Толщина струн для фортепиано

Акустика фортепиано — Piano acoustics

Акустика фортепиано — это физические свойства фортепиано, которые влияют на его звучание . Это область изучения музыкальной акустики .

СОДЕРЖАНИЕ

Длина, масса и натяжение струны

В струны пианино различаются по толщине, и , следовательно , в массе на единицу длины, с басовых струн толщиной более высоких частот. Типичный диапазон составляет от 1/30 дюйма (0,85 мм, размер струны 13) для самых высоких высоких струн до 1/3 дюйма (8,5 мм) для самых низких басов. Эти различия в толщине струн вытекают из хорошо изученных акустических свойств струн.

Учитывая две струны, одинаково натянутые и тяжелые, одна в два раза длиннее другой, более длинная будет вибрировать с высотой на октаву ниже, чем более короткая. Однако, если бы кто-то использовал этот принцип для конструирования фортепиано, было бы невозможно разместить басовые струны на раме любого разумного размера. Более того, в таком гипотетическом гигантском пианино самые низкие струны будут колебаться так далеко, что будут ударяться друг о друга. Вместо этого производители фортепиано используют тот факт, что тяжелая струна колеблется медленнее, чем легкая струна такой же длины и натяжения; таким образом, басовые струны у фортепиано намного толще, чем у других.

Другой фактор, который может повлиять на шаг, кроме длины, плотности и массы, — это натяжение. Струны в пианино обычно имеют натяжение от 750 до 900 Н (вес 75-90 кг) каждая.

Негармоничность и размер фортепиано

Любая вибрирующая вещь производит колебания на нескольких частотах выше основного тона. Это так называемые обертоны . Когда обертоны являются целыми кратными (например, 2 ×, 3 × . 6 × . ) основной частоты (называемой гармониками ), тогда — без учета затухания — колебание является периодическим, то есть колеблется точно так же. снова и снова. Людям нравится слышать периодические колебания. По этой причине многие музыкальные инструменты, в том числе пианино, предназначены для создания почти периодических колебаний, то есть иметь обертоны, максимально приближенные к гармоникам основного тона.

В идеальной вибрирующей струне, когда длина волны на натянутой струне намного больше, чем толщина струны, скорость волны на струне постоянна, а обертоны находятся на гармониках. Вот почему так много инструментов состоит из тонких струн или тонких столбов воздуха.

Однако для высоких обертонов с короткими длинами волн, приближающихся к диаметру струны, струна ведет себя больше как толстый металлический стержень: ее механическое сопротивление изгибу становится дополнительной силой к натяжению, что «повышает высоту звука» обертонов. Только когда изгибающая сила намного меньше, чем натяжение струны, ее волновая скорость (и обертоны, представленные как гармоники) остаются неизменными. Повышенные по частоте обертоны (выше гармоник), называемые «частичными», могут вызывать неприятный эффект, называемый негармоничностью . Основные стратегии уменьшения негармоничности включают уменьшение толщины струны или увеличение ее длины, выбор гибкого материала с низкой силой изгиба и увеличение силы натяжения, чтобы она оставалась намного большей, чем сила изгиба.

Намотка струны позволяет эффективно уменьшить ее толщину. В намотанной струне только внутренний сердечник сопротивляется изгибу, в то время как обмотки работают только для увеличения линейной плотности струны. Толщина внутреннего сердечника ограничена его прочностью и натяжением; Более прочные материалы позволяют использовать более тонкие сердечники при более высоких напряжениях, уменьшая негармоничность. Поэтому дизайнеры пианино выбирают для своих струн высококачественную сталь, поскольку ее прочность и долговечность помогают им минимизировать диаметр струн.

Если бы компромиссы с диаметром струны, натяжением, массой, однородностью и длиной были единственными факторами — все пианино могли быть небольшими инструментами размером с веретено. Однако создатели фортепиано обнаружили, что более длинные струны увеличивают мощность инструмента, гармоничность и реверберацию, а также помогают создать правильно темперированную шкалу настройки.

