Тищенко симфония 3 ноты
Третья симфония Бориса Тищенко состоит из пяти частей. Первые четыре внутренне связаны и составляют Meditations (от латинского meditation — размышление). Пятая часть — Посткриптум — несколько обособлена, что объясняется творческим замыслом снять напряжение и драматизм предыдущих частей.
Первая часть вводит слушателя в круг образов симфонии. Ее мелодические линии, проводимые отдельными инструментами оркестра, диатоничны, пронизаны подлинно русскими мотивами. Но это усложненная диатоника. Постепенно отдельные линии–тембры сочетаются вместе, доводя напряжение до высшего накала, и в этот момент композитор предписывает всем инструментам оркестра импровизировать на группу заданных нот, исполняемых в произвольном ритме и артикуляции в течение точно указанного времени.
Вторая часть — новый этап развития. Композитор сохраняет основной принцип развертывания, свойственный первой части. Манера изложения тематического материала становится более жесткой, импульсивной. В этой части важная роль отведена ударным, представленным в симфонии большим набором инструментов, включая неизвестные, например, ferro flescibile (гибкая стальная полоса, наподобие пилы; звук извлекается путем удара одним исполнителем, в то время как второй периодически ее сгибает и разгибает).
Во второй части достигается кульминация огромного драматизма, приводящая к трагической развязке.
Реакцией на происшедшее, его закономерным продолжением воспринимается третья часть симфонии, отличающаяся по музыкальному языку и стилю от предыдущего повествования. С самого начала устанавливается особое, не нарушающееся на протяжении всей части состояние, связанное со стенаниями, жалобами. Струнные инструменты глиссандируют; имитационно включаются все новые голоса, к струнным подключаются сначала медные духовые, потом деревянные, затем ударные инструменты и фортепиано, также выполняющее ударные функции. Звучание достигает своего апогея в совместной импровизации всего оркестра. Внезапно импровизация прерывается, и к глиссандирующим инструментам оркестра присоединяются человеческие голоса — сопрано и баритон, звучащие за сценой. Их вступление воспринимается как новая краска оркестра, что создает необходимую тембровую новизну ткани, в то же время эти тембры тонко и точно передают атмосферу драмы, в центре которой находится человек.
Четвертая часть симфонии повторяет основное построение первой части и сохраняет тот же тип изложения, но в несколько сокращенном виде, как бы возвращаясь к изначальному повествованию.
После напряженного развития сложные драматические коллизии разрешаются в Постскриптуме. Пятая часть начинается с изложения новой, еще нигде не звучавшей темы у гобоя. Ее постоянное возвращение к устойчивому звуку, неторопливое движение и значительная протяженность снимает эмоциональное напряжение и подводит итог симфонической драмы.
Источник
Тищенко симфония 3 ноты
Борис Иванович Тищенко (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт-Петербург) — российский композитор, лауреат Международного конкурса молодых композиторов «Пражская весна — 1966» (первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (с 1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга (1995). Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства (2002), Премией Правительства Российской Федерации в области культуры за создание цикла «Данте-симфонии» под общим названием «Беатриче» (2008).
Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии.
Большое влияние оказало на композитора творчество Л. Бетховена, а также Ф. Шуберта, Г. Малера, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Важнейшим источником творческих открытий оказались неевропейские культуры — Индия, Китай, Япония и т. д., а также фольклор (в годы обучения в консерватории композитор принимал участие в фольклорных экспедициях). Наконец, нельзя не вспомнить о воздействии музыки композиторов ХХ века — прежде всего, Б. Бартока, А. Берга, С. Прокофьева, И. Стравинского и, конечно, учителей композитора — Г. Уствольской и Д. Шостаковича.
Борис Тищенко за свою плодотворную жизнь написал: 8 симфоний, 4 программных симфонии, балеты «Ярославна», «Двенадцать», «Муха-Цокотуха», оперу «Краденое солнце», оперетту «Тараканище», «Реквием» на стихи А. Ахматовой, несколько вокальных циклов, 9 концертов для разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонаты для струнных инструментов соло, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.
Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» приступило к изданию Собрания сочинений Бориса Тищенко, состоящего из 33 томов.
Обратите внимание! Изданы только те ноты, которые отмечены активными ссылками (их можно купить). Остальное — пока в планах. Это значит, что ТОЛЬКО ЕСЛИ вы смогли с этой страницы попасть на страницу подробного описания издания, ноты изданы, если с этой страницы вы не можете попасть на страницу подробного описания издания, значит ЕГО ЕЩЁ НЕТ, оно НЕ ИЗДАНО!
