- Уроки игры на гитаре
- Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
- Тетрадь гитара для начинающих
- Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
- Что такое нота
- Звукоряд и нотный стан
- Знаки альтерации
- Ноты на грифе гитары
- Длительность нот и пауз
- Заключение
- Комментарии (2):
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Рабочая тетрадь гитариста
Уроки игры на гитаре
Перед вами «Тетрадь для Наташи». Это самоучитель, в начале которого несколько уроков посвящены НОТНОЙ ГРАМОТЕ. Одни уроки расскажут вам о названии нот; как нужно эти ноты писать; сколько времени каждая нота должна тянуться. На других уроках вы узнаете — где находятся ноты на грифе гитары , какими буквами и цифрами обозначаются пальцы правой и левой рук. Если вы внимательно прочтёте эти десять уроков, то сами сможете разобраться и сыграть на гитаре первые лёгкие пьесы. Главное, чтобы вы не спешили и не переходили к следующему уроку пока не усвоите предыдущий урок. Одновременно с этими уроками вы можете заняться и аккордами. Я предлагаю вам первое знакомство с аккордами, их графическое изображение и несколько начальных упражнений. Все эти гитарные уроки появились благодаря одной моей ученице, которая аккуратненько собирала в папку всё, что я ей давал на уроках и, в конце концов, предложила мне поместить начальную часть этих уроков в Интернете. Зовут эту мою ученицу Наташа, поэтому эти уроки на гитаре я назвал:
«Тетрадь для Наташи»
Уроки (с 1 по 9 — нотная грамота, остальные-практический курс) :
Источник
Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002
Итак, Вы купили гитару и пока не знаете как ее настроить, как держать, как правильно извлекать отдельные звуки, не говоря уже об аккордах, не знаете нот и не понимаете как перенести на гитару указанные в песеннике «иероглифы» типа С7, Am и т.п. На все эти вопросы Вы найдете ответы в этой небольшой книжке.
В ней собраны сведения, которые необходимо знать любому начинающему (да и не только) гитаристу независимо от того, что он хочет научиться играть: современный рок, джаз или народные, либо бардовские песни. Для тех, кто тяготеет к теоретическим знаниям и осознанной игре, в книжке даны соответствующие формулировки и объяснения. Если же Вас больше интересует практическая сторона этого материала, Вы можете опустить теорию и изучать аппликатуры аккордов, запоминать их обозначения, играть приведенные последовательности в различных ритмах.
В книжке Вы найдете справочные данные, которые пригодятся Вам и через несколько лет обучения. И хотя в ней нет ничего лишнего, не стоит рассчитывать на исчерпывающую информацию по всем иинтересующим Вас вопросам.
Содержание
От составителя
I. Вводная часть
1.1. Устройство гитары
1.2. Посадка гитариста
1.3. Постановка правой руки
1.4. Приемы звукоизвлечения
1.5. Постановка левой руки на грифе гитары
II. Основы нотной грамоты
2.1. Запись нот
2.2. Ритм
2.3. Паузы
2.4. Размер, такт
2.5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
III. Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения пальцев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
3.4. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройка гитары
IV. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
2-5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
V Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения палацев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
ЗА. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройки гитары
VI. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
4.5. Аккорды с использованием баррэ
4.6. Аккорды, их строение и обозначения
VII. Аккордовые
S.J. Характерные последовательности аккордов для популярных песен
5.2. Примеры типичных аккордовых последовательностей для тем, написанных в разных стилях
VIII. Ритмические формулы для игры на гитаре в различных стилях
6.1. Определение длительностей нот и пауз. Ритмические рисунки аккомпанемента в и восьмых при комбинировании четвертей J
6.3. Ритмы, используемые для t
6.4. Ритмы рока размере J’ длительности
6.3. Ритмы, используемые для аккомпанемента в размерах
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Тетрадь гитара для начинающих
Terry Burrows (Терри Барроуз) — Все о гитаре. Подробный самоучитель игры на гитаре в разных стилях музыки ( в 16 файлах)
01.Самоучитель игры на гитаре. глава 1
02.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 1
03.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 2,3,4
04.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 5,6
05.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 7,8
06.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 9,10
07.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 11,12
08.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 13,14
09.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 15,16
10.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 17,18
11.Самоучитель игры на гитаре. Глава 2 урок 19,20
12.Самоучитель игры на гитаре. глава 3
13.Самоучитель игры на гитаре. глава 4
14.Самоучитель игры на гитаре. глава 5
15.Самоучитель игры на гитаре. глава 6 ч.1
16.Самоучитель игры на гитаре. глава 6 ч.2
Источник
Обучение гитаре с нуля: нотная грамота
В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.
