- Как играть. Урок 1.
- Все уроки приводятся для вистла D
- Как держать вистл
- Какую руку поставить сверху
- Как закрывать дырочки
- Ту-ту-ту
- Нота «A»
- Нота B
- Мелодия. Первая часть.
- Woodwind Instruments
- Boehm flute, Recorder, Irish flute, Tinwhistle, Shakuhachi, NAF
- Навигация
- Инструменты
- Дополнительно
- Поиск
- Страницы
- Базовые сведения
- Разновидности и диапазоны
- Материал и особенности
- Покупка вистла
- Модели и производители
- Своими руками
Как играть. Урок 1.
Это очень просто! Сыграть свою первую, несложную мелодию можно уже через несколько минут, после того как ты впервые взял вистл в руки.
Опыт игры на других инструментах совершенно необязателен. И про плохие отметки в школе на уроках музыки можно забыть (хорошие отметки тоже не важны, кстати).
Все уроки приводятся для вистла D
D — это такая тональность (по-русски «Ре»), самая распространённая для ирландской музыки. Если ты учишься на вистле в другой тональности — будь готов к тому, что записи мелодий и нот в этих уроках сделаны на вистле D, и на слух отличаются от того, что выходит у тебя.
Как держать вистл
Берём вистл так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы одной руки ложились на верхние три дырочки, а указательный, средний и безымянный пальцы другой руки — на нижние три дырочки.
Какую руку поставить сверху
Лучше левой рукой держать вистл за верхнюю часть, а правой — внизу. При игре одинаково часто приходится шевелить пальцами обеих рук, поэтому ни правши, ни левши преимуществ не имеют. На вистле можно замечательно играть и с обратной постановкой рук (правая сверху). Однако, другие родственные инструменты (например, ирландская флейта), часто приспособлены для традиционного расположения рук. Привыкнув играть по-другому переучиться будет трудно.
Как закрывать дырочки
Дырочки нужно закрывать подушечками пальцев, а не их кончиками. Так получается плотнее, а неплотно закрытое отверстие свистит, шипит, пропускает воздух и мешает сыграть нужную ноту.
Следи за тем, чтобы пальцы не были напряжены. Сначала кажется, что чем сильнее ты сжимаешь вистл, тем плотнее закрываешь дырочки. На самом деле держать вистл мёртвой хваткой совсем не обязательно, а даже нежелательно — будут уставать пальцы и кисти рук.
Дуть в вистл нужно очень нежно! Если дуешь правильно, а дырочки закрыты плотно, получится вот такая нота:
Если ты слышишь какой-то другой звук — причины может быть только две. Либо неплотно закрытые отверстия, либо неправильная сила воздушной струи — попробуй дуть посильнее/послабее. Кстати, каждая нота на вистле обозначается соответствующей буквой от «A» до «H». Та, что ты только что сыграл, называется «G» (или по-русски «Cоль»).
Ту-ту-ту
Когда начинаешь дуть в вистл, нужно языком выделять начало ноты, как бы произнося «туууу». При этом приставляешь сначала язык к нёбу и легонько выбрасываешь воздух — получается резкий переход к звучанию, как его ещё называют — атака.
Вот, послушай как это звучит:
Если этого «тууу» не делать, начало ноты получается вялым. Попробуй оба варианта и почувствуй разницу.Да, кстати, все эти трюки с выделением нот называются артикуляцией. Артикуляция языком по-английски называется tonguing (как это по-русски? языкание?! 8)).Для начала я рекомендую выделять таким образом каждую ноту, которую ты играешь.
Нота «A»
Нота «G» получается без проблем? Отлично. Разучиваем следующую. Закрываем теперь две верхние дырочки:
Нота B
Со следующей нотой — СИ — никаких проблем уже быть не должно. Оставляем закрытой одну верхнюю дырочку. Если при этом вистл выпадает у тебя из рук — можешь придерживать его нижней рукой, за нижние дырочки (одну-две). На звук это не повлияет.
