Точки для грифа гитары

Для чего нужны метки (точки) на грифе гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Покупая гитару, можно заметить специальные отметки, в том числе в виде точек, на поверхности её грифа. Они бывают как непосредственно на фронтальной поверхности грифа – накладке, так и на верхнем его ребре. На ребре грифа эти метки имеют вид точек, которые не всегда замечают начинающие гитаристы.

В этой статье мы расскажем, что это за отметки, а также для чего они нужны.

Что это такое?

Белые, чёрные (или какого-либо другого цвета) отметки на гитарном грифе – это ничто другое, как маяк (ориентир) для гитариста.

  • Этими метками на классической гитаре обозначают расположение пятого, седьмого и двенадцатого ладов (иногда девятого).
  • На акустическом инструменте с металлическими струнами и электрогитаре их может быть больше (5 и более).

Отметки имеют название – позиционные маркеры.

Маркеры, расположенные непосредственно на накладке грифа, бывают разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, многоугольные. Бывают гитары, у которых они сделаны в виде изображения птиц или животных. Для гастролирующих музыкантов имеются модели со светящимися маркерами, специально учитывающими выступления в условиях недостаточной освещённости сцены.

В общем, стандартов на маркеры не существует – как по форме и цвету, так и по размещению. Исключениями из этого можно назвать только модели классических гитар. Здесь пока сохраняются традиции: строгие формы, цвет и местоположение маркеров. Чаще всего на этих инструментах маркеры имеют вид белых кружочков, расположенных на V, VII и XII ладах.

Назначение

Так как на гитаре разные звуки получаются за счёт сокращения длины струн, то все эти сокращения строго рассчитаны на мензуре грифа. Каждый звук, соответствующий высоте определённой ноты на той или иной струне, имеет своё место на грифе инструмента. Все эти места ограничиваются металлическими ладовыми порожками. На классической гитаре этих порожков насчитывается 18 или 19 в зависимости от модели инструмента.

Начинающему гитаристу (и не только ему) бывает трудно определить местонахождение нужной ноты на грифе, хотя он точно знает, что она находится, например, на V ладу первой струны. Именно для лучшей ориентации музыканта существуют маркеры на грифе. Каждый из них обозначает конкретную позицию (лад) на гитаре, на которую может опереться музыкант во время проигрывания композиции.

Обычно начинающие исполнители в первую очередь запоминают ноты на всех струнах именно в местах отметин на грифе. Отсюда можно сделать вывод, что на грифе нужны отметки хотя бы потому, что помогают ученикам быстрее освоить звуковой диапазон гитары.

Метки на грифе довольно удобны и для музыкантов с опытом. Например, в тех случаях, когда нужно сменить позицию на большое расстояние. Значительно легче визуально определить место перемещения левой руки с первой позиции на девятый или одиннадцатый лад, если имеются маркеры, чем без них. В этом неоспоримое преимущество маркеров.

В музыкальных группах фронтальные отметки на грифе гитары необходимы для других участников, чтобы они со стороны могли видеть, в какой позиции во время импровизации играет гитарист, и смогли поддержать его гармонически.

Не стоит, конечно, относить маркеры, имеющиеся или отсутствующие на гитарном грифе, к какому-то уровню профессионализма гитариста. Всё дело в привычке – если гитарист привык визуально наблюдать маркеры на инструменте, то их отсутствие может его немного отвлечь или даже обескуражить. То же самое, скорее всего, случится и с тем музыкантом, который изучал гитару без маркеров, а ему дали в руки инструмент с отметинами через каждый лад.

Для любого опытного гитариста маркер означает лишь одно: он видит, в какой позиции находится в настоящий момент, а также куда ему нужно будет передвинуть левую руку через секунду.

Как сделать самому?

Иногда попадаются инструменты, гриф которых имеет либо мало маркеров, либо они отсутствуют вовсе. Например, не всем нравятся отметины на боковой стороне грифа, особенно тем гитаристам, кто сменил не один десяток инструментов, имеющих фронтальное их расположение. Гитара прекрасная, а маркеры не устраивают. В этом случае можно сделать отметки самому.

Имеются несколько способов:

  • Наклеить их из небольших самоклеящихся страз;
  • нарисовать ручками-маркерами подходящего цвета (не нужно крупных отметок, достаточно небольших точек);
  • наклеить круги из белой самоклеящейся бумаги (проще всего их вырезать канцелярским дыроколом).

