Толстые струн для бас гитары

Толстые струн для бас гитары

Количество видов струн для бас-гитары предлагаемых производителями давно не уступает ассортименту струн для электрогитар: разнообразие сплавов обмотки (от стали до нейлона) ; тип обмотки(плоская, круглая, полукруглая); форма жилы; калибры толщины струн. Выбор нужного комплекта — целая наука, метод проб и ошибок.
В данной статье, на примере четырехструнных бас-гитар с мензурой 34”(стандарт «Long Scale» ), мы поможем новичку выбрать максимально подходящий комплект.

Чтобы выбрать струны для бас-гитары нам нужно определиться в следующих параметрах:

— калибр
— материал обмотки
— тип обмотки
— виды мензуры
— выбор струн по длине мензуры

Начнем с классических применений распространенных калибров струн:

40-95 Ultra Light . Струны с самым слабым натяжением. Идеальны для слепа, так как тонкие струны прекрасно «читаются», обладают хорошей перкуссией. Рекомендуется использовать в строе: E-A-D-G.

40-100 Light. Классический калибр, разработанный Лео Фендером, для первых моделей Jazz Bass. Толщины струн имеют ровный шаг в 0,020 дюймов. По сравнению с «40-95» уже довольно универсальный комплект, но конечно, для тех, кто любит «помягче». Можно играть в любом стиле, но исключительно настроив гитару в : E-A-D-G.

45-100 Light. Калибр не многим отличается от предыдущего, первые две струны имеют более высокое натяжение, что дает яркую атаку при игре медиатором, так же комфортно играть с сильной атакой пальцев, без особых усилий достигается тот самый «панч» с отсутствием лишнего «мусора» в звуке. Рекомендуемый строй так же : E-A-D-G.

45-105 Medium Light . Стандарт. Любимый калибр Flea из Red Hot Chili Peppers, более сбалансирован, чем предыдущий. 4я струна струна толще, натяжение выше, передает более высокий резонанс дереву гитары. При стандартной длине мензуры 34 дюйма можно понижать строй бас-гитары на полтона. Некоторые музыканты данный калибр настраивают и на тон ниже, такая настройка индивидуальна — на личный вкус, под определенный стиль музыки.

50-105 Medium . Аналогично ситуации с «40-100» и «45-105»: верхние струны имеют более высокое натяжение, чем у предыдущего калибра. Калибр идеально подходит для игры медиатором, именно такой калибр предпочитал Lemmi Kilmister из Motorhead.

55-110 Hard . Калибр разработан исключительно для пониженной настройки бас-гитары. Комплекты «55-110» не только позволяют спокойно играть в пониженном на тон строе «D-G-C-F», но так же понижать настройку 4й струны (делать дроп) еще на тон ниже, до ноты «C» большой октавы.

Все свойства вышеперечисленных калибров относятся, исключительно, к мензуре 34 «. На мензуре 32″ натяжение ниже, соответственно, ориентируемся на то, что Hard = Medium, на мензуре 35» натяжение выше, Medium = Hard.

Имеется некоторое заблуждение: «более тонкий калибр струн подходит новичкам для комфортной игры на бас-гитаре», но это не так. Все зависит от настройки и исправности Вашего музыкального инструмента, даже «толстые» калибры легко зажимаются на ладах отстроенной у гитарного мастера бас-гитаре.

Мы разобрали особенности распространенных калибров струн, далее рассмотрим разновидности сплавов обмотки, ее вариации.

Материал обмотки оказывает большое влияние на звук бас-гитары.

Производителями используются несколько видов сплавов обмотки:

• Сталь . Самый простой тип обмотки. Для тех, кто любит позвонче . Яркое звонкое звучание с плотными низкими частотами. Струны не отличаются высоким сроком службы, так как необработанная сталь быстро подвергается коррозии.

Никель(никелированная сталь). Самый распространенный сплав. Обладает хорошими магнитными свойствами. Звук с ярко выраженными средними частотами.

Кобальт. Разработка компании Ernie Ball. По звуковым характеристикам струны из кобальта похожи на сталь, но обладают более высокими магнитными свойствами и более долговечны.

