Струнодержатель, он же бридж (от англ. «bridge» — мост), — это деталь на деке электрогитары, поддерживающая струны и передающая их вибрацию корпусу гитары. Бриджи бывают двух основных видов: фиксированный и тремоло.
Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.
Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.
Стоп-бар характерен, в первую очередь, для гитар Gibson. На более современных инструментах чаще делают Tune-o-Matic со струнами сквозь корпус. Что это дает? В результате того, что струны проходят сквозь корпус, вырастает отдача самого дерева и немного сустейн инструмента. Опять-таки, на современных инструментах встречается новый вид Tune-o-Matic’а — где Стоп-бар объеденен с самим Tune-o-Matic в одну конструкцию. Если говорить о недостатках и достоинствах этого бриджа, вытекает следующее: гитары с жестким струнодержателем легче настраивать (не надо разжимать ни каких топ-локов, не нужно следить за тем, как подвешена машинка), отдача и сустейн у таких гитар выше, чем у гитар с тремоло, строй держат весьма хорошо, перестроить гитару из одного строя в другой не составляет особого труда (особенно, по сравнению с двусторонними системами).
Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.
Тремоло-бриджи (или тремоло-машинки) обладают значительно более сложной конструкцией. Они имеют подвижную относительно корпуса гитары часть, к которой непосредственно крепятся струны. Это сделано для того, чтобы во время игры при помощи специального рычага (его так и называют — рычаг тремоло) изменять высоту одной или нескольких нот. Изначально рычаг тремоло ставился с целью создания эффекта вибрато (быстрое изменение высоты тона), а не для получения эффекта тремоло (быстрое повторение одного звука). Однако в результате путаницы в среде гитаристов распространился именно термин «тремоло». Существует большое количество разновидностей тремоло-машинок. К их недостаткам можно отнести дорогую и сложную конструкцию, непростую процедуру настройки и смены струн, а также склонность большинства тремоло-бриджей к быстрой потере строя. Для сохранения строя с некоторыми тремоло используется так называемый «топ-лок»
Это тремоло впервые появилось на гитарах Fender Stratocaster. Самая распространенная и классическая версия — тремоло на 6-ти болтах. В более поздних версиях стали выпускать аналогичное тремоло, но на 2-х болтах. Позволяет понижать строй гитары. При определенной настройке может и немного повышать строй, но все-таки, главным образом оно рассчитано на понижение.
Тремоло разработанное механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.
Floyd Rose (флойд роуз) — известная «запирающаяся» система тремоло (вибрато), иначе известная как «whammy bar», впервые использованная на электрогитаре. Система названа в честь её изобретателя Флойда Роуза. Это имя по сути стало обозначением этого конкретного типа тремоло-системы, и, хотя некоторые производители делают аналогичные конструкции, Флойду Роузу принадлежит патент на эту разработку.
Система включает в себя так называемые «топ-лок» — механизм, зажимающий струны у верхнего порожка и «плавающий» нижний порожек. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий нижний порожек позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот. Разумеется, когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно — поэтому обычно гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для последующей настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке «Floyd Rose».
Плавающий нижний порожек позволяет вытягивать ноты по высоте вверх, чего не могли делать предшественники «Floyd Rose». Это позволяет гитаристам использовать очень широкие диапазоны вибрато и даже создавать новые, необыкновенные звучания. Цена этого удовольствия -высокие требования к точности настройки и, как следствие неправильного ухода: перемещение гитары в пространстве может привести к тому, что порожек сдвинется и строй гитары изменится; слишком сильный нажим при глушении струн ладонью также может сдвинуть порожек; замена струн занимает значительно больше времени.
