Рабочая тетрадь гитариста
Рабочая тетрадь гитариста
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Устройство гитары, уход за инструментом…………………………………………………………..1
ЧАСТЬ 2. НОТЫ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИ
Игра на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах……………………………………………………………………. 6
1. Как пошли наши подружки. Русская народная песня……………………………………………..6
4. Ладушки. Русская народная потешка……………………………………………………………….6
5. Пароходик-пароход. Детская песенка………………………………………………………………7
8. Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня……………………………………………….7
9. Во поле береза стояла. Русская народная песня……………………………………………………7
10. Во саду ли в огороде. Русская народная песня……………………………………………………7
11. Часы. В. Калинин
Игра на 4-ой, 5-ой и 6-ой струнах……………………………………………………………………. 8
18. Веснянка. Украинская народная песня……………………………………………………………..9
19. Ах, по морю. Русская народная песня……………………………………………………………. 9
20. Коровушка. Русская народная песня……………………………………………………………. 9
ЧАСТЬ 3. ЭТЮДЫ И ПЬЕСЫ
27. А. Иванов-Крамской. Маленький вальс…………………………………………………………..11
32. Мазурка. Польский народный танец……………………………………………………………. 12
37. М. Рубец. Вот лягушка на дорожке………………………………………………………………..14
38. Во саду ли в огороде. Русская народная песня……………………………………………………15
39. Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня……………………………………………. 15
41. Во поле береза стояла. Русская народная песня…………………………………………………..15
44. Как при лужку. Русская народная песня. Калинина………………………………16
47. Ой, полным-полна коробушка. Русская народная песня. Калинина…………….17
50. Французская народная песня. Саратэ……………………………………………. 19
51. А. Иванов-Крамской. Грустный напев…………………………………………………………….19
ЧАСТЬ 4. АНСАМБЛИ
67а. Ты пойди, моя коровушка, домой (1-ая гитара). Русская народная песня…………………..….28
67б. Ты пойди, моя коровушка, домой (2-ая гитара). Русская народная песня…………………..….28
67в. Ты пойди, моя коровушка, домой (3-я гитара). Русская народная песня……………………. 29
ЧАСТЬ 5. УПРАЖНЕНИЯ
ЧАСТЬ 6. ГАММЫ И КАДЕНЦИИ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Устройство гитары, уход за инструментом
Уход за инструментом
Гитару необходимо держать в футляре, так как это предохраняет ее от механических повреждений, а также от сырости, резких колебаний температур, вредно влияющих на дерево и лак. Инструмент не следует держать в близи отопительных приборов, у окна (на солнце) или открывать форточку, не закрыв предварительно его чехлом, так как от резкой перемены температуры и влажности его может покоробить, разорвать деки и обечайки.
Нужно принять за правило после игры тщательно протирать гриф, струны и корпус мягкой и сухой тряпкой, а перед игрой мыть руки. Это правило особенно необходимо соблюдать тем, у кого потеют пальцы, так как пот разрушительно действует на страны.
На академической гитаре обычно применяются синтетические струны 1-ая, 2-ая, и 3-я, которых напоминает леску, а 4-ая, 5-ая и 6-ая обвиты проволочной канителью Натянув струну, нужно следить за ровностью ее колебаний в открытом строе и за точностью октавы на 12-ом ладу, В случае, если струна колеблется не ровно, нужно попытаться перевернуть ее другим концом, Если это не поможет – струна не годится.
Постановка игрового аппарата
Игровой аппарат включает в себя следующие части тела: корпус, ноги, плечевой пояс, голова, руки. Все эти части тела гитарист использует при игре на инструменте
Сидеть следует на одной трети стула. Спина прямая. Угол между бедром и голенью обеих ног должен составлять примерно 90 градусов. Пятки обеих ног должны стоять на полу.
У гитары должно быть четыре точки опоры:
Бедро левой ноги. Внутренняя часть бедра правой ноги. Предплечье правой руки, чуть ниже локтя. Середина груди.
Если гитарист левша, то правая и левая стороны меняются местами.