Бронза. Используется исключительно на струнах для акустических бас-гитар. Не стоит пробовать устанавливать струны из бронзы на электрическую бас-гитару, бронза не обладает магнитными свойствами.

Нейлон. Данный материал используется в качестве плоской обмотки струн. Струны с плоской оплеткой из нейлона приближают звучание бас-гитары к контрабасу.

Профиль обмотки

Круглая оплетка. Наиболее универсальные и распространенные струны. Яркий звук. Не очень практичны, труднее удалять накопившуюся грязь и жир между витками оплетки. При активном использовании стирают лады, накладку грифа и пальцы начинающих бас-гитаристов.

Плоская оплетка. Обладает богатым, глубоким звуком с минимумом звона. Не портит накладку грифа, идеально подходит для безладовых бас-гитар.

Полукруглая (полуплоская) оплетка. Это круглая оплетка, с обточенным верхним слоем. Промежуточный вариант и по звуку и по удобству игры.

Выбор струн по длине мензуры бас-гитары.


. Важно. Использовать струны подходящие для мензуры Вашего инструмента.

Толстые струны для бас-гитар имеют сужение обмотки перед установкой на колок, тем самым понижая нагрузку на струну. В случае установки комплекта для меньшей мезуры, чем имеет Ваша гитара, струна может оказаться коротка и сужение обмотки будет на ладах, что не допустит их использования, так же, в случае использования комплекта для более длинной мензуры, толстые струны не будут заужены до колка и толстой частью будут намотаны на шток, что увеличивает нагрузку на струну и риск ее обрывания.

Разберемся, что такое мензура и как ее определить.

Mensura — в переводе с латыни, означает мера, размер. Говоря о струнных инструментах, под мензурой (scale lenght) подразумевается рабочая длина струны от верхнего порожка, до седла на бридже или до подставки, если речь идет о смычковых инструментах.


Чаще всего можно встретить обозначение мензуры в дюймах (30″, 34″ и т.п.),иногда в миллиметрах или же словами short, medium, long и extra long. Чтобы найти мензуру своего инструмента, просто найдите его спецификацию в интернете или измеряйте расстояние от порожка до 12 лада, а затем умножьте эту величину на 2 (если мерили в сантиметрах, переведите результат в дюймы).

Есть более точный способ найти подходящий комплект, т.к. бывают случаи, когда комплект для мензуры 34” подойдет на некоторые инструменты с мензурой 35”. Мы собрали информацию об этом параметре от разных производителей и все что Вам требуется — измерить длину самой толстой струны установленной на Вашей бас-гитары от верхнего порожка до «колечка» и сверить данные с таблицей ниже(все данные приведены в дюймах).

Длина струны «от колечка до сужения» у основных производителей:

Длина обмотки Cleartone Coated:
• Long Scale = 37.5″ от ролика до конуса

Длинна обмотки D’Addario:
• Short Scale = 32″ от ролика до конуса (шелка)
• Medium Scale = 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale = 37.1″ от ролика до конуса (шелка)
• Super Long Scale = 38″ от ролика до конуса (шелка)

Длинна обмотки DR:
• Short Scale = 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale = 38″ от ролика до конуса (шелка)
• Extra Long Scale — 40.7″ от ролика до конуса (шелка)

Длинна обмотки Dean Markley:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса (шелка)
Длинна обмотки Dunlop:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Elixir:
• Long Scale = 36.5″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Ernie Ball:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса (шелка)
• Super Long Scale = 38.25″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Everly:
• Long Scale = 37.75″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Fender:
• Short Scale = 32″ от ролика до конуса
• Medium Scale = 34″ от ролика до конуса
• Long Scale = 36.5″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Fodera:
• Long Scale = 37.5″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 39.25″ от ролика до конуса

Длинна обмотки GHS:
• Short Scale: 32″ от ролика до конуса (шелка)
• Medium Scale: 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale: 36.5″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Plus: 38″ от ролика до конуса (шелка)

