Типы пьес для фортепиано

Типы пьес для фортепиано

Фортепианная музыка — это огромная область музыкальной культуры. Началом ее создания можно считать вторую четверть XVIII века, когда появилась новая конструкция клавишно-струнного инструмента — фортепиано. До тех пор пока она была несовершенна, произведения, появившиеся для исполнения на фортепиано, мало чем отличались от тех, что писались для клавира и клавесина, и могли исполняться на любом из этих инструментов.

К концу XVIII века фортепиано с его совершенно новыми возможностями для исполнителя вытеснило все другие виды клавишно-струнных инструментов. В то же время клавирная и клавесинная музыка не была забыта, потому что многое из нее прекрасно звучало на фортепиано, нисколько не теряя в выразительности.

Вскоре фортепиано становится инструментом для быстрого музицирования. Выразительные и виртуозные возможности фортепиано как концертного инструмента ярко проявились в блестящих пьесах разных жанров (рондо, вариации, концертино). Чтобы их исполнять, нужны немалые профессиональные навыки. Наиболее яркое из достижений фортепианной музыки конца XVIII столетия — это сонаты енских классиков И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Фортепианные сонаты Бетховена — произведения, по технике и приемам исполнения предназначенные именно для этого инструмента; ни на клавесине, ни на клавире их сыграть нельзя. В это время сочиняются и разнообразные миниатюры (танцы, багатели, марши),

Истинный расцвет фортепианного искусства связан с периодом романтизма. Прежние известные жанры переосмысливаются, часто превращаясь в нечто иное: прелюдия становится самостоятельной поэтической миниатюрой; романтическим содержанием и образами насыщаются жанры фантазии, вариации, сюиты; трансформируются соната и фортепианный концерт. Появляется и совсем новые, чисто романтические жанры: музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов.

Многие произведения романтиков — Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. — являются программными. Наличие программы как расшифровки содержания меняет отношение к крупным фортепианным произведениям, а миниатюры складываются в циклы.

Русские композиторы обратились фортепианной музыке не сразу. Истинный расцвет русской фортепианной школы приходится на последнюю четверть XIX века, когда писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Большой вклад в расширение образной палитры фортепиано внесли С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. С. Аренский.

XX век научил звучать фортепиано по-новому. В образах фортепианной музыки появились острые, жесткие ритмы, сложная мелодика, новые пианистические приемы. Большое место в фортепианной музыке занимает жанр сонаты (С. С. Прокофьев, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович), но теперь количество частей зависит от замысла композитора, а содержание — самое разнообразное — от трагедийного до саркастического. Созданы циклы миниатюр, объединенных программой (Б. Барток, В. Лютославский, К. Дебюсси, М. Равель). По-прежнему широко применяются жанры фантазии, рапсодии, сюиты, концертино. Особый жанр фортепианной музыки — концерт с оркестром, где виртуозные особенности фортепиано выступают с особой силой.

Источник

Различные стили классической фортепианной музыки — 2021

Время и Стекло Так выпала Карта HD VKlipe Net

  • Классическая фортепианная музыка входит в различные музыкальные жанры. Хотя большинство жанров заметно различаются, многие люди не могут определить какой-либо конкретный жанр из-за отсутствия терминологии. В этой статье я надеюсь выделить наиболее распространенные жанры классической фортепианной музыки и дать рекомендации известных произведений.

    Концерт для фортепиано:

    Концерт — это произведение, состоящее из оркестрового ансамбля и небольшой группы или солиста. В фортепианном концерте пианино является сольным инструментом. На протяжении всей работы контраст между солистом и ансамблем сохраняется. Хотя и не исключительно, концерт состоит из трех контрастных движений (быстро-медленно-быстро). Известные фортепианные концерты: Шопен — Концерт № 1 для фортепиано (см. Видео) и Моцарт — Концерт № 1 для фортепиано (см. Видео).