Постановка правой руки
Необходимо сначала установить предплечье правой руки, чуть ниже локтевого сгиба, на ребре обечайки и «сбросить» кисть, дотронувшись средним пальцем до нижнего края подставки. Кисть при этом должна быть полукруглой. Затем перенести кисть так, что бы подвесить ее на шестой струне посередине розетки, опираясь на струну большим пальцем. При этом кисть должна оставаться полукруглой. Пальцы почти перпендикулярно струнам.
Большой и указательный пальцы должны образовывать крест, оставляя треугольное пространство. Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются под углом к струнам (наклон в сторону грифа), а мизинец располагается вертикально.
Недопустимо чрезмерное расслабление или напряжение пальцев. Производить движением ими надо экономично, рационально, с минимальной затратой энергии.
Постановка левой руки
Кисть левой руки должна быть полукруглой. Пальцы прижимают струну под прямым углом, кончиками-подушечками. Ногти левой руки должны быть очень коротки, они не должны касаться грифа, когда пальцы прижимают струну. Необходимо, чтобы пальцы были полусогнуты и находились в отвесном положении над грифом. Если палец не участвует в игре, он должен нависать над той струной, на которой играют другие пальцы.
Большой палец находится с тыльной стороны грифа как показано на рисунке. Он служит для того, чтобы координировать движение пальцев на ладах, создавать им устойчивость во время перемещения из позиции в позицию, а не для более плотного сдавливания струн на ладах. Не зажимайте руку, пусть она двигается свободно от запястья, причем плечо при игре малоподвижно. Таким образом, достигается независимость движения пальцев и, когда нужна большая скорость.
При игре пальцами правой руки различают два способа удара по струне: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.
Обозначение пальцев рук
Музыкальный размер обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе — число таких долей в такте. Среди размеров чаще всего встречаются 2/4, 3/4, 4/4.
Арпеджио (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона. Арпеджио может исполняться в восходящем, нисходящем движении и смешанном движении. Ноты арпеджио играются тирандо.
Бас-аккорд – это способ изложения музыкального материала, в котором басовая и аккордовая линия, выделяются, противопоставляются друг другу. Ноты играются тирандо.
Позиция – это место расположения левой руки на грифе гитары. Позиция определяется по первому пальцу левой руки так, что номер лада, на котором находится первый палец, является номером позиции. При этом 2-ой, 3-ий и 4-ый пальцы прижимают струны на соседних ладах. Номера позиций обозначаются римскими цифрами и пунктирной скобкой или линией.
Часто, для удобства гитаристов, римскими цифрами обозначаются номера отдельных ладов, на которых прижимаются те или иные ноты, что мы и сделаем далее.
— диез, повышает ноту на полтона.
— бемоль, понижает ноту на полтона.
— бекар, отменяет действие диеза и бемоля.
Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки пишутся при ключе и действуют на всю строку нотного текста. Случайные знаки действуют только в такте, котором они написаны и только на ноты той октавы, перед которыми они написаны.
Двухголосие – это одновременное звучание двух голосов. Верхний голос называют первым, его ноты записываются штилями вверх. Нижний голос называют вторым, его ноты записываются штилями вниз. Обычно второй голос менее выразительный, чем первый.
Барре – это специальный прием, при исполнении которого палец или пальцы левой руки, чаще указательный и/или безымянный, прижимают сразу несколько струн. Барре бывает большое и малое. При большом баре палец прижимает 5 или 6 струн, при малом от 2 до 4 струн.
Приём это технически достаточно сложен, но рекомендуется начинать его освоение уже с первых шагов обучения независимо от изучения всех остальных элементов гитарной техники.
На первых шагах рекомендуется играть упражнения на малое барре, постепенно переходя к исполнению большого барре. После этого можно приступать к игре аккордов с использованием барре.
Пауза – это знак молчания. Подобно длительностям нот длительности пауз имеют те же названия и длятся на тот же счет.
Лига
Ли́га – это дугообразная тонкая линия, которая соединяет две соседние ноты одинаковой высоты. При этом вторая нота не играется: ее длительность прибавляется к длительности первой.
Легато
Легато – это связное исполнение звуков с возможно более плавным, незаметным переходом от одного к другому. При этом паузы между звуками отсутствуют. В нотном письме обозначается лигой или, словом legato.
Нон легато
Нон легато – раздельное, но не резко отрывистое исполнение.