Ты не забываешь про «туууу»?
Мелодия. Первая часть.
Ты уже знаешь достаточно нот, чтобы сыграть мелодию. Сначала послушай её:
А теперь посмотри на запись, это не совсем нотная запись. Снизу, под каждой нотой ты видишь, во-первых, её название, а во-вторых —схему дырочек, которые нужно закрыть на вистле, чтобы эту ноту сыграть.
Обрати внимание, что не все ноты в этой мелодии имеют одинаковую длительность. Ноты B и A в середине мелодии, и G в конце должны звучать в два раза дольше остальных. В нотной записи эти ноты нарисованы с незаполненной точкой, а также специально увеличена дистанция (визуально) до следующей ноты. Послушай мелодию ещё раз и обрати внимание как они звучат.
Попробуй сыграть этот фрагмент мелодии самостоятельно. Или можешь играть вместе с записанным файлом, одновременно. В этом случае явно будут слышны твои ошибки. А в случае верной игры твой вистл и «Кларк» Лёши Кукушкина будут звучать в унисон.
Источник
Woodwind Instruments
Boehm flute, Recorder, Irish flute, Tinwhistle, Shakuhachi, NAF
- Обсуждение
- Редактировать страницу
- Редактировать страницу
- Редактировать секции
- Редактировать дополнение
- Исходный вики-текст
- История
- Остальные инструменты
- Теги страницы
- Управление файлами
Навигация
Инструменты
Дополнительно
Поиск
Страницы
Тинвистл, Вистл, Висл, Пеннивистл (англ. «Tin Whistle», «Penny Whistle») — простая продольная народная флейта, близкая по устройству к свирели и (в плане устройства свистка) к блокфлейте. Широко используется в ирландской традиционной музыке, и в других близких жанрах.
На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако традиционный стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений). К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагает игру в достаточно быстром темпе (слайды, джиги, рилы, польки).
Базовые сведения
Вистл состоит из свистка и тела с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне.
Распространенные названия различных частей инструмента:
История вистла хорошо расписана тут: tinwhistle.ru — история вистла
Хороший рассказ о вистле, базовых вещах типа постановки рук и извлечения нот:
Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам. Первые семь нот вистла сыгранные последовательно от нижней ноты (все отверстия закрыты) до верхней (все отверстия открыты) образуют диатоническую мажорную гамму, тоника (первая ступень (нота) мажорной гаммы) которой, очевидно, совпадает с тональностью (строем) вистла. Таким образом, для вистла в строе ре (D) получим гамму ре-мажор, для вистла в строе ми-бемоль (Eb) — ми-бемоль-мажор и т.д. Полный список смотри ниже.
Диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:
(Здесь и далее для краткости я называю диатоникой диатоническую гамму)
Строй вистла | Список ступеней, образующих диатоническую гамму | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
I | II | III | IV | V | VI | VII | |
F# (фа-диез мажор), тоже самое, что и Gb (соль-бемоль мажор) | F# (Gb) | G# (Ab) | A# (Bb) | B | C# (Db) | D# (Eb) | F |
F (фа мажор) | F | G | A | Bb (A#) | C | D | E |
E (ми мажор) | E | F# (Gb) | G# (Ab) | A | B | C# (Db) | D# (Eb) |
Eb (ми-бемоль мажор), тоже самое, что и D# (ре-диез мажор) | Eb (D#) | F | G | Ab (G#) | Bb (A#) | C | D |
D (ре мажор) | D | E | F# (Gb) | G | A | B | C# (Db) |
C# (до-диез мажор), тоже самое, что и Db (ре-бемоль мажор) | Db (C#) | Eb (D#) | F | Gb (F#) | Ab (G#) | Bb (A#) | C |
C (до мажор) | C | D | E | F | G | A | B |
B (си мажор) | B | C# (Db) | D# (Eb) | E | F# (Gb) | G# (Ab) | A# (Bb) |
Bb (си-бемоль мажор), тоже самое, что и A# (ля-диез мажор) | Bb (A#) | C | D | Eb (D#) | F | G | A |
A (ля мажор) | A | B | C# (Db) | D | E | F# (Gb) | G# (Ab) |
Ab (ля-бемоль мажор), тоже самое, что и G# (соль-диез мажор) | Ab (G#) | Bb (A#) | С | Db (C#) | Eb (D#) | F | G |
G (соль мажор) | G | A | B | C | D | E | F# (Gb) |
Аппликатура (схема закрытия отверстий) X — закрыто, O — открыто, свисток слева | XXXXXX | XXXXXO | XXXXOO | XXXOOO | XXOOOO | XOOOOO | OOOOOO |
С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но если вы собираетесь играть исключительно традиционную музыку, необходимость в этом будет возникать редко (за исключением повышения 4 или 6 ступени для игры в дополнительных тональностях, об этом читай ниже).