    Соната для фортепиано:

    Термин соната имеет много коннотаций, но наиболее распространенное использование термина относится к форме музыки, происходящей из классического периода. Соната обычно состоит из трех-четырех частей, причем первая часть почти всегда в форме сонаты. Поэтому соната для фортепиано — это несопровождаемая работа для фортепиано соло, обычно в трех-четырех частях. Известные фортепианные сонаты: Шопен — фортепианная соната № 3 (см. Видео) и соната Бетховена в лунном свете.

    Фортепианное трио:

    Фортепианное трио — одна из самых распространенных форм камерной музыки, состоящая из фортепиано и двух других инструментов. Самым распространенным инструментом является фортепиано, скрипка и виолончель. Известные работы включают Брамс — Фортепианное трио № 1, соч. 8 (см. Видео) и Фортепианное трио Шуберта № 2 ми-бемоль мажор, D. 929 (соч. 100).

    Фортепианный квинтет:

    Самая распространенная форма фортепианного квинтета — фортепиано с четырьмя другими инструментами — это фортепиано со струнным квартетом. Самые известные работы включают фортепианный квинтет Шуберта «Форель» ля мажор. Прочитайте анализ квинтета «Форель». Посмотрите видео квинтета «Форель».

    Соло Фортепиано:

    Произведения для сольного фортепиано бывают разных жанров, в том числе этюд, прелюдия, полонез, ноктюрн, мазурка, вальс, баллада и скерцо. Некоторые из величайших композиторов для сольного фортепиано включают Скрябина, Шопена, Листа и Рахманинова.

    • этюд (Французский для изучения) — музыкальное произведение, предназначенное для обучения исполнителя определенному навыку на сольном инструменте.
    • прелюдия это короткое музыкальное произведение с небольшой внутренней формой или без нее, звучащее почти импровизационно.
    • полонез медленный танец польского происхождения обычно в 3/4 раза.
    • ноктюрн (Французский для ночного) это музыкальное произведение, вдохновленное ночью.
    • мазурка веселый польский народный танец в три метра
    • вальс это другая форма музыки, относящаяся к народному танцу в 3/4 времени.
    • баллада Это крупномасштабная работа с драматическими и повествовательными качествами.
    • скерцо обычно это название было дано какому-то большему количеству произведений, хотя в более поздние периоды классической музыки композиторы брали скерцо и превращали его в свою собственную работу. Скерцы обычно беззаботны, но у Шопена гораздо темнее и драматичнее.

    Источник

    Пьесы малой формы в репертуаре учащегося ДШИ. Методическое сообщение.
    методическая разработка на тему

    В методическом сообщении анализируются основные типы пьес малой формы.

    Скачать:

    Вложение Размер
    pesy_maloy_formy_v_repertuare_uchashchegosya_dshi.doc 66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каширский муниципальный район

    МАОУ ДОД «Каширская детская школа искусств»

    ПЬЕСЫ МАЛОЙ ФОРМЫ В РЕПЕРТУАРЕ

    «Сколько пьес, столько и разных способов работы»

    Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика — пианиста. Согласно программным требованиям ученик музыкальной школы изучает в течение одного учебного года 10-12(младшие классы) и 6 -8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности.

    На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков для молодых музыкантов, ставших хрестоматийным материалом. Достаточно перечислить некоторые из них:

    — Чайковский П.И. «Детский альбом»

    — Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»

    — Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65

    — Слонимский С. «Альбом для детей и юношества»

    — Свиридов А. «Детский альбом» и др.

    Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:

    — удобный формат (малая форма);

    — разнообразие характеров и образов, что позволяет педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

    — богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);

    — возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

    Для педагога работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками.

    Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа с пьесами имеет свою специфику, свои задачи, свои трудности.

    Анализ основных типов пьес малой формы

    Огромное количество пьес, ставшее классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные типы пьес малой формы:

    — клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов);

    Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из выше названных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.