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Том 1
«Ярославна» («Затмение»). Балет в трех действиях. Либретто О. Виноградова по «Слову о полку Игореве». Соч. 58 (1974). Партитура
Том 2
«Ярославна» («Затмение»). Балет в трех действиях. Клавир
Том 3
«Двенадцать». Балет в одном действии. Либретто Л. Якобсона по поэме А. Блока. Соч. 25 (1963). Партитура и клавир
Том 4
«Муха-цокотуха». Балет в одном действии по сказке К. Чуковского. Соч. 39 (1968). Партитура
«Краденое солнце». Опера в одном действии. Либретто М. Бялика, З. Корогодского, Б. Тищенко по сказке К. Чуковского. Соч. 40 (1968). Партитура
«Тараканище». Оперетта в одном действии. Либретто З. Корогодского по сказке К. Чуковского. Соч. 41 (1968). Партитура
Том 5
«Муха-цокотуха». Балет в одном действии. Клавир
«Краденое солнце». Опера в одном действии. Клавир
«Тараканище». Оперетта в одном действии. Клавир
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Симфонии с номерами
Том 6
Симфония № 1. В пяти частях. Соч. 20 (1961). Партитура
Симфония № 3. В двух разделах, пяти частях: I — № 1–4, II — № 5. Соч. 36 (1966). Партитура
Том 7
Симфония № 2 «Марина» для смешанного хора и симфонического оркестра на стихи М. Цветаевой. В пяти частях. Соч. 28 (1964). Партитура
Том 8
Симфония № 4. В пяти «синфониях». Соч. 61 (1974). Партитура
Том 9а
Симфония № 5. В пяти частях. Соч. 67 (1976). Партитура
Том 9b
Симфония № 6 для сопрано, контральто и симфонического оркестра на стихи разных авторов. В пяти частях. Соч. 105 (1988). Партитура
Том 10
Симфония № 7. В пяти частях. Соч. 119 (1994). Партитура
Симфония № 8. В трех частях. Соч. 149 (2008). Партитура
Симфонии с названиями
Том 11
Французская симфония по рассказу А. Франса «Кренкебиль». В трех частях. Соч. 12/116 (1958/1993). Партитура
Sinfonia Robusta (одночастная). Соч. 46 (1970). Партитура
«Хроника блокады». Соч. 92 (1984). Партитура
Пушкинская симфония. В трех частях или двадцати двух стихотворениях. Соч. 38/125 (1967/1998). Партитура
Том 12
Данте-симфония № 1 (Вступление). Соч. 123 № 1 (1997). Партитура
Данте-симфония № 2 (Ад, круги 1–6). В двух частях. Соч. 123 № 2, 3 (2000). Партитура
Данте-симфония № 3 (Ад, круги 7–9). Соч. 123 № 4 (2001). Партитура
Том 13
Данте-симфония № 4 (Чистилище). В трех частях. Соч. 123 № 5, 6, 7 (2003). Партитура
Данте-симфония № 5 (Рай). В трех частях. Соч. 123 № 8, 9, 10 (2005). Партитура
Том 14
Концерт для скрипки с оркестром № 1. В трех частях. Соч. 9/29 (1958/1964). Партитура
Концерт для скрипки с оркестром № 2 («Скрипичная симфония»). В четырех частях. Соч. 84 (1981). Партитура
Том 15
Концерт для фортепиано с оркестром. В трех частях. Соч. 21 (1962). Партитура
Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра. В пяти частях. Соч. 54 (1972). Партитура
Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра. В четырех частях. Соч. 144 (2006). Партитура
Том 16
Концерт для виолончели с оркестром № 1 (одночастный). Соч. 23 (1963). Партитура
Концерт для виолончели с оркестром № 1. Инструментовка Д. Шостаковича (1969)
Концерт для виолончели с оркестром № 2. В трех частях. Соч. 44 № 1 (1969)
Концерт для виолончели с оркестром № 2. Вторая редакция. Соч. 44 № 2 (1978)
Том 17
Концерт для арфы с оркестром. В пяти частях. Соч. 69 (1977). Партитура
«Lamento», оркестровка III части Фортепианной сонаты № 29 Л. ван Бетховена для арфы и струнного оркестра. Соч. 140 (2005). Партитура
Оркестровые пьесы и сюиты
Том 18