С более длинными струнами более крупные фортепиано обеспечивают более длинные волны и желаемые тональные характеристики. Дизайнеры пианино стараются уместить в корпус как можно более длинные струны; более того, при прочих равных, разумный покупатель пианино старается получить самый большой инструмент, совместимый с бюджетом и пространством.

Несогласованность в значительной степени влияет на самые низкие и высокие ноты в фортепиано и является одним из ограничений общего диапазона фортепиано. Самые низкие струны, которые должны быть самыми длинными, в наибольшей степени ограничены размером фортепиано. Создатель короткого фортепиано вынужден использовать толстые струны для увеличения плотности массы и, таким образом, оказывается в негармоничности.

Самые высокие струны должны находиться под наибольшим натяжением, но при этом должны быть тонкими, чтобы обеспечить низкую массовую плотность. Ограниченная прочность стали вынуждает разработчиков фортепиано использовать очень короткие струны, короткие волны которых, таким образом, создают негармоничность.

Естественная негармоничность фортепиано используется настройщиком для небольших корректировок настройки фортепиано. Тюнер растягивает ноты, слегка повышая резкость высоких нот и выравнивая низкие ноты, чтобы обертоны более низких нот имели ту же частоту, что и основные ноты более высоких нот.

Кривая Railsback

Кривой Railsback , сначала измеряется OL Railsback, выражает разницу между нормальной настройкой фортепиано и равной-закаленной шкалой (в которой частота последовательных нот связана постоянным соотношением, равной двенадцатом корень из двух ). Для любой ноты на фортепиано отклонение между нормальной высотой этой ноты и ее равномерно темперированной высотой дается в центах (сотых долях полутона ).

Как показывает кривая Railsback, октавы обычно растягиваются на хорошо настроенном фортепиано. То есть, высокие ноты выше, а низкие ноты ниже, чем они в равномерно темперированной гамме. Railsback обнаружил, что пианино обычно настраиваются таким образом не из-за отсутствия точности, а из-за негармоничности струнных. В идеале обертонный ряд ноты состоит из частот, кратных основной частоте ноты . Негармоничность, присутствующая в фортепианных струнах, делает последующие обертоны более высокими, чем они «должны» быть.

Чтобы настроить октаву, пианист должен уменьшить скорость биения между первым обертоном более низкой и высокой ноты, пока она не исчезнет. Из-за негармоничности этот первый обертон острее гармонической октавы (которая имеет соотношение 2/1), делая либо нижнюю ноту более плоской, либо более высокую ноту, в зависимости от того, какая из них настроена относительно другой.

Чтобы создать октавы, отражающие темперамент и компенсирующие негармоничность инструмента, техник начинает растяжку с середины фортепиано, так что по мере накопления растяжения от регистра к регистру получается желаемое растяжение вверху и внизу. инструмент.

Форма кривой

Поскольку негармоничность струны только делает гармоники более резкими, кривая Railsback, которая функционально является интегралом негармоничности в октаве, монотонно увеличивается . Фортепиано настраивается, начиная с центра, поэтому кривая Railsback в этой области имеет пологий уклон. Но по мере того, как настройщик пианино растягивает октавы, чтобы компенсировать негармоничность, растяжение накапливается по мере того, как настроенные ноты поднимаются и опускаются, и их изгибы становятся более выраженными.

Несогласованность струны вызвана, прежде всего, ее жесткостью. Уменьшение длины и увеличение толщины способствуют негармоничности. Для средней и высокой части фортепианного диапазона толщина струны остается постоянной по мере уменьшения длины, что способствует большей негармоничности высоких нот. Для нижнего диапазона толщина струны резко увеличивается — особенно в более коротких фортепиано, что не может компенсироваться более длинными струнами, что также приводит к большей негармоничности в этом диапазоне.

В басе — регистре, второй фактор , влияющий на inharmonicity является резонансом , вызванным акустическим импедансом на фортепиано звуковой платы . Эти резонансы демонстрируют положительную обратную связь по негармоническому эффекту: если струна вибрирует с частотой чуть ниже резонанса, импеданс заставляет ее вибрировать еще ниже, а если она вибрирует чуть выше резонанса, импеданс заставляет ее вибрировать выше. Дека имеет несколько резонансных частот, которые уникальны для любого конкретного фортепиано. Это способствует большей дисперсии эмпирически измеренной кривой Railsback в нижних октавах.