    Жанровые пьесы – это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежностью, обозначенной в самом названии. Это знаменитые « три кита» — марш, танец, песня. Пьесы, обозначенные в названии как «Песня» (например, Гедике А. «Русская песня» и т.п.), мы условно относим к кантиленным произведениям, о которых речь пойдет отдельно. В этом разделе остановимся на таких жанрах как марш и танец.

    Начало обучения игры на фортепиано связано с таким жанром, как марш . С ним ребенок начинает свой путь в музыку. Ходить под музыку – занятие понятное и знакомое ребенку с раннего возраста, с музыкальных занятий в детском садике. На раннем этапе обучения знакомство с «шагами в музыке» переходит в осознание пульса, метра и размера. Это возможность первых опытов игры в ансамбле в качестве аккомпаниатора. В сборниках для младших классов такие пьесы встречаются довольно часто. Иногда они носят образные, интригующие названия.

    Работа над пьесами этого жанра развивают внутреннюю пульсацию, воспитывают метро-ритм. Еще одно немаловажное достоинство этих пьес– формирование координации. Как правило, функция аккомпанемента (метр, шаг) отдана в партию левой руки, партия правой – мелодическое начало. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребенок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. Среди пьес этого жанра есть действительно ценные в музыкально-художественном отношении и крайне полезные для учеников произведения. Достаточно назвать такие как Прокофьев С.С. «Марш», «Шествие кузнечиков» соч.65, Чайковский П.И. «Марш оловянных солдатиков» и другие.

    Все дети как правило любят танцевать. Наверное, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Это различные танцевальные жанры, среди которых преобладают вальс, полька, мазурка. Названия как правило очень образные, формирующие у ребенка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение. Работа над такими произведениями дает возможность познакомить ученика с простыми приемами аккомпанемента. Чаще всего партия левой руки в этих пьесах строится по схеме бас-аккорд (интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится ученику в дальнейшем процессе обучения. При этом развивается и укрепляется от природы слабый, часто проблемный 5-й палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция. Зачастую именно на таких пьесах происходит первичное знакомство ученика с таким важным приемом в фортепианном исполнительстве как педализация. И опять же, развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация). Среди пьес этого жанра большое количество таких, которые стали классикой исполнительского репертуара не только учеников музыкальной школы, но и мастеров сцены. Достаточно назвать произведения Ф.Шопена.

    Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato . Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. Разговор о принципах и приемах работы над legato требует отдельной методической разработки, так как это основа звукоизвлечения на фортепиано. Главное, преподаватель должен помнить о необходимости постоянного включения в репертуар учащихся таких пьес. Работа над ними дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Все это должно служить воспитанию главного навыка хорошего пианиста – умению «петь» на фортепиано, что остается, пожалуй, самой трудной задачей, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.

    Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В предлагаемых хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, ведь для ребенка 7-10 лет образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу. Остается только пожелать, чтобы название вполне соответствовало музыкальному содержанию пьесы. А это, к сожалению, бывает не всегда так. Педагог должен очень требовательно оценивать достоинство пьесы с позиции как художественного вкуса, так и ее полезности для ученика. Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе обучения.

    Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно с учеником определить сюжетно-драматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребенок должен почувствовать себя художником за роялем. Раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано – одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур. Особенно это важно на начальном этапе обучения (1-3 год), так как служит формированию базы, основы для дальнейших занятий музыкой.

    В репертуарных сборниках старших классов мы встречаем большое количество пьес, имеющих простое название «Прелюдия». Фамилии авторов в рекомендациях не нуждаются: А.Лядов, А.Скрябин, Р.Глиэр, Д.Шостакович, Д.Кабалевский и другие. С 19 века прелюдиями называли небольшие самостоятельные пьесы различного настроения и характера. Каждая из таких пьес имеет ярко выраженный образный строй, не обозначенный в названии. Задача педагога и ученика — понять замысел композитора, вчитываясь в фактуру построения, принципы гармонизации, ладо-тональные и интонационные отношения. Ведь эти фортепианные миниатюры чаще всего являются маленькими шедеврами, и работа над их исполнением должна многому научить юного музыканта.