Прелюдия и фуга для струнного оркестра (квартета). Соч. 7 (1957). Партитура
«Данаида» (по скульптуре Родена). Соч. 24 (1963/1994). Партитура
«Октавы». Соч. 26 (1963). Партитура
«Палех». Соч. 34 (1965). Партитура
«Цирк». Сюита в восьми частях. Соч. 55 (1973)
«Жаворонок». Сюита из музыки к одноименной пьесе Ж. Ануя. В девяти частях. Соч. 62 (1974). Партитура
Семь позывных «Олимпиада-80». Соч. 70 (1977). Партитура
Прелюдия in E. Соч. 87 (1983). Партитура
«Собачье сердце». Новеллы по М. Булгакову. Соч. 104 (1988). Партитура
«Сонатища» (Соната in Щ, в честь 70-летия Р. К. Щедрина) для струнного оркестра. Соч. 132 (2002). Партитура
Том 19
Реквием для сопрано, тенора и симфонического оркестра на стихи А. Ахматовой. Соч. 35 (1966). Партитура
Requiem Aeternam. Соч. 150 (2008). Партитура
Том 20
Реквием на стихи А. Ахматовой. Клавир
Requiem Aeternam. Клавир
Том 21
«Ленин жив». Кантата для смешанного хора и оркестра на стихотворение В. Маяковского «Комсомольская». Соч. 15 (1959). Партитура
«Стужа». Наигрыш и песня для меццо-сопрано и оркестра на слова В. Тендрякова. Соч. 60 (1974). Партитура
«Бег времени». Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой для сопрано и струнного оркестра. Соч. 135 bis (2003). Партитура
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА A CAPPELLA
Том 22
«Юэфу». Четыре хорана древние китайские юэфу. Соч. 14 (1959)
«Энергия». Фуга на слова закона сохранения энергии. Соч. 14 bis (1959)
«Свадебная» для женского хора на народные казачьи слова. Соч. 16 bis (1959)
«Река времён»для солистов и хора a cappella на стихи разных авторов. Соч. 145 (2006)
Произведения для голоса и фортепиано
Том 23
«Белый аист». Вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на стихи О. Шестинского. В четырех частях. Соч. 10 (1958)
«Грустные песни». Вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи разных авторов и народные слова. В восьми частях. Соч. 22 (1962)
Три песни на стихи М. Цветаевой для среднего голоса и фортепиано. Соч. 48 (1970)
«Четыре». Детская песенка для голоса и фортепиано. Стихи С. Маршака. Без опуса (1971)
«Дорога». Вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на стихи О. Дриза. В восьми частях. Соч. 57 (1974/1996)
«Чертеж». Вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на стихи разных авторов. В семи частях. Соч. 120 (1995)
«Три этюда на фоне моря» для низкого голоса и фортепиано на стихи А. К. Толстого. Соч. 128 (2000)
«Час нашей смерти неминуем». Три романса для среднего голоса и фортепиано на стихи Г. Гейне (пер. Ю. Тынянова), Д. Хармса и И. Губермана. Соч. 129 (2001)
«Простая истина». Три романса на стихи С. Маршака, М. Цветаевой и Г. Шпаликова. Соч. 130 (2001)
«Апельсинка». Вокальный цикл для сопрано, баса и фортепиано на стихи разных авторов. Соч. 137 (2004)
Произведения для голоса в сопровождении других инструментов
Том 24
«Суздаль. Песни и наигрыши». Сюита для сопрано, тенора и камерного ансамбля. В девяти частях. Соч. 30 (1964).Партитура
«Завещание» для сопрано, арфы и органа. Стихи Н. Заболоцкого. Соч. 96 (1986)
«Брату» для сопрано, флейты и арфы. Стихи М. Лермонтова («Завещание»). Соч. 98 (1986)
«Сад музыки». Кантата для сопрано, меццо-сопрано, баритона, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи А. Кушнера. В двух частях. Соч. 101 (1987)
«Хеломские мудрецы». Вокально-инструментальный квартет для скрипки, сопрано, баса и фортепиано. Стихи О. Дриза. Соч. 112 (1991)
«Бег времени». Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой для сопрано, скрипки и виолончели. Соч. 135 (2003)