Несколько строк

Все ноты фортепиано, кроме самых низких, имеют несколько струн, настроенных на одну и ту же частоту. Это позволяет фортепиано иметь громкую атаку с быстрым затуханием, но с длительным сустейном в системе Attack Decay Sustain Release (ADSR) .

Три струны создают связанный осциллятор с тремя нормальными модами (с двумя поляризациями каждая). Поскольку струны слабо связаны, нормальные моды имеют незаметно разные частоты. Но они передают свою колебательную энергию на деку со значительно разной скоростью.

Нормальный режим, в котором три струны колеблются вместе, наиболее эффективен при передаче энергии, поскольку все три струны одновременно тянутся в одном направлении. Звучит громко, но быстро затухает. Этот нормальный режим отвечает за быстрое стаккато «Атака» ноты.

В двух других нормальных режимах струны не тянутся вместе, например, одна тянется вверх, а две другие тянут вниз. Передача энергии на деку происходит медленно, создавая мягкий, но почти постоянный сустейн.

Источник

Немного об инструментах. Фортепиано. Часть вторая. Как устроено фортепиано.

Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на современные. Механизм звукоизвлечения в них был весьма несовершенным. И вначале фортепиано не могло успешно конкурировать с королем музыкальных инструментов того времени — клавесином. На протяжении XVIII века композиторы продолжали писать музыку для него. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство.

Сложный механизм фортепиано состоит почти из 10000 деталей, Они должны быть смонтированы и соединены между собой с профессиональной точностью.

В первую очередь изготовляют футор — прочную деревянную раму с распорками. Футор придает фортепиано прочность. К верхней части футора приклеивают вирбельбанк (колковую доску) — мощный деревянный брус из прочного дерева( бук, клен), в которую вбиты колки (вирбеля) .

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека . Это большое полотно толщиною в один сантиметр. Дека склеена из сосновых дощечек. На обратную сторону деки ( ту, что у фортепиано смотрит наружу) наклеены еловые бруски — рипки . Дека и рипки отражают слабый звук струны и усиливают его.

На внутреннюю сторону резонансной деки устанавливают штеги . Штег — деревянный брусок идущий под углом. Сверху него будут проходить струны. Штег передает их вибрацию на резонансную деку.

По краям резонансной деки к футору привинчена чугунная рама. Это очень крепкая литая конструкция на которую натянуты струны. Она выдерживает силу натяжения, которая может достигать 20 тонн.

У фортепиано 220 струн, хотя клавиш 88. Почему так? Каждой клавише отвечает от одной до трех струн. Низкие — по одной струне, так как они толстые и длинные. Высокие струны короткие и тонкие. Их громкость не очень сильная. Поэтому они усиливаются добавлением таких же струн, настроенных в унисон. Такая группа струн называется хор струн.

В пианино применяется перекрестно-струнная система. Басовые струны идут почти по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний угол корпуса. А струны верхнего регистра идут под ними в нижний левый угол.

Винты с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн называются колками, или вирбелями . Их 220 как и струн. Расположены они в верхней части чугунной рамы, но вкручиваются не в нее, а в мощный деревянный брус, закрепленный позади — вирбельбанк.

Клавиатура — это цельная деревянная деталь, которую мастер распиливает на части. Как правило, пятьдесят две белые клавиши делают из липового дерева, а их верхний слой — из слоновой кости или синтетики. Черные клавиши производят из синтетического материала и покрывают черным деревом. Клавиши должны быть гладкими и находиться на одном уровне. Поэтому иногда к некоторым клавишам добавляют свинцовые грузы.

Клавиатура — это система рычагов, запускающая в действие ударный механизм молоточков . Когда пианист нажимает на клавишу, молоточек ударяет по струнам. В это же время от струны отскакивает войлочная подушечка — глушитель ( демпфер) . Струны от удара дрожат — вибрируют — и возникает звук. Если бы глушителя не было, то струны колебались бы дольше,чем нужно, и слышался бы сплошной гул. Отпустим клавишу — звук прекратиться. Это на место вернулся глушитель.