    Клавирная музыка – это огромный пласт европейской музыкальной культуры, который охватывает период 16-18 веков. До наших дней дошло множество как простейших, примитивных образцов так и сложнейших музыкальных форм. Именно в творчестве композиторов этой эпохи формировались средства выражения, присущие только клавиру (фактура, специфическая клавирная техника, динамика, аппликатура и т.д.) — специфические особенности, которые в дальнейшем легли в основу фортепианного искусства. Клавирное творчество И.С.Баха до сих пор считается непревзойденной школой фортепианного исполнительства. Название «клавир» в старинной музыке относилось к различным инструментам: орган, чембало или клавесин, клавикорд. Эти инструменты отличаются размерами, формами и способами звукоизвлечения. Объединяет их одно – наличие одинаковой клавиатуры. Эта же клавиатура перешла по наследству к нашему современному роялю (фортепиано).

    Педагогический репертуар ученика музыкальной школы включает достаточно большое количество произведений мастеров старинной музыки. В хрестоматиях 1-2 классов мы видим пьесы Г.Ф.Телемана, Д.Г.Тюрка, Г.Персела, Ж.Б.Люлли, Г.Ф.Генделя. В средних и старших классах в репертуарных сборниках появляются произведения Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперена, К.Дакена, Д.Скарлатти, Д.Фрескобальди, И.Я.Фробергера .

    Помимо чисто познавательной пользы, изучение этих пьес имеет большое практическое значение в развитии ученика. На их примерах педагог имеет возможность познакомить ученика с теми видами фортепианной фактуры, с которыми ему придется встретиться прежде всего в произведениях крупной формы – сонатины и сонаты Д.Скарлатти, Д.Чимароза, М.Клементи, Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Это так называемые «альбертиевы басы», «короткая» и «ломаная» октава, сопоставление регистров, динамика, инструментовочные оттенки и т.п. Совершенно особое внимание необходимо уделять вопросу расшифровки и исполнения орнаментики (мелизмов). Включая такие произведения в репертуар ученика старших классов, педагог должен обратить особое внимание на выработку специфического туше, прикосновения к клавише, создающего ощущение звукового эффекта старинного инструмента. Многие произведения старых мастеров предполагают исполнение их в весьма быстром темпе (К.Дакен «Кукушка»). Сочетание всех исполнительских задач ставит многие произведения старинной музыки в разряд виртуозных пьес.

    Виртуозные пьесы можно встретить в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, это ученики старших классов (5 – 7кл.), участники каких-либо конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной формой. Виртуозная пьеса предполагает сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень технической сложности (фактура, моторика, силовая выносливость).

    Включение такой пьесы в репертуар не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно надо принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры (мальчик с крепкой, крупной ладонью). Кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией (чаще девочки). Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфику нервной системы, сценическую выносливость.

    Главный принцип в работе над виртуозной пьесой состоит в том, чтобы, решая технические сложности, помнить о главном — художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой.

    Эстрадно – джазовые пьесы

    Пьесы этого направления и стиля стали активно появляться в репертуаре учащихся музыкальных школ в последнее десятилетие. Издаются специальные сборники – хрестоматии, содержащие как чисто джазовые произведения, так и доступные переложения популярной эстрадной музыки, музыки из кинофильмов и мультфильмов.

    Необходимость включения в репертуар ученика таких пьес решает педагог, потому что их исполнение имеет целый ряд отличий от привычного академического исполнения. Прежде всего это относится к джазовым пьесам. Чтобы работать над репертуаром подобного плана, педагог должен сам обладать определенным набором специальных знаний и навыков. Джазовые произведения имеют ярко выраженные отличия от традиционного классического исполнения в ритмике, агогике, приемах звукоизвлечения, педализации, технических приемах. Издания последних лет позволяют педагогу сделать подборку репертуара, готовящего учеников к работе с пьесами джазового стиля, начиная с этюдов, простейших пьес, постепенно переходя к более серьезному репертуару – произведениям Петерсона О. Якушенко А. Бриль И. Крит К. и др.