Что такое нота
Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.
Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.
Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.
Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.
Звукоряд и нотный стан
Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.
Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.
Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).
На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:
Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:
Знаки альтерации
Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.
Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.
Ноты на грифе гитары
Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.
Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:
Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:
Длительность нот и пауз
Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.
На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:
Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:
На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:
А паузы соответственно вот так:
Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.
Заключение
В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.
Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.
Комментарии (2):
Добавить комментарий Отменить ответ
В тексте ошибка! После фразы «На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы» приведены 2 рисунка, которые не совпадают между собой: на первом в диапазон гитары полностью укладывается малая и первая октавы, а на втором — первая и вторая октавы. Так какой из этих рисуноков правильный?
Да, там не правильно на нотном стане. не Малая а первая октава. На схеме грифа изображено верно
Источник
Рабочая тетрадь гитариста
Рабочая тетрадь гитариста
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Устройство гитары, уход за инструментом…………………………………………………………..1
ЧАСТЬ 2. НОТЫ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИ
Игра на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах……………………………………………………………………. 6
1. Как пошли наши подружки. Русская народная песня……………………………………………..6
4. Ладушки. Русская народная потешка……………………………………………………………….6
5. Пароходик-пароход. Детская песенка………………………………………………………………7
8. Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня……………………………………………….7
9. Во поле береза стояла. Русская народная песня……………………………………………………7
10. Во саду ли в огороде. Русская народная песня……………………………………………………7
11. Часы. В. Калинин
Игра на 4-ой, 5-ой и 6-ой струнах……………………………………………………………………. 8
18. Веснянка. Украинская народная песня……………………………………………………………..9
19. Ах, по морю. Русская народная песня……………………………………………………………. 9
20. Коровушка. Русская народная песня……………………………………………………………. 9
ЧАСТЬ 3. ЭТЮДЫ И ПЬЕСЫ
27. А. Иванов-Крамской. Маленький вальс…………………………………………………………..11
32. Мазурка. Польский народный танец……………………………………………………………. 12
37. М. Рубец. Вот лягушка на дорожке………………………………………………………………..14
38. Во саду ли в огороде. Русская народная песня……………………………………………………15
39. Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня……………………………………………. 15
41. Во поле береза стояла. Русская народная песня…………………………………………………..15
44. Как при лужку. Русская народная песня. Калинина………………………………16
47. Ой, полным-полна коробушка. Русская народная песня. Калинина…………….17
50. Французская народная песня. Саратэ……………………………………………. 19
51. А. Иванов-Крамской. Грустный напев…………………………………………………………….19
ЧАСТЬ 4. АНСАМБЛИ
67а. Ты пойди, моя коровушка, домой (1-ая гитара). Русская народная песня…………………..….28
67б. Ты пойди, моя коровушка, домой (2-ая гитара). Русская народная песня…………………..….28
67в. Ты пойди, моя коровушка, домой (3-я гитара). Русская народная песня……………………. 29
ЧАСТЬ 5. УПРАЖНЕНИЯ
ЧАСТЬ 6. ГАММЫ И КАДЕНЦИИ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Устройство гитары, уход за инструментом
Уход за инструментом
Гитару необходимо держать в футляре, так как это предохраняет ее от механических повреждений, а также от сырости, резких колебаний температур, вредно влияющих на дерево и лак. Инструмент не следует держать в близи отопительных приборов, у окна (на солнце) или открывать форточку, не закрыв предварительно его чехлом, так как от резкой перемены температуры и влажности его может покоробить, разорвать деки и обечайки.
Нужно принять за правило после игры тщательно протирать гриф, струны и корпус мягкой и сухой тряпкой, а перед игрой мыть руки. Это правило особенно необходимо соблюдать тем, у кого потеют пальцы, так как пот разрушительно действует на страны.
На академической гитаре обычно применяются синтетические струны 1-ая, 2-ая, и 3-я, которых напоминает леску, а 4-ая, 5-ая и 6-ая обвиты проволочной канителью Натянув струну, нужно следить за ровностью ее колебаний в открытом строе и за точностью октавы на 12-ом ладу, В случае, если струна колеблется не ровно, нужно попытаться перевернуть ее другим концом, Если это не поможет – струна не годится.
