Типы корпусов гитары и их влияние на звук
Звучание инструмента определяет очень много различных факторов, и описать их все в одной статье просто невозможно, однако тот факт, что и размер, и форма корпуса гитары влияют на звук, издаваемый им, остаётся неоспоримым. Далее речь пойдёт именно о том, какие бывают виды и размеры корпусов гитары, и как именно зависит звучание инструмента от его корпуса.
Разнообразных форм и размеров акустической гитары есть большое множество, почти столько же, сколько насчитывается в мире изготовителей этого инструмента. Почти все, кто на сегодняшний день производят гитары не слепо следуют какому-то общепринятому канону, а вносят каждый что-то новое. Но все же существуют общепринятые типы гитар, от которых большая часть мастеров и отталкивается. На данный момент этих типов три.
1. Orchestra Model — оркестровая модель (классическая гитара, классика)
2. Dreadnaught — (дредноут, вестерн, эстрадная гитара, эстрадка)
3. Jumbo — (джамбо) — гитара с увеличенным корпусом
Две первые конструкции впервые были придуманы компанией Мартин и до сих пор являются наиболее известными и узнаваемыми типами корпусов.
Третий вид конструкции, был разработан инженерами компании «Gibson», и до сих пор Gibson «Jumbo» J-200 в умах прочно ассоциируется с американской музыкой кантри и культурой реднеков.
Есть основные линейные размеры этих трех видов корпуса. Однако следует помнить, что на самом деле каждый инструмент может значительно отличаться размерами от таблицы, но большая часть гитар будут приблизительно соответствовать представленным размерам.
Таблица линейных элементов различных типов корпусов
Теперь рассмотрим, некоторые характерные признаки у звучания каждой конструкции.
Orchestra Model — звучание у гитар с данным видом корпуса, как правило, ровное и мягкое — отличный баланс между высокими и низкими струнами. На таких гитарах очень хорошо играть перебором, также они ценятся звукорежиссерами — он легко оцифровываются простым микрофоном. Но очень часто им не хватает мощности басовых струн, особенно если у вас очень жесткий стиль аккомпанирования.
Dreadnaught — у гитар этого типа гораздо ярче выражены басы. Звук «рокочущий». Полезный инструмент для игры вместе с другими гитарами. Для аккомпанирования и вообще игры аккордами незаменим.
Jumbo — это корпус, впитавший все лучшие черты первой и второй конструкций. Больший корпус увеличивает мощность звука до уровня дредноута, но так как он гораздо более симметричный, звук получается более сбалансированным, совсем как у классической гитары. Эти инструменты очень хороши для смешанных стилей, а особенно рекомендуется использовать их на сцене.
В общих чертах мы уже знаем о влиянии конструкции корпуса на звук гитары, давайте рассмотрим все более подробно.
Все уже понятно, чем более объемный корпус, тем громче звучит гитара. Что же касается частотного баланса, то хороший гитарный мастер может создать инструмент с ярче выраженными басами, средними или высокими частотами из инструмента с любой конструкцией. Достигается этот эффект путем внимательного подбора материалов и необходимой обточки пружин. Обычно, чем тоньше пружины, тем выше звучит гитара. Поэтому мастера часто сперва склеивают корпус, а затем через отверстие резонатора производят дальнейшую подгонку уже приклеенных пружин.
Кстати, диаметр этого самого отверстия не менее важен — чем больше, тем меньше низкочастотных звуков отражается от корпуса. Канон для диаметра этой детали конструкции — 4 дюйма.
Еще одной важной деталью является талия гитары, чем она уже, тем, выше звучание инструмента, и чем более симметричны верхняя и нижняя части корпуса, тем более сбалансированным является звук. Также известный факт — то, что чем более глубокий корпус, тем глубже звучание инструмента.
Разумеется, есть еще множество факторов, которые влияют на звук инструмента: к примеру, крепление и вес грифа, или конструкция струнодержателя. Однако, честно говоря, эти факторы мало отражаются на звучании и принимаются во внимание лишь единицами, пытающимися изобрести нечто необычное. В целом же гиганты среди производителей гитар (вроде Fender-а и Gibson-а) эти мелочи не учитываются, а используются простые общепринятые стандартные правила.