Основная аппликатура вистла (на примере вистла в строе D):
Полная аппликатура вистла, включая полутона и ноты третьей октавы на примере вистла в строе D (кликните для увеличения):
Диапазон хорошего вистла — две октавы, плюс опциональное количество нот третьей октавы. Переход на октаву выше производится передуванием — усилением силы вдуваемой струи, аппликатура при этом не меняется.
Как это часто бывает у духовых, аппликатура вистла не зависит от строя, поэтому научившись например играть на высоком вистле в ре, вы автоматически осваиваете всю линейку тональностей, в том числе и лоувистлы (если не брать во внимание различия касающиеся расхода воздуха, давления и способов удержания). Таким образом, взяв например в руки вистл в соль и играя на нем произведение так, как на вистле в ре, вы получите то же самое произведение, только транспонированное. Отчасти этим объясняется тот факт, что большинство вистлеров охотнее используют отдельные инструменты в других тональностях при необходимости, а не выпендриваются с альтернативными аппликатурами на одном. Исключением являются разве что «дополнительные» диатоники, которые легко можно получить на любом вистле повышая одну из ступеней на полтона — для ре-шного вистла это прежде всего соль-мажор (повышаем си на полтона — извлекая до) и, реже, ля-мажор (повышаем соль на полтона — извлекая соль-диез).
Ниже перечислены наиболее употребительные «дополнительные» диатоники для разных тональностей вистлов, у каждого вистла их две (остальные используются редко, т.к. для их извлечения нужно повышать больше одной ступени, что накладно держать в голове, и легче взять отдельный инструмент).
Первая из перечисленных «дополнительных» диатоник в любом строе исполняется повышением 6-ой ступени (или понижением 7-ой ступени, если вам нравится такая точка зрения), которое достигается полуприкрытием 1-го отверстия (договоримся, что нумерация отверстий начинается со свистка), либо вилочной аппликатурой — закрытием 2-го и 3-го отверстий. Это наиболее употребительная «дополнительная» диатоника.
Вторая из перечисленных «дополнительных» диатоник в любом строе исполняется повышением 4-ой ступени (понижением 5-ой), которое обычно достигается путем закрытия 1-го и 2-го отверстия и полуприкрытия 3-го. Это диатоника по-сложнее и используется гораздо реже.