Постановка игрового аппарата
Игровой аппарат включает в себя следующие части тела: корпус, ноги, плечевой пояс, голова, руки. Все эти части тела гитарист использует при игре на инструменте
Сидеть следует на одной трети стула. Спина прямая. Угол между бедром и голенью обеих ног должен составлять примерно 90 градусов. Пятки обеих ног должны стоять на полу.
У гитары должно быть четыре точки опоры:
Бедро левой ноги. Внутренняя часть бедра правой ноги. Предплечье правой руки, чуть ниже локтя. Середина груди.
Если гитарист левша, то правая и левая стороны меняются местами.
Постановка правой руки
Необходимо сначала установить предплечье правой руки, чуть ниже локтевого сгиба, на ребре обечайки и «сбросить» кисть, дотронувшись средним пальцем до нижнего края подставки. Кисть при этом должна быть полукруглой. Затем перенести кисть так, что бы подвесить ее на шестой струне посередине розетки, опираясь на струну большим пальцем. При этом кисть должна оставаться полукруглой. Пальцы почти перпендикулярно струнам.
Большой и указательный пальцы должны образовывать крест, оставляя треугольное пространство. Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются под углом к струнам (наклон в сторону грифа), а мизинец располагается вертикально.
Недопустимо чрезмерное расслабление или напряжение пальцев. Производить движением ими надо экономично, рационально, с минимальной затратой энергии.
Постановка левой руки
Кисть левой руки должна быть полукруглой. Пальцы прижимают струну под прямым углом, кончиками-подушечками. Ногти левой руки должны быть очень коротки, они не должны касаться грифа, когда пальцы прижимают струну. Необходимо, чтобы пальцы были полусогнуты и находились в отвесном положении над грифом. Если палец не участвует в игре, он должен нависать над той струной, на которой играют другие пальцы.
Большой палец находится с тыльной стороны грифа как показано на рисунке. Он служит для того, чтобы координировать движение пальцев на ладах, создавать им устойчивость во время перемещения из позиции в позицию, а не для более плотного сдавливания струн на ладах. Не зажимайте руку, пусть она двигается свободно от запястья, причем плечо при игре малоподвижно. Таким образом, достигается независимость движения пальцев и, когда нужна большая скорость.
При игре пальцами правой руки различают два способа удара по струне: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.
Обозначение пальцев рук
Музыкальный размер обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе — число таких долей в такте. Среди размеров чаще всего встречаются 2/4, 3/4, 4/4.
Арпеджио (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона. Арпеджио может исполняться в восходящем, нисходящем движении и смешанном движении. Ноты арпеджио играются тирандо.
Бас-аккорд – это способ изложения музыкального материала, в котором басовая и аккордовая линия, выделяются, противопоставляются друг другу. Ноты играются тирандо.
Позиция – это место расположения левой руки на грифе гитары. Позиция определяется по первому пальцу левой руки так, что номер лада, на котором находится первый палец, является номером позиции. При этом 2-ой, 3-ий и 4-ый пальцы прижимают струны на соседних ладах. Номера позиций обозначаются римскими цифрами и пунктирной скобкой или линией.
Часто, для удобства гитаристов, римскими цифрами обозначаются номера отдельных ладов, на которых прижимаются те или иные ноты, что мы и сделаем далее.
— диез, повышает ноту на полтона.
— бемоль, понижает ноту на полтона.
— бекар, отменяет действие диеза и бемоля.
Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки пишутся при ключе и действуют на всю строку нотного текста. Случайные знаки действуют только в такте, котором они написаны и только на ноты той октавы, перед которыми они написаны.
Двухголосие – это одновременное звучание двух голосов. Верхний голос называют первым, его ноты записываются штилями вверх. Нижний голос называют вторым, его ноты записываются штилями вниз. Обычно второй голос менее выразительный, чем первый.
Барре – это специальный прием, при исполнении которого палец или пальцы левой руки, чаще указательный и/или безымянный, прижимают сразу несколько струн. Барре бывает большое и малое. При большом баре палец прижимает 5 или 6 струн, при малом от 2 до 4 струн.
Приём это технически достаточно сложен, но рекомендуется начинать его освоение уже с первых шагов обучения независимо от изучения всех остальных элементов гитарной техники.
На первых шагах рекомендуется играть упражнения на малое барре, постепенно переходя к исполнению большого барре. После этого можно приступать к игре аккордов с использованием барре.
Пауза – это знак молчания. Подобно длительностям нот длительности пауз имеют те же названия и длятся на тот же счет.
Лига
Ли́га – это дугообразная тонкая линия, которая соединяет две соседние ноты одинаковой высоты. При этом вторая нота не играется: ее длительность прибавляется к длительности первой.