Том 25
Струнный квартет № 1. В трех частях. Соч. 8 (1957). Партитура
Струнный квартет № 2. В четырех частях. Соч. 13 (1959). Партитура
Струнный квартет № 3. В четырех частях. Соч. 47 (1970). Партитура
Струнный квартет № 4. В четырех частях. Соч. 77 (1980). Партитура
Струнный квартет № 5. В трех частях. Соч. 90 (1984). Партитура
Том 26
Рондо для скрипки и фортепиано. Соч. 2 (1956)
Каприччио для скрипки и фортепиано. Соч. 31 (1965)
«Северные этюды». Сюита для ансамбля. В двенадцати частях. Соч. 42 (1968)
Две пьесы для ксилофона, вибрафона и фортепиано. Соч. 45 № 1, 2 (1969)
«Таинственные соплеменники». Канон в противодвижении для ударных и секундомера. Соч. 45 № 3 (1970)
Два старинных танца для скрипки и фортепиано. Соч. 62 bis (1975)
Andante espressivo для альта (виолончели) и арфы. Соч. 71 bis (1978)
Квинтет для двух скрипок, альта и фортепиано (одночастный). Соч. 93 (1985)
Фантазия для скрипки и фортепиано. Соч. 118 (1994)
Соната для семейства флейт и органа. Соч. 127 (1999)
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ СОЛО
Сонаты для скрипки соло
Сонаты для виолончели соло
Том 27
Соната № 1 для скрипки соло. В трех частях. Соч. 5 (1957)
Соната № 2 для скрипки соло. В семи частях. Соч. 63 (1975)
Соната № 1 для виолончели соло. В пяти частях. Соч. 18 (1960)
Соната № 2 для виолончели соло. В трех частях. Соч. 76 (1979)
Соната № 3 для виолончели соло. В трех частях. Соч. 136 (2003)
Сонаты для фортепиано
Том 28
Соната № 1 для фортепиано. В четырех частях. Соч. 3/121 (1957/1995)
Соната № 2 для фортепиано. В трех частях. Соч. 17 (1960)
Соната № 3 для фортепиано. В четырех частях. Соч. 32 (1965)
Соната № 4 для фортепиано. В трех частях. Соч. 53 (1972)
Соната № 5 для фортепиано. В трех частях. Соч. 56 (1973)
Том 29
Соната № 6 для фортепиано. В трех частях. Соч. 64 (1975)
Соната № 7 для фортепиано (с колоколами). В трех частях. Соч. 85 (1982)
Соната № 8 для фортепиано. В трех частях. Соч. 99 (1986)
Соната № 9 для фортепиано. В трех частях. Соч. 114 (1992)
«Эврика». Научно-исследовательская соната для фортепиано(Соната № 10). В шести частях. Соч. 4/124 (1957/1997)
Соната № 11 для фортепиано. В трех частях. Соч. 151 (2008)
Произведения для фортепиано, фортепиано в 4 руки, органа, тубы соло
Том 30
Вариации для фортепиано. Соч. 1 (1956)
Эгосюита для фортепиано. В шести частях. Соч. 6 (1957)
«Причуды». Пять пьес для фортепиано. Соч. 11 (1958)
Три загадки для фортепиано. Соч. 19 (1960)
Три полифонюдии для фортепиано. Соч. 19 bis (1954/1961)
«Портреты». Сюита для фортепиано в четыре руки. В восьми частях. Соч. 122 bis (1996)
«Инвазия». Концертный этюд для фортепиано на тему П. М. Двойрина. Соч. 131 (2002)
«Катавасия». Концертный этюд для фортепиано на тему П. М. Двойрина. Соч. 133 (2003)
Двенадцать инвенций для органа. Соч. 27 (1964)
Двенадцать портретов для органа (в № 7 и 12 участвуют литавры). Соч. 113 (1992)
Памяти Виталия Фомина. Для органа. Соч. 122 № 1 (1996)
Четыре пьесы для тубы соло. Соч. 94 (1985)
МУЗЫКА К ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЯМ
Том 31
«Поднятая целина». По роману М. Шолохова (ч. 2). 13 номеров. Ленинград, театр-студия при ДК им. Ленсовета. Реж. А. Винер. Соч. 16 (1959)
«Выбор». Пьеса А. Арбузова. 15 номеров. Ленинград, Театр им. Ленинского комсомола. Реж. Р. Сирота. Соч. 51 (1972)
«Тот, который получает пощечины».Пьеса Л. Андреева. Ленинград, Театр им. Ленсовета. Реж. А. Сагальчик. Соч. 55 (1973)