    Ученики и педагоги с удовольствием включают в работу пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нетрадиционных гармоний, мелодических оборотов и т.п. Достаточно назвать таких авторов как М.Таривердиев, Е.Дога, А. Бабаджанян, А.Коровицин, В.Балаев, Е.Весняк. и другие. Такие произведения как правило вызывают сильный эмоциональный отклик учеников, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем. Однако в работе с такими произведениями возникают те же проблемы, что и в классических пьесах:

    — звуковая культура, соответствующая музыкальному образу;

    — фразировка и дыхание;

    Поэтому задачи будут те же, только решать их придется на примере более современного музыкального языка. Переложения популярных эстрадных произведений необходимо включать в репертуар ученика прежде всего для ознакомления. Это позволит ребятам выступать на школьных вечерах перед одноклассниками, что значительно повысит их статус. Они смогут показать свои навыки дома перед родственниками и гостями. Эти произведения могут послужить моментами для отдыха ученика в качестве музицирования.

    Рекомендации по подбору репертуара

    Кроме ставших классикой педагогического репертуара учебных пособий и хрестоматий выпускается большое количество современной педагогической литературы. Новые сборники содержат пьесы, которые знакомят нас с музыкой других стран, разных стилей и течений. Они часто неравноценны как по музыкальным достоинствам, так и с точки зрения полезности для развития ученика. В то же время необходимо выбирать и включать в репертуар новые современные произведения, так как они расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося. Длительное развитие только на классике вырабатывает некоторую односторонность слуха, привыкание к определенному гармоническому языку, вырабатывает некий стереотип восприятия музыкального произведения. Длительное избегание пьес современных авторов приводит часто к непониманию учеником этой музыки и отказ от работы над тем или иным произведением. Необходимо гибко вести ученика, для чего сам педагог должен обладать хорошим запасом знания и владения как классическим, так и современным репертуаром, пониманием его специфики и трудности.

    Учитывая, что в течение года количество пьес, изучаемых учеником, довольно большое (6-8 штук), можно подобрать в репертуар весьма разнообразные по стилям, жанрам и уровню сложности произведения. При этом необходимо точно знать, чему ученик научится, работая над тем или иным произведением. Кроме этого надо представлять, какие пьесы будут готовиться для концертного исполнения, какие для классного и домашнего музицирования, а какие — для ознакомления. Очень важно, чтобы уровень интеллектуального развития и уровень технической оснащенности ученика соответствовал трудности пьес, которые включаются в репертуар. Изучение нескольких доступных и понятных произведений принесет ученику больше пользы, чем трудоемкий и часто мучительный процесс изучения одной, но непосильной на данном этапе, пьесы.

    Список использованной и рекомендованной литературы:

    1. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.2006г.
    2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1978г.
    3. Бирмак А.Г. Воспитание художественной техники пианиста. М. 1973г.
    4. Грохотов С. «Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества» М. 2006г.
    5. Копчевский Н.А. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М.1986г.
    6. « Как научить играть на рояле» сост. Грохотов С.В. М.2006г.
    7. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К.1979г.
    8. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.1983г.
    9. Печерский Б.А. «Экспромт-фантазия» Афоризмы о музыке. М.2008г.
    10. «Секреты фортепианного мастерства» Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. М. 2008г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активация процессов аналитико — синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа.

    Работа над полифонией — труднейший раздел в воспитании музыканта.. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Начало работы\’ с полифонией п.

    Влияние пьес малой формы на музыкальное развитие ученика.

    Влияние пьес малой формы на музыкальное развитие учащегося.

    Материал на тему «Художественно — воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах» можно использовать для участия в методических объединениях ДМШ и ДШИ.

    Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру , но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию,формирует вкус и взг.

    Источник

  • Оцените статью