Легато
Легато – это связное исполнение звуков с возможно более плавным, незаметным переходом от одного к другому. При этом паузы между звуками отсутствуют. В нотном письме обозначается лигой или, словом legato.
Нон легато
Нон легато – раздельное, но не резко отрывистое исполнение.
Аккордом называется созвучие трех и более звуков. Аккорды бываю мажорные, которые звучать радостно, светло и минорные, которые звучат грустно, печально. Очень часто, для простоты понимания, аккорды записываются с помощью буквенно-цифровых обозначений.
Часто для обозначения аккордов используются буквы. Ноты, от которых строятся аккорды, обозначаются буквами английского алфавита. До – C, Ре – D, Ми – E, Фа – F, Соль – G, Ля – A, Си – B (в нотах советского периода H)
Для обозначения минорного аккорда к букве, обозначающей основную ноту аккорда, добавляется маленькая английская буква “m”. Для обозначения мажорного аккорда к букве, обозначающей основную ноту аккорда, ничего не добавляется. Например: Аккорд до-минор обозначается так: Сm. Аккорд до-мажор обозначается так: С. К буквам, обозначающим аккорды, еще могут добавляться цифры.
ЧАСТЬ 2. НОТЫ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИ
Игра на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах
При игре на 1-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Как пошли наши подружки
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Русская народная песня
2. Воробей купается
Лужа улыбается, воробей купается.
При игре на 2-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда несешься вскачь.
Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки!
Русская народная потешка
При игре на 3-ей струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Пароходик-пароход смело по морю плывет.
Наберу мучицы, подолью водицы,
Для детей хороших испеку лепешек.
8. Ой, джигуне, джигуне
Украинская народная песня
9. Во поле береза стояла
Русская народная песня
10. Во саду ли в огороде
Во саду ли в огороде девица гуляла.
У нее коса большая, лента голубая.
Русская народная песня
Игра на 4-ой, 5-ой и 6-ой струнах
При игре на 4-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Вы послушайте, ребята, я частушку вам спою!
13. Осенняя песенка
При игре на 5-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
При игре на 6-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
16. Воробей купается
Воробей купается, лужа улыбается.
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Украинская народная песня
Русская народная песня
Русская народная песня
ЧАСТЬ 3. ЭТЮДЫ И ПЬЕСЫ
22. Маленький этюд
24. Первый вальс
27. Маленький вальс
М. Каркасси
Польский народный танец
Аноним (XIIвек)
37. Вот лягушка на дорожке
38. Во саду ли в огороде
Русская народная песня
39. Ой, джигуне, джигуне
Украинская народная песня
41. Во поле береза стояла
Русская народная песня
44. Как при лужку
Русская народная песня
47. Ой, полным-полна коробушка
50. Французская народная песня
51. Грустный напев
Е. Шварц-Рейфлинген (1891-1964)
ЧАСТЬ 4. АНСАМБЛИ
67а. Ты пойди, моя коровушка, домой (1-ая гитара)
Русская народная песня
67б. Ты пойди, моя коровушка, домой (2-ая гитара)
Русская народная песня
67в. Ты пойди, моя коровушка, домой (3-я гитара)
Русская народная песня
ЧАСТЬ 5. УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на открытых струнах
Упр. 1. Играть апояндо (с опорой).
Упр. 2. Играть тирандо (без опоры).
Упр. 3. Восходящее арпеджио на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах.
Упр. 4. Нисходящее арпеджио на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах.
Упр. 5. Восходящее арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 6. Нисходящее арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 7. Восходящее арпеджио с басом на 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах.
Упр. 8. Нисходящее арпеджио с басом на 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах.
Упр. 9. Смешанное, восходящее-нисходящее, арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 10. Смешанное, нисходящее-восходящее, арпеджио с басом на 6-ой струне..
Упр. 11.
Упр. 16. Хроматическое упражнение по четыре ноты. Играть апояндо.
Упр. 17. Хроматическое упражнение с открытой струны до XII-го лада. Играть апояндо.
Упр. 17. Хроматическая гамма в I-ой позиции.
Упражнения на двухголосие
Упр. 18.Играть тирандо и апояндо.
Упр. 19.Играть тирандо и апояндо.
Упр. 20.Играть тирандо и апояндо.
Упражнение на барре
Упр. 21. Упражнение на малое барре.
ЧАСТЬ 6. ГАММЫ И КАДЕНЦИИ
Подготовительное упражнение к гамме До-мажор
Источник