Длина обмотки Ken Smith:
• Long Scale = 38″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 40″ от ролика до шелка
• Для некоторых струн B имеется опция «Medium Scale» = 36.5″ от ролика до шелка

Длинна обмотки La Bella:
• Short Scale = 32″ от ролика до шелка
• Medium Scale = 34″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до шелка
• Hofner Beatle Bass = 34″ от ролика до шелка

Длинна обмотки MTD:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до шелка

Длинна обмотки R.Cocco:
• Long Scale = 37″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Rotosound:
• Short Scale = 32″ от ролика до шелка
• Medium Scale = 34″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до конуса (шелка)
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до шелка

Длинна обмотки Sadowsky:
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до шелка

Длинна обмотки SIT:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Spector:
• Long Scale = 38″ от ролика до конуса

Длинна обмотки Thomastik-Infeld:
• Short Scale = 35.5″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Super Long Scale = 39.75″ от ролика до шелка

Продление срока службы струн

Очень важный момент! Стоимость струн для бас-гитар в несколько раз превышает стоимость струн для электрогитар. Многим музыкантам хотелось бы увеличить срок их службы. В продаже имеется множество кондиционеров-очистителей для струн. Средства для очистки струн удаляют жир, грязь, оксидную пленку, снижают трение. Если давать струнам необходимый уход , можно продлить срок службы в несколько раз.
Так же в продаже можно найти множество моделей струн с защитным покрытием («coated»). Струны покрыты на фабрике защитной пленкой, толщиной всего в несколько микрон. Пленка защищает струны от любых внешних воздействий. Такие струны не нуждаются в уходе и служат в несколько раз дольше. Лидерами среди струн с покрытием являются американские бренды : Elixir, Cleartone.

Если у Вас остались вопросы, мы будем рады проконсультировать Вас любым удобным способом: по телефону, электронной почте, в соц. сетях.

Источник

Выбираем струны для бас-гитары

Привет! Часто сталкиваюсь с таким вопросом: «А какие мне струны выбрать? Я всегда прихожу в музыкальный магазин и беру самые дешевые среднего калибра. Они что, правда сильно отличаются и так влияют на звук?» Поэтому сегодня напишу небольшой обзор по этой теме. Для начала рассмотрим несколько общих моментов.

Калибр и натяжение

«Строй ниже стандартного — значит струны надо потолще, а то будут болтаться как веревки» — это не всегда верно. У разных производителей при одном и том же калибре струны могут быть разного натяжения, 45-105 от Ernie Ball и 45-105 от DR например — это совершенно разные вещи. Более того, у некоторых фирм даже встречаются разные натяжения для одного и того же калибра, при выборе надо это учитывать. Не всегда вся эта информация указывается изготовителем, поэтому надо либо пробовать самому, либо полагаться на опыт коллег. Толщина же — дело вкуса, тонкие струны не всегда дадут меньше правильного низа.

Мензура и калибры

Стандартом принято считать мензуру 34″ — это Fender JB/PB, Musicman Stingray/Sterling, Warwick и многие другие. 35″ делают многие фирмы для своих инструментов в пяти- и более-струнном исполнении, четверки из популярных сходу вспоминается разве что Spector. В чем же отличие? Распостранено мнение, что увеличенная мензура в лучшую сторону влияет на звучание толстых струн, в частности струны «си». Лично я с этим мнением не согласен, далеко не все экземпляры с 35″ мензурой обладают уверенной пятой. Этот вопрос вообще сложный, я склоняюсь к тому, что на «си» скорее влияет качество изготовления грифа и правильно подобранные пропорции грифа и корпуса, чем длина мензуры. Так что же дает увеличенная мензура? При прочих равных — просто более сильное натяжение. Несколько другой звук для инструментов со своим характерным звучанием (джазбас 34″ и джазбас 35″ — разница в звуке довольно существенна на мой слух). Так же это вопрос удобства и привычки, ну тут уже кому что нравится. Короче, однозначных преимуществ нет. Более того, при увеличенной мензуре надо учитывать длину струны, может не налезть.

