Фингерстайл. Советы начинающим гитаристам
Если вы знакомы с игрой на акустической гитаре и уже неплохо овладели «тремя блатными аккордами», то наверняка в какой-то момент вам захочется большего. Возможно, вы просто хотите играть круче, ну а скорее всего, вы услышали чье-то фантастическое исполнение на акустике «в стиле фингерстайл» (хотя это правильно называть техникой), когда играет один инструмент, а вы не верите своим глазам и ушам — ведь слышите несколько, и не представляете, как одна гитара способна выдавать такие объемные «полифонические» звуки. Если вы еще пока не совсем поняли, о чем идет речь, то вот, для примера, несколько моих аранжировок популярных мелодий для гитары на моем YouTube канале:
Доходит до того, что огромное число людей пишут под моими видео что слышат 2, 3, а иногда и больше гитар, называют обычную качественную домашнюю запись «студийной» и т.д. Посмотрите сами:
Такие комментарии появляются на моем канале каждую неделю. И они мне, с одной стороны, конечно, льстят, а с другой – удручают. Они показывают, что, к сожалению, обычный зритель, особенно среди русскоязычной аудитории, часто не осведомлён по этой теме. Поэтому отчасти, я пишу эту статью с надеждой, что по возможности больше людей узнают, что такое фингерстайл.
Если вами овладевает два полярных чувства: с одной стороны – жгучее желание научиться играть также, а с другой – «смогу ли я?», отвечаю — «Сможете!». Но придется конкретно попотеть. Я вот уже больше 20 лет потею) Конечно, технически — это очень сложно, но тем интереснее! На первых порах возможно вы даже будете думать, что эта техника никогда не поддастся вашим рукам. Не переживайте! Все дело в том, что вашим пальцам нужно время, чтобы научиться рассинхронизироваться, причем в довольно высоком темпе.
Попробуйте начать изучать эту технику с моего плейлиста «Школа фингерстайла». Самое интересное в нем, на мой взгляд, это соединение независимых мелодических линий. Ролики были сняты в уже далеком 2013-м году, но они не теряют своей актуальности:
Что такое «Табулатуры»
Это базовое обозначение для струнных инструментов, используемое во всех стилях музыки. Возможно кому-то покажется странным, что я счел нужным об этом упомянуть, говоря про фингерстайл. Но есть новички, которые не знают, как читать табы, да и что это такое вообще.
Угадайте мелодию:
Табулатуры или сокращенно табы – это схематическое отображение мелодии, гармонии и вообще всех звуков на гитаре. Представляет собой 6 линий (6 струн) на которых цифрами отмечены очередность и номер лада на грифе. Причем отображается все это так, чтобы было понятно на какой струне (первая линия сверху – это первая струна) и на каком ладу (цифра) необходимо извлечь звук. Технически табы проще понимать новичкам, особенно тем, кто не дружит с нотами. Так, если цифры выстроены в вертикальный ряд, то это будет означать аккорд. Единственный минус такого условного обозначения игры – отсутствие длительности нот. Но часто в нормальных источниках и в популярных гитарных журналах, например, Guitar World или Total Guitar, публикуют одновременно ноты, и под ними табы. Например:
По такому же принципу работаю и я, записывая все свои аранжировки в табы с нотным обозначением наверху, используя программу Guitar Pro.
На моем сайте вы найдете большой выбор фингерстайл табов с видео в моем исполнении. Заходи, выбирай и скачивай табы тут! Кстати, советую найти в сети и скачать программу Guitar Pro 6 или 7. С ее помощью вы услышите и одновременно увидите, как играются непонятные вам места в той или иной аранжировке.
Что такое «Каподастр» (англ. «capo»)
Это специальный зажим для струн, который устанавливается на один из ладов грифа. Знаком многим далеким от фингерстайла людей. Но если для обычного музыканта, как правило, вполне хватает вот такого варианта:
, то в фингерстайле частенько встречаются и вот такие:
В первом случае этот аксессуар одинаково влияет на тональность звучания всех струн, имитируя прием «баррэ». Часто помогает начинающим гитаристам в определенных случаях, и опытным музыкантам для повышения тональности. А вот второй вариант, так называемый «spider-capo», позволяет настроить любую струну как нужно исполнителю. Дело в том, что в фингерстайле часто встречаются нестандартные настройки гитары, и такая штука позволяет настроить каждую струну как угодно, зажав ее отдельно на каком-либо из ладов.
Иногда по ходу песни нужно быстро сделать модуляцию (изменение тональности), и в этих случаях идеально подходит вот такой вариант каподастра (glider guitar capo):
Система роликов позволяет гитаристу быстро передвинуть этот каподастр при смене тональности до необходимого лада по ходу исполнения не останавливаясь.
Что такое Travis picking (Трэвис пиккинг), он же «boom-chick» (бум-чик)
Это техника игры на гитаре, когда большой палец отвечает за исполнение басовой партии, а другие пальцы правой руки ведут мелодию на высоких нотах. Для остальных пальцев, за исключением большого, есть свои способы извлечения звука. Например, pinch, pluck или другие. Также для создания более гармоничных басовых звуков в фингерпикинге используют «глушение». Для этого необходимо слегка удерживать ребром правой руки басовые струны. На этом количество приемов в технике фингерстайл не ограничивается, но приведенные примеры — это база.
