исполнителя делаются сноски с пояснениями исполнения этой музыки. Порой, подобные сноски и пометки занимают несколько страниц описания на разных языках. Приведем в пример лишь фрагмент музыкального произведения, требующего дополнительного описания.

Таким образом, мы лишь частично соприкоснулись с многообразием графической записи гитарной музыки. Среди основных из них, как мы убедились, являются запись музыки с помощью цифровки, табулатур и, конечно же, самой главной — запись гитарной музыки нотами. Были отмечены преимущества и недостатки каждого из способов записи. Но каждый из этих видов, опять же, преследует свою узкую цель — будь то пение под гитару или исполнение современного гитарного концерта с оркестром. И пусть каждый сам определит какая запись ему ближе. От этого способа будет зависеть и то, какая музыка будет доступна этому исполнителю для чтения, исполнения и понимания.

Источник

Оцените статью