Толщина верхней деки акустической гитары
Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4—5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50—60 мм.
Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.
Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.
Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10—15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована. ).
После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.
На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.
Пружинки для гитарной деки, как и для остальных музыкальных инструментов, изготовляют из резонансной ели (реже из сосны). Доску радиальной распиловки размечают по торцу по 10 мм. По этим разметкам делают зарубки топором так, чтобы щель от раскалывания древесины образовалась на глубину 40—50 мм. Затем в эту щель вставляют лезвие ножа и отщепляют заготовку пружинки. Это делают для того, чтобы скол происходил строго в тангенциальной плоскости. Косослой, сучки и другие дефекты в материале пружинок недопустимы.
Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.
Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.
Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.
Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.
При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.
В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.
Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3—4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.
Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4. Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5—1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.
Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15—30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.
Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.
Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.
Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.
После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50—60 мм от контура корпуса.
Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.
На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8—10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1—2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.
Источник
Дека гитары: устройство и функции
Многие люди в разные моменты своей жизни интересовались гитарой, учились на ней играть, осваивали инструмент. Несмотря на популярность и кажущуюся простоту конструкции, освоить инструмент удается не всем. Прежде чем взять гитару в руки и сыграть первый аккорд, необходимо узнать о ней многое, даже если это версия «флайт» для любителей или начинающих музыкантов. Начать можно с понятия, что такое дека гитары и зачем она нужна инструменту. Эти вопросы актуальны для желающих стать настоящими мастерами.
Что такое дека?
Знакомство с приспособлением начинается с конструкции. Знание основных частей, их назначение, функции – база для творческого роста, профессионального освоения инструмента. Дека гитары – это деталь струнных музыкальных инструментов. При помощи элемента передается колебание, исходящее от струн. В результате извлекается громкость немного большая, чем издает обычная струна.
Устройство и функции
Принцип работы деки построен на вынужденных колебаниях. Они зависят от параметров струны. Невзирая на разницу размеров, звук, воспроизводимый при помощи детали, имеет ту же частоту, что у струны, но с другим тембром. Чем больше площадь деки, тем большей мощности и громкости воспроизводится звук.
За что отвечает корпус гитары?
Корпус гитары выполняет объединяющую функцию. По отдельности элементы не способны издать ни единого звука. Но собранная в негабаритный корпус конструкция становится одним из популярнейших музыкальных инструментов современности. Она отвечает за конечный результат, заключающийся в красивом звуке. Конечный эффект возможен при участии следующих частей корпуса:
- двух дек, расположенных сверху, снизу конструкции;
- боковых стенок гитары;
- обечаек, объединяющих деки, являющихся для них опорой;
- резонатора, оснащенного розеткой на верхней детали, необходимого для преображения звука;
- под ним расположена пластина, защищающая поверхность изделия от механических повреждений;
- бриджа или подставки, обеспечивающих надежное крепление струн к верхнему элементу;
- нижнего порожка;
- мензуры – расстояния от струн до порожков (внизу, вверху);
- грифа;
- гитарных струн.
Корпус у классического инструмента выполнен из красного дерева или палисандра (для верхней части). Заднюю и обечайки изготавливают из кедра или ели. Для грифа используют красное дерево или кедр. Каждый элемент гитары выполняет свои функции, участвует в воспроизведении хорошего звука.
Из какой древесины изготавливают?
Деталь изготавливают из разных пород дерева:
- Верхнюю – из древесины твердых сортов, палисандра или черного дерева.
- Для нижней изготавливают фанеру из следующих древесных сортов: палисандрового, кипарисового, амарантового, красного.
Справка! В некоторых случаях, чтобы гитара могла воспроизводить полный, мягкий звук, элемент изготавливают из клена. Подобная характеристика является особенностью семиструнной гитары.
Наиболее «чуткими» считаются деки из палисандра, которые моментально отдают свой яркий звук.
Особенности элементов, расположенных сверху и снизу конструкции
Детали являются неотъемлемыми составляющими изделия. Определяют уровень звучания инструмента. Обычно производятся из досок кедра, ели в виде пары идентичных половин, склеенных между собой. Исходная толщина планок в пределах 2-4 мм. Две выпуклые части готового аксессуара разделяются вогнутой. На незначительном расстоянии от середины полотна расположен резонатор – круглое отверстие, диаметром приблизительно 8 см.
Внизу верхней деки гитары (ее более широкого участка) расположен держатель струн, представленный деревянной или пластиковой пластинкой в форме прямоугольника. На самом центре подставки находится возвышение, длина которого равна 8,4 см, со специальной прорезью. В нее устанавливают прямоугольный нижний порожек из пластиковой или костяной пластины.
В функции порожка входит:
- Удержание струн в приподнятом состоянии.
- Закрепление их нижних концов.
- Передача колебаний струн корпусу.
Концы струн прикрепляют к подставке с нижней стороны.
Верхнее полотно изнутри укрепляется пружинной системой (брусками из древесины), подпоркой между нижней и верхней деками гитары. Их предназначение заключается в том, чтобы полотно корпуса не выгибалось вследствие напряжения струн, не деформировалось.
Пружинная система устроена следующим образом:
- В основании находятся две перекладины, одна из которых закрепляется немного выше резонаторного отверстия. Другая крепится параллельно первой чуть пониже.
- Данные планки соединяют на обеих сторонах резонаторного отверстия парой наклонных элементов.
- На деке внизу помещены две планки, которые образуют в нижней точке тупой угол.
- От перекладины, укрепленной ниже розетки, к этим двум планкам в форме веера расположены тщательно отшлифованные доски небольших размеров различной толщины (по три к каждой). Одна находится на линии, где склеены две половины полотна корпуса гитары.
Размеры, контуры задней стенки корпуса идентичны верхней части. В некоторых случаях собирают из половин, одинаковых по толщине с декой гитары. Конструкция получается плоской или немного выпуклой, что свойственно используемым при изготовлении породам дерева.
Предназначение резонаторного отверстия
На поверхности полотна верхней части изделия находится резонатор, также называемый розеткой. Это круглое отверстие, служащее для улучшения свойств звука.
Происходит это следующим образом:
- Внутри конструкции рождается звук, исходящий от струн.
- Звук попадает в полую часть корпуса.
- Происходит усиление акустических свойств звучания.
- Затем звук перемещается наружу в новом качестве: более громким, ярким, неординарным.
Среди музыкантов бытует мнение, что гитара – это не просто конструкция, представляющая собой разновидность щипкового инструмента. Ценители сравнивают ее с лучшим другом или любимой женщиной. Музыкант и гитара воспринимаются как единое целое.
Интересно! Сегодня гитара широко применяется во многих музыкальных направлениях: металл, рок, джаз, кантри, блюз, созвучных настроению молодых людей. Произведение электрогитары значительно улучшило возможности инструмента, но начинать изучать приспособление лучше на примере обычной акустической гитары.
Как только рука профессионала прикоснется к струнам, аксессуар запоет о том, о чем болит сердце владельца, и наоборот – не поет, если хозяин не в духе, “долбит” по струнам без чувств. Все, что заложено в приспособление, оживает лишь с любовью и заботой. Опытные гитаристы умеют ладить с инструментом, тогда он раскрывается в полную силу.
Источник