Толстяк с гавайской гитарой как его

Israel Kamakawiwo’ole

Израель Камакавиво’оле (Israel Ka’ano’i Kamakawiwo’ole; 20 мая 1959 — 26 июня 1997) — гавайский музыкант, исполнявший песни под аккомпанемент гавайской гитары-укулеле.

Чрезвычайно популярный на Гавайях, мировую славу он приобрел вместе с выходом альбома Facing Future. Его главный хит, попурри из классических песен «Somewhere Over The Rainbow» и «What A Wonderful World», попал в саундтреки к фильмам «Знакомьтесь, Джо Блэк» и «Найти Форрестера».

Он был человеком заметным во всех смыслах – его пластинки получали премии и попадали в американские чарты.
Впрочем, эти почести ему были и не нужны, потому что всю свою жизнь Камакаволэ посвятил своей Родине и своему народу (он даже выступал за отделение Гавайских островов от США).

В 1997 году артисту во второй раз вручили награду местной Академии Звукозаписи – он победил почти во всех возможных номинациях, но придти на церемонию уже не смог, поскольку был прикован к больничной койке. 10 июля, в день похорон национального героя на всей территории Гавайских островов были приспущены флаги, а десять тысяч человек пришли на пляж Макуа, чтобы выполнить последнюю волю музыканта – развеять его прах над его любимым Тихим Океаном.

Видео исполнителя Israel Kamakawiwo’ole

Источник: YouTube.com

Источник

Топ-10 фактов о самом влиятельном гитаристе всех времен: истории из жизни Джими Хендрикса

Джими Хендрикс — один из величайших гитаристов за всю историю… И хотя его ослепительная карьера оказалась слишком короткой, он оказал огромное влияние на следующее поколение гитаристов и внёс неоценимый вклад в развитие рок-музыки…

Он родился в бедной семье в Сиэтле и воспитывался жестоким отцом. После демобилизации из армии Хендрикс переехал в Лондон, чтобы стать студийным музыкантом и бэк-гитаристом. Его дикий сценический стиль, контрастирующий с его интровертированной личностью, привлёк к его персоне внимание широкой публики… Вскоре Хендрикс создал свою группу и начал экспериментировать с возможностями своего инструмента. Он сделал себе имя на Международном поп-фестивале в Монтерее в 1967 году! И к тому моменту, когда появился Вудсток, он уже поджёг мир (и свою гитару). Никто, даже такие легенды как Джефф Бек и Эрик Клэптон, никогда не слышали, чтобы кто-нибудь играл так, как делал это Джими… Печальная история жизни Хендрикса пронизана употреблением психоактивных веществ… Но эта статья не об этом. Вместо этого предлагаем вспомнить дикие рассказы о его творческих подвигах и легендарной карьере…

Он научился играть на гавайской гитаре с одной струной!

Когда Хендрикс был ребёнком, он нашёл укулеле с одной струной, помогая своему отцу убирать гараж пожилой дамы. Женщина сказала юному Джими, что он может оставить укулеле себе. Вскоре будущий Бог Рока часами возился со своим новообретённым инструментом… Согласно книге его брата Леона «Джими Хендрикс: история брата», будущий музыкант в конце концов обнаружил, что, поворачивая колышек на верхней части инструмента, он может делать ноты всё громче и выше!

Его якобы умышленно выгнали из военно-воздушных сил…

Хендрикса дважды сажали в тюрьму за то, что он катался в угнанных машинах. Судья сказал подростку, что он может либо отправиться в тюрьму, либо пойти в армию. В 1961 году Хендрикс поступил на службу в Кентукки. На базе были и другие музыканты, и вместе они собрали группу. Хендрикс, стремящийся начать свою музыкальную карьеру, знал, что ему нужно найти выход из армии… И он придумал историю, которая помогла ему получить почётное увольнение! А заключалась она в том, что он сломал лодыжку во время прыжка с парашютом. Однако, согласно книге Чарльза Р. Кросса «Комната, полная зеркал», всё было немного иначе… Хендрикс соврал базовому психиатру, сказав, что испытывает непреодолимое влечение к своим товарищам по армии! Вскоре врач рекомендовал уволить Хендрикса из-за «гомосексуальных наклонностей».

