Точка сверху над нотой
Уфа, Степана Кувыкина, 17
Знать, где пишется точка по отношению к ноте.
Точка
Точка – точка, которая стоит рядом с нотой, всегда с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Одна четвертная нота (счёт: 1 и) делится на две восьмые. Значить половина четвертной ноты — это одна восьмая. А если мы поставим справа от четвертной ноты точку , то получается полторы четверти + (счёт: 1 и 2).
Ноты с двумя точками
Увеличивают длительность наполовину и на четверть от её основной длительности. Пример: длительность ноты равна сумме длительностей следующих нот: + + (счёт: 1 и 2 и 3 и 4)
Лига (легато)
Лига – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.
Напрашивается вопрос: зачем же нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту? Ответ такой: лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Также лига, применяется для обозначения беспрерывного звучания смежных нот (легато):
Итак, мы рассмотрели три знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
Пример: ; длительность будет равна сумме длительностей: +
Примеры для самостоятельной работы:
Урок №3 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
- легато (legato)
- нонлегато (nonlegato)
- стаккато (staccato).
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Источник
Точка под нотой
Стакка́то (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.
Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.
Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.
Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.
Содержание
Стаккато на разных инструментах
Струнно-смычковые
Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.
- Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек)» [1] . По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
- Йозеф Иоахим — только кистью;
- Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
- Генрик Венявский — только плечом.
- Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché)» [1] .
- Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью [1] .
Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache. Принцип действия:
- Смычок продолжает движение по струне;
- Смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны, продавливая её;
- Сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
- Струна отталкивает смычок от себя.
Ошибки:
- Выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
- Увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
- Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3] .
- Сотийе (фр. sautiller — подпрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания [4] .
- Стаккато пикэ (фр. Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой [1][5] .
Клавишные
- По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
- По принципу щипковых. Клавесин.
Духовые
Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:
Источник
didi79
Я Леди.
Теория музыки — Длительности нот (2) — Точка, Паузы, Лиги (Связующая и Фразировочная)
Длительности нот (2)
Точка.
Точка увеличивает длительность ноты на половину. Ставится справа от ноты. Сразу перейдём к примерам:
Пример 1. Длительность этой ноты равна сумме длительностей нот и .
Проще говоря, длительность считается следующим образом: если нота звучит, например, секунду, то нота с точкой будет звучать полторы секунды.
Пример 2. Длительность ноты равна сумме следующих нот и
Молчание вашего инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется абсолютно также, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Эта пауза равна целой ноте:
Пауза целой ноты похожа на целое яблоко, которое висит себе на четвертой линеечке
Эта пауза равна половинной ноте:
Пауза половинной — половинка яблока, она висеть не может и лежит на третьей линеечке
Эта пауза равна четвертной ноте:
Пауза четвертной ноты самая замысловатая, она как будто перечеркивает четверть, всем своим видом говоря: «Молчи!»
Паузы восьмушки, шестнадцатые и меньше даже внешне похожи на ноты, так как тоже имеют особый хвостик, и количество головок у них равно количеству флажков у паралельных им нот.
Эта пауза равна восьмой ноте:
Эта пауза равна шестнадцатой ноте:
Эта пауза равна тридцатьвторой ноте:
Эта пауза равна шестьдесятчетвёртой ноте:
Если нужно использовать паузу другой длительности, то также, как и в случае с нотами, используйте точки.
Связующая лига (הקשת הקטנה)
Это дуга, которая соединяет две соседние ноты одинаковой высоты (ля+ля, до+до и т.д).
Из соединенных лигой нот одинаковой высоты образуется одна более крупная длительность, которая равна их сумме. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается), длительность будет равна сумме длительностей обеих нот, связанных лигой.
Две ноты должны быть одной высоты, но могут быть разными по длительности (на примере сверху соединяются ноты с длительностью 1/4+1/8).
Обратите внимание на то, что связующая лига не применяется к паузам.
И еще очень важный момент по поводу правильности написания связующей лиги.
Если штили объединяемых лигой нот написаны вверх, то дуга ставится снизу и выгибается вниз, если штили написаны вниз, — дуга ставится сверху и выгибается вверх.
Такой метод увеличения длительности ноты используется, когда
- для желаемой длительности не существует отдельного знака,
- требуется связать ноты, разделённые тактовой чертой.
Фразировочная лига (קשת גדולה)
Существует также фразировочная дуга — , объединяющая ноты разной высоты и применяющаяся для указания на связную манеру их исполнения (легато).
Такая дуга означает, что все связанные ноты надо играть плавно, а не отрывисто.
Эта дуга не имеет отношения к длительностям, но мы ее привели тут, дабы не путать с маленькой дугой.
Источник