Если вообще нет маркеров ни на фронтальной стороне грифа, ни на боковой, то лучше сделать метки сбоку, чтобы не портить накладку на самом видном месте. Такой вариант подойдет в том случае, если непринципиально, где они будут размещаться. Кроме того, на центральной части грифа метки придётся со временем обновлять – они будут стираться.

Источник

Зачем нужны метки (маркеры) на грифе?

С одной стороны, это удобная вещь, особенно при сменах позиций «с размахом», когда руку нужно перенести достаточно далеко.

С другой стороны, это сыграет с вами злую шутку, когда вы возьмёте в руки гитару с меткой на десятом ладу, а на вашем инструменте такая метка была на девятом. Что-то похожее может произойти, если вы решите сыграть с каподастром то, что обычно играли без него. Ещё более злую шутку сыграет привычка визуальной опоры на метки при игре на сцене, когда вас слегка ослепит соответствующее ситуации освещение.

Некоторые педагоги утверждают, что ученик вообще не должен смотреть на гриф во время игры (эта привычка мешает навыку, например, чтения с листа). С другой стороны, можно наблюдать кучу профессионалов, которые просто не отводят взгляда от своего грифа.

Таким образом, использование инструмента с метками или без них вряд ли что-то говорит о профессионализме исполнителя. Это также вряд ли что-то говорит о стоимости и качестве самого инструмента.

Послушаем несколько мнений на этот счёт.

Tom Serb , «профессиональный гитарист с 1976 года».

Метки, которые использует гитарист, расположены на боковой стороне грифа. Вы можете видеть их, просто взглянув на свой инструмент во время игры. Метки, которые расположены на «фронте» грифа, скорее предназначены для других гитаристов группы: они могут видеть, где находятся ваши руки, чтобы знать, на каких аккордах вы играете.

Это просто метки. Такие же, как полосы на шоссе… глупо было бы говорить, что они предназначены только для начинающих водителей.

David Lesak , «музыкант, дизайнер, философ».

Я бы не сказал, что использование или неиспользование меток — действительно вопрос уровня игры на гитаре. Тем не менее, хороший игрок может играть без необходимости смотреть на гриф. Я время от времени всё-таки поглядываю на гриф, чтобы переориентироваться, особенно если собираюсь взять сложный аккорд или, например, «обдумать» гамму, соответствующую аккорду.

В любом случае, единственная информация, которую могут предоставить метки — это номер лада, на котором вы находитесь в данный момент.

Если вы привыкли играть на инструменте с маркерами, то, что действительно может вас обескуражить — это сыграть на инструменте, который не имеет этой функции. Например, типичная гитара с нейлоновыми струнами может иметь боковые маркеры, но вряд ли будет иметь маркеры на передней стороне грифа. То же самое относится к некоторым моделям электрогитар.

Я бы посоветовал учиться, не полагаясь на маркеры вообще, потому что они будут невидимы на сцене, в темноте. По этой причине у некоторых игроков установлены светящиеся маркеры, что, как я полагаю, тоже может быть вариантом.

Robert Scorpio Preston

У многих современных гитаристов существует тенденция не использовать маркеры на грифе, и, конечно, таких меток может не оказаться вообще на классических гитарах (акустика с нейлоновыми струнами) и гитарах фламенко (таких же, но с более резким, ярким тоном).

Игроки, которые «выросли» вместе с метками, по-прежнему любят их.

Посмотрите на Eric Johnson, великого рок- и фьюжн-гитариста, или на George Benson, одного из величайших джазовых гитаристов, которые когда-либо жили — и вы увидите метки на их грифах! И они оба иногда вынуждены смотреть на гриф.

Я считаю маркеры полезными и визуально привлекательными. Эти маркеры могут быть в виде точек, геометрических фигур, плавников акул или птиц. Профессионалы, которых я никогда не счёл бы «начинающими», запросто используют маркеры на своих гитарах.

Суть в том, новичок вы или нет, в маркерах нет ничего плохого. Я никогда не сомневался в способностях Eddie Van Halen, наблюдая, как он выжигает «Eruption» на своём «пунктирном» кленовом грифе. Используются ли маркеры для красоты, ориентирования или для того и другого — если гитарист и слушатель довольны, это не имеет значения.