Хендрикс бросил вызов своему отцу…

Мир может быть довольно неудобным местом для левшей, особенно для гитаристов… Есть несколько разных способов, которыми левши играют на гитаре в мире правшей. Когда Хендрикс, прирождённый левша, впервые взял в руки гитару, его отец Эл настаивал, чтобы он научился играть правой рукой. Мужчина был уверен: гитарист, играющий левой рукой — неоспоримый признак дьявола. Джими проигнорировал предрассудки своего отца и освоил гитару так, как ему было удобно. Хотя не желая расстраивать отца, он также научился играть на том же инструменте и правой рукой…

Его уволили после первого сета…

Когда Хендрикс учился в 10-м классе, парни из его школы пригласили его поиграть с ними, на пробу! Так, Хендрикс впервые появился на сцене в качестве гитариста: выступление проходило в подвале синагоги. Уже во время первого сета Джими предался своему дикому стилю игры на гитаре. И когда на него попал прожектор, он не уклонился от того, чтобы привлечь как можно больше внимания… После перерыва группа вернулась на сцену, но Хендрикса нигде не было. Его девушка в конце концов заметила его на улице в переулке, на грани слёз… Джими сказал ей, что его уволили за его энергичный стиль игры. Она предположила, что, возможно, он сможет смягчить свою яркую игру. Но Хендрикс отказался. К счастью…

Хендрикс конкурировал с самим Литтл Ричардом…

В середине 1960-х Хендрикс часто работал студийным музыкантом. Он играл на гитаре для Литтл Ричарда в популярном кавере на песню Джерри Льюиса «Whole Lotta Shakin ‘Goin’ On», ставшего легендой рока! Джими также отыграл с Ричардом несколько живых концертов… Ричард хотел, чтобы всё внимание во время выступления было сосредоточено на нём, и только на нём… Но Джими был не из тех, кто просто может играть на гитаре, носить униформу и исполнять танцевальные па в сопровождении оркестра. Столкновение между двумя выдающимися личностями, вероятно, было неизбежным. Согласно книге Гарри Шапиро «Jimi Hendrix, electric gypsy», Литтл Ричард предупредил своих музыкантов, чтобы они сбавили обороты:

«Я Литтл Ричард, король рок-н-ритма, и я тот, кто будет блистать на сцене. Не могли бы вы сдать эти рубашки, иначе вам придётся понести штраф!»

К слову: это был не единственный раз, когда Литтл Ричард почувствовал, что ему нужно уберечь своего сотрудника от внимания. Как рассказывал он сам:

«На сцене Хендрикс действительно принимал участие в шоу. Люди кричали, и я думал, что они кричат мне. Но я смотрю, и понимаю, что они кричат Джими! Поэтому пришлось затемнить свет. Но был ли в этом смысл, ведь он играл бы на гитаре зубами…»

Неудивительно, что Хендрикса в результате уволили из группы Ричарда.

Он рассердил шведского промоутера, играя слишком долго…

Хендрикс хотел вернуться в студию в сентябре 1970 года. Однако менеджер Майкл Джеффри убедил его, что им нужно поехать в тур, чтобы заработать денег. Хендрикс неохотно согласился на серию европейских гастролей, которые проведут его через Данию, Швецию и Германию. Одно из выступлений включало остановку в парке развлечений в Стокгольме. Промоутер якобы сказал Хендриксу не играть больше часа, потому что он хотел, чтобы гости парка тратили деньги на аттракционы и товары ярмарки. Однако подобное ущемление не устроило Хендрикса, который наперекор отыграл 110 минут…

Хендрикс обжёг руку, когда в первый раз поджёг гитару

Хендрикс уже был безудержным артистом ещё до того, как поджёг свою гитару. Он был известен тем, что играл на гитаре зубами и за спиной. Но, несмотря на свои выходки на сцене, он всё ещё чувствовал, что ему нужно выделиться среди других популярных рок-групп, представленных в европейском туре 1967 года… Иногда Хендрикс разбивал свою гитару на куски, но даже этого было недостаточно. Перед первым шоу европейского турне Jimi Hendrix Experience в Finsbury Park Astoria в Лондоне один журналист написал, что было бы «круто» воспринимать песню «Fire» буквально. Эта идея показалась Хендриксу и менеджеру группы Чесу Чендлеру удачной. Вскоре они послали роуди за жидкостью для зажигалок…

Когда группа закончила свой первый сет песней «Fire», Хендрикс поставил гитару на пол, а остальные участники группы продолжали играть. Затем Чендлер вышел на сцену и покрыл гитару Джими жидкостью для зажигалок. Фронтмен опустился на колени, зажёг спичку и поджёг свой Fender Stratocaster 1965 года. Пламя выросло на несколько футов и также обожгло руку Хендрикса. Однако шоу должно было продолжаться, и Хендрикс, который был профессионалом, закончил концерт (с другой гитарой). Позже его ожоги лечили в больнице…