Важной частью фортепиано являются педали. Задача педалей — регулировать звучание некоторых нот и пассажей. При нажатии на левую педаль, молоточки сдвигаются вправо и ударяют не по центру струн (например из трех по одной), и звук получается слабее. Правая педаль отводит глушители от струн и звук тянется очень долго.

Все перечисленные детали заключены в корпус фортепиано. В зависимости от модели он может быть матовый — покрытый несколькими слоями нитроцеллюлозного лака, или блестящий — покрытый полиэстерным лаком и отполированный.

Ставьте «лайк»! Подписывайтесь на канал «Музыка праздника» — интересное и полезное чтение вам обеспечено!

Источник

Толщина струн для фортепиано

Мне достался рояль Блютнер N 37164 длиной 190см. Гладкие струны на нем скорее всего менялись и я не уверен, что была установлена правильная толщина. Например, 15 хоров подряд идет 15 номером(0,87). Если кто-то имел дело с подобными инструментами, подскажите пожалуйста, какая толщина струн должна быть установлена на каких нотах?

Еще говорят, существует какой-то метод Клауса Феннера и Лотара Томма, который позволяет рассчитать толщину струн по формуле. Кто-нибудь знает эту формулу и на сколько она в действительности полезна?

d=1740:(L*f),где f-частота рассчитываемой ноты,а L-длина струны,от штабика до штифта на штеге.D-разумеется диаметр.:-o:-P

Посчитал по этой формуле, только пару нулей пришлось добавить: D,мм=174000/(Длина,мм*Частота,Гц). Получилось:
МИ1 -СИ1 №15,5 (8 хоров)
ДО2-РЕ#2 №15 (4 хора)
МИ2- СОЛЬ#2 №14,5 (5 хоров)
ЛЯ2 — ДО4 №14 (16 хоров)
ДО#4 — ЛЯ#4 №14,5 То есть толще, как ни странно. (10 хоров)
Две последних ноты опять №14.
Итого: 33 хора практически одним диаметром №14-№14,5!

Сейчас у меня:
ЛЯ#1 — МИ2 №15,5 (7 хоров)
ФА2 — СОЛЬ3 №15 (15 хоров)
СОЛЬ#3 — РЕ#4 №14,5 (8 хоров)
МИ4 — ЛЯ4 №14 (6 хоров)
Три последних ноты №13,5

Получается, что разница между расчетом и тем, что у меня сейчас не очень существенная и скорее всего можно ничего не менять. Единственное, что меня смущает, на пианино, которые мне до сих пор приходилось видеть, обычно идет 4 хора на размер. При том, что длины струн одного из них практически с точностью до миллиметра совпадают с длинами струн этого рояля.

Посчитал по этой формуле, только пару нулей пришлось добавить: D,мм=174000/(Длина,мм*Частота,Гц). Получилось:
МИ1 -СИ1 №15,5 (8 хоров)
ДО2-РЕ#2 №15 (4 хора)
МИ2- СОЛЬ#2 №14,5 (5 хоров)
ЛЯ2 — ДО4 №14 (16 хоров)
ДО#4 — ЛЯ#4 №14,5 То есть толще, как ни странно. (10 хоров)
Две последних ноты опять №14.
Итого: 33 хора практически одним диаметром №14-№14,5!

Сейчас у меня:
ЛЯ#1 — МИ2 №15,5 (7 хоров)
ФА2 — СОЛЬ3 №15 (15 хоров)
СОЛЬ#3 — РЕ#4 №14,5 (8 хоров)
МИ4 — ЛЯ4 №14 (6 хоров)
Три последних ноты №13,5

Требуется проверка расчета.А почему у Вас возвращение размера?Штег так расположен?Надо быть предельно внимательным при округлении,разумеется проверяя расположение струн на штифтах(целесообразность расположения размера именно на этом штифте,например -шпрейц)И необходимо сверить таблицу частот,там есть ошибка,насколько я помню на какой то одной лишь ноте,но не помню в желтой книге или в зеленой.Вроде у Порвенкова тоже есть эта таблица.