«Дополнительные» диатоники для различных распространенных тональностей вистлов:
Строй вистла | Повышение 6-ой ступени (исполняется вместо 7-ой ступени нижней октавы, гамма начинается с 4-ой ступени нижней октавы) | Повышение 4-ой ступени (исполняется вместо 4-ой ступени верхней октавы, гамма начинается с 5-ой ступени нижней октавы) |
---|---|---|
F# / Gb | си-мажор (извлекая E) | до-диез-мажор (извлекая C) |
F | ля-диез-мажор (извлекая D#) | до-мажор (извлекая B) |
E | ля-мажор (извлекая D) | си-мажор (извлекая A#) |
Eb / D# | соль-диез-мажор (извлекая C#) | ля-диез-мажор (извлекая A) |
D | соль-мажор (извлекая C) | ля-мажор (извлекая G#) |
C# / Db | фа-диез-мажор (извлекая B) | соль-диез-мажор (извлекая G) |
C | фа-мажор (извлекая A#) | соль-мажор (извлекая F#) |
B | ми-мажор (извлекая A) | фа-диез-мажор (извлекая F) |
Bb / A# | ре-диез-мажор (извлекая G#) | фа-мажор (извлекая E) |
A | ре-мажор (извлекая G) | ми-мажор (извлекая D#) |
Ab / G# | до-диез-мажор (извлекая F#) | ре-диез-мажор (извлекая D) |
G | до-мажор (извлекая F) | ре-мажор (извлекая C#) |
Аппликатура (различные варианты) X — закрыто, # — закрыто на половину, O — открыто, свисток слева | #OOOOO OXXOOO OXXXOO OXOXXX OXXOXX OXXOOX | XX#OOO XXOXXX XXOXXO |
Соотношения дополнительных тональностей к основной тональности вистла можно быстро получить используя квинтовый круг и простое правило: если принять направление движения по квинтовому кругу по часовой стрелке, и считать одну из мажорных тональностей на внешнем круге в качестве основной тональности вистла, то предыдущая мажорная тональность на внешнем круге укажет на первую дополнительную тональность (повышение 6-ой ступени), а последующая — на вторую дополнительную тональность (повышение 4-ой ступени). Например для вистла в D: предыдущая мажорная тональность на круге — G, последующая — A, для вистла в C# (Db): предыдущая F#(Gb), последующая G#(Ab), и т.д.
Очевидно, что на вистле можно играть и в минорных тональностях соответствующих мажорным, их опять же можно легко определить по квинтовому кругу (тональности внешнего круга — мажорные, соответствующие им тональности внутреннего круга — минорные). Например для ре-мажора параллельная тональность — си-минор, для ми-бемоль-мажора — до-минор, и т.д. Но тут нужно еще конечно учитывать ограничение по доступным октавам — например на ре-шном вистле в этом плане си-минор играть сложнее чем ми-минор, т.к. гамма си-минора начинается, внезапно, с 6-ой ступени нижней октавы, т.е. в двух октавах уже не особо поиграешь, тогда как ми-минор начинается только лишь со второй ступени нижней октавы.
Таким образом, если собрать все вместе, получаем например, что на вистле в ре можно легко играть в тональностях: ре-мажор, ми-минор и соль-мажор, а делая усилие еще и в фа-диез-миноре, ля-мажоре и си-миноре. Думаете, на этом все? Ха, как бы не так. Мы рассмотрели лишь мажор и минор. На вистле можно играть и пентатонику, что еще больше увеличивает формальный список тональностей. Но гораздо важнее здесь вспомнить о натуральных ладах.