Использование «Floyd Rose» было популяризовано Эдди Ван Халеном (Eddie Van Halen). Многие известные современные электро-гитаристы (Джо Сатриани, Стив Вай (Steve Vai) и т. д.) часто используют «Floyd Rose» в своих работах для создания звуков, которые невозможно было получить раньше с помощью традиционных («vintage») тремоло-систем. Многие соло-гитаристы в стиле thrash metal используют «whammy bar» для создания уникальных «расстроенных» звучаний: например, композиция Slayer «Raining Blood» включает в себя соло, состоящее исключительно из звуков, полученных с помощью «раскачивания» одной ноты с помощью тремоло-системы. Несмотря на то что мода на тремоло-системы сошла на нет в 1990-х, так как она была в основном связана с музыкой в стиле metal, многие гитаристы до сих пор используют «Floyd Rose» для получения новых звучаний; Даймбэг Даррелл , гитарист группы Pantera, использовал «whammy bar» для извлечения натуральных флажолетов, которых нельзя было услышать иначе; Том Морелло (Tom Morello) из Rage Against the Machine и Audioslave использовал «whammy bar», «whammy pedal» и переключатель звукоснимателей для создания звуков в духе хип хопа.
Существуют аналоги «Floyd Rose», основанные не на механическом действии (натягивании или спускании струн), а на преобразовании уже преобразованных в электрическую форму сигналов. Один из них — «Digitech’s Whammy Pedal». Когда система «Floyd Rose» стала достаточно известной, некоторые производители клавишных добавили колёсико плавного управления высотой нот к своим инструментам. Такое колёсико позволяло намного более гибко управлять высотой нот, чем механическая тремоло-система, и, разумеется, рано или поздно, эта технология вернулась обратно к гитарам.
Schaller Tremolo LP
Ноу-хау фирмы немецкой Shaller. Это тремоло напоминает винтажное стратовское, крепится на 2-х опорных болтах от Tune-o-Matic и позволяет понижать и повышать строй, при этом, неплохо сохраняя его. Если у вас есть Les Paul и вам хочется использовать рычаг тремоло, то эта машинка как раз то, что нужно.
ZR (Zero Resistance)
Тремоло, также похожее на Флойд Роуз, главное отличие в том, что присутствует своеобразный блокиратор, благодаря которому бридж фиксируется жестко и не слетает в случае, когда рвется струна. Настраивать такое тремоло тоже очень удобно по сравнению с обычным Флойд Роузом. Серийно устанавливается преимущественно на гитары Ibanez S-series.
Сейчас это в первую очередь тремоло, которое напоминает по конструкции Floyd Rose, также обладает зажимом на грифе. Вообще, существуют также жесткие струнодержатели подобной конструкции (такие были на сигнатурных гитарах Дэйва Мастейна и Марти Фридмана), но это редкое явление. А также раньше были популярны тремоло, которое имело ряд отличий, от современного Kahler’а, ориентированного на подобие Floyd Rose’а. Главная фишка конструкции в отсутствии пружин, тремоло крепится непосредственно на деке гитары.
Является прямым развитием Vintage tremolo. Этот струнодержатель уже позволяет лучше работать рычагом, так как зажимает струны непосредственно на самой машинке. Если при этом гитара оснащена каким-либо специальным порожком (роликовый, латунный, костяной и т.д.), то гитара может вообще практически не расстраиваться от использования тремоло. Соответственно, изначально предназначен для понижения строя, но можно настроить и так, чтобы тянуть вверх, также бывают гитары, у которых профрезеровано для этих целей дерево на корпусе.
Fender Deluxe Locking Tremolo
Изобретение фирмы Fender. Это тремоло похоже на Wilkinson и 2-х болтовый Vintage. В принципе, это и есть самое совершенное тремоло без зажима. Обычно оно встречается на гитарах в сочетании с роликовым порожком, соответственно, отлично держит строй, позволяет здорово «качать», при этом не имея проблем со строем. Собственно, по этой причине его и крестили «Fender Floyd Rose», ибо между ними есть много сходств. Струны также заблокированы на самом бридже. Имеет неплохой вес по сравнению с Wilkinson, вследствие чего, вырастает сустейн.
Владимир Холстинин: Теперь тремоло. Долгое время я играл на двухвинтовом, но вот недавно решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах.
Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.