Чтобы услышать разницу звучания этих приемов, посмотрите мои бесплатные уроки по фингерстайлу по этой теме:
Фингерстайл на гитаре для новичков: с чего начать?
Следует изначально оговориться, что «фингерстайл с нуля» и «игра на гитаре с нуля» — это две разные вещи. Если вы ни разу в жизни не прикасались к гитаре, то обязательно нужно начать с хорошего препода. На первых порах необходимо правильно поставить руки. К тому же, чтобы приступить к занятиям игры на гитаре, новичку необходимо освоить базовые знания: длительность нот, размер, метр, тональность и т.д. Толковый преподаватель даст вам эти знания структурировано и в нужной последовательности. Если уж совсем нет возможности заниматься с педагогом, постарайтесь освоить эти знания сами, без них будет тяжело двигаться дальше. Советую ресурс http://7not.ru/ — там вы найдете всю необходимую базовую информацию по теории музыки. Несколько лет назад я также сделал серию вебинаров по теории музыки в свободном доступе: Вебинары
Если вы владеете английским, то советую обязательно посмотреть уроки для начинающих от Джастина Сандерко (Justin Sundercoe), это очень грамотный преподаватель и просто харизматичный, приятный дядька, вот его ютуб-канал: JustinSandercoe
Общие советы. Они банальны, но они работают:
- Выбирайте качественные видеоуроки игры на гитаре. Когда вы видите и слышите, как воспроизводится звук, вам легче повторить движения.
- Приступайте сначала к простым упражнениям. Отрабатывайте каждый новый элемент до автоматизма. Особенно это касается тех движений, когда большой палец правой руки действует автономно от остальных пальцев. В этом заключается большая доля успеха обучения фингерпикингу.
- Начинайте с медленного проигрыша простых упражнений, повышайте темп только когда почувствуете уверенность в своей технике исполнения! Обязательно используйте метроном. Это первый друг музыканта в общем и гитариста в частности (хотя скорее всего, сначала это будет вашим главным врагом).
- Поиграйте простые мелодии – произведения для начинающих. Например, детские песни. Их полно в сети. Старайтесь работать по фразам. Музыка – это язык. И он состоит из фраз или предложений, как и любой язык. Например, в песне «Happy birthday to you» первая же фраза так и будет звучать «hap-py birth-day to-you», затем идет пауза. Не спешите переходить к следующей фразе, пока не будет хорошо получаться предыдущая. Не спешите браться за сложные, многоголосные аранжировки.
- Не забывайте про средства выразительности. И особенно – не забывайте про грув! Это понимание, которое приходит с опытом. Советую
- Не опускайте руки, если прогресс идет слишком медленно – это нормально. Два шага вперед, один назад – это все-таки шаг вперед. Если почитаете биографии многих великих гитаристов, то обнаружите, что своей гениальности они достигли не врожденным талантом, а упорными многочасовыми тренировками. У вас все получится!
Сейчас внимательнее — я скажу одну очень важную вещь. Я, как и многие другие опытные преподаватели, убежден, что главная цель обучения — это научить вас правильно заниматься САМОСТОЯТЕЛЬНО. За многие годы работы я встречал лишь единицы самоучек, которые добились действительно больших успехов в музыке без помощи наставников. Я сам несколько лет занимался с разными преподами, прежде чем заняться самообучением. Подробнее об этом можно почитать тут.
Но часто мне пишут люди:
- — давно играю на каком-то базовом уровне а-ля «бренчу три аккорда», но прогресса нет
- — знаю много переборов и боев, но это не приносит больше никакого удовольствия, я в тупике
- — надоело играть «Кузнечика» на одной струне
- — играл в молодости нормально, но все подзабыл
Если вы узнали себя среди них, то можно говорить о возможности начать обучение фингерстайлу.
В фингерстайле можно получить огромное количество разных звучаний, тем и интересна эта техника. Реально ли получить целый оркестр, играя только лишь на одной гитаре – ДА! В моей Alex Mercy | Школе Фингерстайла я рассказываю об уникальных вещах в этом направлении. Добросовестно изучив этот материал у вас просто не будет шанса не овладеть фингерстайлом!
Источник
Все о гитарах для фингерстайла
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Fingerstyle в последнее время набирает огромную популярность как у опытных гитаристов, так и у новичков, которые не боятся трудностей, встречающихся на пути их обучения, ведь данная техника не из легких. Научившись фингерстайлу, можно наиболее полно раскрыть весь потенциал своей игры на гитаре, точно передать эмоции той или иной песни либо же мелодии. Но для такой техники подойдёт далеко не каждая гитара, поэтому к её выбору стоит подходить серьёзно.
Особенности
Для начала раскроем понятие данного вида игры. Фингерстайл – это техника игры, где главную роль играют пальцы, зачастую для неё используют акустическую гитару. Во время игры один гитарист ведёт одномоментно партии соло, ритм и бас.