Источник
Виды корпусов электрогитары
Каждый музыкант и гитарист в частности хочет самовыразиться через свою музыку. Но также не меньшую роль играет его стиль и имидж на сцене перед зрителями. Необычный внешний вид гитары этому только способствует. Поэтому в наше время существует большое разнообразие форм электрогитары, как говориться на любой вкус. Какие же они бывают и какую форму выбрать? Попробуем в этом разобраться. Итак, начнем по порядку.
Стратокастер
Наверно одна из самых популярных форм. Первой гитарой с такой формой корпуса была Fender Stratocaster. Она была разработана Лео Фендером в 1954 году. Дека электрогитары имеет вырезы на корпусе под правую руку и под живот играющего. Вообще, стратокастер был спроектирован, как более улучшенная и инновационная форма взамен популярного тогда телекастера.
Деревом, из которого изготавливаются классические стратокастеры, как правило, является ольха или ясень. Гитара имеет 22 лада и 3 сингловых звукоснимателя. В качестве бриджа установлена система тремоло, спроектированная специально под эту гитару (Fender Tremolo). Она работает только на понижение строя.
Из знаменитых гитаристов, на стратокастере играли/играют Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Джон Фрусчанте, Ричи Блэкмор и другие.
Телекастер
Телекастер является предшественницей стратокастера. Была также разработана Лео Фендером в 1940-х годах. Телекастер был первой цельнокорпусной гитарой, получившей широкое распространение.
Классический «телек» изготавливается из ясеня или ольхи имеет 2 сингловых звукоснимателя на борту. Струны крепятся сквозь корпус, а бридж фиксированный. Мензура у телекастера составляет 25.5′. Гриф изготовлен из цельного куска клена без накладки, на котором расположен 21 лад.
На телекастерах обычно играют в легких жанрах, таких как блюз, кантри, рок-н-ролл и т. п.
Лес Пол
Эта форма гитар, наряду со стратокастером, является одной из самых популярных в мире и также одной из самых копируемых. Корпус Лес Пола состоит из трех частей: самой деки и двух накладок, именуемых топами. Материал деки и грифа, как правило, красное дерево. Топ же делают из клена. Гитара имеет мензуру 24.75′ и 22 лада. На борту также имеет 2 хамбакера и фиксированный бридж тюноматик. Другие гитары с этой формой корпуса могут иметь иные спецификации.
Среди музыкантов, использующих Лес Пол, можно выделить Слэша (Guns’n»Roses), Джимми Пейдж (Led Zeppelin), Зак Вайлд.
SG была разработана как улучшенная и облегченная версия Лес Пола в 1961 году. В отличие от предшественника, SG был цельнокорпусным (отсюда и аббревиатура: SG — Solid Guitar) и имел двойной вырез для облегчения доступа к верхним ладам. SG обычно имеет корпус из красного дерева и укомплектован двумя хамбакерами с фиксированным бриджем тюн-о-матик. Эту модель копируют значительно реже, чем Лес Пол. Пример — ESP Viper.
На СГ играют такие выдающиеся гитаристы как Ангус Янг (AC/DC) и Тони Айоми (Black Sabbath).
Flying V и King V
Вот она балалаечка! Ну или стрела, кому как нравится. Данная форма появилась на рынке в далеком 1957 году и была разработана компанией Gibson. Дизайн был довольно противоречив, поэтому выпуск этой модели гитар прекратили в 1958 году. Но с появлением интереса у музыкантов, которые искали свой неповторимый сценический образ, выпуск стрел возобновили. King V это вариация Flying V и выпускается она компанией Jackson. У этого варианта более аггрессивный дизайн, более острые рога и вырез. Данная форма гитар в наше время пользуется популярностью у музыкантов, играющих в тяжелый стилях музыки. Например, популяризатором King V стал небезызвестный Дэйв Мастейн из группы Megadeth. А музыкантов из группы Metallica можно очень часто увидеть на сцене с Flying V.
Randy Rhoads
Jackson RR появилась на свет как результат сотрудничества Рэнди Роадса (легендарный гитарист Оззи Осборна) и Гровера Джексона. От классической Флайинг Ви она отличается укороченным рогом и более аггрессивными кромками. На РР-ке обычно ставится бридж Флойд Роуз. Дерево, используется, как правило, ольха для корпуса и клен для грифа. Крепление грифа к корпусу на болтах.
