Типы эффектов для гитары

Мы рассказываем о гитарах

О технике и культуре акустической и электрогитары

Когда хиппи были большими — виды гитарных педалей эффектов

За уже продолжительное время развития гитарных эффектов, появилась столько разных, экзотическиз и не всегда понятных эффектов, в которых сложно разобраться начинающему гитаристу. В данной статье приведен краткий список типов эффектов для электрогитары, краткое описание и принцип работы.

Изменяюще амплитуду:

Регуляторы громкости

Самый простой тип эффекта. Делает только одно — изменяет громкость, может делать как механически (обычный регулируемый потенциометр), так и электронно. Пример таких педалей: DeArmond Volume или Morley Volume, все родом из 70-х годов.

педаль DeArmond Volume

Тремоло

Циклически изменяет параметры сигнала, например по глубине модуляции или по низкой частоте. Обратите внимание, что часто термины тремоло и вибрато используются взаимозаменяемо, хотя это не совсем правильно. Тремоло больше относится к изменению громкости звука, а вибрато к изменениям частоты. В педалях тремоло используются оба этих варианта. Примеры таких педалей: Diaz tremodillo, Boss PN-2 Pan тремоло (1989).

Авто тремоло

Тремоло, в котором изменяется некоторая характеристика входного сигнала, например амплитуда.

Панорамирование или пинг-понг

Похоже на тремоло, но используется если у вас больше чем 1 звуковой канал. Смысл в том, что когда уровень первого канала идет внизу, то уровень второго канала идет вверх. Создается впечатление, что источник звука движется с места на место. Примеры таких педалей: Boss PN-2 Pan тремоло (1989), Ibanez Flying Pan (1976) .

Gating или повторитель перкуссии

Еще называют перкуссионное тремоло. Смысл в том, что на определенных уровнях сигнала происходит увеличение атаки, а затем медленное его затухание. Вообще достаточно интересный и простой в реализации эффект. В некоторых усилителях он был встроенный. Примеры педалей: Vox Repeat percussion (1970), Walco «sound go-round» (1975).

Компрессоры или сустейнеры

Производят сжатие динамического диапазона сигнала, то есть регулирование уровня выходного сигнала, в зависимости от уровня прибавления амплитуды на входе каскада усилительного тракта. Первой такой педалью был Electro-Harmonix Black Finger в 1970-х. Примеры педалей: MXR Dynacomp (выпуск с 1974), Boss CS-1/2/3 (с 1978).

Расширители (Expansion)

На самом деле практически всегда идут в составе компрессоров. Смысл в том, что громкие звуки делаются громче и т.д (в зависимости от настроек), т.е добавляет «краски» в звучание.

Асимметричные компрессоры или пик-компрессоры

Компрессия происходит только с пиковыми сигналами(громкий звук), при этом не меняется общий сигнал. В отличии от обычного компрессора здесь сигнал получается более мягкий, за счет работы только с определенным-пиковым сигналом. Звучание больше становится похожим на ламповый звук.

Пороговый шумоподавитель (Noise gate)

Принцип действия достаточно прост: выключает выходной сигнал, когда уровень входного ниже установленного порога. Таким образом мы тупо отрубаем сигнал на усилитель , если с гитары ничего не идет. Примеры педалей: Electro Harmonix The silencer, MXR noise gate line driver (1970).

Задержка атаки (Attack decay)

Один из вариантов шумодава, смысл в том, что здесь on или off можно делать более плавно при отсутствии/наличии сигнала с гитары. Примеры педалей: Electro Harmonix Attack delay (1979), Boss SG-1 Slow gear (1980).

ADSR (attack, decay, sustain, release)

Эффект позволяет задать продолжительность атаки, спада (decay) и удержания (sustain) и конечного угасания звука (release). Примеры педалей: Electro Harmonix Attack decay (1979), Boss SG-1 Slow gear (1980).

Лимитеры (Limiting)

Один из видов асиметричных компрессоров, где обработке подвергаются только определенные сигналы. Примеры педалей: MXR Limiter (1980).

Auto swell (раздуватели)

Педали, смысл которых в том, что сигнал повышается от установленного уровня до установленного, на основании метки-ключа, установленного вручную или электронно.

Фильтры и эффекты изменения частот:

Эквалайзеры

Позволяют увеличивать или уменьшать определенные частоты для придания другой окраски в звычании или «вырезания» паразитных частот-шумов. Обычно работают в диапазонах +/- 12 до 20 дБ усиления/ослабления.

Бустеры высоких/средних/низких частот

Являются также эквалайзерами, но как правило работают с более узким диапазоном частот, обычно только увеличивают нужный диапазон, при этом ничего не вырезая. Пример педали: Dan Armstrong purple peaker, Vox treble booster (1972).

Эмуляторы кабинетов

Занимаются преобразованием входного сигнала с целью получения на выходе звучания, максимально приближенного к звучанию ламповых или наиборлее популярных усилителей. Как правило работают по принципу преобразования из аналога в цифру и обратно в аналог. Пример педали: Tech 21 Sans Amp

Резонаторы

По сути это фильтры, которые повышают определенные частоты, обычно в узком диапазоне. По звучанию это напоминает звук Wah педали, когда педаль не перемещается. Пример педали: Boss SP-1 Spectrum (1979).