Аккордом называется созвучие трех и более звуков. Аккорды бываю мажорные, которые звучать радостно, светло и минорные, которые звучат грустно, печально. Очень часто, для простоты понимания, аккорды записываются с помощью буквенно-цифровых обозначений.
Часто для обозначения аккордов используются буквы. Ноты, от которых строятся аккорды, обозначаются буквами английского алфавита. До – C, Ре – D, Ми – E, Фа – F, Соль – G, Ля – A, Си – B (в нотах советского периода H)
Для обозначения минорного аккорда к букве, обозначающей основную ноту аккорда, добавляется маленькая английская буква “m”. Для обозначения мажорного аккорда к букве, обозначающей основную ноту аккорда, ничего не добавляется. Например: Аккорд до-минор обозначается так: Сm. Аккорд до-мажор обозначается так: С. К буквам, обозначающим аккорды, еще могут добавляться цифры.
ЧАСТЬ 2. НОТЫ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИ
Игра на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах
При игре на 1-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Как пошли наши подружки
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Русская народная песня
2. Воробей купается
Лужа улыбается, воробей купается.
При игре на 2-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда несешься вскачь.
Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки!
Русская народная потешка
При игре на 3-ей струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Пароходик-пароход смело по морю плывет.
Наберу мучицы, подолью водицы,
Для детей хороших испеку лепешек.
8. Ой, джигуне, джигуне
Украинская народная песня
9. Во поле береза стояла
Русская народная песня
10. Во саду ли в огороде
Во саду ли в огороде девица гуляла.
У нее коса большая, лента голубая.
Русская народная песня
Игра на 4-ой, 5-ой и 6-ой струнах
При игре на 4-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
Вы послушайте, ребята, я частушку вам спою!
13. Осенняя песенка
При игре на 5-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
При игре на 6-ой струне в I-ой позиции используются следующие ноты:
16. Воробей купается
Воробей купается, лужа улыбается.
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Украинская народная песня
Русская народная песня
Русская народная песня
ЧАСТЬ 3. ЭТЮДЫ И ПЬЕСЫ
22. Маленький этюд
24. Первый вальс
27. Маленький вальс
М. Каркасси
Польский народный танец
Аноним (XIIвек)
37. Вот лягушка на дорожке
38. Во саду ли в огороде
Русская народная песня
39. Ой, джигуне, джигуне
Украинская народная песня
41. Во поле береза стояла
Русская народная песня
44. Как при лужку
Русская народная песня
47. Ой, полным-полна коробушка
50. Французская народная песня
51. Грустный напев
Е. Шварц-Рейфлинген (1891-1964)
ЧАСТЬ 4. АНСАМБЛИ
67а. Ты пойди, моя коровушка, домой (1-ая гитара)
Русская народная песня
67б. Ты пойди, моя коровушка, домой (2-ая гитара)
Русская народная песня
67в. Ты пойди, моя коровушка, домой (3-я гитара)
Русская народная песня
ЧАСТЬ 5. УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на открытых струнах
Упр. 1. Играть апояндо (с опорой).
Упр. 2. Играть тирандо (без опоры).
Упр. 3. Восходящее арпеджио на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах.
Упр. 4. Нисходящее арпеджио на 1-ой, 2-ой и 3-ей струнах.
Упр. 5. Восходящее арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 6. Нисходящее арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 7. Восходящее арпеджио с басом на 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах.
Упр. 8. Нисходящее арпеджио с басом на 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах.
Упр. 9. Смешанное, восходящее-нисходящее, арпеджио с басом на 6-ой струне.
Упр. 10. Смешанное, нисходящее-восходящее, арпеджио с басом на 6-ой струне..
Упр. 11.
Упр. 16. Хроматическое упражнение по четыре ноты. Играть апояндо.
Упр. 17. Хроматическое упражнение с открытой струны до XII-го лада. Играть апояндо.
Упр. 17. Хроматическая гамма в I-ой позиции.
Упражнения на двухголосие
Упр. 18.Играть тирандо и апояндо.
Упр. 19.Играть тирандо и апояндо.
Упр. 20.Играть тирандо и апояндо.
Упражнение на барре
Упр. 21. Упражнение на малое барре.
ЧАСТЬ 6. ГАММЫ И КАДЕНЦИИ
Подготовительное упражнение к гамме До-мажор
Источник