Традиционную музыку гораздо чаще описывают не в понятиях мажорных и минорных тональностей, а в понятиях натуральных ладов (т.к. традиционная музыка не ограничивается мажором и минором). Чаще всего натуральными ладами называют семь октавных диатонических звукорядов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Один натуральный лад отличается от другого уникальной последовательностью пяти тонов и двух полутонов. Например ионийский лад это мажор (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон), эолийский — натуральный минор (тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Полный список:
- T-T-П-Т-Т-Т-П — ионийский (мажор)
- T-П-Т-Т-Т-П-Т — дорийский
- П-Т-Т-Т-П-Т-Т — фригийский
- Т-Т-Т-П-Т-Т-П — лидийский
- Т-Т-П-Т-Т-П-Т — миксолидийский
- Т-П-Т-Т-П-Т-Т — эолийский (натуральный минор)
- П-Т-Т-П-Т-Т-Т — локрийский
Описывая характер ирландской мелодии используют понятие т.н. «тонального центра», основной ноты мелодии. Обычно это такая «педальная» нота, т.е. нота которой заканчивается вся мелодия или её часть, которую хочется пафосно тянуть в конце. Полное имя лада мелодии состоит из названия тонального центра мелодии и используемого звукоряда, считая при этом тональный центр тоникой (первой нотой) звукоряда. Возьмем например мелодию «Cooley’s reel». Для одного из вариантов данного рила в нотной записи этого тюна при скрипичном ключе указывают два диеза, казалось бы, вот он, ре-мажор. Но если мы захотим описать данный тюн в понятии натурального лада? Тональным центром является нота ми, обычно именно этой нотой заканчиваются обе части этого рила. Два диеза задают основной набор нот, из которых мы можем составить диатонический звукоряд (специально запишем звукоряд начиная с тонального центра): E, F#, G, A, B, C#, D. Тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Это дорийский лад. Таким образом можно сказать, что данный рассматриваемый вариант Cooley’s reel играют в E-дорийском натуральном ладу. На практике конечно все немного сложнее. Помимо того, что тональный центр может гулять при вариациях мелодии или транспонировании (что просто меняет название лада), бывают тюны которые просто выходят за рамки диатонического звукоряда, самый банальный пример — использование и С и С# в одной и той же мелодии. Такие тюны уже нельзя строго отнести к тому или иному натуральному ладу. Также тюн может запросто иметь несколько тональных центров, тогда говорят о разных натуральных ладах по отношению к частям мелодии. Как бы там ни было, иметь представление о натуральных ладах и тональных центрах полезно, например если вы играете аккомпанемент.
В ирландской традиционной музыке чаще всего используются: B-эолийский(минор), A-миксолидийский, E-дорийский, D-ионийский(мажор), A-дорийский, G-ионийский(мажор), E-эолийский(минор) и D-миксолидийский лады. Первые четыре играют через C#, оставшиеся через C. Также используются несколько пентатоник. Все такие мелодии без проблем можно исполнить на вистле в ре. Подробнее вы можете прочитать об этом в книге Грея Ларсена «Основной курс по ирландской флейте и тин-вистлу».
Разновидности и диапазоны
Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку, именно его следует покупать в качестве первого инструмента. Данный строй многими принимается за стандарт, и практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. Как уже упоминалось выше, на вистле в этом строе можно легко играть в тональностях ре-мажор и соль-мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландских мелодий и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Такая распространенность данных тональностей обычно объясняется тем, что эти тональности проще всего исполнить на скрипке, а так как в ирландских бэндах скрипач был чуть ли не обязательным участником, то и музыка формировалась соответственно.
Строй (тональность) вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки).
Закрывая все дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже основного тона вистла.
Условное разделение вистлов по диапазонам:
Вид вистла | Диапазон | Список тональностей вистлов |
---|---|---|
High whistle | Sopranino | G |
Soprano | F#, F, E, Eb, D, C# | |
Mezzo Soprano | C, B, Bb, A | |
Low whistle | Alto | G#, G, F#, F |
Tenor | E, Eb, D, C# | |
Baritone | C, B | |
Bas | Bb, A, G#, G |
Все вистлы можно разделить на две разновидности: высокие вистлы (high whistle, хай вистлы) и лоу вистлы (low whistle). Четкой границы (точнее единого мнения о том, где она находится) между ними нет. Чаще всего говорят, что лоувистлы начинаются с альтовых вистлов в строе Соль, т.е. высокие вистлы — это диапазоны Sopranino, Soprano и Mezzo Soprano, все остальные диапазоны ниже — лоувистлы. Лоувистл имеет больший размер, и низкий, глубокий, утробный тембр («звук водосточной трубы», как в шутку характеризуют звук вистлов Overton — именно мастер Бернард Овертон сделал первые лоувистлы). Как правило, лоувистлы более требовательны к дыханию — потребляют больше воздуха и имеют большее давление. Из-за больших расстояний между отверстиями лоувистлы рекомендуется держать т.н. волыночным хватом («piper’s grip»), при котором игровые отверстия зажимаются преимущественно вторыми фалангами пальцев, как на чантере волынки.