Источник

luthier_hrenov

Лютнер Хренов

Речь сегодня пойдет о тех самых «точках», которые облегчают гитаристу (особенно только начинающему свой путь) ориентирование на грифе. Мы будем их называть маркеры ладов.

Маркеры ставят либо на лицевой поверхности накладки грифа, либо на боковой (сверху), либо и там, и там.

(О возможных схемах расположения маркеров есть статья в Википедии):

На классической гитаре и гитаре фламенко делать маркеры на лицевой поверхности накладки как-то не принято.

Сбоку изредка делают, и то в основном на недорогих инструментах.

Что правильно, так как далеко не всем исполнителям они нужны, а те, кому они нужны, имеет собственные предпочтения в плане количества и расположения этих точек.

Многим, например, нравится иметь всего один боковой маркер, расположенный на 7 ладу.

Сделать маркеры несложно – процедура исчерпывающе описана на frets.com

Сверлится дырочка, вставляется на клею пластиковый стерженек контрастного цвета, срезается заподлицо, зашлифовывается и заполировывается.

Единственная проблема, которая может возникнуть, – это найти подходящий материал для маркеров.

Нужен круглый пластиковый стержень, не слишком мягкий.

В магазинах для лютнеров, разумеется, все есть.

Мой выбор – пружинка от блокнота.

Стоимость близится к нулю, можно найти как белого, так и черного цвета.
Я в основном имею дело с неокантованными накладками из темного дерева, поэтому пользую белую.

Диаметр стержня здесь около 1,6 мм, сверло такое несложно подобрать.

(Перед сверлением гитары предварительно проверяем посадку стержня в отверстии, просверленном в ненужном кусочке дерева).

То, что стержень в пружинке гнутый, на практике проблем никаких не создает, ведь используется совсем короткий кусочек.

Результат выглядит нормально.

Если вы не хотите «портить» инструмент перманентно установленными маркерами, продаются специальные наклейки, которые в случае чего легко содрать.

Совсем дешево и сердито – берется бумага для наклеек и обычный канцелярский дырокол. Шлеп и готово.

Есть еще вариант материала для ладовых маркеров – 2 мм бриллиант. (Можно выковырять из ненужных сережек у жены). Смотрится тоже очень достойно.

Источник

Как читать аппликатуры аккордов: в помощь начинающим

Аппликатура аккорда – это порядок расположения пальцев. Другими словами говоря, какие струны прижимать, на каких ладах и какими пальцами, чтобы взять аккорд. Аппликатура указывается в нотной записи (нотах), а также изображается при помощи специальных схем – в виде аккордовых сеток.

Если «сетки» для вас – это пока «китайская грамота», прочтите эту статью. Из неё вы узнаете, как читать аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары (схематическое отображение грифа, различные обозначения, виды сеток).

Зачем вообще это нужно для начинающих играть на гитаре?
Возможно, вы ещё не знаете нот, а может и не собираетесь их изучать в принципе, но желаете играть, исполнять любимые песни. И вот в песеннике наверняка вы увидите аккорды не в нотной записи, не в табах (табулатуре), а именно в сетках. Да и ваши товарищи-гитаристы уже с опытом нарисуют вам, скорей всего, аппликатуры именно в таком виде (в сетках), если вы попросите показать, как играется какая-нибудь песня. А ещё во многих гитарных учебниках, самоучителях – тоже аккордовые сетки.

Так что уже на начальном этапе обучения на гитаре желательно разобраться, как правильно читать аппликатуры.

Итак, начинаем занятие. Для освоения схем вам понадобится любая гитара – акустика или электрогитара.

Основа – линии, изображающие гриф

Основа аккордовой сетки – это схематическое изображение грифа. Как правило, в вертикальной проекции – то есть, когда гитара в вертикальном положении.

Во многих нотных редакторах, онлайн-песенниках, учебниках, обучающих статьях в аккордовых схемах гриф отображается именно вертикально. Наиболее распространённый вариант изображения. Но также есть разновидности сеток с горизонтальным положением грифа. О них подробней во второй части статьи.

Шесть вертикальных линий – это струны. По порядку слева направо: от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой), как вы и видите гриф на фото.

Горизонтальные линии – это лады (или ладовые порожки, установленные на поверхности грифа). Жирная горизонтальная линия вверху – это «нулевой» лад (как точка отсчёта), или верхний порожек гитары.