Это помогает имитировать игру нескольких одновременно играющих инструментов. Корни этого стиля, как и все остальные, берут свое начало из классики.
За бас отвечает большой палец руки (гитару можно подобрать как для правши, так и для левши). Им играются 6, 5 и 4 низкие струны. Указательный, безымянный, средний и мизинец в игре на басу не участвуют. 1, 2 и 3 струны – высокие, играются указательным, средними и безымянным пальцем. Звук извлекается при помощи ногтей. Наиболее яркого звучания можно добиться, используя специальный медиатор-фингерпик, визуально напоминающий коготь.
Источник
Гитары для фингерстайла
LF-4111-B Акустическая 6-струнная гитара 41″. Верхняя дека — ламинат ели, задняя дека и обечайки — ламинат липы, гриф — катальпа, накладка грифа — палисандр, бридж — палисандр, колковая механика — хромированная, окантовка — пятислойный пластик, цвет — черный. HOMAGE
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
PF51-OP Акустическая гитара, Parkwood
Форма корпуса: концертная.
Верхняя дека: ель.
Задняя дека и обечайки: махагони.
Накладка грифа: палисандр.
Окантовка корпуса и накладки грифа.
Отделка: открытые поры.
Одна из лучших гитар в соотношении цена/качество в нашем магазине.
Отделка с открытыми порами лучше раскрывает резонирующие свойства древесины и делает эту гитару очень приятной на ощупь. Качественные колки, точная выдержка расстояний и высоты ладов позволяет этой гитаре точно строить на всей длине грифа. Данная гитара сделана с верхней декой из красного дерева (махагони) . Внешне выглядит гитара просто великолепно. Сравнивая гитары pf51-op и pf-51m-op можно сказать, что верхняя дека из ели (pf51-op) имеет более выраженный звук в середине, а дека из махагони (pf51m-op) лучше звучит в верхах и низах.
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
S22M-NS Акустическая гитара, с чехлом, матовая, Parkwood
Гитары серии S20 стоят также как инструменты начального уровня, однако используемые при производстве материалы и то мастерство, с которым изготавливается каждая гитара, подойдут и гораздо более дорогим инструментам.
Для музыкантов умеющих считать деньги, но желающих приобрести инструмент из лучших материалов и компонентов.
Верхняя дека изготовлена из массива махагони, задняя дека и обечайки — из шпона махагони.
Натуральная матовая отделка корпуса и грифа придает инструменту мягкий, не глянцевый внешний вид.
Конструктивные особенности инструмента включают в себя: крепление грифа «ласточкин хвост», крестообразные пружины, анкерный стержень двойного действия, литую колковую механику, порожки из кости и струнодержатель Parkwood Scoop.
Форма корпуса: концертная.
Крепление грифа: «ласточкин хвост».
Форма пружин: «Х».
Верхняя дека: массив махагони.
Задняя дека и обечайки: шпон махагони.
Гриф: махагони.
Накладка грифа: индийский палисандр.
Порожки: кость.
Анкерный стержень: двойного действия.
Отделка: матовая.
Цвет: натуральный.
Чехол в Комплекте.
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
Форма корпуса: дредноут.
Мензура: 643мм.
20 ладов.
Верхняя дека: ель.
Задняя дека и обечайка: красное дерево.
Гриф: красное дерево.
Накладка грифа и бридж: палисандр.
Крепление грифа: ласточкин хвост.
Колковая механика: литая.
Ширина грифа у верхнего порожка: 43мм.
Струны: с покрытием.
Система пружин: улучшенная X-образная.
Цвет: натуральный, открытые поры.
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
Очень популярная модель в своём ценовом диапазоне. Материалы инструмента — ель верхней деки, меранти — корпус, гриф — нато, накладка грифа — палисандр, хромированные колки. Все гитары фирмы Ямаха отличаются высоким качеством сборки и надёжностью. На них крайне редко жалуются их хозяева, их редко приносят по гарантии. Материал неплохо просушен, гитары не трещат по ладам со временем. Хотя это, конечно, не значит, что не следует заботиться о содержании гитары в условиях квартиры. Эта модель очень хороша для своей цены, она отлично подходит новичкам, идеальна для 1го инструмента. Всё же для тех, кто уже играет, и тем более для профессионалов имеет смысл рассматривать более дорогие модели, как минимум — из массива верхней деки. У F310 появилось много конкурентов в последнее время, особенно популярно сравнивать эту модель с Сort AD-810. Тут Ямаха проигрывает по цене и всё-таки Корт даёт более басистый звук, многим нравится его матовая отделка, не оставляющая отпечатков пальцев и долго сохраняющая красивый внешний вид. Но надёжность гитар Ямаха по прежнему остаётся непобедимым фактором при выборе покупателями этой модели.
LF-4111-N Акустическая 6-струнная гитара 41″. Верхняя дека — ламинат ели, задняя дека и обечайки — ламинат липы, гриф — катальпа, накладка грифа — палисандр, бридж — палисандр, колковая механика — хромированная, окантовка — пятислойный пластик, цвет — натуральный. HOMAGE
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
Источник