Более подробно о тональностях вистлов читайте: tinwhistle.ru — Диапазонный ряд вистлов
Материал и особенности
Каноничным вариантом считаются металлические вистлы (из алюминия, никеля, латуни, жести), бюджетным — пластик, наиболее распространенным и компромиссным — пластиковый свисток и металлическое тело. Вистлы с пластиковым свистком особенно удобны для игры в холодных помещениях, так как по очевидным причинам дают меньше конденсата чем металлические свистки. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева.
Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не рассчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться максимум на полтона). Дополнительный плюс настраиваемого вистла — возможность снять свисток, что облегчит чистку.
Бывают также вистлы с регулируемой громкостью (например, модель Every от мастера Carey Parks), что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
Существуют вистлы с коническим каналом. Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах. Однако не нужно думать, что любой вистл с цилиндрическим каналом теряет в стабильности, качественный вистл с цилиндрическим каналом ничем не хуже вистла с коническим. И вообще, вистлы с коническим каналом распространены гораздо меньше, думаю это можно объяснить тем, что вистл с цилиндрическим каналом легче в изготовлении (один из распространенных методов — взять длинную металлическую/пластиковую трубку и разрезать на несколько частей, получив заготовки для тел будущих вистлов).
Как это часто бывает в случае народных инструментов, для вистлов в принципе не существует никаких устоявшихся соглашений об их звуке и игровых характеристиках. Не будет большим преувеличением сказать, что каждая фирма выпускает уникальную модель вистла: какие-то вистлы — тихие, другие напротив — громкие; одни — шипящие (как говорят, с «чифом»), другие имеют чистый или даже острый звук; одни инструменты имеют высокое давление и расход воздуха, другие наоборот низкое. В целом никто этому особо не удивляется. Это огромное разнообразие (а также сравнительно небольшая цена) очень часто приводит к забавному эффекту — любой заядлый вистлер со временем превращается в настоящего коллекционера, заказывающего все новые и новые вистлы тех производителей, которых у него еще нет. В той или иной форме этим заболевают все.
Покупка вистла
Читайте также раздел Выбор вистла
Инструкция по покупке вистла, которая нагло стянута мною из одной группы в вк — http://paste.org.ru/?je3yhj
http://dpshop.ru — Новосибирский интернет-магазин Д. Панфилова, торгующий этническими инструментами, в том числе вистлами. В хорошие годы тут можно было найти даже вистлы Хилча, но в последнее время ассортимент поубавился, но дешевые вистлы типа кларков и фидогов туда завозят регулярно. Доставка почтой.
http://ta-musica.ru — Московский интернет-магазин этнических инструментов, вистлы в наличии. Здесь часто продают вистлы Susato и Tony Dixon, вистлы мастерской Караваева. Доставка почтой или курьерской службой.
https://shamanic.ru/ — Питерский магазин этнических инструментов, вистлы Кларка, фидоги, из мастерской Караваева.
http://whistle.jeffleff.com/makers.html — Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам, некоторые ссылки устарели, но это лучше чем ничего.
http://www.chiffandfipple.com/inexp.html — Выбор недорогого вистла, сравнительное описание (англ.)
http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html — Туториал по разновидностям, отличиям (англ.)
Модели и производители
Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную («High-end», «expensive», «high quality whistles»). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду, что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) — один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов из металла/пластика редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Металлические/пластиковые лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400-500$. Деревянные вистлы могут стоить сколько угодно, цена в определенной степени зависит от породы дерева.
Бюджетные вистлы
Generation — очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу — “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность — покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров — Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов — хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги. Дженерейшены (как правило твикнутые) очень часто можно увидеть у олдскульных традиционных музыкантов. Несмотря на это, я еще раз хочу подчеркнуть, что хорошие инструменты среди дженерейшенов — большая редкость, но уж если вам повезет найти хороший экземпляр — берегите его.