При пересечении линий (вертикальных и горизонтальных) образуются прямоугольники – ладовое пространство (между ладовыми порожками – где и прижимаются струны). Почему и называют эту схему аппликатуры аккордов – «сетка».

Как отображается аккорд

Точками (или кружочками) в схеме обозначается – какую струну на каком ладу нужно прижать.

Давайте разберём эту схему для гитары – как читать её:

На примере, Dm (ре минора). Название аккорда указывается вверху в буквенно-цифровом обозначении.

  • Смотрим, первую точку (сверху вниз) – она расположена на 6-ой линии. По схеме – это значит первая струна (самая тонкая).
  • Какую струну прижимать, мы определили. Теперь узнаем, на каком ладу.
  • Точка на 1-ой струне между «нулевым порожком» и первой горизонтальной линией. Это 1-ый лад.
  • Теперь соединяем «координаты» на грифе: исходя из схемы в аккорде, нужно прижать 1-ую струну на 1-ом ладу.

Определяем следующую точку:

  • Расположена на 3-ей струне (если по счёту слева направо – это 4-ая вертикальная линия).
  • Нужно прижать на 2-ом ладу, потому что точка расположена между 1-ой и 2-ой горизонтальной линией (пространство второго лада).
  • Получается: 3-ую струну нужно прижать на 2-ом ладу.

И последняя точка (палец) в аккорде:

  • Точка на 2-ой струне (соседняя слева от 1-ой линии).
  • А лад по счёту – 3-ий (между 2-ой и 3-ей горизонтальной линией).
  • Значит, схема показывает, что нужно прижать 2-ую струну на 3-ем ладу.

Но это ещё не всё. Взгляните на аппликатуру ещё раз. Обратите внимание на значок, над линией, обозначающей 4-ую струну (над сеткой).

Это символ «o» – означает то, что струна, над которой он изображён, звучит в аккорде открытая. Не прижимается на ладах.

А символ «X» – это значит, что струна не звучит в аккорде либо приглушается.

В форме Dm, которую мы разбираем «X» над 6-ой и 5-ой струной – они в аккорде не звучат.

Теперь прочитаем всю аппликатуру для аккорда Dm:

  • 1-ая струна прижимается на 1-ом ладу;
  • 3-я – на 2-ом ладу;
  • 2-ая – на 3-ем ладу;
  • 4-ая – открытая (отмечена символом «o»);
  • 6-ая и 5-ая – не звучат (над линиями символ «x»).

И берём Dm на гитаре:

Так выглядит аккорд в вертикальном положении – как мы его представляем в сетке. Но вам, конечно, гитару так ставить не нужно. Фото для наглядности, чтобы понять проекцию схемы.

Ну а так уже выглядит аппликатура Dm из сетки (которую мы разобрали) в привычном для нас положении гитары (горизонтальном).

Возможно, у вас уже возник вопрос – а как понять, каким именно пальцем какую струну прижимать? Ведь могут же быть варианты – безымянным или мизинцем, средним или безымянным и т.д.

Это очень важный момент. И сейчас подробно поговорим об обозначении пальцев в сетке.

Каким именно пальцем прижимать струну

Пальцы левой руки в аппликатуре для гитары обозначаются цифрами:

  • 1 – указательный
  • 2 – средний
  • 3 – безымянный
  • 4 – мизинец
  • T – большой палец

И в сетке также пальцы указываются цифрами. Есть два варианта обозначения:

1. В кружочках (точках):

Например, для Am:

  • точка 2-ая струна, 1-ый лад с «1» – значит нужно прижать указательным пальцем.
  • точка 3-ая струна, 2-ой лад – «3» – прижимается безымянным
  • точка 4-ая струна, 2-ой лад – «2» – средним

2. Цифры под сеткой:

Пальцы цифрами указываются под сеткой напротив струн, которые прижимаются в аккорде.

  • «1» под линией 2-ой струны – прижать указательным.
  • «3» возле 3-ей струны – безымянным.
  • «2» возле 4-ой струны – средним.

Если цифры не указаны

Есть и сетки, в которых пальцы не обозначаются. Указываются только точки. В таком случае, необходимо выбирать максимально удобный вариант постановки. Разбираете аппликатуру – и расположение звуков обычно подсказывает верное решение, каким именно пальцем лучше прижимать ту или иную струну.

Ну а в дальнейшем, изучив базовые, стандартные минорные, мажорные аккорды, септаккорды и др., для них вы уже будете применять аппликатурные шаблоны в позициях (на разных ладах) автоматически. Особо не задумываясь, какими пальцами струны прижимать. Достаточно будет лишь взглянуть на сетку.