Так вот, могу повторить -никогда , никогда не ставьте новые струны от С5 вниз от размера больше 13(0.775).Это из моего опыта и это важно.
В результате вышеприведенных расчетов, я пришел к выводу, что струны на этом рояле скорее всего соответствуют тому размеру, который был установлен Блютнером изначально. И я думаю, что этот размер скорее всего и следует сохранить. Понятно, что Блютнер не знал современных теорий о негармоничности, поэтому его схема наверно могла быть не совсем идеальна, но я пока ничего лучше не придумал. В результате имеем:
С5 — A#4 №13,5 (0,80)
A4 — E4 №14
D#4 — G#3 №14,5
G3 — F2 №15
E2 — A#1 №15,5
и т.д.

А какую схему предлагаете Вы? Все струны на пол-размерчика тоньше поставить?

А откуда взялось 1740?
Вы пишете»Понятно, что Блютнер не знал современных теорий о негармоничности», а что ,в этой формуле учитываются все параметры?А толщина деки, штегов высота, плотность дерева, общая масса деки?
Эта формула связывает частоту, длину, толщину и натяжение струны. То есть с увеличением длины или толщины частота падает, а с увеличением натяжения — растет. 1740 — это как раз видимо некий усредненный коэффициент натяжения. С ее помощью я понял, что если считать натяжение всех струн примерно одинаковым, что вполне логично, то толщина струн должна меняться достаточно медленно и 15 хоров одним диаметром смущать не должно. А на пианино скорее всего просто ленятся думать и ставят 4 хора на размер. Теперь если буду менять струны на пианино, попробую это учесть. Жесткость струны формула не учитывает. Формула Феннера и Томма учитывает, но я эту формулу пока не нашел. Реально натяжение струн получается конечно немного разным. Кстати, при помощи этой формулы можно построить график натяжения струн для этого рояля.

Да, у производителей , наверное и есть такие формулы, но результатом их применения и будет тот усредненный стеклянный эвук, присущий ВСЕМ современным фортепиано.
Потому как в каждом рояле стоят разные дощечки в деке и разные рипки и старые производители про это знали и соответственно работали с каждым фно.
Соответственно, если вы хотите иметь идеальную мензуру струн, эта работа и должна быть штучной, экспериментальной.
Звук, я думаю, зависит в основном не от мензуры, как вы сами пишите выше, а все же от толщины деки и т.д. А от мензуры больше зависит ровность регистров.

Ура! Стер пыль со штегов и обнаружил циферки, которые вточности соответствуют толщине установленных струн.

bear_ (http://www.forumklassika.ru/member.php?u=40195)
Звук, я думаю, зависит в основном не от мензуры, как вы сами пишите выше, а все же от толщины деки и т.д. А от мензуры больше зависит ровность регистров.

С числом 1740 все очень приблизительно, т.е. приблизительно научно.
Ваше прочтение тоже небрежно, т.к. я писал про то,»что замена струны на 1-2 номере в толщине туда-обратно практически на звук не влияет.Это в пределах хора, не заца струн.»Даже. может не одного хора. Но общая толщина струн играет огромное влияние на звук и на продолжительность жизни самих струн.

Господа, коллеги, позволю себе, как мастеру с 50 летним стажем несколько комментариев:
1. по поводу расчета мензуры — все доступно описано у Дьяконова «Расчет и конструирования фортепиано».
2. при навивке басов следует учитывать преднапрежение керна.
Эта величина заложена в моем станке (полустационарном — вес 15 кг) в расчитанном приспособлении, что дает постоянное (как и расчетная величина натяжения гладких струн приблизительно 75 кг) преднапряжение в басах, которое обеспечивает яркое звучание при минимальных размерах станка.
Мой малый станок также имеет натяжное устройство, но в нем я не ставил целью автоматического установления преднапряжения, борясь за минимальный вес, там преднапряжение устанавливается по-старинке, как у станка в Гнесинке, с разницей, что навивку производит один человек. Ножное управление, руки свободны, возможность изменять по ходу обороты при надобности, что немаловажно при начинании и заканчивании навивки.
Кстати, все необходимые расчеты по конструировании обоих моих станков делал только я. И большинство деталей изготавливал я на своем токарном станке, кроме шестерен.