На гитарах Randy Rhoads играет Алекси Лайхо (гитарист Children of Bodom).
Explorer
Эксплорер разработан и представлен публике параллельно с моделью Flying V и также не нашел популярности у гитаристов. Выпуск этой модели прекратился в 1963 году, но в 1976 возобновился из-за растущей популярности моделей конкурентов с похожими формами. Эксплорер наверно самая популярная форма у музыкантов, играющих в тяжелых стилях.
Оригинальный Гибсон Эксплорер изготавливается из красного дерева с вклеенным грифом, на котором установлена накладка из черного дерева. На гитару устанавливают 2 хамбакера и фиксированный бридж тюн-о-матик.
Суперстрат
Суперстрат — это по сути «эволюционировавший» стратокастер. Как правило, гитары такого типа имеют большее количество ладов (24), флойд роуз вместо тремоло от фендер, разные комбинации звукоснимателей и т. д. Форма корпуса же делается еще более эргономичной: удлиняются рога для доступа к верхним ладам.
Яркие примеры суперстратов это Jackson Dinky, Soloist, Ibanez Jem, ESP Horizon и другие.
На этом наверно все. Я перечислил основные формы электрогитар, существующие в наше время. Конечно еще есть куча других, но это, по сути, вариации уже существующих. Например, Jackson Kelly — это измененный эксплорер, а, например, одна из гитар бренда Зака Вайлда Odin — чуть измененный Лес Пол. На них мы естественно останавливаться не будем.
Источник
Путеводитель по формам акустических гитар с металлическими струнами: от архетипа до современности
Акустическая гитара — один из самых популярных щипковых инструментов в мире. Первое упоминание о предках современной «акустики» относится ко II тысячелетию Предшественники акустической гитары имели пустотелый корпус, по форме продолговатый и округлый, изготовленный из цельного куска дерева.
Шестиструнная гитара появилась уже во второй половине XVIII века, что дало начало совершенно новой эпохе. «Акустика» распространилась по всему миру и стала одним из самых популярных инструментов.
Прообразом современной «акустики» можно считать салонную гитару XIX века формы O — Concert («Концерт»). Она обычно имеет 12 ладов, а ее звучание сконцентрировано в среднечастотном диапазоне. Существует и современная интерпретация подобной гитары, выпущенная заводом MARTINEZ.
Форма O/Concert
Приблизительная характеристика формы :
- Длина корпуса: 19 1/8″
- Максимальная глубина: 4 1/16″
- Максимальная ширина: 13 ½»
Область применения: традиционный блюз и , американа.
Знаменитости: Йен Андерсон (Jethro Tull)
Следом идет размер OO — Grand Concert («Гранд Концерт»). Акустические гитары этой формы появились в далеком 1877 году и выпускаются по сей день. гриф считается классическим для Grand Concert, однако, представленный в 1934 году вариант пользовался не меньшей популярностью.
Форма OO/Grand Concert
Приблизительная характеристика формы Concert:
- Длина корпуса: 19 5/8″ (12 ладов)
- Максимальная глубина: 4 1/16″
- Максимальная ширина: 14 5/16″
Область применения: традиционный блюз и , американа.
Знаменитости: Элизабет Коттон (14 ладов), Стив Хоу (14 ладов), Джон Мейер (12 ладов).
Форма OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model. Здесь снова не обошлось без гитаростроителей MARTIN, установивших своеобразный стандарт для . Между формами OOO (Auditorium) и OM (Orchestra Model) есть небольшое отличие: мензура «Аудиториум» — 24,9 дюйма, мензура оркестровой модели (OM) — 25,4 дюйма. Созданная в 1929 году модель MARTIN формы OOO для Перри Бектела стала первой в истории акустической гитарой с плоским грифом.
Форма OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model
Приблизительная характеристика формы OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model:
- Длина корпуса: 19 3/18″ (14 ладов)
- Максимальная глубина: 4 1/8″
- Максимальная ширина: 15″
Область применения: , фолк, блюз и многие другие стили.
Знаменитости: Вуди Гатри, Эрик Клэптон.
Форма Grand Auditorium. Акустическая гитара этой красивой формы разработана Бобом Тейлором в 1994 году. Используется сегодня фирмой TAYLOR как флагманская модель. «Гранд Аудиториум» выпускается преимущественно с вырезом (CE — cutaway electro).