Его нетрадиционная версия государственного гимна в Вудстоке вызвала протесты по всей стране…

К лету 1969 года Джими Хендрикс стал одной из крупнейших рок-звёзд в мире, даже хедлайнером Вудстока! К слову: на этой сцене произошёл один из самых ярких моментов в истории рока: соло Хендрикса на электрогитаре на мотив «The Star-Spangled Banner»! Его версия была наполнена сильными искажениями и фидбэком. Это длилось почти четыре минуты, вперемешку с попурри, в которое входили «Voodoo Child» и «Purple Haze». Нетрадиционная версия государственного гимна вызвала протесты по всей стране, некоторые оскорблённые патриоты назвали Хендрикса нацистом…

Но Хендрикс не думал, что его исполнение следует считать неортодоксальным. Позже он сказал: «В этом нет ничего необычного. Я думал, что это было красиво…»

Источник

Укулеле

Одна из главных достопримечательностей Гавайев – маленькая, забавно выглядящая гитара. Несмотря на игрушечный вид, музыкальный инструмент с чудным названием укулеле пользуется популярностью у известных и начинающих музыкантов. Он компактный, легкий в освоении, а его яркое, жизнерадостное, романтичное звучание напоминает о тропических тихоокеанских островах.

Что такое укулеле

Так называется род гитары – струнный щипковый инструмент с 4-мя струнами. Основное применение – музыкальное сопровождение вокала и сольная игра.

Звучание укулеле идеально подходит для исполнения народных гавайских песен, джазовых и фолковых композиций, музыки в стиле кантри и рэгги.

История укулеле

История происхождения маленькой гитары короткая, но оригинальный инструмент за относительно недолгий период существования успел полюбиться музыкантам. Укулеле считают гавайским изобретением, хотя в действительности за его возникновение следует поблагодарить португальцев.

Предположительно в 1875 году четыре португальца, мечтая построить лучшую жизнь, иммигрировали на Гавайские острова. Приятели – Хосе Санто, Аугусто Диас, Жоао Фернандес, Мануэль Нуньес – взяли с собой португальскую 5-струнную гитару – брагинью, которая стала основой для создания укулеле.

В эмиграции приятели занялись производством деревянной мебели. Однако производимая продукция местному населению не понравилась, и португальцы, чтобы не обанкротиться, стали делать музыкальные инструменты. Они экспериментировали над формой и звучанием португальской гитары, в результате на свет появилась миниатюрная разновидность с сочным и живым звуком. Уменьшилось количество струн – теперь их было четыре, а не пять.

Гавайцы холодно приняли изобретение португальцев. Но их отношение изменилось, когда на одном из национальных празднеств на маленькой гитаре решил сыграть гавайский король Давид Калакауа. Правитель влюбился в чудный инструмент, приказал сделать его частью гавайского национального оркестра.

Название инструмента гавайского происхождения. Слово «укулеле» переводится как «скачущая блоха», а если разбить его на две части – «уку» и «леле», то получается фраза «пришедшая благодарность».

Есть три предположения, почему гавайская гитара стала так называться:

  1. Гавайцам, впервые увидевшим гитару, показалось, что бегающие по струнам пальцы гитариста напоминают скачущих блох.
  2. Королевским камергером на Гавайях был англичанин Эдвард Первис – низкорослый, шустрый и непоседливый человек. Играя на маленькой гитаре, он забавно юлил и паясничал, и его прозвали укулеле.
  3. Гавайская королева Лидия Камакаэа Паки назвала «пришедшей благодарностью» дар, преподнесенный четырьмя португальцами-эмигрантами гавайскому народу.

Выпускаются укулеле разных форм и габаритов. Инструмент может выглядеть как миниатюрная копия классической гитары, также мастера создают круглые, овальные изделия, напоминающие формой тыковки и ананасы, и даже квадратные.

От величины инструмента зависит звучание. На более крупном экземпляре можно сыграть ноты ниже. По размерам укулеле делятся на несколько видов:

  1. Сопрано – самая востребованная разновидность. Классическая гавайская гитара с 12-14 ладами.
  2. Концертный тип – чуть крупнее и зычнее сопранового. Ладов тоже 12-14.
  3. Тенор – популярный вариант, появившийся в продаже в 1920-е годы, с густым, бархатным звучанием, множеством оттенков. Ладов 15-20.
  4. Баритон – еще один популярный вид, который начали продавать в 1940-е. Издает более глубокий, насыщенный, зычный звук. Ладов, как у теноровой гитары, 15-20.
  5. Менее распространенные варианты, появившиеся позже 2007-го года, – бас, контрабас и пикколо.