С уважением, Ходжаев Иван Георгиевич
www.masterpiano.ru

70кг, а большого

80кг. Смотрим таблицы прочности струн: №10 — 77кг; №11 — 89кг; №12 — 102кг; №13 — 114кг. Учитывая, что должен быть какой-то запас прочности, меньше №11 поставить скорее всего невозможно даже на маленьком инструменте, порвется. В связи с этим вопрос, почему производители фортепиано не ставят штег чуть дальше и не начинают с №11 или №12, а ставят №13 или даже толще? Пробовали ли Вы проводить подобные эксперименты?

Случилось мне тут года два назад ремонтировать столетний рояльчик в хорошем состоянии. Решил перебить колки и струны гладкие, басовые решил оставить «мамины». Выписал у Баумгертеля спец. струны для старинных инструментов фирмы «Pure Sound» Голландии. Поставил номера 13-16, остальные после 16-го- обычные Roslau. Натянул- всё замечательно, звук шикарный! Я всегда считал, что кроме рослау вообще нет других производителей, по крайней мере компетентные люди говорили, что Стейнвей тоже ими пользуется! Теперь «засомневался»!
Потом примерно через месяц эти голландские начали лопаться, причём именно «лопаться» с характерным звуком. А что, они какие-то не такие.
Переставил на рёславские- всё нормально по сей день. Звук немножко изменился, стал чуть похуже, не такой певучий, но зато я спокоен за струны. теперь совсем интересно!:-o Есть у меня проблема. Когда на наших «Стейнвеях» лопаются струны, ставлю «Рослау», но звучат они хуже «Стейнвеевских»,( негармоничности, там, и жестче они, что-ли. ) из этого делал вывод, что родные струны не «Рослау». Уверили, что именно они, но если звучит не так, меняют! Может просветите в этом вопросе, Евгений!

Я к чему всё это вещаю: после этого случая я стал искать причину происшедшего, и вот что накопал:
-Статья В.А.Клопова «Негармоничность фортепианных струн- что это такое»
-Статья из EUROPIANO, 2006, №3. «Струнная сталь разных сортов и диаметров- как с этим разобраться»
-Статья из EUROPIANO, 2008, №4. «Определение модуля упругости фортепианных струн»
Всем мастерам, занимающимся заменой струн, советую прочитать. Немало полезного.

А в инете можно это раскопать? И где, издается, ли ЕВРОПИАНО на русском?

[QUOTE=bear_;903358]Я нашел учебник, где приводятся примеры мензур нескольких конкретных немецких роялей. Натяжение от ноты к ноте в любом случае не очень сильно меняется, в среднем можно считать 70-80кг в зависимости от размера инструмента.
А по поводу штега, по моим подсчетам, достаточно сместить его всего на 2мм и

В том же Фадееве в мензуре струн сов пиано натяжение описано от 30 справа до 180 слева в басу на струну.Забываю на работе посмотреть, пишу по памяти.
А штег не подвинешь, такая химия может вылезти , что и не настроишь.

[
Я всегда считал, что кроме рослау вообще нет других производителей, по крайней мере компетентные люди говорили, что Стейнвей тоже ими пользуется! Теперь «засомневался»! А что, они какие-то не такие. теперь совсем интересно!:-o Есть у меня проблема. Когда на наших «Стейнвеях» лопаются струны, ставлю «Рослау», но звучат они хуже «Стейнвеевских»,( негармоничности, там, и жестче они, что-ли. ) из этого делал вывод, что родные струны не «Рослау». Уверили, что именно они, но если звучит не так, меняют! Может просветите в этом вопросе, Евгений!