Если один и тот же палец на 2-3 точках в сетке

Если один и тот же палец указан в аппликатуре для нескольких струн – соответственно именно этим пальцем и нужно прижать эти струны. Есть такие аппликатуры.

E5: «1» для двух струн: указательным прижимаются 5-ая и 4-ая.

Этот аккорд используется в About A Girl группы Nirvana. Подробный разбор этой песни здесь.

С: «3» на трёх струнах: безымянным прижимаются 4-ая, 3-ая и 2-ая

В сетке буква «T»

Если «T» – в аппликатуре используется большой палец. Именно так он и обозначается, не цифрой, а буквой (см. схему левой руки выше).

Например, схема F13b9 – сложный аккорд на пять пальцев. Большим (T) – прижимаем 6-ую (басовую).

Дополнительные обозначения

Звуки аккорда

В более подробном варианте схемы ещё добавляются и звуки аккорда латинскими буквами (под сеткой). На какой струне какая нота.

К примеру, для E (ми мажора):

  • 6-ая струна (открытая) – E (ми)
  • 5-ая – B (си)
  • 4-ая – E (ми)
  • 3-ая – G# (соль-диез)
  • 2-ая (открытая) – B (си)
  • 1-ая (открытая) – E (ми)

Основной звук

Основной звук аккорда (основной тон, тоника) в сетках иногда выделяется цветом или как-то графически.

Допустим, в D (ре мажоре) – это звук ре. По аппликатуре основной тон на открытой четвёртой (символ «o») и на 2-ой струне, 3-ем ладу (точка) выделен цветом.

Какой лад

Аппликатура аккордов в других позициях, т.е. на других ладах, изображается обычно с номером лада.

Цифра указывается слева.

E7 (ми мажор септаккорд) на 5-ом ладу, или в V-ой позиции:

Как понять аппликатуры в другой позиции, если лад цифрой не указан?

В таком случае отсчёт ведётся по сетке от «нулевого» лада (порожка).

В качестве примера, рассмотрим Bm6:

Как видите, цифры слева нет. Считаем сверху вниз от порожка лады до первой точки: первый, второй и на третьем прижимается вторая струна.

Значит по аппликатуре – Bm6 на 3-ем и 4-ом ладу.

Как в сетках обозначается баррэ

Для аккордов с барре в сетке используется жирная линия, обозначающая прижатие на ладу всех струн или нескольких (в зависимости от аккорда).

Если в точках указываются пальцы цифрами, то и в линии баррэ тоже обозначается палец. В стандартных формах – это «1» (указательный).

Без цифр в точках – просто линия на ладу. Или же цифрами пальцы под сеткой. Для струн, которые прижимаются приёмом баррэ, указывается «1» (указательным).

Малое баррэ изображается аналогичным образом – сплошной линией. Струны, которые не прижимаются, не звучат, отмечаются символом «X».

Другие виды сеток

Как уже и говорилось в начале статьи, есть сетки с видом грифа в вертикальном положении, а есть и в горизонтальном. Рассмотрим второй вид: как читать аппликатуры аккордов в такой проекции.

Стоит отметить, что принципиальной разницы нет. Различия лишь как в книжной и альбомной ориентации листа. Примерно так.

1 вариант: порожек справа, вид на гриф со стороны

Отображение как вы обычно видите гриф на фото, видео. Отсчёт ладов получается справа налево.

Горизонтальные линии – это струны. Верхняя – 6-ая (самая толстая). Вертикальные линии – лады.

2 вариант: сверху вниз

Проекция – как вы видите гриф, смотрите на него, когда берёте аккорд (как в игре от 1-го лица).

Горизонтальные линии – струны. Вверху 1-ая (самая тонкая).

Отсчёт ладов слева направо. Порожек (нулевой лад) слева.

О других аппликатурных схемах для гитарных аккордов вы можете узнать здесь (вторая часть статьи).

И на этом завершаем статью. Добавляйте её в закладки и используйте как шпаргалку. Если вдруг с какой-то аккордовой сеткой вам будет сложно разобраться. Главное – запомнить принцип построения схемы и обозначения. И тогда любую аппликатуру вы будете чётко и быстро представлять на грифе. Успехов в изучении!

Источник

Оцените статью