Квакушки (Wah)

Резонаторы, которые имеют свои установки по частотам (обычно задается определенный «центр» в частотном диапазоне), который вы можете смещать, перемещением педали вверх-вниз. Квакушками они называются из-за схожести с человеческим голосом (звук «вау»). Первым Wah-Wah был Vox Clyde McCoy, который изначально был разработан для эмуляции звука трубачей. Пример педали: Crybaby (1960).

Авто квакушки (Auto wah)

Здесь «центральная» частота определяется по уровню громкости входного сигнала, далее происходит изменение резонанса сигнала. Впервые это было сделано на педали Mutron-III в рередине 70-х, который и сегодня считается одним из лучших подобных эффектов. Примеры педалей: Electro Harmonix Doctor Q (1976), MXR envelope filter (1976).

Тремоло-квакушка (Tremolo-wah)

Квакушка, в которой смещение от «центральной» частоты происходит циклически. При этом могут возникать эффекты похожие на вращающиеся динамики или подъёмы-спады как при работе двигателя. Примеры педалей: Boss Auto Wah AW-2 (1980).

Вибрато

Цикличные изменения частоты входного сигнала. Подобного эффекта можно добиться с помощью Whammy bar на гитаре. Правда, эффект вибрато, должен иметь определенную временную задержку и сложно было ее реализовать до появления цифровых педалей. Одной из первых таких педалей был The Uni-vibe в 1967 году, более известен он был как эффект хорус. Примеры педалей: Boss CE-1 Chorus Ensemble (1977).

Фазеры — сдвиг фазы (Phase shifting)

Сдвигает фазу на определенных частотах в общем входном сигнале и далее уже смещенный по фазе сигнал смешивается с исходным-входным. Фаза может сдвигаться в разных направлениях, все зависит от настроек. Можно добиться очень интересного звучания тем самым. Первый фазер был разработан в 1970 году и назывался Maestro PS-1, затем появились MXR Phase-90, Electro Harmonix «Small Stone». Примеры педалей: Boss PH-2 Super phaser, MXR phase-45/90/100 (1970).

Задержка времени (delay)

Эхо — аналоговые (MXR Analog Delay, EH Memory Man) и цифровые (Boss DD-3). Тут происходит задержка по времени, которую вы устанавливаете и затем смешивание задержанного сигнала с исходным.

Реверберация — здесь можно выделить модель от Fender, Spring Reverb — легендарное звучание гитарного комбо — Fender Spring Reverb, выпущенного в 1963 году и различные аналогово-цифровые педали , например Boss RV-3.

True vibrato — как я писал уже выше, настоящий эффект вибрато должен использовать задержку по времени. Примеры педалей: Boss VB-2 (1980), Electro Harmonix clone Theory (1978).

Флэнжер — здесь идет смешение задержанного сигнала и исходного. Задержка идет на очень короткое время и происходит случайным образом по времени. Примеры педалей: A/DA flanger (1976), MXR Flanger (1978), EHX Electric Mistress (1976).

Хорус — эффект возникает, когда отдельные звуки с примерно одинаковым тембром и почти одинаковой высотой тона (питч) смешиваются и подаются на выход. Примеры педалей: Boss Chorus Ensemble CE-1 (1975), MXR stereo Chorus (1978).

Slapback или double tracking — здесь происходит наложение основного тона гитары с задержкой и исходного. Один — оригинальный, второй — задержаный по времени, основной, обрезанный по определенным частотам. Смещение по времени очень маленькое, от 2 до 30 мс. На реверберации и дилэях такого эффекта получить нельзя. Пример педали: EHX full double tracking (1980).

Реверс — очень интересный эффект, достигается в основном на цифровых педалях. Происходит воспроизведение трека или его части наоборот. Мне попадалась только одна такая педаль, где такой эффект был — это Electro Harmonix 2880.

Sampling — обычно содержат несколько эффектов задержки реверберацию, делэй. Как правило позволяют делать большой сдвиг по времени всего трека от 1 секунды до десятков минут. Больше уже похожи на Loop педали. Пример педалей Boss DD-3, DOD PDS-8000 (8 секунд, 1989) , DFX91 (1 секунда), Electro Harmonix 2880.

Looper (повторители, петлители) — полностью цифровые педали, которые могут писать весь трек на карту памяти и затем повторять его в установленный временной интервал. Т.е на один трек можно наложить-перезаписать бесконечное количество инструментов-треков и включить его в режиме повтора с установленными временными параметрами. Пример педали: Electro Harmonix 2880

Прочие эффекты:

Делители октавы — создают ноты, которые звучат на одну или больше октавы выше или ниже входного сигнала. Одной из первых таких педалей был Mutron Octave Divider.

На этом первая часть статьи о типах и основных особенностях работы гитарных FX эффектов-педалей заканчивается. Ждите продолжения в следующей серии.

Подробнее о +CubozoaRu

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.

Источник

Читайте также:  Микшер для гитар своими руками
Оцените статью