Источник
Баритон гитара
Почти в любом музыкальном стиле гитара с давних времен смогла занять надежное место, оказавшись в качестве незаменимого инструмента почти в каждом жанре. Можно говорить, что это инструмент универсального типа. Однако, имеется один недостаток. Обычная гитара имеет ограниченный диапазон. Он состоит из четырех октав. У фортепиано, для примера, диапазон составляет восемь октав. В музыкальных коллективах для использования широкого диапазона частот в дуэте с гитарой применяют бас гитару. Некоторые гитаристы экспериментируют со звуком и настраивают гитары в низком строе. Но существует инструмент, который может исправить недостаток обычной гитары. Это баритон гитара.
Вообще одно из значений понятия баритон в музыке – это мужской голос, который является средним между басом и тенором. Также и у гитаристов.
Акустическая баритон гитара
Баритон гитары бывают акустические и электро. По сути внешних отличий от обычных гитар нет. Устройство гитар совпадают. Отличия кроются в следующих моментах:
Мензура. Скажу кратко, что обычная мензура электрогитар составляет 24,75 или 25,5 дюймов. Для бас гитары – 34 дюйма. Более подробно можно прочитать в этой статье. А вот в баритон гитаре мензура может варьироваться от 27 до 30 дюймов. Всё зависит от производителя и от модели.
Струны. Для баритон гитары применяют струны более толстого диаметра в отличие от обычной электрогитары. Комплекты струн бывают разные. Например, .013 — .060 или .012 — .068. А бывают и такие — .026 .035 .044 .055 .075 .095. Для баритон гитары Schecter Hellcat VI.
Строй гитары. Тут у каждого музыканта своя настройка инструмента. Чаще всего стандартный строй баритон гитары следующий: B-E-A-D-F#-B. Это на два тона ниже обычного гитарного строя.
Звучание. Естественно, звучит баритон гитара низко, басовито. Она хорошо подходит для тяжелых стилей музыки.
Schecter Hellcat VI
Конец 50-х годов двадцатого века считают временем появления баритона. Первая модель электрогитары с баритоновым звучанием (ей дали номер #0001) выпустили в 1957 году на фабрике фирмы Danelectro.
Инструмент не сумел стать быстро популярным – музыка в тот период времени не нуждалась в применении невысоких звуков, представляемым этим инструментом. Когда это и надо было, пользовались басом. Однако, спустя некоторое время баритон гитары оценили и уровень их популярности стал увеличиваться. Они смогли найти себе место в surf-музыке, а также по истечению некоторого времени вошли в стиль кантри (они часто использовались Джонни Кэшем, Вилли Нельсоном и Мерли Хаггардом).
В 1961 году фирма Fender выпустила инструмент, который составил конкуренцию баритоновой гитаре – BASS VI. Спустя какое-то время были созданы такие аналоги Danelectro baritone, как Gretch (модель 5265), Gibson EB-6, а также иные модели фирм PRS Guitars, Burns London, Music Man.
Баритон гитара Fender VI
Fender Bass VI
Баритон гитара Gretsch G5265
Настоящий интерес к баритону стал разгораться тогда, когда происходило становление тяжелого рока (80-е года двадцатого столетья). В течение этого периода перед музыкальными коллективами ставилась единственная цель, заключающаяся в достижении более тяжелого звучания. Для этого как нельзя лучше подошло применение баритона. Одними из первых, кто воспользовался этим инструментом в роке, были группы Sonic Youth и Butthole Surfers, находившиеся в начале появления направления этого альтернативного жанра.
Именно благодаря тому, что тяжелая музыка стала постоянно развиваться, а также увеличилась потребность в гитарах, имеющих более низкий строй, спрос на баритон гитары стал увеличиваться и различные производители гитар старались в своей линейке инструментов представить такой экземпляр. Ещё стоит отметить, что существуют баритон гитары с семью струнами. Основное отличие от семиструнных электрогитар – это увеличенная мензура. В качестве примера можно привести Ibanez серии RGD.
Ibanez RGD2127FX
В завершении, можно сказать, что всё-таки баритон гитара не является массовым инструментом, но у неё есть свои почитатели и она используется в разных стилях музыки. Если вы решили приобрести баритон гитару, то важно знать для каких конкретно музыкальных задач вы будите её использовать.
Кстати, если вам приходилось играть на баритон гитаре, напишите в комментариях свои впечатления.