Струны сквозь корпус

Я противник этой технологии на басах. На гитарах — да, эффект есть, и в лучшую сторону, но на бас-гитарах, которые у меня были, струны установленные обычным образом всегда звучали лучше. Может, излишний перегиб на седлах бриджа не дает струнам звучать в полную силу, но мой опыт говорит способу установки струн сквозь корпус решительное «НЕТ»!

Сталь vs никель

Чистая вкусовщина, никаких советов быть не может. Весьма разные ощущения при игре, разный звук. Сталь — в целом более «широкое» звучание, ярче верха, не самые приятные тактильные ощущения при игре, обычно быстрее убиваются. Никель — звучание мягче, более сфокусированная середина, играть однозначно приятнее, чем на стали)) Живут немного дольше стальных по моему опыту, а точнее садятся не так резко. Есть всяки вариации центральных жил струны — сам никогда не заморачивался этим вопросом, не могу сказать, чем они отличаются и как это влияет на звук.

Тэйпированные, или суженные на конце

Есть в этом свой прикол, в первую очередь в ощущениях, отдача струны более полная. На мой взгляд необходимы в случае какого-нибудь идиотского бриджа, типа fender highmass — небольшие пропилы на седлах последнего не дают толстым струнам полноценно прижиматься и звук становится хуже (в случае пятиструнного исполнения конкретно для струны «си», думаю, что на четверках такой проблемы быть не должно)

Брак — слово нехорошее

И весьма печальное, за такие-то деньги! А уж вы то знаете, что басовые струны — удовольствие не из дешевых. У разных производителей дело обстоит по-разному, подробнее остановлюсь на этом позже. Только напомню, что если глаза наливаются кровью, руки начинают трястись, но мензуру отстроить все-таки не получается, дело возможно именно в некачественной струне, а не в бридже/колке/кривых ладах и т.п.

Морозная свежесть

Новые струны — лучший «улучшайзер»! Без шуток. На концерт, запись, день рождения, защиту диплома и прочие отвественные мероприятия обязательно ставьте новый комплект. Радуйте себя хорошим звуком! Есть конечно любители струн 2-3 недельной давности, но лично я к ним не отношусь и считаю, что струны с другим типом обмотки в для таких звуковых задач подходят лучше. Собственно:

Плоские, полуплоские и круглые

Все звучат по-разному. Не обладаю большим опытом игры на плоских струнах, многие их выбирают для безлада, мне же они в таком качестве не очень нравятся. Дают свой особенный характер, в первую очередь самых низких частот, так же они несколько другие по атаке и сустейну: первого больше, второго меньше. КРУГЛЫЕ С УБРАННЫМ ТОНОМ НЕ РАВНО ПЛОСКИЕ! Лично у меня один из любимых примеров использования плоских струн — это Snarky Puppy: Fender PB 76′ + D’Addario Chromes. О да, этот чувак кое-что понимает в звуке!))

Фейри, мультиварки и прочие борщи.

Вы все еще кипятите?)) Если честно. сам никогда не пробовал варить струны, не знаю, есть ли от этого рассказываемый старперами эффект)) Считаю этот способ пережитком прошлого и совсем крайней мерой в безвыходной ситуации. НЕ РЕКОМЕНДУЮ

Нанотехнологии против лимонного масла

А точнее так: Elixir VS все остальные струны без покрытия + GHS/Dunlop кондиционеры для струн. Так как у самого есть проблема с живучестью струн (у меня они мрут катастрофически быстро), давно уже изучил этот вопрос. Так вот, эликсиры реально живут дольше всех, и никакие другие, даже при тщательном уходе не сравнятся с ними по этому параметру, к сожалению. Nanoweb-покрытие действительно работает. Про клинеры: фаст фрет мне нравится больше, не так требователен как данлоп в плане того, чтобы протирать сразу после игры, к тому же универсален, подходит и для накладки грифа. Ну и собственно пройдемся по конкретным маркам!