Существует вариация укулеле с двойными струнами. Каждая струна скреплена со второй, настроенной на унисонное звучание.

Как звучит укулеле

Гавайская гитара звучит легко, ярко, ее звуки излучают энергию и оптимизм, навевают воспоминания о солнечном архипелаге в Тихом океане, о пестрых букетах гавайских цветов.

Отрытое струнное звучание называется строем. Подбирают такой строй, чтобы извлечение наиболее применяемых аккордов было удобным. Строй укулеле нетипичен для гитары, его характеристика приведена ниже.

Стандартный строй укулеле – сопрановый. Название струн следующее:

Струнный перебор идет от четверки к единице (сверху вниз). Настройка струн до-ми-ля (C-E-A), как для классической гитары, то есть начало – высокая нота, конец – низкая. Струна соль (G) должна звучать более высоко по сравнению со второй и третьей, поскольку принадлежит октаве, к которой относятся 3 другие ноты.

Достоинство такого строя – возможность играть те же мелодии, что доступны для игры на классической гитаре, начиная с 5-го лада. Музыкантам, привыкшим к гитарной игре, музицирование на укулеле сначала может показаться неудобным. Но привыкание наступает быстро. Извлечение отдельных аккордов доступно одним или двумя пальцами.

Укороченный гриф укулеле делает возможным свободную перестройку инструмента в желаемый строй. Есть возможность сделать стандартный гитарный строй, при котором звучание будет соответствовать первой четверке струн классической гитары. То есть получается:

Для укулеле применяется техника игры перебором и боем. Щипают и ударяют по струнам либо пальцами правой руки, либо медиатором.

Строение

Строение укулеле практически аналогично строению гитары. Гавайская гитара должна состоять из:

  • деревянного, пустого внутри корпуса со струнодержателем и круглым отверстием в передней деке;
  • грифа – длинной деревянной пластины, вдоль которой протянуты струны;
  • накладки поверх грифа;
  • ладов – сегментов накладки, разграниченных металлическими выступами (расположением ладов для каждой из 4-х струн определяется порядок нот);
  • головки – конечной части грифа с колками;
  • струн (обычно изготавливаемых из нейлона).

Укулеле изготавливают из акациевой, кленовой, ясеневой, ореховой, еловой, палисандровой древесины. Более дешевые экземпляры создают из пластика, но такие аналоги могут не в лучшую сторону отличаться от деревянных оригиналов звучанием. Гриф вытачивают из цельной пластины, причем используют древесину твердых пород. Гитарную стойку делают пластиковую или деревянную.

Размеры инструмента

Разница в размерах гавайских гитар разного звучания:

  • сопрановая – 53 см;
  • концертная – 58 см;
  • теноровая – 66 см;
  • баритоновая и басовая – 76 см.

Самый большой экземпляр укулеле, в длину составляющий 3 м 99 см, создал американец Лоуренс Стамп. Изделие, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, рабочее, на нем можно играть.

Известные исполнители

Укулеле давно перестал быть местным гавайским инструментом, теперь это популярная и по достоинству оцененная музыкантами гитара. Многие именитые гитаристы полюбили миниатюрный инструмент, использовали его на концертах, тем самым поспособствовав его популяризации.

Самый знаменитый музыкант, играющий на укулеле, – гавайский гитарист Израэль Каанои Камакавивооле. Он увлекся гитарной музыкой с ранних детских лет, на Гавайских островах он большая знаменитость, народ с любовью называет его «нежный великан».

Еще местными звездами гавайцы считают исполнителей Эдди Камае и Гэбби Пахинуи, создавших музыкальную группу «The Sons of Hawaii». Они делают патриотичную и воодушевляющую гитарную музыку с включением национальных мотивов.

Из больших почитателей укулеле следует назвать:

  • джазового музыканта Лайла Ритца;
  • английского комического актера и певца Джорджа Формби;
  • американского гитариста Роя Смека;
  • американского актера Клиффа Эдвардса;
  • музыканта-путешественника Роки Леона;
  • виртуозного гитариста Джейка Шимабукуро;
  • канадского музыканта Джеймса Хилла, специализирующегося на техно-музыке.

Укулеле – чудесный инструмент, ставший популярным не только за яркое и позитивное звучание, но и за компактность. Его можно захватить в путешествие, в гости, на мероприятие – везде игрой на гавайской гитаре музыкант создает праздничное настроение.

Источник

Оцените статью