Форма Grand Auditorium
Приблизительная характеристика формы Grand Auditorium:
- Длина корпуса: 20″
- Максимальная глубина: 4 5/8″
- Максимальная ширина: 16″
Область применения: современная акустическая гитара для любого жанра исполнения.
Знаменитости: Тейлор Свифт, Майк Кенилли, Саймон Нил.
Форма Dreadnought. Самая популярная форма акустической гитары первоначально была изготовлена MARTIN в 1934 году. Правда, первые «Дредноуты» были с более округлыми «плечами» и грифом. Эта форма стала синонимом «акустической гитары» в ее современном виде и встречается в популярной музыке, начиная с годов XX века.
Форма Dreadnought
Приблизительная характеристика формы Dreadnought:
- Длина корпуса: 20″ (14 ладов)
- Максимальная глубина: 4 7/8″
- Максимальная ширина: 15 5/8″
Область применения: акустическая гитара для исполнения музыки всех жанров.
Знаменитости: Элвис Пресли, Джонни Кэш, Хэнк Уильямс, Кларенс Уайт, Пол Маккартни, да, практически все.
Форма Dreadnought похожа на стандартный «дредноут», но имеет более округлые формы. Как ни парадоксально, эта форма происходит от «джамбо» GIBSON годов (не путать с !). Размеры хотя и менялись на протяжении многих лет, но остались «верны» гибсоновской серии и с длиной мензуры 24,75 дюймов.
Форма Dreadnought
Приблизительная характеристика формы Dreadnought:
- Длина корпуса: 20″
- Максимальная глубина: 4 7/8″
- Максимальная ширина: 16″
Область применения: как в жанрах с мягким акустическим звучанием.
Знаменитости: Джеймс Тейлор, Элвис Костелло, Брюс Спрингстин, The Beatles.
Форма Super Jumbo. Первоначально форма, употреблявшаяся именно с префиксом «супер-», в дальнейшем сменилась на «Джамбо». Основоположницей стала акустическая гитара Gibson’s (S) . Огромный корпус отражает великолепный звук басов и объем высоких частот. Акустическая гитара формы «джамбо» идеальная для насыщенного, ритмичного исполнения.
Форма Super Jumbo
Приблизительная характеристика формы Super Jumbo:
- Длина корпуса: 21″
- Максимальная глубина: 4 ¾»
- Максимальная ширина: 17″
Область применения: как в жанрах, требующих глубокого, «жирного» и насыщенного звука.
Знаменитости: Элвис Пресли, The Edge, Боб Дилан, Ноэль Галлахер, Пит Таунсенд.
Мы рассмотрели основные, самые популярные, формы акустических гитар. Естественно, этот список не является исчерпывающим. Некоторые модели, несмотря на популярность во всем мире, в нашей стране еще малоизвестны. Самые популярные акустические гитары нашей полосы — «дредноут», «джамбо» и «гранд аудиториум». «Фолк» и «оркестра»-гитары только набирают популярность.
Шестиструнная гитара появилась уже во второй половине XVIII века, что дало начало совершенно новой эпохе. «Акустика» распространилась по всему миру и стала одним из самых популярных инструментов.
Прообразом современной «акустики» можно считать салонную гитару XIX века формы O — Concert («Концерт»). Она обычно имеет 12 ладов, а ее звучание сконцентрировано в среднечастотном диапазоне. Существует и современная интерпретация подобной гитары, выпущенная заводом MARTINEZ.
Форма O/Concert
Приблизительная характеристика формы :
- Длина корпуса: 19 1/8″
- Максимальная глубина: 4 1/16″
- Максимальная ширина: 13 ½»
Область применения: традиционный блюз и , американа.
Знаменитости: Йен Андерсон (Jethro Tull)
Следом идет размер OO — Grand Concert («Гранд Концерт»). Акустические гитары этой формы появились в далеком 1877 году и выпускаются по сей день. гриф считается классическим для Grand Concert, однако, представленный в 1934 году вариант пользовался не меньшей популярностью.
Форма OO/Grand Concert
Приблизительная характеристика формы Concert:
- Длина корпуса: 19 5/8″ (12 ладов)
- Максимальная глубина: 4 1/16″
- Максимальная ширина: 14 5/16″
Область применения: традиционный блюз и , американа.