А в инете можно это раскопать? И где, издается, ли ЕВРОПИАНО на русском?
Я тоже думал, что кроме Рёслау нет, но- их куча! Вебстер, Полльман, Гизе, Миллер, Фирмини, Вошбурн, Мейпс, Малколм роуз, Сузуки, Паулелло. Хватит?
Рёслау- это хорошие среднего качества струны, стабильные, надёжные, недорогие. Но не самые хорошие.
Что касаемо голландских «Pure Sound»- это относительно дорогие струны высокого качества. Изготавливаются трех видов жёсткости:
— мягкие- для исторических инструментов.
-средние- для современных, т.е. конец 19-го- начало 20 века до примерно послевоенного периода.
-жёсткие- для послевоенных и современных: панцирная рама, сильное натяжение струн.
Насчёт статей: приобрести можно в Асссоциации Фортепианных Мастеров у Карпыча, т.е. у президента Частных Владимира Карповича.
Они переведены с немецкого. Покопайтесь в интернете, может и есть эти статьи, тогда не надо будет платить.
Но: за любые знания надо платить, это-закон. Халява в нашем деле дорого обходится.

[QUOTE=ALEXY;905282]
Аллон. Фадеев. Ремонт роялей и пианино.Москва 1968. стр.61. «Диаметры гладких струн определяют исходя из основного принципа равномерного распределения силы натяжения струн по всему диапазону, т.е. сила натяжения постоянна для любого номера струнного хора.»

так вот где собака порыта. Я забыл посмотреть на работе таблицу, но не это меня занимало. Дома у меня есть старое издание Фад-Аллона, без таблицы, с этой фразой об условии расчетов.
А с какого перепуга?
Весь мой практический опыт говорит, что мензуры струн, т.е. диаметры , рассчитанные на фортепианных фабриках весьма неточны. Не говоря про старинные инструменты. , особенно кустарные, где один размер может тянуться на пару октав.
Фортепиано, это не колесо автомобиля. В нем все достаточно криволинейно и оригинально.. Форма корпуса, деки, толщина деки, размеры рипок, состав дерева. Даже штейнунг может меняться.
Почти все настройщики когда -нибудь сталкивались с разрывом новых струн в дисканте, особенно на последних нотах, что исправлялось лишь уменьшением диаметра новой струны.
Не секрет, что бывают натяжения в струнах на грани разрыва. и не обязательно старых.
Словом, исследование по натяжению струн может увлечь, но для конуретного инструмента это знание имеет лишь общее значение.
когда я пишу про 13 номер и меньше, который надо ставить в начале дисканта. этим я хочу поделиться с теми, кого интересует практический подбор струн .Причем это опыт , опробованный в десятках фортепиано, в основном роялях, где я менял ВСЕ струны, перерасчитывая их. А не чужие теоретические прописи.
Теоретиков я тут начитался. только они свои работы почему-то не выкладывают.

Весь мой практический опыт говорит, что мензуры струн, т.е. диаметры, рассчитанные на фортепианных фабриках весьма неточны. Не говоря про старинные инструменты. , особенно кустарные, где один размер может тянуться на пару октав.

То, что один размер тянется пару октав, еще не значит, что там разное натяжение. Зависит от формы штега, где все решают миллиметры. Но мензуры, тех инструментов, которые мне удалось померить, действительно не точны. Чем это вызвано, поиском оригинального звука или просто неаккуратностью, я думаю оба фактора имели место.

Фортепиано, это не колесо автомобиля. В нем все достаточно криволинейно и оригинально.. Форма корпуса, деки, толщина деки, размеры рипок, состав дерева. Даже штейнунг может меняться.

На самом деле столько факторов может оказывать влияние на звук, что при расчете мензуры правильнее было бы идти от звука, подбирая мензуру экспериментально и анализируя звук на компьютере. Тем не менее, даже западные учебники приводят лишь формулы. Хотя, как они рассчитывают реальные инструменты, не известно. Может и не по формулам.

Почти все настройщики когда -нибудь сталкивались с разрывом новых струн в дисканте, особенно на последних нотах, что исправлялось лишь уменьшением диаметра новой струны. Не секрет, что бывают натяжения в струнах на грани разрыва. и не обязательно старых.

Уменьшая диаметр, уменьшаем не только натяжение, но и прочность струны. То есть эффект конечно будет, т.к. удельная прочность тонких струн чуть выше, но именно чуть-чуть. Интересно другое, у Вас случайно не сохранилось данных о длине струны на этих нотах. Какую надо было сделать длину струны, чтобы она работала на пределе разрыва?