  1. Elixir. Долгожители-рекордсмены. на мой вкус слегка мутные сразу, как обычные никелевые двухнедельной давности. Но в таком состоянии они держатся очень долго. Если денег на струны нет — надо брать именно их, а не какие-нибудь дешманские за 500 рэ. От медиатора их покрытие имеет свойство быстро лохматиться, надо это учитывать. Крайне приятны на ощупь при пальцевой игре, немного скользкое ощущение делает слайды весьма приятным занятием. При покупке обращайте внимание указанную длину, Long — это у них стандарт, на 35″ надо брать уже Extra Long. Не так давно появилась стальная вариация, с тем же покрытием, мне пока не довелось их попробовать. С фастфретом не дружат вообще, даже не пробуйте! Ни разу не сталкивался с браком у эликсиров.
  2. DR Sunbeams, Hi-Beams, Lo-riders, Neon — все хороши по-своему. По звуку струны DR на первом месте в моем личном хит-параде, но ставлю я их редко и только на запись, так как умирают они у меня за пару часов. Хайбимы для меня эталон звука стали, если бы играл на ней — пользовался бы только ими. Лоу райдеры никелевые весьма «фанкушные», очень собранный тон и выраженный пинок. НЕОНЫ — красота, но только на концерты. Звучат они так себе, если честно. По натяжению — в целом DR-ки помягче всех других. Налезают на любую мензуру без проблем. Процент брака очень низкий, буквально пару раз встречал за довольно долгую практику их использования. С фаст фретом дружат хорошо.
  3. D’Addario. Много серий, много разных калибров. Одни из самых популярных струн в мире, да и стоят недорого. Раньше пользовался ими, но в какой-то момент качество резко ухудшилось. Не смотря ни на что, они весьма хороши. Я бы сказал, очень «музыкальные» струны, хорошо реагируют на динамику. Печалит только процент брака — по моему опыту примерно в каждой пятой/шестой пачке встречаются проблемы. Рекомендую их, только если нет вариантов получше. Особой живучестью не отличаются. Плоские даддарио — отдельная тема, лично мне они понравились.
  4. Warwick. Желтые, красные и какие-то с покрытием. Последние не пробовал, а красные и желтые — редкостный хлам. На ощупь противные, брак у них — не редкость. Дешево и сердито. Не рекомендую.
  5. Ernie Ball. Для тех, кто любит пожестче! Реально, самые тугие, из всех которые встречал. Для меня такое натяжение — это слишком, но кому-то придется по вкусу. По всем параметрам — уверенные «середняки».
  6. Cleartone. Полная фигня. Заявленное покрытие, как у эликсиров, ни фига не работает, по звуку они ничем не лучше других, а стоят дорого. Не рекомендую.
  7. GHS. Не встречал ни одного комплекта, который бы мне понравился. Все были с какими-либо косяками. Не рекомендую.
  8. La’bella. К сожалению, слишком мало опыта работы с этими струнами, не могу дать какую-либо характеристику. Далеко не самые популярные струны для баса.
  9. Thomastik. Хорошие струны! Рекомендую попробовать плоские Jazz и обычные желтые. Последние сразу после установки НЕ ЗВЕНЯТ ВООБЩЕ, но в них есть свой прикол, очень глубокий и чистый тон, практически идеальный баланс струн друг с другом. Живут не очень долго, но из-за специфичности звучания многим понравятся. С фаст фретом у меня они не подружились. А стальные Powerbass показались весьма обычными, на фоне стальных струн других производителей ничем не выделяются. С браком у томастиков не сталкивался.
  10. Эмузин и прочий дешманский шлак. Даже не рассматривается.
  11. Rotosound. Мое последнее открытие, серия Rotobass. Великолепные струны за свои деньги, а цена весьма демократична! У меня живут гораздо дольше других (за исключением элксиров, разумеется), звучат здорово: что-то среднее между сталью и никелем, тон более открытый, чем обычно у никеля, широкий низ, и в то же время собранная и четкая середина. По ощущениям немного жестковаты поначалу. С фаст фретом подружились идеально. Пробег пока 3 комплекта, брака не встретил, надеюсь, что и не встречу)) На данный момент эти струны — мой выбор. Есть еще много других серий у ротосаунд, но до них пока не добрался.

Приглашаю к обсуждению в комментах к статье!

Источник

Оцените статью