«Совет да любовь». Пьеса В. Тендрякова. Ленинград, Театр драмы им. А. С. Пушкина. Реж. А. Сагальчик. Соч. 60 (1974)
«Жаворонок». Пьеса Ж. Ануя. 8 номеров. Ленинград, Театр им. Ленинского комсомола. Реж. Г. Опорков. Соч. 62 (1974)
«Роза Бернд». Пьеса Г. Гауптмана. 7 номеров. Ленинград, Театр драмы и комедии на Литейном. Реж. Л. Додин. Соч. 65 (1975)
«Дети солнца». Пьеса М. Горького. 7 номеров. Ленинград, Театр драмы им. А. С. Пушкина. Реж. А. Сагальчик. Соч. 66 (1976)
«Недоросль». Пьеса Д. Фонвизина. 17 номеров. Ленинград, Театр драмы и комедии на Литейном. Реж. Л. Додин. Соч. 68 (1976)
«Иванов». Пьеса А. Чехова. 15 номеров. Театр драмы им. А. С. Пушкина. Ленинград. Реж. А. Сагальчик. Соч. 72 (1978)
«Эмигрант из Брисбена». Пьеса Ж. Шехаде. 23 номера. Ленинград, БДТ им. М. Горького. Реж. А. Товстоногов. Соч. 73 (1978)
«Ричард III». Пьеса У. Шекспира. 10 номеров. Ленинград, Театр драмы и комедии на Литейном. Реж. Я. Хамармер. Соч. 74 (1979)
«Берег». Пьеса Ю. Бондарева. 14 номеров. Ленинград, Театр им. Ленинского комсомола. Реж. Р. Си-рота. Соч. 75 (1979)
«Прости меня». Пьеса В. Астафьева. Соч. 78 (1980)
«Продолжение Дон-Жуана». Пьеса Э. Радзинского. 5 номеров. Ленинград, Театр комедии. Реж. Л. Додин. Соч. 82 (1980)
«Таланты и поклонники». Пьеса А. Островского. 7 номеров. Ленинград, Театр драмы им. А. С. Пушкина. Реж. А. Сагальчик. Соч. 83 (1980)
«Молва». Пьеса А. Салынского. 10 номеров. Ленинград, Театр драмы им. А. С. Пушкина. Реж. А. Сагальчик. Соч. 88 (1983)
«Такая длинная зима». На стихи Ю. Воронова. 17 номеров. Ленинград, Театр им. Ленинского комсомола. Реж. А. Сагальчик. Соч. 89 (1984)
«Светит, да не греет». Пьеса А. Островского. 25 номеров. Ленинград, Театр драмы им. А. С. Пушкина. Реж. А. Сагальчик. Соч. 95 (1986)
«Три сестры». Пьеса А. Чехова. 16 номеров. Минск, Русский драматический театр. Реж. А. Сагальчик. Соч. 102 (1987)
«Собачье сердце». Пьеса А. Червинского по повести М. Булгакова. 9 номеров. Ленинград, Театр драмы и комедии на Литейном. Реж. А. Сагальчик. Соч. 103 (1988)
«Событие». Пьеса В. Набокова. 7 номеров. Москва, Театр на Малой Бронной. Реж. А. Сагальчик. Соч. 110 (1991)
«Жорж Данден». Пьеса Ж.-Б. Мольера. 7 номеров. Соч. 117 (1993)
«Борис Годунов». Пьеса А. Пушкина. 20 номеров. Санкт-Петербург, Александринский театр. Реж. А. Сагальчик. Соч. 126 (1999)
«Дуэль». Пьеса А. Чехова. 11 номеров. Санкт-Петербург, Театр на Литейном. Реж. А. Сагальчик. Соч. 134 (2003)
«Дети Ванюшина».Пьеса С. Найдёнова. Санкт-Петербург, ТЮЗ. Реж. А. Сагальчик. Соч. 146 (2007)
МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ
Том 32
«Рождение корабля». 11 номеров. «Леннаучфильм». Реж. С. Шустер (1969)
«Пристань на том берегу».13 номеров. «Ленфильм». Реж. С. Шустер. Соч. 49 (1971)
«День приема по личным вопросам». 8 номеров. «Ленфильм». Реж. С. Шустер. Соч. 59 (1974)
«Дети как дети». 6 номеров. «Ленфильм». Реж. А. Шахмалиева. Соч. 71 (1978)
«Свет в окне». 8 номеров. «Ленфильм». Реж. А. Шахмалиева. Соч. 79 (1980)
«Сергей Иванович уходит на пенсию» («Приключения пенсионера»). 3 номера. «Ленфильм». Реж. С. Шустер. Соч. 80 (1980)
«Еще до войны». 8 номеров. Соч. 86 (1982)
«Огни». 12 номеров. «Ленфильм». Реж. С. Шустер. Соч. 91 (1984)
«Игорь Саввович». 72 номера. Соч. 100 (1986)
«Канувшее время». 6 номеров. «Ленфильм». Реж. С. Шустер. Соч. 107 (1989)
РЕДАКЦИИ, ОРКЕСТРОВКИ, РАСШИФРОВКИ, РЕКОНСТРУКЦИИ
Том 33
Редакции, оркестровки, расшифровки, реконструкции
Источник