когда я пишу про 13 номер и меньше, который надо ставить в начале дисканта. этим я хочу поделиться с теми, кого интересует практический подбор струн. Причем это опыт , опробованный в десятках фортепиано, в основном роялях, где я менял ВСЕ струны, перерасчитывая их. А не чужие теоретические прописи.

Сильно меньше скорее всего невозможно поставить, судя по всему цифра 13 обусловлена именно пределом прочности струны. По крайней мере тоньше 12,5 на концертный рояль поставить видимо нельзя. А 13 — некое оптимальное значение.

Приятно видеть,bear, что Ваша мысль не останавливается в развитии, в отличие от многих профи. Есть, правда , некоторый безаппеляционный напор, вроде «То, что один размер тянется пару октав, еще не значит, что там разное натяжение».Значит, значит.Например, Стейнвей, мензуры которого я бы поставил в пример, да что я, уши большинства пианистов ! , на 17 номере тянет 12 хоров. А следующий — 18№. Т.е. один размер пропускают просто по лени или экономии.

То, что Вы написали про рассчеты , отталкиваюшиеся от звука, это эпохально.
По крайней мере в рамках этого форума.

Про звук мы практически договорились, а про уменьшение диаметров?Я давно уже составляю мензуры басов от разных производителей.Кое- где диаметры увеличиваю. Особенно стали. Теперь хочу сравнить замеры длины ля 4 октавы в разных роялях, чтобы посоставлять мензуры гладких струн.
У практической и исследовательской работы много общего, но главна и убийственная разница — в деньгах.У меня было очень мало клиентов, практически единственный, кто заинтересовался и проплатил индивидуальный подбор струн себе на рояль. И результат работ достойный, что я наблюдаю около двух лет. Это на старинном Bechstein е К.Бальмонта, с упорным ВБ, который тут же показывает все излишества в толщине струн.
Излишние торлщины струн в старых инструментах просто выламывают ВБ, это часто встречается в роялях 19 века.

Приятно видеть,bear, что Ваша мысль не останавливается в развитии, в отличие от многих профи. Есть, правда , некоторый безаппеляционный напор, вроде «То, что один размер тянется пару октав, еще не значит, что там разное натяжение».Значит, значит.Например, Стейнвей, мензуры которого я бы поставил в пример, да что я, уши большинства пианистов ! , на 17 номере тянет 12 хоров. А следующий — 18№. Т.е. один размер пропускают просто по лени или экономии.
Совсем не обязательно, что при этом будет неправильное натяжение. Но вот резкое изменение негармоничности и соответственно изменение тембра при таком скачке через размер должно быть точно. Сейчас на пианино Циммерман обнаружил, что несколько басов имеет одинаковую толщину (и керна и навивки), затем идет резкий скачек. Какая тут экономия? Сталь любых номеров стоит одинаково. У настройщика где-нибудь в глубинке может не быть нужных размеров, но когда речь идет о предприятии, выпускающем тысячи инструментов, тем более в Германии, где даже серебряные струны любых диаметров продают на каждом углу, мне это совсем непонятно. Правда на этом Циммермане еще и на переходе от гладких к витым, вместо укорочения, сделали резкое удлинение на 4см. Похоже на разгильдяйский подход к изготовлению дешевых инструментов. Но Стейнвей — далеко не дешевый инструмент.

То, что Вы написали про рассчеты , отталкиваюшиеся от звука, это эпохально.
По крайней мере в рамках этого форума.
Только в домашних условиях провести подобные измерения совсем не просто.

Про звук мы практически договорились, а про уменьшение диаметров?Я давно уже составляю мензуры басов от разных производителей.Кое- где диаметры увеличиваю. Особенно стали. Теперь хочу сравнить замеры длины ля 4 октавы в разных роялях, чтобы посоставлять мензуры гладких струн.
По поводу увеличения диаметров стали прочел, что если натяжение баса меньше 35% от предельного, звук будет вялым. И негармоничность растет с утолщением керна. А вот по поводу ля 4 октавы все же интересно узнать, какая максимальная длина встречалась в практике?

Источник

Оцените статью