Feadog, Walton, Clare, Oak — дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их иногда берут с целью твикнуть.
Clarke — аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности — только сопрано До и Ре. Самые популярные модели — Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло — треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
Shaw — формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр.
Вистлы по-дороже, профессиональные и полупрофессиональные
Tony Dixon — довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом, мнение большинства людей сходится на том, что это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество.
Мне доводилось играть на двух моделях: «DX006D» из алюминия (не самый приятный вистл), и латунном «Trad D» (который мне понравился куда больше первого). Минусом вистла DX006D является его до безобразия неровный тембр, у trad-а с этим куда лучше, что кстати весьма парадоксально, учитывая разницу в цене. Вистл Trad не настраиваемый (хотя пластиковый свисток похоже держится на клее и в принципе его можно попробовать снять), он имеет тихий звук с небольшим чифом, давление и затраты воздуха на нем низки и в целом это хороший инструмент для начинающего.
Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращает инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку (или файф), если она вам нужна.
Susato — чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким, звенящим звуком. Susato производят несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Susato производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы susato это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некоторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
Killarney — металлические вистлы из Ирландии, на данный момент доступные в никелевом и латунном вариантах. Это качественные и приятные инструменты с отличным строем, комфортным давлением и приятным, ровным тембром. С чифом. Вистлы настраиваемые, свисток можно снять. Где-то я кажется видел информацию о том, что диаметр игровой трубки данного вистла такой же, как у бюджетных вистлов типа Generation или Clare, что позволяет использовать их игровые трубки со свистком от Killarney (по крайней мере я лично могу подтвердить это для вистла Clare), это якобы даже сделано специально. Дизайном эти вистлы напоминают вистлы мастера J. Sindt (особенно латунный вариант). На данный момент выпускаются в сопрано тональностях до (С), ре (D) и ми-бемоль (Eb).
Hiltch (мастер Галь Хилч)
Overton/Goldie (мастер Колин Голди)
Chieftain, Kerry Optima (мастер Фил Харди)
Burke
Karavaev whistles — вистлы российского мастера А. Караваева.
и многие другие
Твик (Tweak) вистла — это изменение характера звука (например добавление/устранение чифа — шипящего призвука), тональности (исправление тона отдельных нот или кардинальная смена строя) или игровых характеристик (изменение громкости, расхода воздуха, давления) вистла, который достигается преимущественно изменением формы свистка и лезвия свистка, изменением радиуса игровых дырок и расстояний между ними.
Твик может серьезно изменить характеристики вистла в лучшую или худшую сторону, все зависит от прямоты рук.
Твикингу подвергаются в основном не слишком качественные дешевые вистлы, т.к. дорогие мастеровые вистлы в этом обычно не нуждаются, а хорошие мастера за дополнительную плату могут даже сделать вистл на заказ специально под ваши нужды и предпочтения в плане игровых характеристик, тембра и тональности.
В связи с тем, что качественные вистлы становятся все более распространенными и доступными, искусство твикинга вистлов в наши дни уходит на задний план. Однако знать основы полезно. Имея представление о связи между геометрией вистла и игровыми характеристиками, вы сможете довольно точно предсказывать громкость, расход воздуха, давление инструмента по его изображению.
Если вас заинтересовал твик вистлов — настоятельно рекомендуем ознакомиться:
tinwhistle.ru — Пособие по твикингу вистлов
http://tinwhistle.breqwas.net/art_3.php (сохраненная копия)
http://tinwhistle.breqwas.net/art_4.php (сохраненная копия)
http://tinwhistle.breqwas.net/art_6.php (сохраненная копия)
http://www.chiffandfipple.com/tweak.html
Своими руками
Вистл относительно прост в изготовлении, вы можете попробовать сделать его своими руками.
Источник