Знаменитости: Элизабет Коттон (14 ладов), Стив Хоу (14 ладов), Джон Мейер (12 ладов).
Форма OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model. Здесь снова не обошлось без гитаростроителей MARTIN, установивших своеобразный стандарт для . Между формами OOO (Auditorium) и OM (Orchestra Model) есть небольшое отличие: мензура «Аудиториум» — 24,9 дюйма, мензура оркестровой модели (OM) — 25,4 дюйма. Созданная в 1929 году модель MARTIN формы OOO для Перри Бектела стала первой в истории акустической гитарой с плоским грифом.
Форма OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model
Приблизительная характеристика формы OOO/OM — Auditorium/Orchestra Model:
- Длина корпуса: 19 3/18″ (14 ладов)
- Максимальная глубина: 4 1/8″
- Максимальная ширина: 15″
Область применения: , фолк, блюз и многие другие стили.
Знаменитости: Вуди Гатри, Эрик Клэптон.
Форма Grand Auditorium. Акустическая гитара этой красивой формы разработана Бобом Тейлором в 1994 году. Используется сегодня фирмой TAYLOR как флагманская модель. «Гранд Аудиториум» выпускается преимущественно с вырезом (CE — cutaway electro).
Форма Grand Auditorium
Приблизительная характеристика формы Grand Auditorium:
- Длина корпуса: 20″
- Максимальная глубина: 4 5/8″
- Максимальная ширина: 16″
Область применения: современная акустическая гитара для любого жанра исполнения.
Знаменитости: Тейлор Свифт, Майк Кенилли, Саймон Нил.
Форма Dreadnought. Самая популярная форма акустической гитары первоначально была изготовлена MARTIN в 1934 году. Правда, первые «Дредноуты» были с более округлыми «плечами» и грифом. Эта форма стала синонимом «акустической гитары» в ее современном виде и встречается в популярной музыке, начиная с годов XX века.
Форма Dreadnought
Приблизительная характеристика формы Dreadnought:
- Длина корпуса: 20″ (14 ладов)
- Максимальная глубина: 4 7/8″
- Максимальная ширина: 15 5/8″
Область применения: акустическая гитара для исполнения музыки всех жанров.
Знаменитости: Элвис Пресли, Джонни Кэш, Хэнк Уильямс, Кларенс Уайт, Пол Маккартни, да, практически все.
Форма Dreadnought похожа на стандартный «дредноут», но имеет более округлые формы. Как ни парадоксально, эта форма происходит от «джамбо» GIBSON годов (не путать с !). Размеры хотя и менялись на протяжении многих лет, но остались «верны» гибсоновской серии и с длиной мензуры 24,75 дюймов.
Форма Dreadnought
Приблизительная характеристика формы Dreadnought:
- Длина корпуса: 20″
- Максимальная глубина: 4 7/8″
- Максимальная ширина: 16″
Область применения: как в жанрах с мягким акустическим звучанием.
Знаменитости: Джеймс Тейлор, Элвис Костелло, Брюс Спрингстин, The Beatles.
Форма Super Jumbo. Первоначально форма, употреблявшаяся именно с префиксом «супер-», в дальнейшем сменилась на «Джамбо». Основоположницей стала акустическая гитара Gibson’s (S) . Огромный корпус отражает великолепный звук басов и объем высоких частот. Акустическая гитара формы «джамбо» идеальная для насыщенного, ритмичного исполнения.
Форма Super Jumbo
Приблизительная характеристика формы Super Jumbo:
- Длина корпуса: 21″
- Максимальная глубина: 4 ¾»
- Максимальная ширина: 17″
Область применения: как в жанрах, требующих глубокого, «жирного» и насыщенного звука.
Знаменитости: Элвис Пресли, The Edge, Боб Дилан, Ноэль Галлахер, Пит Таунсенд.
Мы рассмотрели основные, самые популярные, формы акустических гитар. Естественно, этот список не является исчерпывающим. Некоторые модели, несмотря на популярность во всем мире, в нашей стране еще малоизвестны. Самые популярные акустические гитары нашей полосы — «дредноут», «джамбо» и «гранд аудиториум». «Фолк» и «оркестра»-гитары только набирают популярность.
Источник